Автор: Текст: Игорь ПРИСС, наш. корр., фото: Марина ЭКСТЕР, наш корр. (отмечены *) и предоставленные ГМУ им.адм.Ф.Ф. Ушакова 09.02.2015 21:19
Справка. Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова является крупнейшим учебным заведением водного транспорта и единственным высшим учебным заведением на Юге России, выпускающим морских специалистов для судоходных компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, предприятий водного транспорта, портов и транспортных терминалов.
В соответствии с лицензией Минобразования РФ он ведет подготовку по программам среднего и высшего профессионального образования, а также по программам дополнительного и послевузовского образования. Государственные дипломы и сертификаты университета соответствуют требованиям международных Конвенций и признаются всеми странами мира. По морским специальностям ВУЗ аккредитован в Совете Европы и Международной морской организации.
***Это суть. И раз её формулировка началась с упоминания судоходных компаний, то и начнём мы нашу виртуальную экскурсию с Факультета эксплуатации водного транспорта и судовождения, ибо он максимально соответствует обозначению «морской» в названии ВУЗа.
***– Факультет ведёт подготовку инженеров по специальностям: Судовождение, Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования, Информационные системы и технологии, Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства, Информационная безопасность, – рассказывает заместитель декана факультета по учебной работе, доцент, кандидат технических наук Дмитрий Григорьевич Черноглазов. – Судовождение как основная специальность факультета реализуется в высшей и средней форме профессионального образования. Здесь всё понятно из названия… Управление водным транспортом включает в себя, в частности, занятие портовой логистикой, курсанты изучают агентскую и сюрвейерскую деятельность. Про информационную безопасность и эксплуатацию транспортного радиооборудования тоже всё ясно из названия специальностей.
***Действительно всё понятно – всё по-морскому чётко. Но есть одна «фишка», которая может сильно повлиять на выбор будущей профессии – это не только упомянутая уже романтика океанов и зарплат, но и наличие более ста бюджетных мест в образовательной структуре факультета. И в условиях нашего конкретного ВУЗа они подразумевают не только возможность бесплатного обучения по программе факультета, но и бесплатное питание и проживание в университетском общежитии, а ещё бесплатную университетскую форму (вполне стильную, кстати!) и пользование уникальными тренажёрами ценой под миллион долларов каждый.
***Предвижу вопрос – сам его задавал собеседникам! – что значит «более ста» бюджетных мест? Это ближе к началу или к концу второй сотни? Дмитрий Черноглазов сослался на опыт прошлых зачислений в ВУЗ и назвал число от ста семи до ста двадцати. Неплохо! Есть смысл всерьёз подготовиться к ЕГЭ – зачисление в университет, как и во всей России, ведётся по его – ЕГЭ – результатам.
Справка. В 2010 году коллектив тогда ещё Государственной морской академии награждён Почётным дипломом Министерства транспорта РФ за большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов для морского транспорта и многолетнюю добросовестную работу.
ГМУ им. адм. Ушакова является членом Международной ассоциации морских университетов, куда входит более 50 ВУЗов, представляющих все континенты. Университет вошёл в число учредителей нового объединения ВУЗов – Ассоциации морских институтов Чёрного моря.
Ежегодно курсанты проходят стажировку и практику в зарубежных вузах и других организациях. Сотрудники ГМУ регулярно посещают ВУЗы всего мира, обмениваются опытом и изучают систему подготовки студентов в странах Европы.
***Особым пунктом надо выделить тот факт, что абсолютно все (!) выпускники факультета трудоустраиваются по специальности с начальной зарплатой порядка 3-4 тыс. долларов и реальной перспективой успешной карьеры. И в российских судоходных компаниях, и в зарубежных.
***Пятый год на факультете реализуется программа среднего профессионального образования по специальности Судовождение – это когда требования к специалистам те же, но немного снижены университетские критерии по ряду образовательных дисциплин. Проще говоря, добротный уровень колледжа. Этого уровня, кстати, может вполне хватить, чтобы стать капитаном торгового судна – всё зависит от уровня требований конкретной судоходной компании.
