Транспортный узел. Троллейбусное исправление

Автор: Текст: Владимир ДАРКИН, фото: Марина ЭКСТЕР 10.02.2011 21:04

Печать

События минувшего года, когда обанкротившаяся частная компания создала огромные трудности для перевозок новороссийцев рогатыми машинами, уходят в историю. Муниципальное унитарное предприятие «Новоросгортранс» вполне уверенно смотрит в будущее. Мы расскажем вам об этом правду, только правду и ничего кроме правды.

***Редкий случай. В начале года в редакцию «Новороссийских известий» пришла жалоба от работников троллейбусного депо, рассказавших о бедственном положении чуть ли не во всем – начиная от выплаты зарплаты и заканчивая «лысой» резиной на подвижном составе. Так вот, за то небольшое время, пока мы разбирались с этим коллективным обращением, ситуация на предприятии коренным образом изменилась в лучшую сторону. Конечно, о полной нормализации говорить рано, но «точка падения» точно пройдена и вектор перемен однозначно положительный. Директор МУП «Новоросгортранс» Александр Николаев и главный инженер предприятия Сергей Князев дали подробный отчет по всем пунктам жалобы, рассказали подробности происходящего. Но прежде – предыстория, без которой не понять сегодняшнего.


1. Приехали...


***В июне 2006 года администрация Новороссийска подписала многообещающее инвестиционное соглашение с ООО «Русский пассажирский транспорт». В соответствие с этим документом базирующаяся в Туле компания обязалась привлечь в наш город серьезные финансовые средства на обновление и пополнение парка троллейбусов и автобусов, модернизацию транспортной системы. В свою очередь наша администрация передавала ООО «Новороссийский пассажирский транспорт» («дочке» «РПТ») в аренду имущество для выполнения функций перевозчика горэлектротранспортом и автобусами. В рамках данного соглашения существующее МУП «Новоросгортранс» 01.08.2006 г. передало находящееся у него на балансе имущество, «отойдя в сторону» от процесса перевозок, но вовсе не ликвидировалось, как писали некоторые журналисты. Муниципальное предприятие на протяжении 4 лет осуществляло контроль за состоянием имущества и производило капитальный ремонт технических средств.

***Автор этих строк не раз встречался и с руководителем «НПТ» Сергеем Красниковым, и с гендиректором «Руспассажиртранса» Юрием Мазикином. Г-н Мазикин мыслил масштабно, обещая вложить около 1,7 млрд. рублей в развитие пассажирских перевозок в Краснодаре и Новороссийске. Третий кубанский город, где работал «РПТ», - Армавир. Сейчас понятно, что основная причина всех неприятностей материнской компании и всех с ней связанных – глобальный финансовый кризис. Но дело не только в кризисе. Финансовая схема, по которой функционировали эти компании, основаны на лизинге, то есть фактически кредите. Закупить по лизингу сотни больших машин удалось, но вот своевременно делать последующие выплаты – нет. Сфера пассажирских перевозок – очень непростая и вовсе не такая доходная, как, к примеру, перевалка нефтепродуктов или торговля золотом. От Мазикина и Красникова приходилось слышать претензии в адрес нашей администрации, мол, вовремя не получаем обещанных компенсаций за перевозки льготников, что создает проблемы. Однако зная суммы, понимаешь, что они разнятся на несколько порядков. Долги туляков и задержанные выплаты по льготам просто несопоставимы.

***В Новороссийске Юрий Мазикин обещал не только вложить в развитие перевозок около 200 млн. рублей, но и построить на месте недостроенного троллейбусного депо в 14 микрорайоне новую базу автотранспорта. Однако, не сбылось. В результате финансово-хозяйственной деятельности ООО «РПТ» и ООО «НПТ» обе компании летом 2010 году были признаны банкротами, и в них было введено конкурсное производство. Полученные в 2006-2007 годах на условиях лизинга 20 новых троллейбусов и 10 автобусов были возвращены собственнику. Мы в одночасье лишились 30 единиц транспорта в хорошем состоянии. Время будто повернулось вспять...

2. Без остановок


***- Насколько острой была ситуация к моменту, когда в «НПТ» и «РПТ» была начата конкурсная стадия процедуры банкротства, и какие шаги были предприняты властями нашего города?
Это был первый вопрос, который мы задали Александру Николаеву и Сергею Князеву.

***- В связи с банкротством этих двух компаний администрация города приняла решение о передаче перевозок пассажиров троллейбусами МУП «Новоросгортранс». При этом нам была поставлена конкретная задача: принять персонал из ООО «НПТ» в порядке перевода и не останавливать транспортный процесс. В течение двух недель руководители подразделений проводили собеседование с каждым работником индивидуально, а у желающих работать в МУП «Новоросгортранс» принимали заявление о переводе. В результате проведенной работы 10 декабря 2010 года были подписаны приказы о приеме более 550 человек персонала, а троллейбусы вышли на линию под управлением МУП «НГТ». Остальные работники ООО «НПТ», находящиеся в отпусках и на больничном, были приняты на работу позже.

