Школа без сахара. Сегодня в гортеатре Новороссийска прошла августовская конференция педработников. Господствовали 2 тенденции: хвалить взахлеб и видеть реальные проблемы, искать пути их решения. Мы оставим патоку другим СМИ и заострим внимание на горьком

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

1. Настрой

***Для нас, журналистов, конференция началась чуть раньше, чем для остальных. Потому что перед ее началом у входа в гортеатр глава Новороссийска Владимир Синяговский дал небольшое интервью. Вот квинтэссенция им сказанного:

***- Новые задачи для образования записаны в законодательстве: и в российском, и в краевом. Есть закон - его надо выполнять. Это касается и уровня зарплаты, и строительства детских дошкольных учреждений. В этом году мы введем дополнительно 500 мест, в следующем – 700-800. Кстати, идет увеличение числа многодетных семей. Материально-техническая база, пожарная охрана... Эти и другие проблемы решаются. Но вот как повысить качество образования? Мы имеем во многом негативные показатели, резервы есть очень большие. Мы должны не в десятку лучших входить, как сейчас, а быть в тройке лидеров: Краснодар-Сочи-Новороссийск. То, что заработная плата педагогам повышается и будет повышаться, хорошо, но вот как увязать зарплату с результатами, с той же успеваемостью?

***В тринадцатом микрорайоне нет ни школы, ни детсада. Школу начали строить, место обозначено, но строительство приостановлено. Нет ни краевой, ни федеральной программы. А детсад приостановлен, так как не смогли переселить занятое жилье, там частные дома. Надо найти финансирование, и тогда будем строить. Но там еще с министерством обороны договорились. На ул.Рязанской-Герцена оформляем земельный участок. Может быть, раньше тут начнем строить. Да, здесь сразу два детсада планируется. И в 16 микрорайоне запланировано строительство двух детских садов. В этом году начинается строительство одного, в следующем - второго. В течение трех лет мы должны 10 детских садов построить.

***Достижений много, но много и проблем. Надо, чтобы педагоги, руководители образовательных учреждений не жили прошлогодними достижениями, а думали о наболевшем, ежемесячно отчитываясь о том, что сделано. И чтобы вся работа была нацелена на конечный результат.

2. Ура!

***Начало конференции ее организаторы решили "раскрасить" показом фильма об успехах отрасли образования в Новороссийске в минувшем учебном году. Красок в фильме оказалось немного, похоже, всего одна - ослепительно яркая белизна. Как сахар-рафинад. Бодрым голосом в темпе наложенного вальса нам взахлеб рассказывали о достижениях и только о них. По интонации и сути это напомнило тексты, которые читают дикторы на первомайских демонстрациях. Не хватало только "ура!" после каждого предложения.

***Поймите правильно: мы очень рады успехам отдельных педагогов и школ, гимназий, лицеев, талантливых ребят. Рады числу "стобалльников" (по 9 предметам 21 раз), медалистов (63 золотых и 41 серебряный). Прекрасно, что 34 учащихся новороссийских школ стали победителями и призерами всероссийских Олимпиад. Но...

***Вы попробуйте хотя бы один завтрак или обед обойтись только сахаром. Боюсь, эксперимент вам не понравится. Тем более, что с той же степенью бодрости было сказано и вот это: "По результатам государственной итоговой аттестации образование Новороссийска в десятке лучших муниципалитетов Краснодарского края". Может, и не резануло бы слух, но после общения с Владимиром Ильичом...

***Вот цифры, поданные опять-таки как безусловное достижение. 82% детей до семилетнего возраста охвачены дошкольным образованием. 82% детей получают дополнительные образовательные услуги. И вместо заключения:

***- Высокие показатели это закономерный итог многолетней работы в режиме эксперимента, это базовые принципы, которые обеспечили динамику развития системы образования, претворяющие в жизнь принципы, продиктованные модернизацией системы образования, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».

***Ух, вот это "пиар"! Удивило, что много было сказано об успехах воспитания, но почему-то ни слова о работе Новороссийского Сколково - действительно инновационного проекта.  Впрочем, фильм есть фильм. Была надежда, что дальше, вслед за видеопохвальбой пойдет серьезный разговор о нерешенных проблемах...

