ГУ Отдел вневедомственной охраны при УВД по Новороссийску

Поликлиника онлайн

Прокурорский надзор-6. Проект хорош, но следует заметить...

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

***Форм, мер, методов прокурорского реагирования, взаимодействия при осуществлении надзора за исполнением законов, при участии в процессе нормотворчества много, и они разнообразны. Неизменным приоритетом прокуратуры остается надзор за законностью издаваемых органами власти и управления нормативных правовых актов. Этому направлению прокуратура Новороссийска всегда уделяет серьезное внимание, проводя целенаправленную работу по обеспечению единства правового пространства. С учетом требований Генерального прокурора РФ надзор за законностью нормативных правовых актов осуществляется в тесном и неразрывном единстве с участием в правотворческой деятельности органов местного самоуправления. Прокуратурой апробируются все формы участия в процессе правотворчества, но, пожалуй, наиболее эффективной из них является изучение проектов нормативных правовых актов. Ведь при этом уже на этапе подготовки проектов устраняется большинство нарушений законоположений! По сути, речь о конструктивном правовом сотрудничестве прокуратуры и муниципалитета во имя Его Величества Закона. Сегодня мы публикуем 4 заметки на эту важную тему.

1. Ярмарка в законе

***Прокуратурой города был изучен проект постановления главы муниципалитета «О проведении ярмарок на территории МО г.Новороссийск по реализации населению сельскохозяйственной продукции и продуктов перерабатывающей промышленности местных и краевых товаропроизводителей в 2010-2011 годах» Как рассказала старший помощник прокурора Новороссийска Ольга Воробьева корреспонденту портала «Новодар», прокуратурой был сделан ряд замечаний. И вот лишь некоторые из них.
***В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» порядок организации деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На Кубани такой порядок определен краевым Законом «О розничных рынках и организации деятельности ярмарок на территории Краснодарского края». В соответствии с этим законом в постановлении следует определить, каким образом организаторы ярмарки (назначенные главами внутригородских районов согласно п.5 проекта постановления) должны получить разрешение на право организации (куда обратиться, какие документы представить).
***В другом пункте проекта постановления предусматривается выдача отделом торговли и потребительского рынка администрации города разрешений на торговую деятельность на ярмарках. Указанный пункт следует исключить. Закрытый перечень полномочий исполнительных органов местного самоуправления в Краснодарском крае в области организации розничных рынков, организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, исполнения порядка организации деятельности ярмарок на территории Краснодарского края определен ст. 3 вышеупомянутого краевого закона. Указанным законом не предусмотрено получение каких–либо разрешений лицами, осуществляющими торговлю на ярмарках, а органам местного самоуправления не предоставлены полномочия по выдаче таких разрешений.
***Таким образом, требования по получению в органах местного самоуправления разрешений на право торговли на ярмарке лицами, осуществляющими такую торговлю, являются необоснованными и завышенными по сравнению с установленными законодательством, излишним административным барьером. Более того, установление завышенных требований, предъявляемых к лицам при реализации прав, является коррупциогенным фактором.
***Эти замечания были направлены в адрес начальника отдела торговли и потребительского рынка администрации Новороссийска Павла Назаренко. Проект находится на доработке.

2. Нарушителя исключить? Да, но сначала уточнить

***К проекту постановления главы горадминистрации «Об утверждении правил приема, выбытия и исключения граждан в муниципальных образовательных учреждениях МО г.Новороссийск», как рассказала нам старший помощник прокурора Новороссийска Ольга Воробьева, замечаний оказалось совсем немного. Фактически, речь о стилистической правке и дополнении нескольких фраз или даже отдельных слов. Перечислять эти детали для наших читателей нет смысла, но зато полезно процитировать те требования законодательства, благодаря которым эти уточнения необходимы.
***В соответствии с федеральным законом РФ «Об образовании» по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава ОУ допускается исключение из данного ОУ обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из ОУ его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

3. С палаткой пока «несладко»...