***- Люди жаловались на то, что этот самый перевод затянулся.
***- Поймите, прием на работу не ограничивается подписанием приказа, а требует выполнения определенных законодательством процедур, связанных с временными затратами не менее 20-30 минут на каждого работника. В этом и заключается ответ на самый неудобный из поставленных в запросе редакции «Новороссийских известий» вопросов о причине отсутствия на момент жалобы у некоторых работников трудовых договоров и медицинских полисов. Полис «день в день» не получить, тем более когда их надо оформить сразу несколько сотен. Хотя, подчеркну, при этом всем заболевшим работникам были выданы справки установленного образца, так что без медпомощи никто не остался.
***- А что насчет запчастей?
***- Вместе с началом нами перевозок появился целый ряд проблем как текущего, так и перспективного характера. В первую очередь, речь как раз о ПОЛНОМ отсутствии запасных частей и материалов для ремонта технических средств. За последние 5 месяцев работы ООО «Новороспассажиртранс» финансовых средств на запчасти эта компания не выделяла, и подвижной состав работал на износ. Нам пришлось фактически начать «с нуля». Тем более, что основная часть запасных частей носит специфический характер и не продается в обычных автомагазинах. Но мы справились. Решение данного вопроса потребовало более месяца, а потратили мы на запчасти более 1,500 млн. руб. Острота вопроса снята, теперь действуем в нормальном режиме.

***- Откуда взяли финансы?
***- Сами заработали, перевозя пассажиров. Мы уже дотошно подсчитали, что собираемых в качестве платы за проезд денег нам хватит на всё, кроме как на покупку новых троллейбусов и замену стареющей контактно-кабельной сети. Сейчас из 68 троллейбусов, находящихся в эксплуатации, 6 единиц отработали более 20 лет, 7 – более 15 и 20 - более 10. Учитывая, что нормативный срок службы составляет 10 лет, видна насущная необходимость замены как минимум 13 машин в самое ближайшее время. Из 62 км контактной сети требуют срочной замены 2,5 км, имеющие сверхнормативный износ. Также подлежат замене из-за неудовлетворительного технического состояния более 150 опор контактной сети. И это далеко не полный перечень наших объектов, которым требуется реконструкция или капитальный ремонт. В утвержденной администрацией города целевой программе «Организация транспортного обслуживания населения» предусмотрено финансирование на эти цели 22 млн. руб. в 2011 г. и 26 млн. руб. в 2012 г., однако источником финансирования указаны инвестиции, а выделения средств из городского бюджета не предусмотрено. Инвестиции – это замечательно, но вот будут ли они? Не очень понятно, например, чем можно привлечь инвестора, чтобы он вложил средства в провода, без которых троллейбусы, понятно, ездить не могут.

***- Уже то, что удалось «плавно» продолжить процесс перевозок пассажиров троллейбусами, не взирая на банкротство, хорошо. Наверное, могло быть и по-другому.
***- Для нас было немыслимым подвести новороссийцев, администрацию города и остановить процесс. Сейчас такой угрозы, к счастью, уже просто нет.
***- А что скажете насчет долгов по зарплате?

***- Да, задолженность по заработной плате работникам, образовавшаяся в ООО «НПТ», до этой недели была самой важной  проблемой. Люди писали жалобы во все инстанции, шли на приемы, но вопрос решался медленно. МУП «Новоросгортранс», не имеющий прав повлиять на ситуацию, со своей стороны делал все возможное для поддержки финансового положения работников. Нами полностью была выплачена заработная плата за декабрь, 25-27 января выдали аванс за работу в январе, несколько работников получили беспроцентную ссуду. Однако обстановка оставалась напряженной. Но на этой неделе вопрос по долгу обанкротившегося "Новороспассажиртранса" своим работникам был решен, что называется, окончательно и бесповоротно. В рамках процедуры банкротства ООО "НПТ" администрация Новороссийска  закрыла долг в той мере, в какой это касается выплат по зарплатам, и теперь еще не получившие денег труженики быстро и сполна обретут заработанное.

***- Еще хотелось бы спросить о том, как организовано питание работников.

***- В столовую люди ходят с удовольствием. Кормят вкусно, недорого и очень сытно. Всегда есть выбор первых, вторых, третьих блюд, большой популярностью пользуется выпечка.

