Автор: Текст: Анна ЕДАЛИНА, фото: Марина ДАРКИНА, участники весенного сбора (отмечены *) 01.04.2017 10:35
***Начнем с главного. С того, что принципиально отличает этот сбор от предыдущих. Нововведение, на первый взгляд, не самое приметное, но, на наш взгляд, чрезвычайно важное: в проект стали вовлекаться не только лидеры и активисты школы, но и дети, нуждающиеся в раскрепощении, имеющие определенные комплексы и сложности в общении. Почему это нововведение малоприметное? Потому что о «сложности» некоторых участников проекта знают только его организаторы. Об этом нам рассказала куратор проекта «Наше время» Анна Сергеевна Щербаха.
***- «Сложные» дети, которых мы стали принимать на сборы, это не «трудные» подростки. Это ребята, которые испытывают сложности с публичными выступлениями, у которых по каким-то причинам не сложились отношения в классе. Таких детей на проекте немного, и мы с ними работаем особо. Помещаем их в лидерскую среду и помогаем им преодолеть свои трудности, раскрепоститься. Все они рассредоточены по разным отрядам. Получается своеобразная «инклюзия» в сфере личностного роста. Но чтобы эти дети увереннее себя чувствовали, к ним прикреплен отдельный вожатый, который их сопровождает на протяжении одного или нескольких сборов. И, надо подчеркнуть, об этих детях знаем только мы.
***- Как вы определяете и выбираете этих «сложных» детей?
***- Мы работаем с заместителями директоров школ по воспитательной работе. Раньше на сборы они отправляли, скажем так, школьную элиту, членов правления школьного самоуправления и т.д. Но когда мы им озвучили идею, что, возможно, есть смысл вовлекать и других детей в проект, они стали направлять к нам по 1-2 таких ребенка вместе с остальной сильной школьной командой. Учеников своих школ они всегда знают. Что касается адаптации сложных детей на сборе, то она достаточно легко проходит. Одно из правил проекта – «Я всех люблю». Мы никого не оцениваем, к каждому относимся с уважением. И эта душевная атмосфера, где заранее относятся к тебе хорошо, помогает раскрыться этим детям.
***- Есть какие-то еще изменения в составе участников проекта?
***- Если раньше проект был исключительно для старшеклассников, то сейчас мы берем на проект и восьмиклассников, и даже некоторых семиклассников. Но последних мы берем при условии, что они готовы к нашему проекту. Что значит готовы? То, что семиклассник может и физически, и морально не просто находиться в группе три полных дня, но все это время работать.
***Что касается программы нынешнего сбора, то его тема в этот раз – «Коммуникация – путь к успеху». Причем, ее захотели выбрать сами ребята, наверное, по контрасту с предыдущим, творческим зимним сбором. Организаторы поддержали. «Мы все-таки здесь воспитываем лидеров, людей, умеющих правильно излагать свои мысли и умеющих общаться в любых условиях, в том числе и не очень комфортных для себя» - комментирует выбор темы Анна Щербаха.
***Именно поэтому программа включила в себя так много тренингов по психологии, ораторскому мастерству и социологии. Все они были разнонаправленными – достаточно посмотреть на названия некоторых из них. Дебаты на тему «Социальные сети разрушают нравственные понятия молодежи». Тренинги «Основы создания и преставления проекта», «Лидерство. Основы управления коллективом», «Психология общения», «Конфликты и методы их решения». Игра на командообразование «Веселое путешествие».
***Кроме того, каждый вечер ребята силами своего отряда должны были выполнять так называемое КТД – коллективное творческое дело. Это сценические зарисовки на заданную тему, которые в конце дня отряды показывали всем участникам сбора. Получалась оригинальная эмоциональная разрядка в конце трудового дня. В общем, было, как всегда на сборах, интересно и познавательно.
***Своеобразной кульминацией сбора стало традиционное для «Нашего времени» блиц-интервью «Горячий стул», где собеседником ребят стал председатель городской думы Новороссийска Александр Васильевич Шаталов. Дети задавали свои вопросы, которые, конечно, отражали их юношеские надежды и чаяния, мечты и только формирующийся взгляд на жизнь. Надо сказать, что ответы Александра Васильевича не разрушали радужного восприятия окружающей действительности молодого поколения. Публикуем фрагменты этого своеобразного «блица».
