C МЕЧТОЙ О БУДУЩЕЙ РОССИИ. Что такое "Наше время" и как прошел в Новороссийске весенний сбор-2017

Автор: Текст: Анна ЕДАЛИНА, фото: Марина ДАРКИНА, участники весенного сбора (отмечены *) 01.04.2017 10:35

Печать

***Последняя неделя марта в Новороссийске ознаменовалась ярким событием в подростковой жизни – на базе Технико-экономического лицея состоялся весенний сбор образовательного молодежного проекта «Наше время». Если вы не в курсе, «Наше время» – это программа дополнительного образования, в которой активно применяются технологии личностного роста и социальной ориентированности подростков. Да, лидерами и социально активными личностями ребята зачастую становятся сами по себе, но еще их и "выращивают"! Радует то, что проект не только сохраняет свою ритмичность (продолжает собирать учащихся старших классов четыре раза в год), но и обретает все бóльшую популярность. Так, в весеннем сборе приняли участие уже 200 человек (например, осенний сбор посетили 130 ребят), а желающих было еще больше!

***

НОВОЕ, ОСОБЕННЫЕ


***Начнем с главного. С того, что принципиально отличает этот сбор от предыдущих. Нововведение, на первый взгляд, не самое приметное, но, на наш взгляд, чрезвычайно важное: в проект стали вовлекаться не только лидеры и активисты школы, но и дети, нуждающиеся в раскрепощении, имеющие определенные комплексы и сложности в общении. Почему это нововведение малоприметное? Потому что о «сложности» некоторых участников проекта знают только его организаторы. Об этом нам рассказала куратор проекта «Наше время» Анна Сергеевна Щербаха.

***- «Сложные» дети, которых мы стали принимать на сборы, это не «трудные» подростки. Это ребята, которые испытывают сложности с публичными выступлениями, у которых по каким-то причинам не сложились отношения в классе. Таких детей на проекте немного, и мы с ними работаем особо. Помещаем их в лидерскую среду и помогаем им преодолеть свои трудности, раскрепоститься. Все они рассредоточены по разным отрядам. Получается своеобразная «инклюзия» в сфере личностного роста. Но чтобы эти дети увереннее себя чувствовали, к ним прикреплен отдельный вожатый, который их сопровождает на протяжении одного или нескольких сборов. И, надо подчеркнуть, об этих детях знаем только мы.

***- Как вы определяете и выбираете этих «сложных» детей?

***- Мы работаем с заместителями директоров школ по воспитательной работе. Раньше на сборы они отправляли, скажем так, школьную элиту, членов правления школьного самоуправления и т.д. Но когда мы им озвучили идею, что, возможно, есть смысл вовлекать и других детей в проект, они стали направлять к нам по 1-2 таких ребенка вместе с остальной сильной школьной командой. Учеников своих школ они всегда знают. Что касается адаптации сложных детей на сборе, то она достаточно легко проходит. Одно из правил проекта – «Я всех люблю». Мы никого не оцениваем, к каждому относимся с уважением. И эта душевная атмосфера, где заранее относятся к тебе хорошо, помогает раскрыться этим детям.

***- Есть какие-то еще изменения в составе участников проекта?

***- Если раньше проект был исключительно для старшеклассников, то сейчас мы берем на проект и восьмиклассников, и даже некоторых семиклассников. Но последних мы берем при условии, что они готовы к нашему проекту. Что значит готовы? То, что семиклассник может и физически, и морально не просто находиться в группе три полных дня, но все это время работать.


ПОБЕДА КОММУНИКАЦИИ НЕИЗБЕЖНА


***Что касается программы нынешнего сбора, то его тема в этот раз – «Коммуникация – путь к успеху». Причем, ее захотели выбрать сами ребята, наверное, по контрасту с предыдущим, творческим зимним сбором. Организаторы поддержали. «Мы все-таки здесь воспитываем лидеров, людей, умеющих правильно излагать свои мысли и умеющих общаться в любых условиях, в том числе и не очень комфортных для себя» - комментирует выбор темы Анна Щербаха.

***Именно поэтому программа включила в себя так много тренингов по психологии, ораторскому мастерству и социологии. Все они были разнонаправленными достаточно посмотреть на названия некоторых из них. Дебаты на тему «Социальные сети разрушают нравственные понятия молодежи». Тренинги «Основы создания и преставления проекта», «Лидерство. Основы управления коллективом», «Психология общения», «Конфликты и методы их решения». Игра на командообразование «Веселое путешествие».

***Кроме того, каждый вечер ребята силами своего отряда должны были выполнять так называемое КТД – коллективное творческое дело. Это сценические зарисовки на заданную тему, которые в конце дня отряды показывали всем участникам сбора. Получалась оригинальная эмоциональная разрядка в конце трудового дня. В общем, было, как всегда на сборах, интересно и познавательно.


