Школьные стены и большие перемены
Автор: Беседовала Людмила ДАРКИНА. Фото автора и из архива МОУ СОШ № 33
Директор средней школы № 33 Феликс Шилькрут: «Наши дети черпают в Интернете огромный поток информации, и современный учитель должен быть организатором этого процесса».
Дойти можно лишь тогда, когда идёшь. Узнать можно лишь тогда, когда учишься.
Вьетнамская пословица
***Беседовать с директором новороссийской тридцать третьей школы отличником народного просвещения Феликсом Шилькрутом – истинное удовольствие. Он человек разносторонний и эрудированный, умеющий заинтересовать и увлечь. А в педагогике - профессионал и как практик, и как теоретик. Выражение «наша новая школа» давно стало привычным. Но, пожалуй, благодаря Феликсу Вениаминовичу мне впервые удалось понять, насколько глубокие сейчас происходят перемены в нашем образовании. Россия всё больше включается в общемировые процессы интернационализации и глобализации. Соответственно меняется и образовательная стратегия. Когда был «железный занавес», в школе достаточно было давать учащимся готовые знания. Для «винтика госмеханизма» развитие самостоятельного мышления и яркой индивидуальности не требовалось. Сейчас же главным критерием качества образования становится развитие учащихся как субъектов учения, жизни, культуры, истории. И необходимыми параметрами развития в современной педагогике являются мышление, творческие способности, личностные качества. Меняются и содержание, и технологии обучения. Причем, наиболее плодотворное развивающее влияние на личность обучающегося достигается тогда, когда сам учащийся принимает участие в их конструировании.
***Давайте на этом и остановимся. Тема инноваций в педагогике – практически бесконечная. Причем, коренные изменения теперь идут не только от педагогов-новаторов, лучших директоров школ, управлений образования, но принимаются и на государственном уровне. Вспомним хотя бы о недавно утвержденных новых образовательных стандартах, которые пока, правда, «пилотно» вводятся только в начальной школе, но через несколько лет охватят всю общеобразовательную сферу. Впервые в стандарты заложена внеурочная деятельность учащихся. И это лишь один пример содержательных перемен, подтверждающий то, что большинство из нас в корне ошибаются, считая процесс обучения и воспитания в школе чем-то консервативным и рутинным.
***Предлагаемое вам, читатели и пользователи, интервью – лишь часть большой беседы с Феликсом Шилькрутом. МОУ СОШ № 33 является краевой экспериментальной площадкой. Основное направление школы - информационные технологии в образовании. И мы выбрали для публикации, прежде всего, те моменты, что связаны с этим, помогут вам получше представить тридцать третью школу и ее директора.
***- Вы откуда родом?
***- Я родился в Новороссийске. Так что как в пословице: где родился, там и пригодился.
***- Замечательно! А в детстве чем увлекались?
***- С третьего класса - театром. Ходил во Дворец творчества, принимал участие в театральных постановках. Вторая страсть с детства – авиамодели. Посещал кружок авиамоделистов и мечтал, что конструирование самолетов станет моей профессией.
***- А в школу как попали?
***- После окончания математического факультета Кубанского университета поехал в Анапу вожатым. И мне очень понравилось общение с детьми. Стал преподавать в Новороссийском педагогическом колледже математику. Оказалось, что педагогика – это мое призвание. Но, кстати, то, что я математик и директор, отнюдь не исключает чего-то «из другой оперы».
***- Например?
***- До сих пор сочиняю стихи, люблю петь под гитару, играть инструментальные композиции. В колледже был студенческий театр. Там поставили не один спектакль, в том числе, «Сказ про Федота-Стрельца» Леонида Филатова и «451 градус по Фаренгейту» по Брэдбери. Тогда у нас в фаворе был Московский театр на Таганке, и мы тоже экспериментировали с формами и жанрами.
***- Школа, которой вы руководите, довольно новая. И социально-педагогический колледж располагается теперь в том же здании.