3. Середа

***Разумеется, все ждали выступления начальника городского управления образования Елены Середы. Объявлены были и другие - директора пятой гимназии, начальника УМВД по Новороссийску, руководителя местного профсоюза, председателя родительского комитета одной из школ и краевого гостя. Но уж начгорупробраза должна была именно нацелить присутствовавших в зале на главное.

***Ей, кстати, помог Владимир Синяговский, высказавшийся примерно в том же ключе, что и для журналистов немного раньше:

***- Вчера администрация края провела расширенное августовское совещание. Многие были в крае. Здесь велась видеоконференция. Мы услышали главные задачи, услышали проблемы и услышали пути их решения. Не буду останавливаться на заслугах вчерашнего дня. Вам всем спасибо, в целом наши школы справились с поставленными задачами. Мы вам благодарны. Но я хотел бы остановиться на проблемах. Почему мы в находимся в десятках, двадцатках, а не в тройке лучших? Не хочу обидеть другие города и районы, но когда там показатели лучше, значит, у нас есть серьезные проблемы. Я хотел бы, чтобы сегодня о них говорили. У нас должны появиться мероприятия, чтобы идти дальше достигнутого уровня, и подводить итоги нужно ежемесячно.

***Есть, с кого брать пример. Вот сороковая школа. Давайте возьмем эту школу за эталон. И будем учиться, начиная с дворовой территории. Как сделать, чтобы школа была вторым домом, вот задача. И давайте перестанем критиковать ЕГЭ. Мы люди государственные, ЕГЭ - это закон, а законы надо выполнять. Если ЕГЭ критикуем мы, что тогда говорят родители? Я бы попросил обратить внимание на негативные вопросы, в том числе, в учебном процессе. Заработная плата должна быть непременно привязана к конечному результату, а у вас конечный результат - это успеваемость и дисциплина.

***Увы, Елена Иосифовна своим выступлением разочаровала. По крайней мере, нас. Это оценочное суждение особенно усилилось после выступления представителя Министерства образования и науки Краснодарского края Евгения Пермякова. Он говорил коротко и ясно, называл вещи своими именами, не смешивая каплю критики с ложкой глюкозного сиропа.  Но не стоит забегать вперед. Итак, на что нацелила Середа и о чем умолчала?

***Мы узнали, в частности, о новом содержании воспитания - курсе на семью. Самое сложное в работе с детьми, оказывается, это работа с их родителями. Третья часть жителей нашего города является участниками образовательного процесса! А успех зависит, прежде всего, от ... полного представления о деятельности друг друга.

***Постарайтесь осмыслить сказанное сами. А теперь о том, что имела в виду госпожа руководительница. Оказывается, речь именно о public relations - том самом белом, как сахар, пиаре. Хотя слова "пиар", кажется, Елена Иосифовна не использовала. Но вот цитата: "307 статей и 67 видеороликов о жизни учреждений отрасли образования за год. Коллеги! Это капля в море. Неужели нам нечего рассказать и показать? Что узнают родители, к примеру, о школе №16, которая не выпустила ни одной статьи? А ведь в школе прошли прекрасные мероприятия...

***Почему при нехватке мест в детских садах родители предпочитают отдать своих детей в сады №№ 4, 82, 85, 49, 55? Почему ряд школ крайне популярны в нашем городе? Да потому, что постоянно в СМИ можно читать информацию об этих учреждениях. Кроме того, 42% от общего числа обращений по вопросам отрасли образования связаны с неинформированностью родителей о происходящих в учреждениях событиях.

***Поэтому поручение всем руководителям: использовать каждую возможность информировать наш город о своей жизнедеятельности через газету. Тем более что сегодня уже есть договоренность о запуске нашего спецпроекта с этой газетой".

