За антикоррупционный Новороссийск!

Автор: Владимир ДАРКИН, Марина ЭКСТЕР 23.09.2011 00:15

Печать

Прозрачные закупки против «светонепроницаемых» взяток

 

***1 января 2012 года вступает в силу, за исключением отдельных положений, федеральный закон от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Речь идет не только о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях и т.п. Этот закон также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50%, на «дочек» и «внучек» перечисленных юрлиц.
***В Новороссийске новый правовой акт, как и везде в России, затронет очень многих. Понятно, что новый закон должен послужить дальнейшему наступлению на коррупцию, мздоимство. Но когда мы постарались узнать подробности, выяснилось, что не слишком много знаем и о сегодняшнем положении дел. А рассказать, оказывается, есть что. Не менее удивило и то, что касательно государственных и муниципальных закупок «правила игры» вскоре могут вообще почти полностью поменяться!

1. Что прочтем В ИНТЕРЕСНОМ ПОЛОЖЕНИИ?



***Закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по нашей просьбе прокомментировал
советник главы Новороссийска по юридическим вопросам в статусе адвоката Юрий Гришин.
***- Установлены основные требования к проведению закупок, - рассказал Юрий Иванович. - Это, в частности, информационная открытость, отсутствие дискриминации участников и необоснованных ограничений конкуренции, целевое и экономически эффективное расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг. Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона. Установлено требование о повышении доли закупок инновационной продукции.
***- То есть теперь и МУПы, МАУ, МБУ в Новороссийске не смогут, в том числе, искать себе поставщиков товаров и услуг по принципу «кого хочу, того и приглашу»?
***- Именно. Запросы котировок, конкурсы, аукционы, - придется осваивать всю эту «науку». Более того, на заказчиков возлагается обязанность разработать положение о закупках и разместить его на сайте http://zakupki.gov.ru. В положении можно указывать иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки. В этом случае разъясняется порядок проведения закупки таким методом. Правительство России определяет перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Предусмотрено ведение реестров заключенных договоров и недобросовестных поставщиков. Определены случаи, когда участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика. Убежден, что тем руководителям, кого это касается, надо уже сейчас всё изучать, чтобы быть готовыми работать с 1 января 2012 года по-новому.
***- Значит, например, детским садам, школам, больницам придется писать свои Положения о закупках?
***- Не только писать, но также проводить планирование закупочной деятельности, так что, вполне могу предположить: с учётом всего этого процесс закупки может им обойтись дороже самой закупки. Это крупным предприятиям выгодно иметь Положение, переводить торги в электронную форму, чтобы оптимизировать и структурировать сложную систему закупок, уменьшить издержки на её организацию.
***- А почему, как вы считаете, Правительство РФ оговаривает отдельный перечень закупок в электронной форме?
***- Тут всё понятно. Основная проблема обычных аукционов заключалась в сговоре между участниками торгов и давлении на потенциальных конкурентов. Такие факторы вместе с фактически закрытыми региональными и муниципальными системами госзаказа, наличием множества разрозненных информационных ресурсов (небольших региональных электронных площадок, собственных порталов с информацией о госзаказе) привели к уменьшению экономии бюджетных средств и снижению конкуренции на аукционах. Эта проблема была устранена в результате внедрения новой электронной формы аукционов. С 1 января 2011 года в России вступило в силу новое правило, по которому почти все закупки должны проводиться исключительно на электронных аукционах. В действующем Федеральном законе от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» появилась глава 3.1, минимизирующая риски сговора и давления.
***- А в чем ее суть?
***- В конфиденциальности подачи заявок на электронных площадках, исключающей возможность идентифицировать кого-либо из поставщиков до подведения ценовых итогов электронного аукциона. Соблюдение указанного правила стало главным условием создания конкурентных аукционов, и его выполнение (в частности, с точки зрения применяемых технологий) жестко контролируется. В свою очередь, необходимость жесткого контроля привела к решению об ограничении количества функционирующих электронных площадок в системе госзаказа до 5. Эти площадки, имеющие статус национальных операторов электронных торгов, начали проводить открытые аукционы в электронной форме примерно с III квартала прошлого года. Теперь все электронные «премудрости» придется осваивать в Новороссийске и таким заказчикам, как унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей гос- или муниципального участия более 50%. Круг участников заметно расширяется!

***Для справки. Вот 5 работающих в России электронных площадок. 1) ОАО «Единая электронная торговая площадка». 2) ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ». 3) ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная Система Торгов». 4) ОАО «Индексное агентство РТС». 5) ЗАО «ММВБ – Информационные технологии».



