"Транснефть" уступила Азербайджану. SOCAR получила скидку в 19% при прокачке нефти до Новороссийска

Автор: Текст: Анна Солодовникова, фото: Евгений Переверзев, газета "Коммерсантъ" 24.02.2014 07:18

Печать

***"Транснефть", которая в течение полугода пыталась заставить азербайджанскую SOCAR платить больше за прокачку нефти до Новороссийска, в итоге вынуждена была уступить. Российская монополия заключила с SOCAR коммерческий контракт, практически идентичный прежнему межправительственному соглашению, при этом новый тариф — 453,95 руб. на тонну — будет даже ниже прежней ставки в $15,67 (559 руб. по текущему курсу).

***ФСТ предложила установить тариф на транспортировку нефти по нефтепроводу Баку—Новороссийск в размере 453,95 руб. на тонну, говорится в проекте ее приказа. Он вводится в связи с заключением коммерческого договора между "Транснефтью" и азербайджанской SOCAR на прокачку нефти до Новороссийска, подписанного взамен межправительственного соглашения, действовавшего до 14 февраля. В ФСТ поясняют, что практически все его параметры были учтены в новом договоре, в частности, при расчете тарифа.

***Межправительственное соглашение было расторгнуто российской стороной еще в мае 2013 года из-за того, что SOCAR в течение нескольких лет не выполняла обязательств по объемам поставляемой нефти. Изначально стороны договаривались на 5 млн тонн в год, но в последние годы азербайджанская компания поставляла только по 1,5-2 млн тонн нефти. Это не устраивало "Транснефть": компания подсчитала убытки и предложила SOCAR новые тарифы, оценив свои услуги значительно выше прежних $15,67 за тонну. В ноябре компания заявляла, что при текущем объеме поставок 1,5 млн тонн в год тариф должен составлять 720 руб. ($22 по тогдашнему курсу) за тонну, при 1,8 млн тонн — 700 руб. ($21,4), а при объеме свыше 5 млн тонн — менее 400 руб. за тонну ($12,2). Но SOCAR с этим не согласилась и, по словам источников, знакомых с ситуацией, переговоры прекратила. В ответ "Транснефть" объявила о начале консервации части трубопровода Баку—Новороссийск от границы с Азербайджаном до Махачкалы. Дальше "Транснефть" надеялась заполнить трубу казахской, поволжской и туркменской нефтью.

***Но текущее предложение по тарифу оказалось на 19% дешевле даже прежней ставки. Как отметили в пятницу в ФСТ, "Транснефть" сама выступила с такой оценкой стоимости своих услуг. По мнению службы, это "с учетом его привлекательности для грузоотправителей" должно обеспечить загрузку нефтепровода. В "Транснефти" от комментариев отказались. С увеличением объемов прокачки это никак не связано, поскольку в Баку несколько дней назад дали понять, что больше 1,5 млн тонн в направлении Новороссийска поставлять не готовы. Неизвестно, внесена ли в соглашение схема ship-or-pay, при которой стороны договариваются о минимальных объемах сырья, за прокачку которых поставщик обязан платить даже в случае недопоставки.

***Алексей Кокин из "Уралсиба" полагает, что "Транснефть" согласилась пойти на уступки SOCAR из-за того, что расходы на консервацию нефтепровода, поддержание его в этом состоянии, а также последующую расконсервацию превысили бы затраты монополии на прокачку 1,5 млн тонн сырья (менее 0,5% от общего объема нефти в системе "Транснефти") до Новороссийска по скромному тарифу. Эксперт также отметил, что пока у компании нет абсолютных гарантий, что объемы нефти, поставляемые в Махачкалу из Поволжья, Туркмении и с каспийских месторождений ЛУКОЙЛа, вырастут в ближайшей перспективе.

Источник: газета "Коммерсантъ".