«ГОРЯЧИЙ СТУЛ» ДЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОРДУМЫ


***Своеобразной кульминацией сбора стало традиционное для «Нашего времени» блиц-интервью «Горячий стул», где собеседником ребят стал председатель городской думы Новороссийска Александр Васильевич Шаталов. Дети задавали свои вопросы, которые, конечно, отражали их юношеские надежды и чаяния, мечты и только формирующийся взгляд на жизнь. Надо сказать, что ответы Александра Васильевича не разрушали радужного восприятия окружающей действительности молодого поколения. Публикуем фрагменты этого своеобразного «блица».

***- Александр Васильевич, поделитесь вашим секретом успеха.

***-  Надо стремиться быть одним из лучших.

***С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?

***- Павка Корчагин (главный герой романа Н.Островского «Как закалялась сталь» - ред.).

***- Ваше самое яркое воспоминание детства?

***- Я хорошо учился, и в первом классе у меня были одни пятерки. И вот когда я получил первую четверку, то расплакался.

***- Каким вы видели свое будущее в детстве?

***- В наше время все хотели стать героями: летчиками, космонавтами. У меня конкретного образа не было, но я помню, что мне очень хотелось сделать что-то значительное, как-то выделиться среди других, стать заметным.

***- Какую музыку вы предпочитаете?

***-  Лирическую. Всегда нравилась группа «Песняры».

***- Читали ли вы такую книгу, которая бы полностью перевернула ваш взгляд на мир?

***- Есть книги, которые я прочитал по нескольку раз: «Тихий Дон» и «Как закалялась сталь».

***- Чем вы занимаетесь в свободное время?

***- Работаю.

***Что вы считаете самой большой победой в вашей жизни?

***- То, что у меня есть семья, двое детей и пятеро внуков, из них - четыре внучки.

***- Если бы у вас был выбор: семья без работы или работа без семьи, что бы вы выбрали?

***- Сначала семья, потом работа.

***- Какими выдающимися качествами вы обладаете?

***- Никакими. Я обычный человек.

***- Повлияла ли школа на ваше будущее?

***- Разумеется, да, ну а как иначе? Я хорошо учился: и в школе, и в техникуме, и в институте. Конечно, это повлияло на мою дальнейшую жизнь.

***- Есть ли такое место, куда вы стремитесь на протяжении всей своей жизни?

***- Да, есть. Это мой родной город Донецк.

***Являетесь ли вы сторонником коммунистической идеологии, и если да, то почему?

***- Я на ней вырос. Не знаю, почему сейчас все стали этого стыдиться. Там были те же самые заповеди: не убий, не укради и т.д., люди были искренними, доброжелательными, у всех были равные возможности. И я рад, что жил и воспитывался в то время.

***- Скажите свое мнение: как можно противостоять коррупции? Например, даче взяток в области медицины или образования.

***- Эту проблему, конечно, возможно решить только на федеральном уровне. Но, поверьте, если у врача или педагога будет достойный уровень заработной платы, он не будет брать никаких взяток.

***- Как складывалась ваша карьера и какие должности вы занимали?

***- Я проработал долго на автотранспортном предприятии, оно относилось к военно-строительному "Тресту-12". Сначала был мастером, старшим мастером, а потом ушел на пенсию руководитель предприятия, и меня назначили начальником. А как стал председателем госдумы, так это вообще уникальный случай. Я победил на выборах в округе, но что дальше было, - глава, активы, другие депутаты, случайность, удачное стечение обстоятельств, – я не знаю.

***- В каких красках вы видите жизнь?

***- Точно не в черных. В жизни ведь главное – поставить цель. Тогда и пути будут находиться, и краски новые появляться. Если не будет цели, вы ничего никогда не достигнете.

***- Почему вы выбрали свою профессию?

***- Профессию выбрал совершенно случайно. Мне тогда было 13 лет, нравились машины, поэтому и пошел в транспортную отрасль.

***- Вы состояли в свое время в компартии, скажите, как это на вас повлияло.

***- Я не состоял, а состою и до сих пор храню партийный билет.

***- Можете ли вы назвать три приоритета развития нашего города?

***- Первый приоритет – это, конечно, здравоохранение. Второй – это ЖКХ. И третий вопрос – перспективы: дороги, коммуникации.

***- Каков ваш самый большой страх?

***- Я думаю, потерять близких, родных. Помните, что самое важное – это семья, которую надо обеспечить и сделать счастливой.

***- Александр Васильевич, какая самая большая проблема молодости, как вы считаете?

***- Бесстрашие. Заблуждение, что родители ничего не понимают, а на самом деле только они и могут дать правильный совет, так что слушайте родителей.

***- Вы о чем-нибудь жалели в своей жизни?

***- Жалею, что мало времени уделял своим сыновьям.

***- Добились ли вы своей цели в жизни?

***- Я особо ничего и не добивался. Все, что я имею и чего достиг – случилось само собой. Я просто много работал, старался делать свое дело хорошо. Главное – оставаться честным и порядочным человеком.

