Поликлиника онлайн

Взрослый взгляд на детский сад, или О творческом применении на практике инноваций в воспитании и обучении дошкольников.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Сегодня, 23 октября в Новороссийске прошел IV краевой форум по дошкольному образованию «Актуальные проблемы воспитания детей дошкольного возраста, пути их взаимодействия». Точнее, первый день этого мероприятия.

***Каким должен быть детский сад XXI века и что нужно дошкольному учреждению и каждому педагогу, чтобы оставаться конкурентоспособными? Ответы на эти и многие другие насущные вопросы искали участники представительного Кубанского форума, на который собрались начальники управлений образования муниципалитетов, заместители глав администраций по социальным вопросам, руководители и педагоги дошкольных учреждений и др.

***Первое заседание прошло в МОУ лицей «Технико-экономический». С приветственным словом к участникам форума обратилась и.о. заместителя главы администрации по социальным вопросам администрации муниципального образования г.Новороссийск Наталья Борзенкова. Наталья Викторовна, в том числе, рассказала собравшимся о том, что делается у нас для коренного решения проблемы очереди на получение мест в детских дошкольных учреждениях. В Новороссийске полным ходом идет строительство нового детского садика на 150 мест в пригородном Гайдуке. Строительство планируется закончить в третьем квартале 2011 года или даже раньше. Под детсад планируется переоборудовать здание закрывшейся гимназии «Гармония», а также бывший филиал гимназии № 6. Кроме того, новый детский сад планируется построить в селе Цемдолина, рядом с многонаселенным тринадцатым микрорайоном.

***Среди другие злободневных вопросов, которые интересовали всех, были грядущий переход на автономию бюджетных учреждений, работа по укреплению противопожарной безопасности, охраны и, конечно же, творческие вопросы: инновации, обновление профессионального багажа, в том числе и с помощью Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования, и т.п.

***Вот что мы услышали в зале и в «кулуарах».
***- Современные дети совсем не те, что 20 лет назад. Они более развитые, раскованные, самостоятельные. Чтобы общаться с ними на одном языке, педагоги должны знать, чем они живут. Поэтому мы смотрим те же мультики, слушаем ту же музыку, читаем те же книжки, что и наши дети.
***- Большой воспитательный эффект дает совместная работа воспитателей в детском саду и родителей в семье. В просвещении родителей велика роль заведующей. Руководитель детского сада в беседах с родителями узнает об их интересах и осведомленности в области изобразительного искусства, дает советы, как приобщить малышей к творческой деятельности, как организовывать занятия лепкой, рисованием, аппликацией в домашних условиях, каких ошибок надо избежать в домашнем воспитании.

***- Некоторые родители считают, что педагогические инновации уместны для школы, а в дошкольных учреждениях их применять рано. Нет, не рано. Поскольку мы хотим построить экономику, основанную на знаниях, необходимо создавать условия для воспитания энергичных, активных, инновационно мыслящих людей. А воспитывать, известно, надо с момента рождения. Просто формы освоения инновационной деятельности, конечно, должны соответствовать возрасту.

***Затем участники форума разделились на две секции. Одна прошла в МДОУ № 70 и называлась «Копилка педагогических идей». Вторая, в которой приняла участие и автор этих строк, базировалась в детском саду № 21 «Ивушка», где накоплен значительный практический опыт творческих инноваций. Тема секции «Проектная мастерская» не обманула ожиданий и оказалась действительно интересной.

***За неделю до форума заведующим дошкольных учреждений по всей Кубани были направлены вопросы для проведения социологического опроса. Воспитатели, родители и представители общественности, выступившие в качестве респондентов, рассказали о том, какими они видят такие стороны современного педагогического процесса как воспитание, обучение, их взаимосвязь и т.д.