Справка. По итогам 2012 и 2013 годов (итоги 2014-го ещё не подводились) Федеральное агентство морского и речного флота присвоило Новороссийскому морскому университету звание «Лидер отрасли».
***Вся романтика перечисленных выше специальностей будет невозможна без ещё одной основной отрасли образования в университете: Судомеханического факультета…
***Название говорит само за себя, однако же давайте вникнем в детали. Направления подготовки специалистов-инженеров: Эксплуатация судовых энергетических установок, Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматизации, Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов, Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование, Инженерная защита окружающей среды.
***Как видим, первые две специальности – конкретно флотские, судовые, владение которыми обеспечивают деятельность – движение – судна и жизнеспособность людей на его борту. Две следующие – береговые – встречающие и провожающие, если говорить метафорично. А последнюю в списке специальность вообще можно назвать животворящей, ибо об экологии речь, забота о которой – святая обязанность человечества. А здесь так вообще забота – инженерная! То есть возведённая в ранг научных знаний. Кстати, такого рода забота девушкам тоже очень подходит…
***Для знакомства с факультетом и беседы о его сути декан судомеханического факультета, доцент, кандидат технических наук Юрий Григорьевич Косолап пригласил нас в одну из своих аудиторий, в точности повторяющей пульт управления судовой энергетической установкой. Погрузил, так сказать, если и не в атмосферу, то уж в суть предмета – точно. Интересно, интересно…
***– Главное – это то, что мы даём людям инженерное образование! – сразу, как расположились, с гордостью сказал Юрий Григорьевич. – То есть то, чего не хватает сегодня и стране, и конкретным людям. Причём это касается не только тех специальностей, которые напрямую связаны с морем, но и трёх других, которые с морем хоть и связаны, но не связаны с длительным пребыванием человека в рейсе. Это те, кто принимает-отправляет грузы, управляет механизмами, обеспечивает экологическую безопасность, которая в нашем нефтеналивном порту и при нашем танкерном флоте требует особого внимания. А что касается двух первых специальностей, готовящих флотских инженеров-механиков, то обучение по ним в стенах университета обеспечено, несмотря на особую специфику профессий, стопроцентной материальной базой, соответствующей самым последним требованиям, заложенным в жёсткие образовательные стандарты. При этом на факультете тоже более 100 бюджетных мест.
***Позволю себе немного расшифровать слова начальника факультета для неспециалистов, коим и сам являюсь. Моряк, имеющий диплом об окончании Судомеханического факультета нашего морского университета, образно говоря, может подняться по трапу любого судна, курсирующего между портами мирового океана и во внутренних водоемах. Он юридически имеет право работать на судне любого государства. У него есть для этого все документы.
***Диплом об окончании Государственного морского университета – как судоводительского, так и судомеханического факультетов – признаётся во всём мире.
Справка. В 2013 году Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова выдержал проверку Европейского агентства морской безопасности (European Maritime Safety Agency, EMCA). Проверяющих интересовало, насколько порядок и уровень подготовки наших моряков соответствует требованиям Евросоюза. Университет прошёл эту проверку, укрепив тем самым позиции российских моряков на судах под флагами Евросоюза.
В 2014 году университет и его филиалы в Ростове-на-Дону и Севастополе, первый и единственный в России, прошёл проверку Минтранса РФ и Международной морской организации (IMO) на предмет признания организации, осуществляющей подготовку инструкторов, экзаменаторов, инструкторов тренажёрной подготовки, методистов и руководителей морских образовательных учреждений в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты.
***А в прошлом году в университете побывали представители ведущего европейского ВУЗа из Каталонского политехнического университета (г.Барселона, Испания). Аудиторы отметили высокий уровень организации учебного процесса.
***Что, кстати, неудивительно ещё и потому, что стандартное, для университета в целом и факультета в частности, занятие велось на английском языке.