***- Что значит быть лидером?

***- Лидер – это тот, кто думает и заботится не только о себе, но и о других.


ФОНАРИКИ И МНЕНИЯ


***Финалом весеннего сбора стало торжественное закрытие и запуск в небо китайских фонариков, которые символизировали единение и дружбу, приобретенные ребятами в эти три дня.

***А теперь - мнения.***

***Татьяна Фаяновна Александрова, заместитель начальника управления образования администрации МО г.Новороссийск по воспитательной работе:

***- Я выскажу свое мнение, и больше не как специалист, а как обыватель. Проект очень популярен, потому что здесь дети могут раскрыть себя, проявить, стать лидером среди лидеров. И это особенно важно в подростковом возрасте. После сбора у них вырастают крылья, они хотят что-то делать, создавать, трудиться. Есть, конечно, такие, которые приходят на один день, понимают, что здесь им не удастся просто приятно провести время, что надо учиться чему-то новому и работать, и больше не появляются на проекте.

***Наверное, русский менталитет таков, что нам нужна мечта, нам нужна задача. По сути, возрожденное школьное самоуправление или всероссийское движение школьников дают возможность идти к своему будущему плечом к плечу с кем-то, делать коллективные дела. Современные дети тоже нуждаются в том, чтобы быть не каждый сам по себе, а быть вместе и иметь общую цель. Какую? Будущее России, наверное. Хоть это и звучит очень пафосно. Ведь сейчас такого общего стремления, как раньше, например, построить коммунизм, у нас нет. Но есть другие общие задачи: формировать и держать нравственные, моральные устои, быть патриотами. По сути, на этих сборах мы формируем нормального социально активного человека, который может управлять не только своими эмоциями и действиями, но и вести за собой других людей.

***Елена Владимировна Власкова, заместитель директора «Технико-экономического» лицея по воспитательной работе:

***- Я считаю, что проведение таких сборов очень нужно и полезно для детей. Всё, чему они здесь учатся, потом приносят в школу. А учатся дети на сборах очень многому. Они работают с психологами, проходят тренинги, делают проекты, творческие задания выполняют (за дверью кабинета в это время раздается победный многоголосый крик). Слышите? Им по-настоящему здесь интересно и хорошо, а если бы вы увидели их ритуальный танец «Наше время», исчезли бы последние сомнения по этому поводу.

***Здесь, с этими молодыми вожатыми, на которых даже просто посмотреть  любопытно, так они необычно и креативно выглядят, они творят свое будущее и во многом будущее своих школ. Они мыслят очень современно и, что очень важно, находятся на одной волне с вожатыми. Потому что все-таки школьные учителя старой закалки не могут поддержать молодежные устремления в должной мере. Эту поддержку и единомышленников дети находят на сборах.

***В чем еще я вижу плюс таких сборов. Здесь их учат не плыть по течению, а отстаивать свою точку зрения, отстраивать свою жизнь самостоятельно. Учат проявлять свои лидерские качества, чтобы потом уметь повести за собой, чтобы в случае необходимости противостоять социуму. В обществе всегда должны быть «вожаки». И однозначно лучше, если это будут люди, воспитанные на положительных ценностях, нежели лидеры с девиантным поведением и отрицательными устоями.

***Наталья Сотникова, ученица 11 класса школы №22, четвертый год на проекте, Дарья Еременко, ученица 9 класса школы №18, десятый раз на проекте.

***- Вы участницы "Нашего времени", что называется, со стажем. Скажите, что вам дает этот проект?

***Наталья: - Я стала президентом самоуправления школы. Здесь дают технологию, как стать лидером. Как быть уверенной в себе, как вливаться в коллектив и вести его за собой. Был момент после одних сборов, когда создали единый городской комитет по школьному самоуправлению. Нас (президентов - ред.) там периодически собирали, с нами разговаривали, давали задания, а мы потом претворяли это в своих школах. Я, например, создала в двадцать второй школе КВН, и эти дети сейчас участвуют в городской команде.

***Дарья: - «Я здесь потому, что хочу быть полезной обществу. А на сборах этому учат. У нас даже правило такое здесь есть: «Ни дня без добрых дел». Как выполняем правило? Для начала печенье всем приносим!

***

***Послушав все эти мнения, хотелось бы добавить следующее. Безусловно, новороссийский опыт проведения молодежных сборов «Наше время» является очень успешным. Более того, результаты его выходят далеко за рамки проекта. Дети по своей инициативе в свободное от учебы время проводят различные общественно-полезные мероприятия:  экологический десант на побережье, закрашивание непристойных надписей в городе, посещение ветеранов не только раз в год, на 9 мая, и многие другие. Свидетельством того, что и власть имущие нашего города по достоинству оценили важность и нужность проекта, является его стабильное финансирование. И это, конечно же, не может не радовать.

***