***- Александр Васильевич, поделитесь вашим секретом успеха.
***- Надо стремиться быть одним из лучших.
***С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
***- Павка Корчагин (главный герой романа Н.Островского «Как закалялась сталь» - ред.).
***- Ваше самое яркое воспоминание детства?
***- Я хорошо учился, и в первом классе у меня были одни пятерки. И вот когда я получил первую четверку, то расплакался.
***- Каким вы видели свое будущее в детстве?
***- В наше время все хотели стать героями: летчиками, космонавтами. У меня конкретного образа не было, но я помню, что мне очень хотелось сделать что-то значительное, как-то выделиться среди других, стать заметным.
***- Какую музыку вы предпочитаете?
***- Лирическую. Всегда нравилась группа «Песняры».
***- Читали ли вы такую книгу, которая бы полностью перевернула ваш взгляд на мир?
***- Есть книги, которые я прочитал по нескольку раз: «Тихий Дон» и «Как закалялась сталь».
***- Чем вы занимаетесь в свободное время?
***- Работаю.
***Что вы считаете самой большой победой в вашей жизни?
***- То, что у меня есть семья, двое детей и пятеро внуков, из них - четыре внучки.
***- Если бы у вас был выбор: семья без работы или работа без семьи, что бы вы выбрали?
***- Сначала семья, потом работа.
***- Какими выдающимися качествами вы обладаете?
***- Никакими. Я обычный человек.
***- Повлияла ли школа на ваше будущее?
***- Разумеется, да, ну а как иначе? Я хорошо учился: и в школе, и в техникуме, и в институте. Конечно, это повлияло на мою дальнейшую жизнь.
***- Есть ли такое место, куда вы стремитесь на протяжении всей своей жизни?
***- Да, есть. Это мой родной город Донецк.
***Являетесь ли вы сторонником коммунистической идеологии, и если да, то почему?
***- Я на ней вырос. Не знаю, почему сейчас все стали этого стыдиться. Там были те же самые заповеди: не убий, не укради и т.д., люди были искренними, доброжелательными, у всех были равные возможности. И я рад, что жил и воспитывался в то время.
***- Скажите свое мнение: как можно противостоять коррупции? Например, даче взяток в области медицины или образования.
***- Эту проблему, конечно, возможно решить только на федеральном уровне. Но, поверьте, если у врача или педагога будет достойный уровень заработной платы, он не будет брать никаких взяток.
***- Как складывалась ваша карьера и какие должности вы занимали?
***- Я проработал долго на автотранспортном предприятии, оно относилось к военно-строительному "Тресту-12". Сначала был мастером, старшим мастером, а потом ушел на пенсию руководитель предприятия, и меня назначили начальником. А как стал председателем госдумы, так это вообще уникальный случай. Я победил на выборах в округе, но что дальше было, - глава, активы, другие депутаты, случайность, удачное стечение обстоятельств, – я не знаю.
***- В каких красках вы видите жизнь?
***- Точно не в черных. В жизни ведь главное – поставить цель. Тогда и пути будут находиться, и краски новые появляться. Если не будет цели, вы ничего никогда не достигнете.
***- Почему вы выбрали свою профессию?
***- Профессию выбрал совершенно случайно. Мне тогда было 13 лет, нравились машины, поэтому и пошел в транспортную отрасль.
***- Вы состояли в свое время в компартии, скажите, как это на вас повлияло.
***- Я не состоял, а состою и до сих пор храню партийный билет.
***- Можете ли вы назвать три приоритета развития нашего города?
***- Первый приоритет – это, конечно, здравоохранение. Второй – это ЖКХ. И третий вопрос – перспективы: дороги, коммуникации.
***- Каков ваш самый большой страх?
***- Я думаю, потерять близких, родных. Помните, что самое важное – это семья, которую надо обеспечить и сделать счастливой.
***- Александр Васильевич, какая самая большая проблема молодости, как вы считаете?
***- Бесстрашие. Заблуждение, что родители ничего не понимают, а на самом деле только они и могут дать правильный совет, так что слушайте родителей.
***- Вы о чем-нибудь жалели в своей жизни?
***- Жалею, что мало времени уделял своим сыновьям.
***- Добились ли вы своей цели в жизни?
***- Я особо ничего и не добивался. Все, что я имею и чего достиг – случилось само собой. Я просто много работал, старался делать свое дело хорошо. Главное – оставаться честным и порядочным человеком.
