Наши интервью. ОГЭ, ЕГЭ, СПО, ВУЗ… О том, как в Новороссийске прошла итоговая аттестация-2016 учащихся 9-х и 11-х классов

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Образование — это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили.
Джордж Галифакс, XVIII век


***Информацией о том, как в Новороссийске прошла итоговая аттестация учащихся 9-х и 11-х классов, поделилась на встрече с журналистами начальник управления образования горадминистрации Елена Середа. Доклад Елены Иосифовны, как всегда четкий и структурированный, по сути, представлял собой статистическую сводку, позволяющую объективно взглянуть на нынешний уровень учебных достижений учеников школ, гимназий и лицеев, а также самих образовательных заведений города. Цифры и факты мы и представляем вниманию читателей в первую очередь, ведь они отлично говорят за себя сами.


ЕГЭ

 

***В 2016 году из новороссийских школ выпустилось 1.105 одиннадцатиклассников. 158 из них награждены медалями за особые успехи в учении. На начало июля по уже известным результатам ЕГЭ у нас в городе 9 учеников получили 100 баллов: 7 по русскому языку (МТЛ, гимназии №№ 5, 6, 7, ТЭЛ, СОШ №№ 23, 33), 1 по обществознанию (СОШ № 33) и 1 по истории (гимназия № 5).

***По русскому языку все ученики города в этом году прошли порог успешности, впрочем, как и в предыдущие два года. При этом средний балл по сравнению с прошлым годом вырос на 4,3 и составил нынче 75,8. Показатели по данному предмету выше среднего городского балла дают 16 образовательных учреждений:

гимназия № 1 – 87,00;
гимназия № 5 – 84,70;
СОШ № 19 – 84,22;
СОШ № 40 – 84,00;
МТЛ – 83,66;
гимназия № 2 – 83,04;
гимназия № 7 – 82,76;
школа «Личность» – 82,53;
гимназия № 6 – 82,10;
гимназия № 4 – 81,65;
ТЭЛ – 81,46;
СОШ № 23 – 80,22;
СОШ № 33 – 78,91;
СОШ № 26 – 77,73;
СОШ № 28 – 76,72;
гимназия № 20 – 75,87.

***Что касается математики, то по базовому уровню не смогли преодолеть порог успешности 13 детей (для этого необходимо было правильно выполнить 7 заданий из 20), а потому еще не получили аттестаты. 28 июня прошла пересдача по этому предмету, но результаты еще не известны. Среднегородской балл по математике базового уровня составил 4,46.

***Математику на профильном уровне сдавал 1.071 ученик. Не смогли преодолеть порог в 27 баллов 37 человек (в 2015 году таких ребят было 69). Среднегородской балл составил 53,75, что на 0,25 балла ниже прошлогоднего показателя. Этот уровень превысили 14 учреждений города:

СОШ № 40 – 77,62;
МТЛ – 67,44;
гимназия № 1 – 67,00;
гимназия № 2 – 66,64;
ТЭЛ – 65,44;
школа «Личность» – 61,60;
СОШ № 33 – 60,68;
гимназия № 6 – 58,90;
СОШ № 23 – 58,80;
гимназия № 5 – 58,48;
гимназия № 7 – 56,53;
СОШ № 18 – 54,73;
СОШ № 19 – 54,58.


ОГЭ

 

***В этом году у нас выпускается 2.573 девятиклассников, что на 260 человек больше, чем в прошлом году. Ребята в этом году сдавали 4 экзамена. 2 из них обязательны для получения аттестата (русский язык и математика), два других предлагались на выбор, который, прежде всего, был связан с поступлением в 10 профильный класс. Для поступления в учреждения среднего профессионального образования (СПО) сдача этих двух «свободных» экзаменов не так важна, потому что туда прием осуществляется на основании конкурса аттестатов.

На фото: Анна Едалина, "Новороссийские известия"

***Не прошли порог успешности по основным предметам и остались на период пересдачи в сентябре 14 ребят. Тогда же, после повторной сдачи экзаменов, будет определяться их дальнейшее трудоустройство и образование. Все остальные ученики получили аттестаты.


