Отказ от реализации проекта расширения КТК маловероятен

Автор: ЕЖЕДНЕВНАЯ ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С Handelsblatt 13.07.2010 19:58

Печать

Утверждает генеральный директор Каспийского трубопроводного консорциума Александр Тараканов

***Через четыре года мощность существующей системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) должна увеличиться более чем в два раза. Путь к принятию этого решения был долгим, главным образом из-за сложностей в вопросе финансирования расширения трубы. Об экономике проекта, акционерах и масштабах строительства в интервью корреспонденту РБК daily ГАЛИНЕ СТАРИНСКОЙ рассказал АЛЕКСАНДР ТАРАКАНОВ, возглавивший компанию в мае текущего года.

Дисциплина и ЭКОНОМИЯ

***— «Транснефть» недавно заявила о намерении увеличить долю в КТК. «Роснефть» обсуждает приобретение у ЛУКОЙЛа около 5,6% акций в проекте. С чем связана такая тенденция?

***— Этот вопрос к акционерам компании. КТК ведь рыночная компания, и подобные изменения не должны удивлять.

***— А появление новых собственников возможно?

***— В КТК есть акционеры, месторождения которых расположены в Казахстане и России. Поэтому их интересы понятны: им нужна система транспортировки нефти. Если какая-нибудь компания хочет усилить свои позиции в проекте или получить долю в нем, значит, у нее должны быть перспективы развития и дополнительные объемы нефти. Говорить сейчас о каком-то значительном изменении в структуре акционеров не стоит.

***— Какой будет окончательная сумма финансирования проекта расширения трубы? За счет каких средств будет формироваться?

***— На текущий момент стоимость реализации проекта расширения составляет 4,6 млрд долл. Однако эта цифра будет уточняться по результатам тендеров на строительно-монтажные работы. Утвержден план финансирования проекта, где основным источником являются собственные средства КТК, образующиеся как прибыль от основной деятельности, а также за счет отсрочки по выплатам займов акционерам.

***— Возможность банковского займа рассматривается?

***— В случае нехватки этих средств будут использоваться внешние заимствования. Хотя, по нашим подсчетам, собственных средств, по всей вероятности, будет достаточно.

***— Сколько составили тарифная выручка и чистая прибыль КТК за прошлый год?

***— Сейчас компания работает достаточно эффективно. Тарифная выручка КТК за 2009 год составила свыше 1,1 млрд долл., консолидированная операционная прибыль (по МСФО) — свыше 600 млн долл. На финансовые показатели КТК по-прежнему существенное влияние оказывает необходимость обслуживания задолженности перед акционерами, поэтому консолидированная чистая прибыль составляет около 250 млн долл.

***— После расширения трубопровода какие финансовые результаты ожидаете?

***— Мы рассчитываем на увеличение выручки до уровня порядка 2,5 млрд долл. в год, что существенно улучшит финансовые показатели компании и позволит погасить задолженность в более короткие сроки.

***— Сколько сейчас составляет долг КТК перед акционерами? По итогам прошлого года компания решила не начислять дивиденды. Когда выплаты могут возобновиться?

***— На начало периода накопления средств — январь 2009 года — задолженность КТК перед акционерами составляла 4,6 млрд долл. На начало текущего года эта цифра увеличилась до 4,9 млрд долл., из которых долг перед Россией — менее 700 млн. Ожидаем, что на момент завершения строительства долг увеличится до максимального значения в 6,6 млрд долл. в 2014 году, а затем начнет снижаться и будет полностью выплачен в 2018 году, после чего компания начнет начислять дивиденды. Кроме того, в соответствии с условиями меморандума о взаимопонимании был изменен прежний порядок погашения задолженности, предполагавший очередность. Теперь долг будет выплачиваться всем акционерам одновременно, так что обязательства перед Россией будут исполнены в этот же срок.

***— Каковы сроки окупаемости проекта?

***— Полагаем, что затраты на расширение КТК окупятся через пять лет после завершения проекта.

***— Какой объем капвложений заложен в бюджет по проекту расширения на текущий год?

***— Порядка 450 млн долл. Эта сумма включает средства на завершение рабочего проектирования, авансовые платежи по контрактам на оборудование с длительными сроками изготовления, оплату расходов управляющих компаний. В конце этого года ожидается утверждение акционерами долгосрочного бюджета проекта расширения на четыре года. Он будет включать в себя затраты на строительные работы, начало которых запланировано на первый квартал следующего года.

ТРУБА не опустеет

***— Когда будет готово ТЭО проекта расширения КТК?

***— ТЭО уже готово и в конце прошлого года успешно прошло госэкспертизу. Было также получено положительное заключение экологической экспертизы проекта. В настоящий момент завершается оформление землеотводов и подготовка рабочей документации.

***— Каким будет график строительства?

***— Строительство планируется осуществлять поэтапно. Первым этапом реализации станет модернизация существующих объектов КТК и замена 88 км трубопровода, что позволит в 2012 году иметь увеличение мощности системы до 35 млн т с нынешних проектных 28 млн (сейчас по факту компания прокачивает свыше 34 млн т нефти в год за счет применения антифрикционной присадки, АФП). Второй этап — увеличение мощности до 48 млн т за счет строительства пяти новых НПС и трех резервуаров по 100 тыс. куб. м на Морском терминале — будет реализован в 2013 году. Третий этап — строительство оставшихся пяти НПС, трех резервуаров по 100 тыс. куб. м и ВПУ на Морском терминале с доведением мощности до проектных 67 млн т (76 млн с применением АФП) — планируется закончить в 2014 году.