***Изучение английского языка – это хоть и обязательная сфера образования в ВУЗе, но и особая в силу специфики получаемых здесь профессий. Впрочем, неспециальный – разговорный – английский язык учащиеся ГМУ осваивают тоже вполне успешно. Причём, обучение языку предполагает даже «нулевой» уровень начальной подготовки. Это когда студент или студентка поступают на учёбу в университет, проучившись в школе, к примеру, по классу немецкого или любого другого языка, отличного от английского. Выходя из университета, выпускник или выпускница английский язык будут знать… Это обязательное условие для всех выпускников ГМУ любой специальности!
***Хорошее знание английского языка, кстати сказать, помогает и на практике. Я имею в виде студенческую практику в реальной работе по выбранной профессии. Впрочем, как и наоборот – практика в загранрейсе, к примеру, помогает лучшему усвоению английского языка. Практической работе вообще уделяется много внимания. Это можно отметить не только как погружение в реальность, практика студентов – это ведь и возможность научиться работать и заработать деньги уже как специалист. А это не только дает материальную отдачу, но и самооценку повышает.
***Оба доцента – и Черноглазов, и Косолап – отмечали выработку и закалку в стенах университета основополагающего для молодых людей качества – особого отношения к личной ответственности. Это когда человек, увидев проблему, не суетится в стремлении перепоручить её кому-то ещё, а берёт и решает её сам – спокойно и уверенно. Это ли не воспитание человека в одной из его ипостасей?!
***Кому-то может показаться, что морской университет – сугубо мужская вотчина, ибо есть стереотипное понимание разделения профессий на женские и мужские. Ничего не буду опровергать – нет смысла. Расскажу лучше об Институте морского транспортного менеджмента, экономики и права (ИМТМЭиП), входящем в структуру университета. Женского пола там – в достатке! Причём не только в студенческой среде, но и в преподавательской.
***Основным направлением образовательной работы ИМТМЭиП является экономика, которая появилась в 1992 году, когда в училище ещё – НВИМУ – была открыта программа обучения по специальности Экономика и управление на предприятии. Затем был выделен самостоятельный факультет экономики и управления, а с 2011 года преподавание переведено на европейскую систему бакалавриата и магистратуры.
***– Экономика и управление на морском транспорте – такая специальность, отсутствие которой было бы удивительным при морской специфике нашего ВУЗа, – говорит заместитель директора ИМТМЭиП доцент Людмила Алексеевна Ротко. – Ведь не только непосредственно в море обеспечиваются морские перевозки грузов, но и на берегу. Однако уровень нашего образования позволяет выпускникам (двадцатый выпуск специалистов мы сделали в прошлом году) работать не только в сфере экономики на транспорте, но и в других областях экономической деятельности. А всего нами выпущено уже более трёх тысяч специалистов, обученных в стенах ВУЗа, кроме экономики и управления, ещё по следующим специальностям: Организация перевозок и управление на транспорте; Финансы и кредит; Бухгалтерский учёт, анализ и аудит; Культурология.
***Теперь же обучение бакалавров в институте будет вестись по направлениям подготовки: Экономика, Менеджмент, Технология транспортных процессов, Сервис, Управление персоналом, Психология и педагогика… Впрочем здесь всего перечислять нет смысла – разнообразие удивительное. Детально всё можно будет узнать на самом Дне открытых дверей 14 февраля.
***Магистратура в институте тоже уже открыта по направлению подготовки Экономика, и те, кто стал или станет бакалавром, могут продолжать учёбу дальше.
Интересно поставлено дело о пригодности, скажем так, учёбы и работы студентов в период практики. Когда проводится защита дипломных работ, то в комиссии заседают приглашённые специалисты – сами лучшие профессионалы из действующих компаний и фирм. Они приглашают талантливых выпускников на работу.
***Кстати об учёбе как таковой… Примечателен факт преподавания в институте двух докторов экономических наук, которые учились здесь же – в ГМУ. Свои, что называется…
***К слову, стать ближе к науке – если не на «ты», то хотя бы на «вы» для начала – могут и курсанты. Научной работе учащихся здесь уделяется пристальное внимание, и работа эта даёт свои результаты – весьма успешное участие университетской молодёжи в научных конференциях, конкурсах и грантах. Причём не только в городе и Краснодарском крае, но и в России, а также в международных конференциях. Есть чем гордиться!