Непосредственное общение

 

***А далее мы публикуем с незначительными сокращениями все те вопросы и ответы, которые прозвучали во время беседы Елены Иосифовны с журналистами, последовавшей после доклада. Получившееся интервью может быть интересно и полезно широкому кругу читателей "Новороссийских известий".

***– Елена Иосифовна, скажите, пожалуйста, были ли замечания по процедуре проведения экзаменов?

***– В этом году по организации проведения ЕГЭ со стороны контрольных служб нареканий не было ни в режиме он-лайн, ни непосредственно в присутствии представителей Рособрназдора. Я хочу поблагодарить все службы города, которые были задействованы в организации проведения ЕГЭ. Это медицинские работники и сотрудники полиции города, которые обеспечивали правопорядок и пропускной режим. Отдельное огромное спасибо заместителю главы города по ЖКХ и развитию городского хозяйства Александру Владимировичу Служалому, руководителю МБУ «Управление по делам ГО и ЧС г.Новороссийска» Александру Николаевичу Толстову, руководству ОАО «НЭСК-электросети», МУП «Водоканал» и Ростелекома. Как вы знаете, экзамены не просто проходят под видеонаблюдением, но еще и транслируются в режиме он-лайн. Так что, например, отсутствие электроэнергии в течение 15 минут в пункте проведения экзамена чревато тем, что он может быть аннулирован. Поэтому по всем пунктам проведения экзаменов была произведена расстановка дизельных электростанций и соответствующих специалистов на случай непредвиденного отключения электроэнергии. Все службы работали очень слаженно, и с этой стороны экзамены у нас прошли успешно.

На фото: начальник отдела по информационной политике и СМИ горадминистрации Инна Кудзиева

***Если говорить о поведении детей на ЕГЭ, то, к сожалению, у нас в этом году в школе № 22 был случай удаления ребенка с экзамена по профильной математике. Это был выпускник, который на ЕГЭ смог пронести в носке телефон. Устройство было обнаружено еще до вскрытия экзаменационного пакета, ученик был удален с экзамена, на него составлен протокол за нарушение процедуры.

***– Такие случаи ведь наказываются в судебном порядке наложением штрафа? Получается, надо работать с родителями, чтобы они предупреждали своих детей о последствиях хитрости на экзаменах?

***– Полагаю, что дело не в родителях. Школа по нашей просьбе предъявила документы, подтверждающие, что была проведена разъяснительная беседа по правилам проведения экзамена и с родителями, и с детьми. И ребенок, и мама знали, что телефон на экзамен проносить нельзя. Как выяснилось, мама была не в курсе, что на экзамен ребенок пошел с телефоном. Процедурой наказания уже занимаются соответствующие органы.

***– А в прошлые годы были аналогичные случаи?

***– В последние три года у нас выпускники на таком не попадались.

***– Этот ученик был лишен возможности пересдать экзамен в резервные дни?

***– Да. При удалении с экзамена пересдача в резервные дни не допускается, она возможна только на следующий год. Благодаря тому, что этот выпускник успешно сдал базовый уровень математики, он получит аттестат в этом году. Если бы этого не было, то сегодня он бы остался без аттестата.

На фото: Марина Пушкарёва, телерадиокомпания "Новая Россия"

***– В прошлом году у нас по математике базового уровня была получена 1 или 2 двойки. В этом году – 13. Но зато нынче мы написали лучше профильный уровень по математике. Почему так получилось?

***– Действительно, в этом году мы экзамен по профильной математике сдали лучше, чем в прошлом. А базовый уровень, наоборот, в прошлом лучше, чем в этом. Во-первых, год на год не приходится - выпуск детей отличается. Во-вторых, уже второй год профильный уровень выбирают осознанно и целенаправленно те ребята, кому этот экзамен необходим для поступления в вуз. Что касается базового уровня, то это, конечно, вопрос качества подготовки и отношения к учебе в целом. И, может быть, именно простота заданий способствует тому, что ребята относятся к этому экзамену не очень серьезно. А любой экзамен требует внимания, собранности, тщательной подготовки и ответственности.

