КАТЯ МОЧАЛОВА. СМЫЧКОМ НА ДОМРЕ?

Автор: Людмила САВВАТЕЕВА, Организатор цикла концертов «МАГИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ» 19.01.2023 14:46

Печать

***Родители уговаривали ее бросить музыкальную школу: за двумя зайцами погонишься…А «зайцев» у круглой отличницы Кати Мочаловой было ой, как много: изучение двух иностранных языков (в детстве мечтала быть переводчицей), занятия баскетболом, фехтованием, легкой атлетикой, рисованием…И домра, по мнению домочадцев, была уж совсем лишней. Когда Екатерина, с золотой медалью окончив школу, решила поступать в музыкальное училище, шок испытали не только родители, но и учителя. Жалеет ли сейчас о своем выборе самая титулованная домристка России Екатерина Мочалова? «Ни одной минуты!»,- отвечает Катя.


***Параллельно домре она успела освоить мандолину. Да так лихо, что один за другим выиграла 2 престижнейших мировых конкурса, которые проводятся в Японии - "The 23rd mandolin competition of Japan" (2012 г.) и "Osaka international mandolin competition" (2013 г.). Мандолина Кате очень интересна, потому что для этого инструмента существует большой оригинальный репертуар. Может быть, не все знают, что Вивальди, Моцарт, Бетховен, Паганини писали музыку специально для мандолины. Мандолина, родившись в Италии в 16 веке, постепенно распространилась по всему миру и сегодня очень популярна во многих странах, особенно в Германии, Люксембурге, Японии, США. А это открыло для артистки счастливую возможность участвовать в конкурсах и фестивалях с самой широкой географией.

***Не удивляйтесь, но самая большая мечта Екатерины – чтоб и русская домра получила всемирное признание. Во многом благодаря маэстро Юрию Башмету эта мечта начала сбываться. Однажды, услышав Катю, он произнес: «Ты должна с домрой сделать то же, что я в свое время сделал с альтом!». И начались их совместные гастроли по миру. Оркестр «Солисты Москвы», а в качестве солирующего инструмента не скрипка, а невиданная доселе, экзотическая, сногсшибательная русская домра. Жаль, что по понятным причинам это триумфальное шествие остановилось. Но даже за непродолжительный период домра в Европе произвела фурор. Неспроста же в Москву приехал молодой человек из Норвегии, чтобы освоить домру в классе Екатерины Николаевны.

***Жаль, что в свое время никто не обратился к Чайковскому, Рахманинову или Стравинскому с просьбой написать что-то для домры. Но ведь в то время никто и не относился к домре как к концертному инструменту…. Зато сейчас специально для Кати современные композиторы пишут и миниатюры, и самые масштабные сочинения, в том числе в сопровождении оркестра. Оказалось, что домра прекрасно сочетается практически со всеми инструментами. Иногда эксперименты заходят так далеко, что Екатерине приходится осваивать новые приемы игры на родном инструменте. Недавно, например, композитор Александр Чайковский в одном отрывке из Концерта для домры и симфонического оркестра предписал на домре играть смычком…. Очень необычный эффект получился!

***С недавних пор домра уверенно внедрилась и в джаз. Между прочим, благодаря Денису Мацуеву и его партнеру по сцене Кате Мочаловой. То ли еще будет!