***Прокуратурой города изучен проект постановления главы администрации нашего муниципального образования «О размещении нестационарных торговых объектов на территории МО г.Новороссийск в 2010 г.». В нем утверждаются: - положение о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории Новороссийска в 2010 г.;
***- методика определения стартового размера финансового предложения за право размещения НТО;
***- состав комиссии по проведению конкурса на право размещения НТО;
***- дислокация размещения НТО;
***- договор о предоставлении права на размещение НТО.
***Проект важен для города и горожан, ведь он касается таких популярных «тем», особенно летом, как торговля мороженым, продажа кваса, фруктов и т.п. Но, как сообщила специально для портала Новодар старший помощник прокурора Новороссийска Ольга Воробьева, проект требует доработки с учетом прокурорских замечаний.
***Во-первых, установленные в положении сроки сезонности не соответствуют тем, что определены методикой, то есть налицо противоречия в одном и том же правовом акте. Во-вторых, пункт положения, определяющий содержание информации сообщения о проведении конкурса, следует дополнить следующими подпунктами: - порядок проведения конкурса; - порядок определения лица, выигравшего конкурс (критерии и порядок оценки); - сведения о начальной цене конкурсного предложения; - срок заключения договора по результатам конкурса. От редакции портала Новодар: практика показывает, что отсутствие подобного в других правовых актах, рожденных в недрах горадминистрации, не раз приводило к конфликтам, неудовлетворенности участников конкурсов, массовым жалобам и т.п.
***По словам Ольги Александровны, в проекте есть и требование, которое выполнимо с трудом, обременительно. Среди представленных на конкурс документов должна быть схема размещения и показательный материал НТО по испрашиваемому адресу (графическое исполнение или фотофиксация). Помимо этого - предложение об оформлении торгового оборудования, информация об элементах оформления, использовании фирменных атрибутов. Все это - вдобавок к тому, что дислокация объектов торговли на местности уже определена приложением к проекту.
***Найден в проекте и коррупциогенный фактор. В одном из пунктов проекта постановления предусмотрено, что организатор конкурса регистрирует заявление, проверяет наличие и правильность оформления представленных документов, решает вопрос о приеме (отказе в приеме) документов. В таком порядке приема заявок налицо неполнота административных процедур. А принятие заявок, документов организатором конкурса и раскрытие информации непосредственно при приеме заявок (запечатанные конверты не предусмотрены) может повлечь информирование отдельных участников конкурса о предложенных конкурентами условиях.
***В проекте много и других существенных недостатков. В том числе, не определена значимость каждого из критериев оценки заявок и порядок определения победителя конкурса. Предусмотрено «отсутствие нарушений по итогам работы за предшествующий год по материалам контролирующих служб». Однако не ясно, кем, каким образом и в каком виде должна предоставляться данная информация (по всем торговым объектам или только при использовании ранее аналогичного вида торговли)? Каким образом и в какие сроки она будет проверяться? А также, каким образом будет оцениваться данный критерий?
***Есть, как подчеркнула О. Воробьева, в проекте и недостающие пункты:
- Прокуратура считает возможным определить в положении срок, в течение которого победитель конкурса, с которым заключен договор, должен заключить договор аренды земельного участка. Также предлагается определить, что заключение договора о предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта является основанием для заключения договора аренды земельного участка под размещение НТО, а соответствующий договор заключается на срок действия договора о предоставлении права на размещение…
***Помимо всего прочего, в проекте предусмотрен внесудебный порядок демонтажа установленных конструкций. Это противоречит не только Гражданскому и Земельному кодексам РФ, но и российской Конституции. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Все замечания были направлены в адрес начальника отдела торговли и потребительского рынка администрации Новороссийска Павла Назаренко. Проект находится на доработке.

4. Аренда инженерной инфраструктуры ... с превышением полномочий

***- Прокуратурой Новороссийска, - рассказала специально для читателей «НИ» старший помощник прокурора города Ольга Воробьева, - изучен проект постановления главы городской администрации «О внесении изменений в постановление главы МО г.Новороссийск от 15.09.2008 г. № 2988 «Об утверждения положения о порядке передачи в аренду объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности». В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 26 Устава Новороссийска определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. То есть в нашем случае – городской Думы. А порядок передачи объектов муниципальной собственности в аренду определен «Положением об управлении и распоряжении муниципальным имуществом г.Новороссийска», которое утверждено решением городской Думы № 330 от 20.12.2006 г. Но ни федеральным законодательством РФ, ни уставом Новороссийска, ни названным думским решением МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПОЛНОМОЧИЙ по определению порядка передачи в аренду муниципального имущества – объектов инженерной инфраструктуры.
***Таким образом, в случае принятия положения будут превышены полномочия главы администрации города по правовому регулированию правоотношений в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, что относится к коррупциогенному фактору. Кроме того, положение противоречит действующему законодательству из-за возможности предоставления муниципального имущества в аренду субъектам предпринимательской деятельности без проведения предусмотренных законом обязательных процедур торгов. Отказ от проведения процедуры торгов перед заключением договора аренды муниципального имущества также является коррупциогенным фактором. Есть в проекте и другие недостатки, которые необходимо, по мнению прокуратуры, устранить, чтобы исполнительная власть не выходила за рамки закона, не действовала в неправовом поле.