***Некоторое время тому назад мы общались с Еленой Иосифовной, как раз говорили ей о том, что отрасль образования действительно заметно снизила число появлений в прессе с рассказом о происходящем в детских садах и школах, об инновациях и экспериментальных площадках. На это госпожа Середа сказала, как отрезала:

***- Мы сами можем прекрасно донести до родителей и учащихся то, что считаем нужным.

***Так что внезапное (или какое там?) осознание ею важности прессы для работы - это уже шаг вперед. Однако, полагаем, в этой сфере она таки дилетант. И даже не потому, что решила ограничиться публикациями в отдельно избранной черно-белой газете и не потому, что толком не понимает, какую роль играет честное слово журналиста - именно честное! Главная проблема, считаем, в том, что Елена Середа всерьез говорит об абсолютной важности пиара для популярности школ и детсадов. Да вы хотя бы у родителей детей спросите, почему они предпочитают тот или иной детсад, ту или иную школу. На самом деле пиар - это важное, но всего лишь сопровождение реальных успехов дошкольного или общеобразовательного учреждения! А реальные провалы в работе "не замажешь" никакими красивыми статьями и чудесными эфирами. Родители и сами учащиеся это знают, а Середа нет? По крайней мере, ничего иного она по этой теме не сказала.

***Зато сказала много другого из разряда "очевидное - невероятное". О роли родителей в образовательных стандартах. О том, что лаборатория – место, где проводятся эксперименты, а не хранятся пробирки. Резко высказалась против репетиторов. Их не должно быть! Вы согласны, читатели? Мы все "за", только как подготовить ребенка к поступлению, если в рамках обычных уроков не получается должным образом?

***В качестве "дегтя" к "мёду" выступило упоминание о недавней трагедии. Семилетний мальчик получил сильнейший ожог лица и грудной клетки, оставшись без присмотра родных. Правда, осталось непонятным, чем могли помочь педагоги-профессионалы аккурат в полночь, когда случилась беда. Зато предельно ясно, что педагоги, мягко говоря, недоработали, когда 28 учащихся из 14 образовательных учреждений не прошли порог успешности и не получили аттестаты. Ущерб нанесен примерно в 200.000 руб. Но, по мнению Середы, должна быть мотивация на качество образования, а не на зарплату. Прекрасное высказывание в духе несбывшегося коммунизма!

***Нет, не подумайте, Елена Иосифовна умеет признаваться и в грустном. Только адекватно на негатив, полагаем, не реагирует. Например: "Мы не видим неформальных лидеров, а родители не видят друзей своих детей". Это к тому, что немалое число девушек курит, а подростки нередко замешаны в криминале. Признание горькое, но, как говорится, сказала и забыла. Что конкретно с этим делать? А без ответа на этот вопрос зачем упоминать?

***Куда большее внимание начгорупробраза уделила ... детской и подростковой Интернет-зависимости. Оказывается, провели эксперимент и убедились, что без телевизора, компа, телефона у детей начинаются острые панические атаки. Чтение, музинструменты, рисование не помогают... Одна из инновационных новинок в качестве ухода от электроники -  битва семейных хоров. Когда в зале прошло нездоровое оживление, Елена Иосифовна сказала:

***- Коллеги, вам, я так понимаю, понравилось предложение. Спасибо.

***Нет, ни одна газета такое не сможет отпиарить!..

4. Главный курс от главы

***Градоначальник не стал комментировать выступление Середы, задавать ей вопросы, он дождался выступления руководителя гимназии №5 Татьяны Цепордей и стал советоваться с ней. Ведь Елена Иосифовна так ничего и не сказала в ответ на требование мэра (повторим его):

***- Заработная плата должна быть непременно привязана к конечному результату, а у вас конечный результат - это успеваемость и дисциплина.

***Ни слова не сказала Е.Середа и о многолетнем проекте "Новороссийское Сколково", и о том, что в этом году, совсем-совсем скоро нам предстоить отметить несколько городских юбилеев. Как к ним готовится отрасль образования, на что надо обратить внимание? Ни слова... Совсем-совсем не вспомнила о платных услугах. Закрытая тема? Но к главному!

***После выступлении директора пятой гимназии глава подтвердил то, о чем говорят многие, но не публично. Может, не все знают точные цифры? В Новороссийске есть 15 лучших школ и 19 худших! Первые - те, кто поднял наши показатели в крае: гимназии №№ 1, 4, 6, ТЭЛ, МТЛ, школы "Личность", №№ 33,  23, 28 и  др. "В этом году мы провалили химию, - сетовал глава. - Историю как-то вытащили, вы ведь помните, что в прошлом году нас критиковали за историю. Теперь с химией беда. А в целом 19 школ и гимназий нас посадили по всем показателям: 8, 10, 32, 27, 14, 24, 16, 21, 30 и др. Почему гимназия №5, ТЭЛ и МТЛ самые популярные при поступлении? Может быть, соберетесь и сами разберетесь?".