3. Едем дальше


***- Давайте оставим теперь разговор о банкротах и поговорим о ситуации, складывающейся в работе вернувшегося «к рулю» «Новоросгортранса».
***- Несмотря на имеющиеся проблемы предприятие работает стабильно. Условия договора на муниципальный заказ, подписанного нами с администрацией города, выполняются. Ежедневно в рабочие дни сейчас на линию выходит 55 троллейбусов, в выходные дни – 50 единиц. Говорить о стабильном финансовом состоянии пока преждевременно, тем более, что перед коллективом поставлена задача обеспечить текущую деятельность без субсидий, привлечения средств из бюджета города. Важно, что была создана и успешно выполнила свою задачу совместная с профсоюзным комитетом комиссия по подготовке коллективного договора, который подписан 1 февраля. Одним из основных разделов договора является положение об оплате труда, в соответствие с которым тарифные ставки и оклады будут не ниже минимального прожиточного уровня для населения Краснодарского края. В качестве стимулирующей части оплаты труда будут применяться премии и надбавки. Никаких штрафов для водителей и кондукторов на предприятии не применяется. Однако за нарушение трудовой и финансовой дисциплины работники могут быть лишены премий и надбавок полностью или частично. Согласитесь, так и должно быть, чтобы был стимул работать без нарушений и замечаний.
***- А что грозит «зайцам» за безбилетный проезд?
***- Вопрос безбилетного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте решается в соответствие с Законом Краснодарского края «Об административных правонарушениях», который предусматривает штраф в размере 100 руб. Однако ни кондуктор, ни контролер МУП «НГТ» взыскать этот штраф самостоятельно не имеют права, а могут только потребовать оплатить проезд или выйти из транспортного средства. Вместе с тем в данном вопросе существует другая проблема, вызывающая большое беспокойство. Ее можно назвать проблемой «добрых пассажиров». Некоторые считают своим долгом вернуть проездной талончик кондуктору при выходе из троллейбуса. Учитывая, что не каждый кондуктор устоит перед соблазном продать талон во второй раз, такие действия пассажиров наносят предприятию и процессу перевозок более серьезный ущерб, чем отсутствие права наложения штрафа.
***- Моральный микроклимат в коллективе хотя бы немного нормализовался?

***- Да! Оценивая первоначальные результаты работы и наличие положительных сдвигов, надо исходить именно из самого важного - психологического состояния членов коллектива - «погоды в доме». Вот два примера. Первый. За 10 рабочих дней января в коллектив вернулись 6 человек, уволившиеся по разным причинам в последние годы. Причем, это люди самых проблемных для нас профессий – водители и кондукторы. Второй. Токарь подготовительного производства Иван Игнатенко, проявив инициативу, изготовил детали сложной конфигурации и обеспечил выпуск на линию неисправных машин. Это дало экономический эффект в виде разницы стоимости изготовления и приобретения на рынке продаж. Ивану Ивановичу мы вручили премию. Вместе с тем нельзя не задать вопрос: почему работники обратились с жалобой в редакцию газеты, а не попытались решить вопрос с администрацией предприятия? Ответ очевиден – нам ещё не все верят. Вывод также понятен: предстоит работать, работать и работать.

***После интервью журналистам дали возможность свободно побеседовать с любым из работников предприятия, сделать фотографии. Впечатление осталось, безо всяких сомнений, со знаком плюс. Правда, люди почему-то, будто договорившись, просили не указывать их фамилий. Но это на самом деле и не важно. Главное, что проблемы, с которыми люди приходят к своему «новому старому» руководству решаются. Показательна история с мойщицами, которые пришли к директору с 5 проблемами, которые так и не удалось решить предшественникам. Как оказалось, 4 проблемы можно решить за день-другой, причем без финансовых трат. И решили. Значит, раньше здесь к людям просто относились без должного внимания? И, наверное, не случайно ветеран предприятия Иван Игнатенко решил помочь родному депо именно сейчас? Как говорится, добрый знак.
***Ну, а самое отрадное было впереди. Авторы жалобы, получив официальный ответ редакции (а фактически – подробный отчет по работе с их заявлением) позвонили нам и сообщили, что «у них теперь нет повода жаловаться».
***- Что, всё настолько хорошо?
***- Нет, так сказать еще нельзя. Но мы стали чувствовать, что к нам руководство относится по-честному.
***- То есть?
***- С вниманием, поддержкой. Вопросы, которые мы ставим, решаются. Директор принимает всех и всегда, лишь бы на месте был. Мы ж успели отвыкнуть от этого. Бывают и трения, но увольняться никто теперь не собирается. Потому что видим перспективу.

***Как говорится, дай Бог! Кстати, Александр Николаев попросил нас опубликовать вот это объявление:

***«МУП «Новоросгортранс» приглашает мужчин и женщин в возрасте от 20 до 40 лет на бесплатные курсы по обучению водителей троллейбусов. Обучение начнется уже в феврале и продлится полгода. Студентам будет выплачиваться стипендия 2500 рублей. Есть возможность при этом и дополнительно подработать кондуктором».

Текст: Владимир ДАРКИН, фото: Марина ЭКСТЕР