***— Нефть с каких месторождений станет ресурсной базой для заполнения трубопровода после расширения?

***— Следует отметить, что в настоящий момент рост добычи в Казахстане опережает развитие экспортных трубопроводных мощностей в регионе, поэтому актуальность увеличения мощностей КТК не вызывает сомнений. В расширенную систему трубопровода Тенгиз — Новороссийск прежде всего пойдет нефть с месторождений, уже входящих в пул грузоотправителей КТК, например Тенгиз и Карачаганак. Как известно, добыча на Тенгизе за последние годы существенно выросла и есть планы по ее дальнейшему наращиванию. Также ожидается нефть с новых каспийских месторождений — Кашагана в Казахстане, им. Филановского в России.

***Вообще, параметры проекта расширения разрабатывались на основе долгосрочных заявок на поставки нефти, которые представили все грузоотправители КТК. Реальность этих планов подтверждается тем фактом, что объемы поставляемой нефти будут гарантированы соглашением «качай или плати». Оно будет заключено с каждым поставщиком нефти и будет действовать до момента, когда затраты на реализацию проекта расширения окупятся. Так что проблем с загрузкой трубопровода возникнуть не должно.

***— Есть ли уже заключенные контракты по проекту расширения и какие еще планируется?

***— Для реализации проекта была утверждена система управления строительством. Общее руководство и контроль над всеми работами будет осуществлять сам КТК. Однако для более оптимальной и эффективной реализации проекта привлечены управляющие компании акционеров, которые по поручению КТК возьмут на себя технические функции по взаимодействию с подрядчиками. В роли управляющих компаний выступают дочерние общества «Транснефти», «Казмунайгаза» и Chevron. Так, предприятия «Транснефти» и «Казмунайгаза» будут отвечать за строительство объектов на территории соответственно России и Казахстана, а Chevron займется морской частью и модернизацией системы управления СКАДА. Возведение резервуаров на морском терминале будет реализовано совместно «Транснефтью» и Chevron. Помимо этого тендеры на строительно-монтажные работы будут проведены управляющими компаниями до конца этого года, а закупка крупного оборудования с длительными сроками изготовления осуществляется КТК самостоятельно. Уже в прошлом году были проведены тендеры на общую стоимость порядка 550 млн долл., завершается работа по заключению контрактов с победителями.

БУРГАС — АЛЕКСАНДРУПОЛИС

***— Трубопровод КТК проходит по территории ряда регионов Республики Казахстан и России. Не ожидаете ли вы сложностей в процессе расширения на местном уровне?

***— У нас проверенные временем, конструктивные отношения с властями всех регионов прохождения трассы нефтепровода. И мы, и они понимаем, что стабильная работа КТК выгодна и нам, и регионам, и в целом государству. Иногда, правда, возникают ситуации, когда мест­нические интересы затмевают интересы государства. Однако напомню, что КТК — это компания с участием государственных акционеров России и Казахстана, а также крупнейших нефтегазовых компаний мира, поэтому мы всегда строим свою работу в строгом соответствии с законодательством, и нам удается такие проблемы решать.

***— Расширение КТК связывали со строительством нефтепровода Бургас — Александруполис. Неопределенность судьбы этого проекта может как-то отразиться на планах Каспийского трубопроводного консорциума?

***— Могу сказать, что отказ от реализации проекта расширения КТК маловероятен и задержка с Бургас — Александруполис никак не повлияет на его реализацию. Один из устоявшихся стереотипов в отношении КТК заключается в том, что решения по проекту расширения принимаются из каких-либо политических соображений. По-видимому, это связано с той геополитической ролью, которую компания играет в транспортировке каспийской нефти. Но на данный момент основными драйверами расширения являются экономические факторы. Реализация расширения переходит в активную фазу, и если какие-либо задержки будут иметь место, то обусловлены они могут быть лишь чисто техническими моментами. Однако со своей стороны хочу заявить, что мы приложим все усилия, чтобы расширение КТК прошло успешно и в намеченные сроки.

***— Все-таки проект Бургас — Александруполис, которым вы руководили до прихода в КТК, будет реализован, как вы думаете?

***— Мое личное мнение, да. Вся предпроектная документация готова в полном объеме. В течение августа—сентября документы ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду. — РБК daily) будут направлены соответствующим органам Греции и Болгарии. Если отбросить все политические разговоры, которые сейчас ведутся, то процесс идет в рамках норм и стандартов, существующих в Европе. Кроме того, КТК и Бургас — Александруполис — это два разных проекта. Другое дело, что для Бургас — Александруполис должен быть дополнительный приток нефти в Черном море. Поэтому если КТК расширяется как факт, то повышается вероятность реализации российско-болгарско-греческой трубы. Такой сценарий изначально как раз и планировался.

***— На какой стадии реализации находится проект строительства на базе терминала Южная Озерейка под Новороссийском порта мощностью более 100 млн т нефти в год?

***— Это только идея, и с акционерами КТК, насколько я знаю, не обсуждается.

***Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — международный проект, созданный для транспортировки нефти с месторождений Западного Казахстана, а также нефти, поступающей в систему на территории России, до Морского терминала под Новороссийском. Акционеры КТК — правительство России, Казахстана, а также крупнейшие мировые добывающие компании (Chevron, Shell, ExxonMobil, Eni, «Роснефть», ЛУКОЙЛ и др.). 31-процентным пакетом акций России в КТК управляет ОАО «АК «Транснефть». Мощность первого этапа проекта — 28,2 млн т в год, с использованием антифрикционных присадок КТК отгружает свыше 30 млн т нефти в год. Перевалка с начала эксплуатации в 2001 году составила более 225 млн т. В конце 2009 года акционеры КТК согласовали расширение пропускной способности трубопровода.

Фотографии и материал предоставлен пресс-службой КТК-Р.