Сделка XXI века. Нормально, НИКОЛАЙ? Отлично, ЗИЯВУДИН!

Автор: Тест и фото: Владимир ДАРКИН (за исключением отмеченных) 29.01.2011 07:57

Печать

Наш порт прирос Приморским, став теперь самым крупным в России и вторым-третьим в Европе...

 

***О том, что «Транснефть» и «Сумма капитал» приобретают контрольный пакет акций ОАО «Новороссийской морской торговый порт» (НМТП), широкой публике стало известно поздно вечером 15 сентября 2010 года. «Новороссийские известия» тоже об этом рассказывали.

***Вчера, в пятницу, 28 января журналистов, пригласили в офис НМТП по ул. Мира (здание в виде корабля, когда-то принадлежавшее «Новороссийскрыбпрому»), чтобы рассказать новости. Главная - завершение группой НМТП сделки по приобретению ООО «Приморский торговый порт». Напомним, что именно интеграция крупнейшего портового оператора по нефтеналиву, второго по грузообороту порта России, каковым является расположенный на Балтийском море (примерно в 160 км от Санкт-Петербурга) порт Приморск, позволило стать ОАО «НМТП» самым крупным в России и вторым-третьим в Европе. Генеральный директор ОАО «НМТП» Игорь Вилинов и вице-президент по корпоративным отношениям ОАО «Сумма Капитал» Иван Мостович рассказали представителям СМИ о сути грандиозной операции, которую в прессе уже окрестили сделкой XXI века, и ответили на все наши вопросы.

*** Договор купли-продажи 100% долей в уставном капитале ООО «Приморский торговый порт» между ОАО «НМТП» в качестве покупателя, и единственным участником ООО «ПТП» - компанией с ограниченной ответственностью Omirico Limited, созданной и существующей по праву Республики Кипр, в качестве продавца, был подписан сторонами 21 января 2011 года.

*** Компания Omirico Limited, совместно контролируемая ОАО «АК Транснефть» (президент НИКОЛАЙ ТОКАРЕВ) и ЗИЯВУДИНОМ МАГОМЕДОВЫМ*, уведомила ОАО «НМТП» о приобретении 21 января 2011 года 100% выпущенных акций компании Novoport Holding Ltd., владеющей 50,1% акций ОАО «НМТП». Соответствующее уведомление также получено от компании Novoport Holding Ltd.
*** С целью частичного финансирования сделки ОАО «НМТП» привлек долгосрочный кредит ОАО «Сбербанк России» в размере 1,95 миллиарда долларов США сроком на 7 лет. Основные условия кредитного договора опубликованы в пресс-релизе ОАО «НМТП» от 9 декабря 2010 года, размещенном на официальном сайте компании по этому адресу.

*** Что мы узнали на пресс-конференции?

*** - Уникальность нашего нового актива – Приморского торгового порта – в удобном географическом расположении в Северо-Западной части Финского залива Балтийского моря, - рассказал Игорь Вилинов. – Глубины у причалов до 18 м позволяют принимать танкеры дедвейтом до 150 тыс.тонн. Объединенная компания будет иметь годовой грузооборот свыше 160 миллионов тонн. И очень важно, что ПТП построен недавно, там новые причалы, оборудование, которые в ближайшие годы не потребуют затрат. У этого терминала хорошие перспективы для развития, он не зажат городом.

*** Вилинов и Мостович упредили вопросы журналистов, по очереди подчеркнув, что контролирующие акционеры не планируют изменений в организационной структуре НМТП (в том числе, касательно предоставления преимуществ наливным грузам) и смены топ-менеджеров, генеральных директоров компаний группы. Как нам было сказано, это – профессионалы высокого уровня, которые на протяжении последних пяти лет показали отличные финансово-хозяйственные результаты и т.п. Но вот в московском представительстве НМТП назначено новое руководство.

*** Иван Мостович не говорил напрямую о том, каким образом «Сумма Капитал» стала владельцем нашего порта на паритетных началах с российской транспортной монополией, оператором магистральных нефтепроводов России ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». Но мы впервые смогли составить представление об этом благодаря довольно подробному рассказу Ивана Валерьевича о том, как тандем «Сумма Капитал»-«Транснефть» построил в кратчайшие сроки порт в Приморске «с нуля», на пустом «куске земли» и вывел его на второе место по грузообороту.
***Также мы узнали, что существующая программа по строительству терминалов и новых мощностей в нашем порту будет продолжена. Это же касается и социальной политики, инвестиционных программ. И хотя, конечно, понятно, что рано или поздно, а перемены будут, в том числе и кадровые – такова жизнь, но, конечно, стабильность не может не радовать. Окончательные решения, разумеется, за акционерами. 25 марта 2011 года пройдет внеочередное собрание акционеров НМТП, а до 5 апреля – во всех других компаниях группы. Будут избраны новые составы советов директоров, ревизионные комиссии.

