Трафик без улыбки. Часть вторая. Тему продолжает наш читатель Игорь КВЕРТИНОВ

Автор: Игорь КВЕРТИНОВ 11.05.2010 08:32

Печать

***Опубликовав в апреле большую статью с красноречивым подзаголовком «Начинаем обсуждение транспортных проблем в Новороссийске, которые нам портят жизнь, а порой и лишают её», мы надеялись на заинтересованный диалог. В первую очередь, конечно, ждали отклика от начальника отдела транспорта и связи горадминистрации Сергея Старовойтова. До сих пор не дождались. Надежда умирает последней...

Обреченные на пробки
Это про нас, новороссийцев. И при такой позиции, как у начальника городского отдела транспорта и связи Сергея Старовойтова, полагаю, в будущем ничего не изменится!

***Честно говоря, я сейчас не работаю в сфере транспорта. Но работал совсем недавно, так что в курсе всего происходящего. Мой настрой насчет того, будут ли искоренены в Новороссийске дорожные пробки, пессимистический. Хотя вообще-то я оптимист.
***Главное в том, что в Новороссийске, на мой взгляд, нет осмысленной транспортной политики. Ее должен разработать (а уже затем документ уточнят и утвердят выше) начальник городского отдела транспорта и связи Сергей Старовойтов. Сергей Викторович – милый человек, умеющий красиво говорить, но насчет его профессионализма есть ба-а-альшие сомнения.
***Чтобы меня не обвинили в предвзятости, приведу цитату, касающуюся Москвы. Она очень красноречива. «Обсуждение Генерального плана развития Москвы до 2025 года, прошедшее недавно в Общественной палате, закончилось скандалом. «Почему Генплан Москвы так плох? У меня (члена палаты Марата Гельмана – авт.) три ответа: жадность, трусость и безразличие. Жадность толкает власть на преступления. Трусость заставляет принимать этот генплан, чтобы прикрыть их. А безразличие позволяет не думать о последствиях».
***Перейду к новороссийским пробкам. Наш город содержит внутри себя «цемесскую подкову», и от этого никуда не деться. Моста, соединяющего многоэтажные микрорайоны с «той стороной», не предвидится. Число транспортных средств – как личных автомобилей, наших и гостей, так и тяжелых грузовиков, спешащих в портовую зону и обратно, растет и будет расти впредь. Так что транспортная нагрузка на Анапское шоссе, улицы Мефодиевскую, Васенко, Элеваторную, Судостальскую, Сухумское шоссе и мосты на Магистральной, а также на ул. Ленина в Цемдолине и в районе Кирилловского поворота (перечислил отнюдь не всё) будет только увеличиваться. То же можно сказать и о центре города, абсолютно всех дорогах, ведущих в микрорайоны.
***Что должен сделать в первую очередь разумный начальник «транспортного цеха»? Понятно, что ремонт дорóг, а тем более строительство новых, объездных, – это бешеные деньги. Число личных автомобилей тоже никто не уменьшит. Вводить запреты на передвижение (например, перекрыть ул. Советов для частников) – мера крайне непопулярная, да и при наших реалиях вряд ли выполнимая. Так что же тогда в силах начальника?
***Отвечаю. В первую очередь необходимо разработать грамотную сетку маршрутов для пассажирского транспорта, разработать расписание движения, отдав приоритет транспорту большой вместимости (троллейбусам и таким же по размеру автобусам). Убежден, одно это мгновенно изменило бы ситуацию к лучшему! Жители города просто не в курсе происходящего. Попробую коротко объяснить.
