Поликлиника онлайн

Минус на минус без плюса. В то время как менеджмент НМТП не имеет официальных обращений от акционеров по разделу бизнеса, чистый убыток НМТП в 2013 году составил $104,7 млн против прибыли годом ранее

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

- 1 -

Москва. 3 апреля. 18:57:46 MSK ИНТЕРФАКС - Менеджмент ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) не имеет официальной информации о планах разделения бизнеса группы ее основными акционерами. "На данный момент никакого официального обращения от акционеров от совета директоров к руководству не поступало", - сообщил генеральный директор НМТП Юрий Матвиенко в ходе телефонной конференции в четверг.

***В конце марта газета "Коммерсантъ" сообщила, что еще в конце 2013 г. президент ОАО "Транснефть" Николай Токарев написал президенту РФ Владимиру Путину письмо, в котором предложил несколько вариантов развития НМТП, в том числе раздел бизнеса стивидорной группы. В документе говорится, что наличие нескольких крупных акционеров (группа "Сумма" Зиявудина Магомедова и, собственно, "Транснефть") с разным видением развития актива приводит к "невозможности согласовать единую стратегию управления" и негативно влияет на экономические показатели.


***Николай Токарев предлагал разделить активы, продав "Сумме" подконтрольные "Транснефти" 35,57% акций НМТП (из них 25% принадлежит монополии через СП с "Суммой"). Затем "Транснефть" планирует выкупить у НМТП нефтеналивные активы, включая ООО "Приморский торговый порт" (ПТП). В итоге пакет "Суммы" в НМТП увеличится до 63,32%, а государство сохранит блокпакет за счет 20% акций Росимущества, 5,3% акций, принадлежащих структурам ОАО РЖД и "золотой акции".

***Другой, "наиболее радикальный" способ, предложенный Н.Токаревым, - передача в доверительное управление или продажа "Транснефти" госпакета НМТП с выкупом монополией ПТП.


***Пресс-секретарь В.Путина Дмитрий Песков тогда подтвердил газете, что акционеры НМТП направляли президенту предложения по разделению активов группы. "Рассмотрение этих вопросов президент поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову, окончательного решения пока нет", - говорил он. Но, по данным источников издания, правительство рассматривало первый вариант раздела НМТП, хотя параметры сделки и цена активов еще не согласованы. По их словам, И.Шувалов поручил "Сумме" и "Транснефти" подготовить план раздела активов по первому варианту, компании прорабатывают детали. Это подтверждали в секретариате первого вице-премьера.

***В "Транснефти" газете заявили, что продажа ее доли в НМТП - "крайний вариант среди множества других". "Транснефть" рассматривает различные варианты изменения участия в НМТП, говорил Н.Токарев 20 марта, в том числе "сокращение доли" и "выход".

***Основные наливные активы НМТП - нефтерайон "Шесхарис" (до 50 млн тонн нефти), СП НМТП и Gunvor Новороссийский мазутный терминал (до 5 млн тонн), ОАО ИПП по перевалке дизтоплива (до 1,8 млн тонн). Через ПТП ежегодно проходит до 75 млн тонн нефти и нефтепродуктов.

***Источники газеты также отмечали, что "один из вариантов - выкуп нефтеналивных активов по цене, близкой к объему долга НМТП перед Сбербанком" ($1,95 млрд). "По итогам сделки "Сумма" получит "чистый" сухогрузный порт без долгов",- отметил один из них, уточнив, что цена "может оказаться слишком низкой для "Суммы", которая может оценить все нефтеналивные активы с учетом переуступки прав аренды причалов "Шесхариса" примерно в $3 млрд". Сложно договориться и о цене доли "Транснефти": в 2013 году компания купила 10,5% НМТП за 8,1 млрд руб. (в 1,5 раза выше рынка). Исходя из этого, пакет может быть оценен в 27,3 млрд руб. "Но такая цена даже со скидкой может не устроить "Сумму", - отмечал один из источников.

***Группа "Новороссийский морской торговый порт" является крупнейшим российским портовым холдингом: 50,1% акций одноименного ОАО принадлежат Novoport Holding, которой на паритетных условиях владеют "Транснефть" и "Сумма". Кроме того, "Транснефти" принадлежит через "дочки" 10,5% акций Новороссийского порта. Еще 20% акций НМТП владеет Росимущество, 5,3% находятся в управлении "Российских железных дорог".

- 2 -

04.04.2014, 00:00. Коммерсантъ - Новороссийский порт ушел в минус перед разделом активов между акционерами. Снижение перевалки основных грузов и курсовые разницы в 2013 году привели Новороссийский морской торговый порт (НМТП) к убытку в $104,7 млн. В 2014 году компания не рассчитывает на рост перевалки, хотя и надеется найти средства на инвестпрограмму в 5 млрд руб. Эксперты считают, что проблем с финансами НМТП не избежать, в том числе из-за раздела порта крупнейшими акционерами — "Транснефтью" и группой "Сумма".

***Выручка НМТП по МСФО за 2013 год сократилась на 10,2%, до $928,1 млн, EBITDA — на 13,7%, до $510,4 млн. При этом компания впервые за последние годы показала чистый убыток в $104,7 млн ($316 млн прибыли в 2012 году). Даже в кризисный 2009 год прибыль НМТП составляла $252 тыс., а в 2008 году — $95 тыс. Ухудшение в НМТП объясняют в первую очередь курсовой разницей в $125,4 млн и обесценением гудвила в $259,9 млн. Гудвил — это "бумажный убыток", он не должен оказать "существенного влияния" на деятельность порта, заявили "Ъ" в НМТП.

***Еще одна причина — снижение в 2013 году перевалки нефти (на 17,2%, до 91,7 млн тонн) и зерна (на 48%, до 4 млн тонн). В целом грузопоток группы сократился на 11,3%, до 141 млн тонн. В НМТП ссылаются на переориентацию части экспорта углеводородов на восток, сокращение спроса и снижение экспорта других сырьевых товаров. Главы НМТП Юрий Матвиенко также отметил усиление конкуренции со стороны Балтийского бассейна.

***В 2014 году НМТП планирует сохранить перевалку на уровне 2013 года. Источник "Ъ", близкий к порту, пояснил, что расчет — на рост перевалки зерна и часть грузопотока, который следовал через порты Украины. Но Надежда Малышева из Portnews полагает, что из-за пропускных возможностей дорог на подходах к порту существенно нарастить объемы не получится.

***Группа резко ухудшила финансовое положение накануне возможного раздела ее активов между "Суммой" и "Транснефтью". Конфликт между ними разгорелся в феврале 2013 года, когда глава монополии Николай Токарев раскритиковал "Сумму" за управление портом. "Транснефть" инициировала смену гендиректора НМТП и совета директоров, а в ноябре объявила о разделе бизнеса. Сейчас, по словам источников "Ъ", партнеры продолжают спорить о цене сделки. При этом Юрий Матвиенко говорит, что в 2014 году НТМП планирует инвестиции в 4,8 млрд руб., в 2015 году — 7,5 млрд руб., в 2016 году — 9,7 млрд руб. В НМТП, "Сумме" и "Транснефти" не пояснили "Ъ" источники финансирования. Собеседник, близкий к порту, уверяет, что речь идет о собственных средствах компании.

***Но глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что НМТП будет трудно найти средства. Риски курсовых разниц только усиливаются, а объявление о разделе НМТП может привести к ухудшению условий кредитования. В конце 2013 года НМТП уже реструктуризировал кредит Сбербанка на $1,95 млрд, взятый в 2011 году на покупку ПТП.

Источник второй части: Коммерсантъ.