*** На вопрос автора этих строк, можно ли верить сообщениям в прессе о том, что «Сумма Капитал» является во всех сделках с участием нашего порта скорее «портфельным инвестором», который вскоре выйдет из состава акционеров, Иван Мостович дал такой комментарий:
*** - В среднесрочной перспективе уходить из числа акционеров в наших планах нет. Под среднесрочной перспективой обычно понимают срок в 5 лет. Мы нацелены на развитие бизнеса, серьезное повышение капитализации и т.д. Ну, а уж в ближайшее время мы точно не уйдем.
*** Были заданы вопросы и об экологической безопасности при расширении портовых мощностей. Оба руководителя, конечно же, заверили представителей прессы, что вопросы экологии нынче являются приоритетными и т.п. Одновременно Игорь Вилинов рассказал о строительстве Мазутного терминала, который сможет переваливать 84 млн.тонн нефтепродуктов в год и планах обустройства контейнерного терминала на базе Восточного района порта и мощностей СРЗ.
*** Для некоторых журналистов стало новостью то, что «Сумма Капитал» является генеральным подрядчиком, ведущим реконструкцию комплекса Большого театра в Москве. На самом деле об этом много писали, порой вываливая всякий компромат на публику. Однако очевидно, что как раз в этом случае была реальная угроза сорвать не только сроки завершения реконструкции, намеченные на осень нынешнего года, но и опустить вниз качество работ. Со «стройвоцарением» «Суммы» всё пошло живо-бодро, а главное на надлежащем уровне, ведь несколько зданий в разных местах должны быть соединены подземными коридорами, а под площадью у ГАБТ, под фонтаном появится масштабный подземный комплекс. Очень непростая задача и предельно ответственная!

*** Спешим порадовать новороссийцев тем, что новые хозяева порта подтвердили продолжение поддержки городских социальных программ. Напомним, что договоры о социальном партнерстве с администрацией Новороссийска НМТП заключает уже 5 лет, начиная с 2005 года. Правда, об объектах культуры речь не идет. Пожалуй, самым ярким из минувшего была реконструкция нашего роддома. О том, что именно будет профинансировано в будущем, пока говорить рано. Но приоритеты, как и прежде, в сфере медицины и образования, в том числе дошкольного.
*** Вообще же корпоративные интересы группы «Сумма Капитал» сосредоточены в области нефтяной логистики, добычи и трейдинга углеводородов, строительства инфраструктурных, промышленных и уникальных гражданских и спортивных объектов, а также в телекоммуникационной и горнодобывающей отраслях». В частности, как рассказал Иван Мостович, инвестгруппа ввела первый построенный объект инфраструктуры будущей Олимпиады в Сочи (речь о второй очереди Сочинской ТЭС). И хотя сам объект небольшой по масштабам, здесь были применены инновационные технологии в связи с требованиями повышенной сейсмичности. Помимо Москвы и Сочи Иван Валерьевич также рассказал об успешном бизнесе «Суммы» в Якутии. Мы оценили масштабы. Ну, а что касается непосредственно «сделки XXI века», главное сказал Игорь Вилинов:

*** - Я уверен, что опыт успешной консолидации стивидорных компаний в пределах порта Новороссийск, а также контейнерного терминала в порту Балтийск позволит нам эффективно интегрировать новый портовый актив в существующую бизнес-модель, и объединенная компания получит еще более сильные конкурентные преимущества и реализует значительный потенциал роста акционерной стоимости.

Тест и фото: Владимир ДАРКИН с использованием пресс-релиза НМТП, информации с сайта инвестиционной группы "Сумма Капитал" и др.

*** Справка о группе НМТП. Группа «Новороссийский морской торговый порт» является крупнейшим российским портовым оператором. Акции НМТП котируются на российских биржах РТС и ММВБ (тиккер NMTP), а также на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных расписок (тиккер NCSP). Грузооборот Группы «НМТП» в 2009 г. составил 86,5 млн. тонн. Консолидированная выручка Группы за 2009 год по МСФО составила $675,1 млн., чистая прибыль - $252,2 млн. Группа «НМТП» объединяет следующие стивидорные компании: ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ОАО «Новороссийский зерновой терминал», ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», ОАО «Флот НМТП», ОАО «Новорослесэкспорт», ОАО «ИПП» и ООО «Балтийская стивидорная компания». Итоги 2010 года пока не опубликованы.

*** * Зиявудин Магомедов родился 25 сентября 1968 года в Махачкале. В 1993 году окончил экономический факультет МГУ им.Ломоносова. Является председателем совета директоров инвестиционной группы «Сумма Капитал» (ООО). Кандидат экономических наук. В течение нескольких лет выделяет значительные средства на проведение турниров российской шахматной федерации, партнер Фонда поддержки олимпийцев России, в прошлом году возглавил учрежденный попечительский совет Федерации тенниса России.