***- Что значит быть лидером?
***- Лидер – это тот, кто думает и заботится не только о себе, но и о других.
***Финалом весеннего сбора стало торжественное закрытие и запуск в небо китайских фонариков, которые символизировали единение и дружбу, приобретенные ребятами в эти три дня.
***А теперь - мнения.***
***Татьяна Фаяновна Александрова, заместитель начальника управления образования администрации МО г.Новороссийск по воспитательной работе:
***- Я выскажу свое мнение, и больше не как специалист, а как обыватель. Проект очень популярен, потому что здесь дети могут раскрыть себя, проявить, стать лидером среди лидеров. И это особенно важно в подростковом возрасте. После сбора у них вырастают крылья, они хотят что-то делать, создавать, трудиться. Есть, конечно, такие, которые приходят на один день, понимают, что здесь им не удастся просто приятно провести время, что надо учиться чему-то новому и работать, и больше не появляются на проекте.
***Наверное, русский менталитет таков, что нам нужна мечта, нам нужна задача. По сути, возрожденное школьное самоуправление или всероссийское движение школьников дают возможность идти к своему будущему плечом к плечу с кем-то, делать коллективные дела. Современные дети тоже нуждаются в том, чтобы быть не каждый сам по себе, а быть вместе и иметь общую цель. Какую? Будущее России, наверное. Хоть это и звучит очень пафосно. Ведь сейчас такого общего стремления, как раньше, например, построить коммунизм, у нас нет. Но есть другие общие задачи: формировать и держать нравственные, моральные устои, быть патриотами. По сути, на этих сборах мы формируем нормального социально активного человека, который может управлять не только своими эмоциями и действиями, но и вести за собой других людей.
***Елена Владимировна Власкова, заместитель директора «Технико-экономического» лицея по воспитательной работе:
***- Я считаю, что проведение таких сборов очень нужно и полезно для детей. Всё, чему они здесь учатся, потом приносят в школу. А учатся дети на сборах очень многому. Они работают с психологами, проходят тренинги, делают проекты, творческие задания выполняют (за дверью кабинета в это время раздается победный многоголосый крик). Слышите? Им по-настоящему здесь интересно и хорошо, а если бы вы увидели их ритуальный танец «Наше время», исчезли бы последние сомнения по этому поводу.
***Здесь, с этими молодыми вожатыми, на которых даже просто посмотреть любопытно, так они необычно и креативно выглядят, они творят свое будущее и во многом будущее своих школ. Они мыслят очень современно и, что очень важно, находятся на одной волне с вожатыми. Потому что все-таки школьные учителя старой закалки не могут поддержать молодежные устремления в должной мере. Эту поддержку и единомышленников дети находят на сборах.
***В чем еще я вижу плюс таких сборов. Здесь их учат не плыть по течению, а отстаивать свою точку зрения, отстраивать свою жизнь самостоятельно. Учат проявлять свои лидерские качества, чтобы потом уметь повести за собой, чтобы в случае необходимости противостоять социуму. В обществе всегда должны быть «вожаки». И однозначно лучше, если это будут люди, воспитанные на положительных ценностях, нежели лидеры с девиантным поведением и отрицательными устоями.
***Наталья Сотникова, ученица 11 класса школы №22, четвертый год на проекте, Дарья Еременко, ученица 9 класса школы №18, десятый раз на проекте.
***- Вы участницы "Нашего времени", что называется, со стажем. Скажите, что вам дает этот проект?
***Наталья: - Я стала президентом самоуправления школы. Здесь дают технологию, как стать лидером. Как быть уверенной в себе, как вливаться в коллектив и вести его за собой. Был момент после одних сборов, когда создали единый городской комитет по школьному самоуправлению. Нас (президентов - ред.) там периодически собирали, с нами разговаривали, давали задания, а мы потом претворяли это в своих школах. Я, например, создала в двадцать второй школе КВН, и эти дети сейчас участвуют в городской команде.
***Дарья: - «Я здесь потому, что хочу быть полезной обществу. А на сборах этому учат. У нас даже правило такое здесь есть: «Ни дня без добрых дел». Как выполняем правило? Для начала печенье всем приносим!
< Предыдущая | Следующая > |
---|