Справка. В 2014 году ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова подтвердил полномочия докторского диссертационного совета по профильным морским научным специальностям и провёл 3 международные научные конференции.
Университет обладает большим научным потенциалом. Здесь работают два диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, аспирантура.
Кроме того, в структуре университета работают ещё Институт повышения квалификации и Навигацкая школа для 10-11 классов.
***О втором направлении в работе Института морского транспортного менеджмента, экономики и права рассказывает заместитель директора ИМТМЭиП, кандидат юридических наук, доцент Ксения Вячеславовна Голубкина:
***– – Институт является структурным подразделением университета и фактически сам состоит из двух больших факультетов. На нашем факультете курсанты получают образование по трём направлениям подготовки: юриспруденция, государственное и муниципальное управление, таможенное дело. Первые две – это бакалавриат, таможенное дело – специалитет.
***Но есть на факультете и магистратура по юриспруденции, куда могут пойти на учёбу бакалавры - как юристы, так и государственные и муниципальные управленцы и экономисты-бакалавры. Однако и отучившись на бакалавриате по юриспруденции, можно поступить в магистратуру по экономике. Возможностей много. К тому же, в прошлом году нам министерством было выделено 50 бюджетных мест для студентов.
***Таможенные операции являются важным элементом внешнеэкономической деятельности, следовательно специалисты таможенного дела участвуют в организации процесса доставки и оформления экспортно-импортных грузов. Неизбежное встраивание России в мировую глобальную экономику и усложнение нормативов внутренней жизни послужили катализаторами в возникновении этих специальностей в учебном процессе университета. Специальности пользуются вполне объяснимой популярностью – конкурс прошлого года поступления по результатам ЕГЭ составил 3-4 человека на место.
***Конкурс обусловлен убедительно удачным трудоустройством выпускников, что является самым ярким признанием их квалификации, а среди них есть специалисты не только портовых служб или судоходных компаний (и не одних российских, кстати!), но и следователи, нотариусы, работники транспортной прокуратуры и даже военной комендатуры. Есть и преподаватели своей родной alma mater, пришедшие туда, получив уже научную степень кандидата наук.
***А по специальности Государственное и муниципальное управление трудоустроены на четверть или полставки уже даже многие студенты – есть спрос на специальность в административных сферах.
Справка. По результатам мониторинга эффективности ВУЗов России, проводимого Министерством образования и науки в 2012-13 гг., университет признан «Эффективным» по всем оцениваемым показателям деятельности.
***Однако что это мы всё про учёбу, да про науку… Студенческая пора – это ведь ещё и весёлое, запоминающееся на всю жизнь время в судьбе любого человека, получившего высшее образование…
***И культурная и спортивная жизнь университета тоже… хотел написать «бьёт ключом», да испугался словесного стереотипа, хотя он, признаться, довольно точен.
***Образовательный процесс – это ведь и воспитание тоже… В ВУЗе действуют 25 спортивных секций, в которых занимается более 600 курсантов. Среди них призёры Европейских чемпионатов, призёры и чемпионы России, Южного федерального округа, Краснодарского края, Новороссийска.
***350 курсантов и студентов ГМУ принимали участие в церемониях открытия и закрытия Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. И именно нашим курсантам было поручено поднятие Флага России и Флага Олимпийских игр!
***В клубе университета работают творческие коллективы, в которых занимаются более 300 человек. Они являются участниками и победителями городских, краевых, всероссийских конкурсов и фестивалей.
***Особая гордость университета – духовой оркестр, являющийся постоянным активным участником не только обязательных строевых, праздничных и торжественных мероприятий в ВУЗе, но и событий городского, краевого и федерального уровня. Вы его обязательно услышите!
< Предыдущая | Следующая > |
---|