Честное потребительское. Выпуск 2. Автомобиль - не роскошь, а средство переживания

Автор: Владимир ДАРКИН 29.01.2010 23:51

Печать

У нас в России до сих пор покупка «железных коней» - рискованные инвестиции. Еще двое новороссийцев остались и без машин, и без денег. На помощь пришел «Центр защиты прав потребителей».

***- Свой автомобиль я нашла в Интернете, на сайте http://www.drom.ru/. «Ниссан-Теана», судя и по картинке, и по описанию был в отличном состоянии, пусть и 2004 года выпуска. Дисплей, камера заднего вида, кожаный салон, климат- и круиз-контроль, электрокресла, CD-магнитола, парктроник и многое другое. Осталось только внести полную стоимость – 350000 рублей, и краснодарский предприниматель готов был доставить машину из Сингапура в Новороссийск, растаможить ее и вручить мне вместе с ключами. Новую машину такого класса моя семья не может себе позволить, а это приобретение казалось очень неплохим вариантом. Пока я не поняла, что предприниматель Татьяна Иванова и другие меня просто обманывают.

***Мы беседуем с Людмилой З. в ее уютном частном доме. Женщина, понятно, очень расстроена. Прошел уже год, как она полностью выполнила договор, внесла всю требуемую сумму, а до сих пор не получила ни автомобиля, ни даже возврата денег. Людмила З. обратилась в хорошо знакомую новороссийцам городскую общественную организацию «Центр защиты прав потребителей». Был подан иск в Приморский районный суд, и уже вступило в силу решение, которое можно расценить не иначе как «полную победу».

***Как рассказала председатель НГОО «Центр защиты прав потребителей» Светлана Шендрикова, есть и второй подобный случай. Фамилия предпринимателя, который должен был организовать доставку и таможенную очистку автомобиля из Сингапура новороссийцу Дмитрию Ч., другая, а фактический адрес (Краснодар, ул. Обрывная, 135) – тот же, что и в случае с Людмилой З. Более того, просматривается схожий метод работы, совпадения, которые вряд ли случайны. Мы расскажем об этом подробнее, чтобы вооружить вас полезными знаниями.

1. Читайте договоры с максимальной внимательностью!

***- Начать надо с того, - рассказывает Светлана Шендрикова, - что сделка совершалась по договору комиссии, а не купли-продажи. Это само по себе не вызывает возражений. Есть глава «Комиссия» Гражданского кодекса РФ, есть утвержденные Постановлением Правительства России Правила комиссионной торговли, где все четко регулируется. В подобных сделках – не две, а три стороны: комиссионер, комитент и покупатель. Комитент – тот, кто сдает товар на комиссию, комиссионер – организация или индивидуальный предприниматель, принимающая этот товар и затем реализующая его по договору купли-продажи покупателю. Однако в обоих наших случаях договоры выглядят сложными, если не сказать путаными. То ли в силу неграмотности предпринимателей, то ли специально. Достаточно сказать, что покупатель в этих договорах значится как комитент при том, что транспортные средства приобретались в Сингапуре...

2. Минимизируйте риски, делая крупные покупки в давно работающих и хорошо зарекомендовавших себя организациях.

***Вопрос номер один: стоит ли вообще делать такую дорогую покупку по рекламе в Интернете? Однозначного ответа тут нет. Но уж в любом случае надо постараться навести справки о тех, с кем имеешь дело, а если это непредставляется возможным, то лучше пойти в серьезный автосалон или к тем, чья репутация не вызывает сомнений. Понятно, что на дворе – мировой финансовый кризис, так что и добросовестные фирмы, предприниматели могут «согрешить». Не так давно, например, моего друга «подставил» с машиной наш общий друг. Так сложились обстоятельства, и теперь ежемесячно один другому понемногу выплачивает долги. Никто никого не хотел обманывать, однако...

***- Насчет заведомого обмана в случаях с Людмилой З. и Дмитрием Ч. я не могу утверждать – продолжает свой рассказ Светлана Валентиновна. – Я расскажу факты. «Ниссан-Теана» предприниматель Татьяна Иванова обязалась доставить в порт Новороссийск и произвести таможенное оформление в течение 90 календарных дней – до 5 марта 2009 года. Автомобиль действительно прибыл из Сингапура в наш город, покупатель об этом достоверно знала, поэтому и не думала, что будут проблемы. Однако шло время, женщина звонила в Краснодар, слышала новые и новые обещания, а потом вдруг получила телеграмму-уведомление. В ней была сказано, что надо прибыть в краевой центр для ... расторжения договора комиссии, так как якобы она не исполнила своих обязательств – не полностью оплатила платеж. Объяснялось это изменением стоимости таможенного оформления.