***Тех, кто занимается пассажирскими перевозками, можно назвать «мафией». Только мафия тут не одна, их много. Можно обойтись и без известного итальянского слова. Спросим по другому: есть свои интересы у владельцев «Газелей»? Однозначно, есть. И они вовсе не совпадают с интересам пассажиров. Пассажиру надо добраться куда-нибудь быстро и подешевле. А для владельца главное, чтобы его машина работала на маршруте. Хоть в пробках, хоть без. Главное, чтобы пустили перевозить и брать плату за проезд. Причем, желательно на «козырный» маршрут.
***Вот Старовойтов со товарищи и пускают. Казалось бы, есть законы, рамки которых не позволяют чиновникам «разгуляться». Однако вы правильно написали в статье «Трафик без улыбки» о том, что «одна из самых болезненных для Новороссийска проблем в сфере транспорта, которая вызывает недовольство,споры и даже открытые столкновения, - организация движения по маршрутам. Точнее, проведение конкурсов, по результатам которых та или иная организация, тот или иной предприниматель получает возможность работать на конкретном городском или пригородном маршруте. Срок действия ранее проведенного конкурса заканчивается в 2011 году. И вдруг в конце прошлого года НА ЧАСТЬ ТЕХ ЖЕ САМЫХ маршрутов проводится новый конкурс без отмены результатов старого. Как такое может быть? Господин начальник Сергей Старовойтов объяснил это тем, что ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИК на должности провел конкурс и заключил последующие договоры с нарушением требований действующего законодательства и подзаконных актов. Бывший начальник горупртранса уже в администрации не работает, а в результате его действий пришлось провести новый конкурс, который и сам по себе вызывает массу вопросов».
***На самом деле новый конкурс только добавил проблем и ничего к лучшему не изменил. Понимаете, ведь фактически надо решить довольно простую задачу. Есть новороссийский пассажиропоток, он давно подсчитан. С учетом сезонности, причем даже поправки на кризис сделаны. Допустим, надо перевезти 17 миллионов пассажиров. Опять-таки разработаны ФЕДЕРАЛЬНЫЕ транспортные гарантии и нормы. То есть определены: максимально допустимое время ожидания на остановке, количество единиц транспорта, необходимое для перевозок и т.д. Но ведь одно и то же количество пассажиров можно перевезти с помощью 150-160 троллейбусов и автобусов большой вместимости, а можно и посредством 700 «Газелей». Цифры, кстати, вполне реальные для ежедневного пассажирского трафика в Новороссийске. Но если каждая «Газель» сделает по городу 20 рейсов в день (а примерно так всё и обстоит), то значит в городе пузатые маломерные автобусы появятся 14000 раз! То есть нагрузка на наши дороги только из-за этого возрастает примерно в 17 раз! Вот вам и пробки…
***Думаете, в результате конкурсов уменьшается число транспортных единиц, выезжающих по маршрутам? Вопрос, конечно, интересный. На самом деле, и от этого, наверное, тоже никуда не деться, надо ведь «пристроить» на маршруты «блатных». То есть тех, у кого есть какая-нибудь важная «крыша». Ну, никто ведь не запрещает начальнику из какой-то очень уважаемой структуры купить (оформив на кого-то из родственников) одну или несколько «Газелей». И как их не пустить на маршруты? Тут даже и без взяток обойдется, о которых в связи с конкурсами столько говорится и пишется, да доказанных фактов нет. Если уже совсем нет места на маршрутах, а новый конкурс (хоть «старый новый», хоть «новый новый») еще далеко, можно, не нарушая закон, открыть новый маршрут. Для этого достаточно немного продлить старый и чуть-чуть изменить движение. И сразу можно добавлять новые машины!