***А, может, пора и власть употребить? Если школа в числе худших год за годом, не дает учащимся знаний, плодит малолетних хулиганов (да, вместе с их родителями), то не пора ли для начала поменять здесь директора? По своей воле даже самый плохой директор не уйдет. И что можно требовать с подчиненных, если руководитель никак не отвечает - ни рублем, ни должностью - за  глобальные провалы в работе?

5. Пермяков

***Краевой гость порадовал конкретикой и деловитостью. Денег на образование в бюджете Кубани закладывается много, очень много. Консолидированный бюджет отрасли образования составляет ныне более 10% от краевого бюджета, а именно 67 млрд руб. И за 4 года он удвоился!

***Мы не станем пересказывать всё выступление Евгения Витальевича. Обратили внимание на тему среднего балла единого госэкзамена. 58,5 - средний балл ЕГЭ по краю по всем предметам в этом году, он увеличился на 2,9 балла по сравнению с прошлым годом и на 3,5 - в сравнении с 2011 годом.

***"По Новороссийску средний балл ЕГЭ составил 60,9, - сказал министерский гость. - Да, это выше среднекраевого, но достаточно ли его для поступления в ведущие кубанские вузы, я уже не говорю о российских? К примеру, проходной балл по сумме трех предметов в Кубанский госмедуниверситет на педиатрический факультет составил 271. Так что всё относительно...

6. После награждения

***После занятия приятным делом - награждением лучших педагогов и руководителей, Владимир Синяговский неожиданно обратился к Сергею Панченко, известному городскому депутату и педагогу со стажем. В том числе, он спросил у него о причинах низкой успеваемости в наших школах. Панченко сказал, что, по его мнению, об успеваемости нельзя судить по результатам ЕГЭ. Владимир Ильич был резок:

***- При всём уважении к вам это демагогией называется.

***Тут все предельно ясно. Чтобы оценить чью-либо работу, нужны критерии. Иначе как оценивать? Если не по успеваемости - а это именно результаты ЕГЭ, то за что хвалить-ругать? За число публикаций в СМИ? За охват горячим питанием? За процент некурящих девочек?

***Интересно, что сразу после диалога с Панченко мэр вспомнил о директоре Новороссийского казачьего кадетского корпуса Андрее Лактюшкине. Его в зале не было. "Вот тоже умеем маршировать, - с грустью сказал глава, - умеем дудеть, тарахтеть на барабанах, а успеваемость ... (махнул рукой) А ведь там проводят отбор учащихся, даже конкурс объявляют. Я просто прошу в ту резолюцию, которая будет нами утверждена, внести этот вопрос: качество образования. Нам есть, чем гордиться, да. Но давайте будем изучать лучшее и у нас, и в крае, а потом брать на вооружение".

7. И последнее

***Мы сами в прошлом педагоги и далеки от мысли рисовать современную новороссийскую школу в негативе. Мы с большим уважением относимся к труду педагогов. Но в последнее время очень заметна тенденция "не выносить сор из избы", а говоря о недостатках, делать упор на что-то второстепенное, умалчивая о главном. На сегодняшней педконференции в качестве "локомотива" выступил глава города. Очень жаль, что не Елена Середа. Мы оцениваем ее выступление как слабое. И в нем, полагаем, тоже было слишком много сахара, пусть и поменьше, чем в ролике а ля Первомай.

***Хотелось бы продолжить этот разговор вместе с вами, дорогие читатели. Обещаем опубликовать всё самое интересное, даже если вы с нами категорически не согласны и считаете: все наши школы работают на пять с плюсом. Конечно же, приглашаем к диалогу и воспитателей, учителей, руководителей педколлективов. Только не забывайте: от слишком большого количества сладкого можно не только получить неприятные вкусовые ощущения, но и серьезно заболеть.