2. А как сейчас? ЭЛЕКТРОННЫЕ СУБСТАНЦИИ



***- С 1 января нынешнего года, - рассказал руководитель отдела муниципального заказа администрации МО г.Новороссийск Михаил Шевелёв, - все заказчики в России размещают свои извещения о необходимых закупках на сайте http://zakupki.gov.ru. Закупки касаются работ, товаров, услуг. Сами заказы размещаются на электронных площадках. В этом году наш муниципалитет работает на двух площадках из пяти, но в будущем, скорее всего, будут задействованы все 5 национальных операторов.
***- Сколько было проведено аукционов в этом году и на какую сумму осуществлены закупки?
***- С 11 января по 20 сентября было проведено 359 аукционов. Общая сумма закупок составила свыше 1,3 миллиарда рублей.
***- Ваше личное мнение: удалось потеснить коррупцию благодаря электронным аукционам?
***- Ответ однозначный: да. И мнение это вовсе не только мое. Дело в том, что в электронных аукционах не участвуют представители заказчиков. Только потенциальные поставщики, исполнители, причем и они обезличены. Заказчик может, конечно, следить, в Интернете, как проходит аукцион. Но он увидит лишь обезличенную борьбу участников, игру на минимальное понижение, а конкретного победителя узнает лишь после завершения аукциона. Вообще основное достоинство федерального закона №94-ФЗ в том, что именно сейчас торги стали прозрачными. Любой пользователь Интернета может в любой момент времени с удаленного компьютера зайти в базу данных и посмотреть, какие аукционные процедуры планируются, какие состоялись, а затем сделать свой вывод не только о цене заключенного контракта, но и об обоснованности, осмысленности той или иной закупки, которая была объявлена. Сейчас видно все.
***- Михаил Александрович, а как на сегодняшний день обеспечиваются обязательства участников электронных торгов при поставке товаров?
***- Законом установлено обеспечение исполнения контракта. Это может быть обеспечение до 30% от суммы контракта. Обязанность заказчика при оформлении акта выполненных работ на товары, работы, услуги - соблюдать свои интересы и добиваться, чтобы поставляемые ему товары или услуги соответствовали требованиям аукционной заявки и подписанного контракта. Например, недавно управление здравоохранения подало заявку на проведение аукциона на поставку автобуса для инвалидов. Аукцион состоялся, его выиграло ООО из Нижегородской области. По итогам аукциона был заключен договор на поставку автобуса, но при его реализации оказалось, что этот автобус был переоборудован из грузового в автобус для инвалидов, то есть не являлся новым. Договор был расторгнут, объявлен новый аукцион. На днях автобус был поставлен.

***- Мы об этом писали. Скажите, а требование об обеспечении контракта, по-вашему, не тормозит развитие бизнеса? При большом контракте сумма обеспечения может быть весьма значительной…
***- Закон есть закон, его надо выполнять, и это требование направлено против действий недобросовестных участников, которых, увы, немало. Но «тормоза» на самом деле нет. В том случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном документацией об аукционе. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником аукциона самостоятельно. Я сейчас процитировал федеральный закон №94-ФЗ. Как видите, вариантов обеспечения много.
***- Если предприятие или индивидуальный предприниматель никогда не участвовал в электронных аукционах, с чего, на ваш взгляд, лучше всего начать?
***- С серьезной оценки собственных сил. И уж, конечно, необходимо обязательно получить электронную цифровую подпись. Без нее даже не зарегистрируешься на электронной площадке как участник.
***- Расскажите об ЭЦП хотя бы самое основное. Кстати, где ее можно получить в Новороссийске?
***- Электронная цифровая подпись используется во многих случаях. Она позволяет организовать юридически значимый обмен документами в электронной форме. Цифровая подпись - основа такого обмена, ею подписываются документы. Существование ЭЦП позволяет работать системе банк-клиент, сдавать отчетность в налоговые и другие органы в электронном виде, осуществлять обмен электронными документами между юридическими лицами и, в том числе, участвовать в электронных аукционах. В основе цифровой подписи – шифрование, но каких-то технических подробностей я вам не расскажу.
***И насчет того, где ее можно получить, не слишком обрадую. Выбор, конечно, есть, но он не так уж велик. Можно поехать в Краснодар и получить ЭЦП там, например, в ЗАО «Орбита». В Новороссийске же такую услугу сейчас оказывает только компания «СандСофт-Новороссийск», базирующаяся в одном здании с местной Инспекцией Федеральной налоговой службы. Но, кстати, «СандСофт-Новороссийск» также работает по договору с тем самым ЗАО «Орбита».
***- Удивляться тут нечему. Вот на днях прочитал, что в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2011» телекоммуникационная компания «Ростелеком» заключила соглашения с «Майкрософтом» и «1С», подписав их с помощью электронной цифровой подписи прямо на ноутбуках. Это произошло в России ВПЕРВЫЕ!
***- Сам ныне действующий федеральный закон РФ №63-ФЗ «Об электронной подписи» - от 6 апреля 2011 года. Да, электронным технологиям у нас еще предстоит развиваться и развиваться. Но развитие это неуклонное, будущее – именно за IT-технологиями!