***– Сравнивали ли нынешние задания по базовой математике по уровню сложности с заданиями предыдущего года?

***– Пока нет. Но дети говорят, что база не была сложной. В этом году был один случай, когда выпускник 11-го класса не прошел порог успешности. Но после подачи апелляции и рассмотрения его работы балл был повышен. Причина – почерк. Машина в 5 заданиях прочла ответы неправильно. Разницу увидели, когда сравнили бланк ответов ребенка и результаты распознавания машины. Поэтому всегда надо придерживаться образца заполнения работы, который есть на бланке. На черновике ребенок может писать как угодно, но когда он уже оформляет свою работу, записывает ответы, то, конечно, необходимо это делать качественно.

***–  Как на краевом уровне выглядят показатели нашего города?

***– Традиционно мы были в десятке лучших городов края. На сегодняшний день я не готова ответить на вопрос, потому что пока не все результаты экзаменов получены.

***– Скажите, все ли девятиклассники должны сдавать 4 экзамена?

***– Система итоговой аттестации 9 классов очень приближена к форме ЕГЭ. И там, и там для получения аттестата выделяют два базовых предмета: русский язык и математику. И там, и там есть предметы по выбору. В 9-м классе результаты экзаменов по выбранным предметам не влияют на получение аттестата. Т.е. если даже по ним дети получают двойки, но по русскому и математике пройден порог успешности, – аттестат выдается.  Смысл выбора предметов в 9-м классе – поступление в 10-й класс, которое сегодня идет на конкурсной основе. Многие школы в качестве условия конкурса прописывают проверку  качества знаний по профильным предметам, которые будет ребенок изучать в 10-11-х классах. В 11-м классе дети выбирают то количество предметов, которое необходимо им для поступления в вуз. Результаты также не влияют на получение аттестата, но количество набранных баллов влияет на поступление.

На фото: Светлана Добрицкая, "Наш Новороссийск"

***– Зачем сдавать дополнительные экзамены поступающим в 10-й класс – понятно. Но зачем их сдавать тем, кто уходит из школы?

***– Все обязаны их сдать, таковы общие правила. На сегодня у нас уходит в СПО более тысячи детей, из них - 11 отличников, 401 ребенок с аттестатом "4" и "5", 811 - с одной и более троек. При этом в 10-е классы поступают сегодня из отличников 139 ребят, с аттестатом "4" и "5" – 740 детей,  169 человек, имеющих одну и более троек. Т.е. хорошие дети после 9-го класса идут и в 10-й класс, и в СПО. Надо понимать, что затраты государства на обучение в 10-м классе должны быть оправданы качеством образования и, в конечном счете, перспективой получения абитуриента вуза.

***– Что ждет тех, кто не пройдет по конкурсу аттестатов в колледж и захочет вернуться в школу? В 10-й класс возьмут всех?

***– Вы знаете, будем стараться трудоустроить всех, но смотреть на количество троек. При этом надо понимать, что можно предложить ребенку все-таки рабочую профессию в СПО, а можно, несмотря на то, что у этого ребенка есть тройки, но он тот труженик, который сможет кропотливым трудом освоить программу 10-11-х классов и на ЕГЭ показать результаты как минимум порога успешности, взять его в 10-й класс.

***– То есть говорить о том, что в любом случае всех возьмем в 10-й класс, мы не будем, потому что это может быть плохо для самого ребенка, так? Мы его два года отучим, а потом он, возможно, не пройдет порог успешности и попросит аттестат за 9-й класс…

***– Конечно! Ведь государство тогда, затратив на обучение ученика в 10-11-х классах большую сумму, получит в итоге студента СПО.

На фото: Татьяна Староверова, "Новороссийский рабочий"

***– Кто будет решать этот вопрос? Сама школа?

***– Это решает специальная приемная комиссия в школе. В состав комиссии мы рекомендовали школам включить и школьного председателя родительского комитета, чтобы обеспечить участие и понимание всех участников образовательного процесса.

***– Какие профессии предлагают сейчас в городе выпускникам 9-го класса?

***– У нас в городе очень хорошая база профессионального образования, просто великолепная. 7 колледжей: строительства и экономики, медицинский, социально-педагогический, радиоэлектронного приборостроения, музыкальное училище, профессиональное училище и, кроме того, на базе ГМУ им.адм.Ф.Ф. Ушакова открыта не только Навигацкая школа, но и морской колледж. Профессии практически не перекликаются, выбор широк. Это позволяет родителям дать образования детям, не отправляя их в другие города. Хотя по статистике небольшая часть детей все-таки уезжает. Но это уже решение семьи и самого ребенка.

