Поликлиника онлайн

ЧТО ПОСЕЯЛИ... Зачем нужна дорога в школу, если она не ведёт к храму?

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

***В далёком 1982 году, то есть в эпоху, впоследствии высокомерно названную «застоем», окончив Одесский государственный университет, я был по распределению направлен работать учителем русского языка в Кагарлыкскую среднюю школу. Кагарлык – это небольшое село в 50 километрах от Одессы, ничем не примечательное и даже не живописное, известное разве только тем, что в начале Великой Отечественной войны в его окрестностях шли ожесточённые бои наших войск с румынами.


***Разумеется, на первых порах мне было трудно войти в сложившийся педагогический коллектив и приспособиться к жизненному укладу типичной советской деревни. Однако процесс адаптации прошёл очень быстро, и в этом заслуга не только коллег и администрации школы, но и следствие прекрасных условий работы. Новая просторная школа в Кагарлыке была построена в самом центре села, рядом с современным Домом культуры и целым районом двухэтажных домов городского вида, в которых жили почти все учителя.

***То есть бытовые условия моих коллег были просто отличными. Мне тут же предложили двухкомнатную квартиру в пяти минутах ходьбы до работы, выдали солидную сумму «подъёмных денег», а первая моя зарплата составила, как сейчас помню, 240 рублей. На нынешние российские «тугрики» это примерно 50 тысяч. В школе имелась просторная учительская, где я обустроил себе удобное рабочее место, бесплатно работала «продлёнка», в классах в среднем было по 25 учеников, половину преподавательского коллектива, довольно молодого и динамичного, составляли мужчины.

***Ещё бы! Зарплата учителя, после реформы Черненко в особенности, значительно превышала доходы колхозников и работников местной птицефабрики. Больше всего меня поразила прекрасная школьная библиотека с большим читальным залом. Впрочем, и в местном клубе можно было найти любую дефицитную книгу, так что за три года пребывания в Кагарлыке мне удалось перечитать едва ли не всю русскую и мировую художественную классику, осилить массу справочных изданий по истории искусства и даже подтянуть английский язык! При этом работал я довольно много, был классным руководителем далеко не самого сильного класса, к тому же у меня родилась дочь.

***Сейчас, когда я вспоминаю «застойное» прошлое, не могу отделаться от мысли, что это было полноценное и плодотворное время, и вовсе неспроста советская система образования считалась одной из лучших (если не самой лучшей!) в мире. Причём, что хочется подчеркнуть особенно, никаких платных образовательных и воспитательных услуг школа не оказывала. Если родители и платили за питание, то вносили какую-то сугубо символическую сумму, а учителя не занимались систематическими поборами на поведение внеклассных мероприятий и развитие инфраструктуры учебного заведения. Соответственно авторитет школьного учителя был для родителей и учеников на недосягаемой высоте. За всё время работы в сельской школе я не помню ни одного конфликта с учениками и их родителями, а споры с коллегами касались исключительно проблем педагогики.

***Замечу также, что школа была очень хорошо обеспечена самыми передовыми средствами обучения, а учителям не приходилось громоздить горы всевозможных документов и постоянно покупать методические пособия, поскольку таковые имелись в школьной библиотеке. Даже календарно-тематическое планирование, которое сейчас превращено в исключительно трудоёмкий процесс, занимало совсем немного времени. Я уж не говорю о нынешней подготовке к «аббревиатурным» экзаменам, требующей от учителя и учеников напряжения всех сил и соблюдения огромного количества всевозможных инструкций. Кстати, в свете нынешних событий на Украине, могу заметить, что большинство моих учеников составляли именно украинцы, которые своим патриотизмом и гражданским сознанием абсолютно не отличались от русских школьников.

***Зачем я так подробно и, может быть, с некоторой долей идеализации вспомнил советскую систему образования, совершенно разрушенную за четверть века «независимости» (так и хотелось написать – «незалежности») России? Как говорится, всё познаётся в сравнении. Сейчас я «сею разумное, доброе, вечное» в одной из крупнейших школ Краснодарского края. Она работает в две смены, ни о какой «продлёнке», тем более бесплатной, речи, конечно, не идёт; количество учеников в классах доходит до 40 человек, педагогический коллектив (более сотни человек) подвержен текучке кадров, в нём явно не наблюдается преемственность поколений, учительская с трудом вмещает два рабочих места, маленькая библиотека лишена читального зала, в течение целого рабочего дня в школе нет воды (это проблема всего Новороссийска).

***Кабинеты оснащены оргтехникой исключительно зарубежного производства, за питание родителям учащихся приходится выкладывать весьма ощутимые суммы, как и за большинство воспитательных мероприятий (хотя это очевидный оксюморон) и дополнительных занятий. Поблизости возведено огромное количество жилых бетонных коробок, выросли десятки торговых центров, некоторые прямо- таки титанических размеров, но за четверть века в нашем районе городские власти не удосужились построить ни одной школы! И поэтому вряд ли стоит винить администрацию и педагогический коллектив нашего забитого под завязку учебного заведения в том, что условия «предоставления образовательных услуг» в нём, мягко выражаясь, далеки от идеальных. Зато всевозможных проверок, совещаний и «креативных» мероприятий такое количество, что работать, собственно, и некогда.

***А тут ещё строители постарались: отгрохали на пути к школе комплекс многоэтажек, перекопав мостовую и тротуары. Так что теперь в «Храм науки и образования» приходится добираться по «полосе препятствий». Впрочем, в этом видится некий символ состояния российского образования: складывается впечатление, что наше министерство, ставшее, увы, оплотом либерализма и проводником западных идей, успешно выполнило свою задачу, разрушив «до основания» советскую школьную систему. Но что последует «затем»?