***В телеграмме – явная ложь, что подтверждено судом. Оплата за машину была произведена в полном объеме. В условиях договора ясно сказано, что сумма в 350000 рублей является окончательной и включает в себя все расходы. И по закону «О защите прав потребителей» в случае изменения таможенных тарифов предприниматель обязана была поставить об этом в известность Людмилу З., а не посылать ей телеграмму о расторжении договора. Помимо всего прочего, суд установил, что повышение цен таможенного оформления произошло с 12 января 2009 года, а автомобиль прибыл в наш порт 18 декабря 2008 года. То есть на него повышение цен не распространяется!

***Дальше всё пошло еще хуже. Об этом говорит сама Людмила З.:

***- Иванова всё время просила меня подождать, просила не подавать в суд, потому что у нее, мол, маленький ребенок, я терпела, сколько могла. Потом предприниматель и вовсе перестала отвечать на звонки. В объявлениях на сайте я случайно нашла еще один номер. Когда позвонила, мне ответил молодой человек по фамилии Гордеев, он представился мне директором компании, где мы заказали авто. Гордеев мне не сказал о доплате ни слова, зато сообщил, что таможенный брокер занимается моей машиной, и на днях я ее получу. Но вскоре я по своим каналам узнала, что мою машину продали и уже реально увезли в Дагестан...

3. Всегда верьте в лучшее, но предполагайте худшее.

***В районном суде, а затем в кассационной инстанции открывались все новые неприятные факты. Оказывается, «ИП Иванова заключила в интересах и за счет Людмилы З. договор купли-продажи оговоренного автомобиля». Однако потребитель не поручала и не просила от своего имени заключать какие-либо сделки. К тому же, Иванова неправомерно перезаключила свои договорные обязательства с тем самым Гордеевым и стала в документах именно его называть продавцом. Мол, и деньги истице возвращать должен он. Ничего подобного первоначальный договор комиссии, пусть он даже сложный или неграмотный, не предполагает.

***В решении суда все перечисленные факты изучены и оценены. Суд вынес решение расторгнуть договор комиссии на поставку «Ниссана», взыскать с Татьяны Ивановой уплаченную стоимость автомобиля – 350000 рублей, законную неустойку в размере 210000 рублей, а также все судебные расходы и компенсацию морального вреда. Итого: 591500 рублей.

***Последняя деталь. Ответчицы пропустила сроки кассации, затем их восстановила, что дополнительно затянуло дело. Однако сейчас кассационная инстанция уже рассмотрела дело и оставила решение Приморского районного суда без изменения, так что оно, повторим, вступило в законную силу.

***Второй случай если и отличается, то лишь деталями, а не печальными последствиями вкупе с нервотрепкой. 20 января 2009 года Дмитрий Ч. заключил договор комиссии, вы вряд ли удивитесь, с предпринимателем Артуром Гордеевым. Машина, которую Артур Евгеньевич обязался доставить из того же Сингапура, обошлась потребителю в 230000 рублей. Речь о Mitsubishi Lancer 2002 года выпуска. Сроки исполнения по договору были нарушены, поэтому было заключено соглашение о расторжении договора комиссии. Предприниматель принял на себя обязательство в течение пяти рабочих дней с момента подписания соглашения вернуть всю внесенную потребителем сумму. Однако этого не сделал до сих пор. НГОО «Центр защиты прав потребителей» обратился с иском в Приморский суд, который решил взыскать с Гордеева не только внесенные Дмитрием Ч. 230000 рублей, но и неустойку в размере 230000 рублей, а также компенсацию морального вреда – 30000 рублей плюс солидный штраф.

***- Я не могу этого знать точно, - рассказала, провожая меня, Людмила З., - но Иванова мне как-то сказала по телефону, что у них застряло на растаможке 44 машины. Как можно так вести дела, тем более что она - мать маленького ребенка, я не понимаю. Кончится всё это для таких горе-предпринимателей с точки зрения закона, думаю, очень печально.

Владимир ДАРКИН