***Ведущая секции главный специалист новороссийского Центра развития образования Вера Сидоренко во вступительном слове подчеркнула, что социальные проекты, которые сегодня предстоит рассмотреть, имеют именно такую общую тему: «Воспитывая – обучаем. Обучая – воспитываем».
***- Не случайно такие понятия как «воспитание» и «обучение» стоят рядом, - сказала Вера Юрьевна. - Воспитание не отдельный процесс. Оно неразрывно связано с обучением. И воспитание, и обучение направлены на развитие личности ребенка в целом. Обучение - на развитие познавательных процессов, знаний и способностей, а воспитание - на формирование ребенка как личности, его отношения к миру, обществу, выстраивание взаимоотношений с ними.

***Первым показала свой проект заведующая МДОУ № 14 из г.Анапы Мария Бученко. Она сделала упор на решение педагогических задач в форме ... сказки. По принципу из замечательной китайской пословицы: «Расскажи - и я забуду. Покажи - и я запомню. Дай попробовать - и я пойму». «Сказочная» педагогика – это не новое изобретение, но было очень приятно видеть, как успешно такая форма может работать при творческом подходе.

***Новороссийск с блеском представила старший воспитатель детского сада № 10 Людмила Бурянина. Название социального проекта «Создание образовательного пространства для формирования социально-активной личности ребенка, гражданина и патриота», как и его содержание, может показаться сложным для кого-то, совершенно далекого от педагогики. Но для меня, журналиста, имеющего в прошлом 15-летний педстаж, а уже тем более для действующих педагогов слушать выступление Людмилы Анатольевны было одно удовольствие.

***А в начальной школе-детском саду № 118 г.Сочи заведующая Татьяна Пономаренко и ее коллектив проводят ... круглые столы. Участники – самые неожиданные, а главное, что в результате обсуждения рождаются новые интересные проекты. Например, «Воспитание гражданина» - в сотрудничестве с Кубанским казачьим войском, «Одаренные дети», новогодние проекты - конкурсы снеговиков и снежинок. В позапрошлом году всё фойе ДОУ было заполнено снеговиками из самых неожиданных материалов. В канун нынешнего года благодаря конкурсу снежинок школу-сад удостоили первого места в Сочи за лучшее новогоднее оформление. Еще один проект «Я - исследователь» предполагал изучение детьми фотографий из семейного альбома. Отдельный проект был посвящен укреплению здоровья. Причем, не только ребятишек, но и педагогов. Ну, а больше всего меня, пожалуй, поразило приглашение в дошкольное учреждение ... гончаров. Мальчишки и девчонки учились лепить глиняные игрушки. Дети и сотрудники очень много и с пользой ездят в города и дали. Нередко – вместе с родителями. Концерты для пограничников п.Лазаревском и п.Макопсе, экскурсия на погранзаставу в п.Лазаревское, посещение старейшин казаков, участие в фестивале науки в Севастополе, - это лишь самое начало предлинного списка...

**После завершающего выступления заведующей МДОУ № 34 г. Славянска-на-Кубани Светланы Катаргиной на тему «Тьюторское* сопровождение педагогов ДОУ» и рассказа о результах соцопроса гости с удовольствием побывали на экскурсии в МДОУ детский сад № 21 «Ивушка». Гостям явно понравилось увиденное и услышанное. Не меньше,чем нравится нам. Здесь не только хорошая материальная база, но и коллектив, для которого педагогическое творчество – повседневная норма, а не что-то исключительное.


Текст: Фаина МОРСКАЯ. Фото: Фаина МОРСКАЯ, Виктория ГОЖА


P.S. Вот главная итоговая таблица проведенного социологического опроса.

Что важнее в дошкольном возрасте: обучать или воспитывать?

Ответы Работники ДОУ Родители Социум
Воспитывать 61% 18% 61%
Обучать 0% 25% 7%
Воспитывать и обучать 39% 57% 32%

 

* Тьютор - (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ воспитанников, учащихся, студентов и сопровождает процесс индивидуального обучения в детском саду, школе, вузе, системах дополнительного и непрерывного образования.