***– Какова эта статистика? Сколько в этом году уезжает детей после 9-го класса и куда?

***– Порядка 57 человек. Прежде всего, едут в Краснодар и в Ростов.

***– Для того чтобы после СПО поступить в вуз, надо будет тоже сдавать ЕГЭ или достаточно аттестата?

***– На сегодняшний день действующее положение предполагает следующее: уже обучаясь на первом курсе в учреждении СПО, ребенок во втором полугодии может подать заявку на прохождение ЕГЭ. И тогда по итогам уже первого курса обучения, сдав ЕГЭ и получив хорошие баллы, ребенок может оставить СПО и поступить в вуз, тем самым даже сократив время своего обучения на год.

***– Но опыт показывает, что абитуриенты с СПО очень сложно сдают ЕГЭ…

***– Конечно, нагрузка серьезная. Получая уже профессиональное образование, основы 10-11-х классов, необходимые для сдачи ЕГЭ, изучать приходится самостоятельно. Есть еще один вариант: уходя в СПО, параллельно поступить в вечернюю школу и в итоге получить как диплом о профессиональном образовании, так и аттестат.

***– Кстати, что произошло с вечерней школой? Почему школа реорганизована и теперь остаются только вечерние классы?

***– Дело в том, что численность детей, обучающихся на вечернем отделении, с каждым годом сокращается. Раньше у нас были две вечерние школы, потом осталась одна, в которой обучалось 450 детей, сегодня в ней осталось 150 учеников. С учетом того, что это, в основном, рабочая молодежь, достаточно сегодня организовать работу вечерних классов, а не содержать отдельное юридическое лицо. Помещение же это мы сейчас хотим сохранить в отрасли и отдать его под систему дополнительного образования.

***– Какие секции там откроются?

***– Шахматы и шашки, в первую очередь. У нас много детей занимаются этими видами спорта, а хорошего помещения нет. Вечерние же классы мы перевели в 16-ю школу. С 1 сентября школа № 16 становится средней, мы открываем в ней 10-е классы, поэтому приглашаем туда всех желающих.

***– Как отнеслись к закрытию вечерней школы сами школьники?

***– Когда мы с ними встречались, у них возник единственный вопрос – транспортный. Мы приглашали на встречу начальника городского управления транспорта и связи, договорились о том, что если будет необходимость изменить расписание движения маршруток, чтобы у людей была возможность уехать после уроков, то, конечно же, это будет сделано.

***– А что стало с коллективом «вечерки»?

***– Весь коллектив вечерней школы, а это 6 педагогов, в полном составе переведен в 16-ю школу. В вечерней школе к ученикам, конечно, нужен особый подход, но я бы не сказала, что там есть неблагополучные дети. Мы уже два года не набираем в вечернюю школу 9-е классы, чтобы не складывалась ситуация, когда все, кто трудно учится и сложно воспитывается, попадал туда. Каждая школа теперь дотягивает до выпуска трудных учеников, индивидуально занимается с ними. Поэтому сейчас в вечерней школе у нас либо работающая молодежь, либо студенты СПО, которые в жизни уже определились и точно знают, зачем им это нужно. И у них уже есть как минимум один документ об образовании, который им позволяет трудоустроиться.

***В конце беседы Елена Иосифовна еще раз подчеркнула, что, по ее мнению, в целом итоговая аттестация прошла успешно, и выразила надежду на то, что все оставшиеся «хвостики» тоже подтянутся.


***P.S. От себя хотелось бы добавить, что, как всегда, взгляд на ситуацию может быть двояким, в зависимости от того, как настроить оптику. Большое количество учеников, поступающих в СПО, это хорошо или плохо? Это появление того желаемого государством «среднего рабочего класса», растущий жизненный практицизм молодого поколения или банальное «провисание» ступени общего образования? А эта странная картина по математике… Является ли «завал» базового уровня (напомню, 13 двоек) следствием простоты заданий, заставившей непозволительно расслабиться даже «троечников»? Или это горе от ума тех несчастных, которые за 5-6 лет до 11-го класса все те элементарные математические ходы, на которых строятся задания базового уровня,  попросту забывают? Ответ, естественно, будет у каждого свой.