ПИСАТЕЛЬ, ПОМОГИ СЕБЕ САМ! Новороссиец Виктор Пахомов размышляет о судьбах русской литературы, книгоиздательстве и родном городе. Анонс

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

***Литература в России, как известно, всегда играла особую роль, выполняя, помимо своего прямого назначения, ещё и функции философии, нравственного учения и даже отчасти религии. Вклад нашей страны в мировую культуру определяется прежде всего тем, что творчество Пушкина и Толстого, Достоевского и Чехова, Бунина и Шолохова стало духовным достоянием всего человечества.

***Статус писателя в нашем обществе в течение двух прошедших столетий был необычайно высок. Неспроста Евтушенко изрёк фразу, ставшую крылатой: «Поэт в России больше, чем поэт». Стать признанным писателем на родине Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Некрасова, Есенина означало обрести ореол пророка, мыслителя, народного заступника, певца и при этом, как правило, достичь высокого социального и материального положения. То есть, выражаясь по-современному, добиться успеха. Увы, времена кардинально изменились, и никакой Год литературы в России, конечно, не вернёт писателю прежнее внимательное, настороженно-уважительное отношение властей предержащих, сменившееся почти полным равнодушием, и авторитет у читателей, ныне понимаемый как покупательский спрос на печатную продукцию.

***Не стану подробно разбирать причины столь драматически сложившейся для пишущей братии ситуации, они, что называется, в своём большинстве носят объективный характер. В информационно-потребительском обществе, сотрясаемом экономическими и политическими кризисами и постоянно пребывающем в каком-то лихорадочном состоянии, художественная литература оттеснена на обочину общественного интереса телевидением и интернетом. У современного человека, находящегося в погоне за славой и деньгами, всё меньше времени остаётся для серьёзного вдумчивого чтения, молодое поколение почти поголовно «подсело» на гаджеты и т. д.


***Впрочем, многие проблемы писатели создали себе сами, как бы специально задавшись целью уронить свой авторитет «ниже плинтуса»: образовалось множество литературных организаций, книжный рынок наводнили бесчисленные скороспелые опусы, написанные по западным образцам с единственной целью – продать их неразборчивой, падкой на сенсации публике, расцвела интернет-литература, производящая сотни тысяч текстов, лишь малая часть которых не является графоманией. Бесконечные реформы школьного образования привели к тому, что литература перешла в разряд третьестепенных предметов, и попытка по личному распоряжению Президента срочно реанимировать сочинение выглядит запоздалым и оторванным от реальности мероприятием, а в исполнении чиновников, скорее, и вредоносным, нежели полезным. Нынешняя власть, «от Москвы до самых до окраин», нуждается не в писателях, идеологах и пророках, а в бойцах информационного фронта, то есть журналистах, репортёрах, спичрайтерах.

***Одна из главных проблем России состоит в том, что почти вся видимая жизнь страны сконцентрирована в Москве. Разрыв между столицей и провинциальными городами у нас ещё больше, чем между современными олигархами и школьными учителями. В этом видится глубочайшая несправедливость, поскольку некоторые российские города своей исторической судьбой и культурными традициями заслужили куда более почтительное к себе отношение федерального центра. Пожалуй, только два города: Санкт-Петербург и Севастополь, – да и то лишь в силу известных исторических и политических причин, могут претендовать на какой-то привилегированный статус. Провинциальное чиновничество чутко ждёт указки сверху и точно знает своё место на вертикали власти, поэтому города у нас строго ранжированы: трудно, например, представить, что самый высокий небоскрёб возведут не в Москве, а где-нибудь, скажем, в Новосибирске, хотя это огромный, по-имперски размашистый город.

***Я живу в Новороссийске. Город, некогда служивший центром Черноморской губернии, занимающий важное стратегическое положение и являющийся одним из крупнейших портов Европы, имеет чрезвычайно драматическую судьбу. Выполняя роль главного форпоста России на побережье Кавказа, он пострадал в ходе нескольких войн, а во время Великой Отечественной был разрушен на 96,5%. Героические бои на Малой Земле – вовсе не выдумка незабвенного Леонида Ильича: здесь, на небольшом клочке суши, погибло более десяти тысяч наших воинов, а Новороссийская десантная операция положила начало широкомасштабному наступлению советских войск на южном фланге огромного фронта.

***Увы, Новороссийск, при всём своём военно-промышленном значении, никак не назовёшь культурным центром. Символами города в равной степени можно считать давно требующий ремонта крейсер «Михаил Кутузов», между прочим, самый большой мемориальный военный корабль во всём восточном полушарии планеты, и возвышающееся в центре циклопическое здание театра, которое строится, а вернее говоря, теперь уже разрушается почти сорок лет – со времён Брежнева. А ведь казалось, что Новороссийск мог стать южной столицей России! Однако федеральные власти предпочли развивать спортивно-курортную инфраструктуру Сочи, а краевые, разумеется, увлеклись грандиозными преобразованиями Краснодара. Впрочем, Новороссийск являет собой вполне типичный для нашей страны пример города, оставшегося за пределами внимания верховного государственного начальства. В аналогичном положении неполной реализации своего огромного потенциала находятся даже такие мощные города, как Ярославль, Владимир, Нижний Новгород...

***Как литератор я приобрёл совершенно уникальный опыт, поскольку научился контролировать весь процесс создания книги от её написания и редактирования до презентации и продажи. Поэтому мне непонятны жалобы моих коллег на невостребованность их творчества со стороны читателей или на отсутствие спонсоров. Просто пишите то, что интересно людям, точнее определяйте тиражи своих книг и не рассчитывайте на продажу поэтических сборников и автобиографических опусов!

Полный текст статьи и все иллюстрации - ЗДЕСЬ.