3. НАСТОЯЩЕЕ, устремленное в БУДУЩЕЕ



***Темы электронной цифровой подписи, криптографической защиты и возможных дальнейших правовых нововведений мы обсуждаем с директором ООО «СандСофт-Новороссийск» Эдуардом Шелихом.
***- Надо понимать, что электронная цифровая подпись защищена криптографически, - рассказывает Эдуард Николаевич. - Мы используем технологию защиты Крипто-Про. Есть и другие, но эта по многим параметрам лучшая. Для проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, в том числе и Крипто-Про, обязательно получение лицензии Федеральной Службы Безопасности. Мы получили в управлении ФСБ по Краснодарскому краю три лицензии: на изготовление, распространение и обслуживание СКЗИ «Крипто-Про».
***- Если не ошибаемся, эта технология получила широкое распространение во многих областях.
***- Верно. Криптографическая защита информации – это лишь одна из сфер. Крипто-Про используется также в системах идентификации, при защите от несанкционированного доступа, инфраструктуре открытых ключей, многих программах и утилитах… Для получения ЭЦП, без которой нельзя зарегистрироваться на электронных площадках и участвовать в электронных аукционах, мы сейчас используем последнюю версию «Крипто-Про CSP», имеющую сертификат ФСБ и поддерживающую Windows 7, новые Linux и т.п.

***- Наверное, для большинства руководителей фирм и предпринимателей излишние технические подробности вряд ли будут интересны.
***- Да, и, к тому же, малопонятны. Я расскажу азы, которые полезно знать всем, кто хочет получать государственные и муниципальные заказы, выигрывая электронные аукционы. Процедура примерно такая. Необходимо изготовить сертификат ключа подписи, электронный идентификатор Rutoken, внести сведения об отношениях в систему «Госзаказ», получить неисключительное право пользование СКЗИ «Крипто-Про». Ну, а затем настроить электронную цифровую подпись на нужном компьютере и зарегистрироваться на тех электронных площадках, которые вам необходимы для работы. Всё, дорога для участия в электронных аукционах открыта.
***- Названное можно получить, придя к вам в офис?
***- Да, конечно. А также многие другие услуги. Чтобы вас не упрекали в бесплатной рекламе, скажу лишь, что в сферу наших интересов входят программа 1С, система «Гарант», антивирусы, специализированный софт для работы отелей, общепита, аптек etc, а также электронное взаимодействие с налоговой службой, пенсионным фондом, ФСС и многими другими органами.
***- Интересно узнать у вас как у специалиста, удалось ли все-таки в Новороссийске дать успешный бой коррупции благодаря проведению электронных аукционов?
***- Уверен, что удалось в немалой степени. Закон №94-ФЗ реально действует. Те, кто говорят: победитель заранее известен, конечно, ошибаются. Достаточно сказать, что в немалом числе аукционов вообще не оказывается желающих участвовать. Где же тут предопределенность? А с 1 января 2012 года количество новороссийских заказов вырастет, ведь на аукционы в соответствии с Законом №223-ФЗ станут выходит МУПы, МБУ и другие учреждения, предприятия с муниципальным участием более 50%. В качестве ложки дегтя скажу, что в некоторых случаях возникают проблемы, связанные с содержательной стороной аукционов. Сам критерий «минимальная цена предложения» не всегда хорош. Например, если речь идет о поставках питания в детские сады…

***- Наверное, и в среде законодателей это понимают. Каков выход?
***- Его ищут. Самое серьёзное изменение готовит Минэкономразвития. Там не оставляют мысли заменить существующий сегодня №94-ФЗ новым федеральным актом, законом о Федеральной контрактной системе. Весь этот год Минэкономразвития дискутирует с Федеральной антимонопольной службой о том, стоит ли продолжать переписывать №94-ФЗ или отказаться от него и создать новый федеральный документ по госзакупкам. Антимонопольщики уверены в жизнеспособности существующего закона, но Минэкономразвития не отступает и намерено направить свой законопроект, размещённый не так давно на их официальном сайте, на утверждение депутатам. Этот документ предусматривает не только предварительный отбор участников, что поможет отстранять от участия в торгах поставщиков, неспособных выполнить тот или иной заказ, но и появление «контрактных офицеров», которые на государственной должности будут отвечать за реализацию контрактов от начала до конца. Также предполагается приоритет отдавать не аукционам, а конкурсам, учитывающим помимо цены предложения и ряд других факторов. Сторонников у этого законопроекта не меньше, чем противников, и чем закончится дискуссия вокруг системы госзакупок, пока неясно.
***- Короче, продолжаем жить в эпоху перемен.
***- Мы ведь и по электронным аукционам – «впереди планеты всей». А все потому, что опережаем многие страны по уровню коррупции. Вот и приходится изобретать новые действенные меры, чтобы закупки были прозрачными, а «светонепроницаемые» взятки ушли на свалку истории.

Фото: Марина ЭКСТЕР