***Я не владею точными цифрами, но число пассажирских маршрутов в городе растет, как выросло и асболютное число машин на маршрутах. Обратитесь к Старовойтову с запросом, он будет обязан ответить. Сравните те цифры, что были 15, 10, 5 лет, 3, 2 года назад. Откроется очень занимательная арифметика. Да и без арифметики, разве можно назвать нормальным, когда, например, один маршрут пролегает от ул. 8 щель до 14-го микрорайона, а другой – от ул. Широченко (тоже в «Восьмой щели», и совсем недалеко от одноименной улицы) до ... 14-го микрорайона. И таких накладок... Старовойтов в какой-то газете, кажется, в «Новороссийском рабочем», написал, что конкурсно удалось сократить 30 автобусов малой вместимости. Наверное, правда. Но нужны абсолютные цифры по годам. Ведь если одной рукой сокращают, а другой добавляют, то какое же это сокрашение!
***К тому же, насколько знаю, троллейбусы работают по графику, ходят, даже если они полупустые (то есть не в часы пик). А за газелистами такого контроля нет. Вернее, есть на словах, а на деле они сами себе нанимают диспетчеров, которые и устанавливают, так сказать, график движения. Подошла очередь – езжай. Вот такой «график»... Как тут не случаться изо дня в день ситуациям из разряда «то густо, то пусто», как не появляться пробкам!
***Еще ко мне в руки попал акт комплексного комиссионного обследования улично-дорожной сети движения общественного пассажирского транспорта. Обследование было сделано в Новороссийске до 24 декабря прошлого года. Мероприятия запланированы очень полезные, в том числе и для рассасывания дорожных пробок. Но спросите у Старовойтова, что реально выполнено сейчас, почти через полгода. Кстати, сроков исполнения в документе ... не установлено. А речь идет об увеличении заездных карманов, расширении ширины проезжей части, обустройстве пешеходных дорожек и мн.др.
***Чуть ли не единственное за последнее время, что сделано при участии отдела транспорта и связи горадминистрации реально полезного, так это, полагаю, сохранение старых тарифов на проезд в троллейбусах при повышении остальных. До этого заявления Сергея Викторовича в прессе о том, что городские власти не только заинтересованы в сохранении электротранспорта, но и считают это своей основной задачей, выглядели пустой декларацией. А троллейбусы именно выживают, ведь это затратный вид пассажирского транспорта. Однако именно «рогатые» машины вместе с автобусами большой вместимости при правильном подходе могут разгрузить пробки. Но ведь следующего шага – реальной, а не декларированной оптимизации движения, особенно что касается «Газелей», нет. И, судя по итогам «нового нового» конкурса, не планируется в ближайшие пять лет...
***У меня есть друг, владеющий «Газелью». Не могу его назвать, так как он работает по маршруту и сегодня. Кстати, он и прибор купил, который позволяет отслеживать проверяющим всё движение по маршруту. Так вот, он тоже за оптимизацию движения. Потому что сегодня в Новороссийске, и я с ним согласен, - транспортный беспредел. «Газели» уже стали «страшилкой» для всех участников трафика, ведь все знают, как на самом деле проходят водители предрейсовый медосмотр, а их транспорт – проверку у механиков. Поинтересуйтесь, такое узнаете!
***Кстати, насчет безопасности. Она важна ведь, в том числе, и в связи с пробками. Потому что у нас в Новороссийске как авария, так почти всегда та-а-акой затор на дороге! При этом в городе нет ни одного разворотного кольца, отвечающего требованиям стандартов, БДД. Многие остановки также ни в какие рамки не влезают. Потому что останавливаться приходится прямо на проезжей части. И не только останавливаться, но и отстаиваться! Съездите, к примеру, на ул. Малоземельскую, посмотрите, где там стоят маршрутки! Или на «пятую бригаду». Там найдете «отстой» на перекрестке, в переулке... Говорят, в Новороссийске нет ни одного автобуса для перевозки детей, отвечающего требованиям ГоСта. Впрочем, это уже другая тема.
***Давайте ограничимся пока темой искусственно созданной избыточной конкуренции между перевозчиками. Я уже объяснил, почему так и для чего так. Горожанам, нашим водителям надо понять, что целый отдел администрации города во главе со Старовойтовым, полагаю, работает в интересах отдельных группировок, и последний конкурс – лишь передел влияния, не более того. А пробки – куда они денутся – при таком подходе?! Не верите? Проанализируйте, господа журналисты, хотя бы расписание движения. Увидите, что для «Газелей» оно на деле отсутствует. И даже «ПАЗики» без расписания ездят. Недавно друг рассказал, что чиновники стали его заставлять перейти под «крыло» одной компании, откровенно лоббируют ее интересы. Это уже после «нового нового» конкурса. А вы говорите пробки... Старовойтов в последнее время гораздо с большим усердием занимался тем, чтобы весь общественный транспорт в городе был украшен символикой Дня Победы. Наверное, потому что знает: за это с него спросят по полной программе. А за пробки с него кто спросит? Из вашей статьи я узнал, что еще Хворостянский понимал: город «вырос из коротких штанишек», надо строить и реконструировать существующие дороги, ведь Новороссийск начинает захлебываться в пробках. А это было 20 с лишним лет тому назад...
***Через 20 лет вряд ли кто и вспомнит о чиновнике по фамилии Старовойтов. Вспомнят только о тех, кто добился для города и новороссийцев чего-нибудь значащего. Вот Синяговского, да,  вспомнят добрым словом. Хотя бы за набережную и чистоту в городе. А Старовойтова за что?

Игорь КВЕРТИНОВ

***От редакции портала Новодар. Даже если Квертинов – это псевдоним, а не реальная фамилия (в Интернете с реальными фамилиями не очень...), то присланный нам по электронной почте материал – весьма и весьма интересен. По-прежнему ждем заметок от тех, кому есть что сказать по теме «обсуждение транспортных проблем в Новороссийске, которые нам портят жизнь, а порой и лишают её». И, конечно, ждем статьи с изложением позиции г-на Старовойтова. Статьи, наполненной цифрами и фактами.