***- Верно. Открыта школа в 2000-м году, и она изначально является базовой площадкой педагогического колледжа. Директором я был назначен в 1999-м, то есть даже в строительстве и благоустройстве довелось участвовать. И команду педагогов сам подбирал. При открытии школы не было еще даже основного. Так что становление заняло не один месяц. Позже за нами закрепили часть плана 19-й школы, и 33-я стала совсем самостоятельной. Сразу скажу, что у нас и сейчас полная заполненность классов. Наше общеобразовательное учреждение работает в две смены. И даже демография никак не сказалась. Начальных классов у нас всегда два. Больше школа не вмещает. Кстати, новые образовательные стандарты, которые сейчас внедряются в начальную школу, для нас давно дело привычное. Наша начальная школа работает в графике полного дня.
Тут и спортивный клуб, и различные кружки.
***- А каков сейчас средний возраст педагогов?
***- 39-40 лет. Молодых учителей - семеро. Я, кстати, сам - действующий учитель математики. Недавно выпустил ребят, которых вел с пятого класса.
***- К переходу от бюджетного финансирования к автономному существованию готовы?
***- Это сложный вопрос. Мы всегда достаточно активно вводили платные услуги, и сейчас по их объему на пятом месте в городе среди средних школ. Дети и родители выбирают то, что им действительно нужно. Например, информатику с первого класса. Естественно, это занимательная информатика, но благодаря такому раннему знакомству всё дальнейшее обучение идет плавно. В общей школе в платные услуги входит курс проектной деятельности. В старших классах это – углубленное изучение русского языка и математики. Но пока объёма платных услуг недостаточно для автономии. Думаю, нам нужен еще один год подготовки.
***- То, что ребята получают дополнительно, влияет на изучение основного школьного курса?
***- Еще как! Даже когда дети из начальных классов других школ приходят к нам, то уже чувствуется разница в подготовке. И по результатам ЕГЭ у нас несколько лет нет двоек, в основном ребята получают четверки и пятерки. По ЕГЭ 33-я стабильно входит в десятку лучших школ города. В этом году итог ЕГЭ по математике - четвертое место в Новороссийске, после ТЭЛА, школы «Личность» и гимназии № 1. Это очень достойный результат.
***- А ваше личное отношение к единым госэкзаменам какое?
***- Положительное, что бы там кто ни говорил о повышенной нагрузке на детей. Вспомните, как раньше было. Выпускнику приходилось сдавать столько экзаменов по разным предметам! А затем еще четыре при поступлении в вузы. Так что ЕГЭ – напротив, это щадящий режим для мальчишек и девчонок.
***- Говорят еще, что знания нынче ребята получают менее глубокие, чем в советское время.
***- Это неправда. Сродни разговорам типа «вот в наше время молодежь была замечательной, а сейчас...». Если вообще сравнивать детей нашей российской средней школы с их иностранными сверстниками, то наши знают больше, а вот студенты, увы, проигрывают в знаниях с западными. За рубежом студенты гораздо более самостоятельны, сами выбирают то, что им нужно, и это дает плоды.
***- Ну, а у вас есть и метод проектов, и эксперимент. Это же, насколько понимаем, как раз нацелено на развитие самостоятельности, самодеятельности, раскрытие творческого потенциала каждого ученика.
***- Вы правильно понимаете. И уверен, что таких результатов в сдаче ЕГЭ у нас не было бы, если бы школа не была с 2003 года городской, а с 2005 – краевой экспериментальной площадкой.
***- Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
***- Еще с 2000 года в Новороссийске отрабатывалась идея создания информационного лицея. Борис Гребенщиков, кстати, тоже математик по образованию, давно спел про «море информации, в котором мы тонем». Потоки информации многократно возросли благодаря Интернету. Появление глобальной сети изменило мир. Там, конечно же, очень много ценного, но гораздо больше всякого хлама и откровенно вредного для созревающей личности. Наши дети черпают в Интернете огромный поток информации, и современный учитель непременно должен быть организатором этого процесса. Именно в связи с этим пять лет назад наша школа стала краевой экспериментальной площадкой «Проектно-креативная деятельность учащихся в информационно-коммуникативном пространстве». Рассчитана деятельность площадки на 7 лет. В том числе, дети активно участвуют в научных конференциях, семинарах. Конференции проходили в Краснодаре, Ростове, Москве. В 2007 году получили грамоту Государственной Думы России. Часть урока сейчас обязательно посвящается новым проектам, инновациям.
***- Что главное? То, что преподаватели помогают ребятам раскрыть в себе творческое начало, учат самостоятельно мыслить и получать новые знания?
***- Довольно близко. В современном образовательном процессе, увы, по-прежнему доминируют прямые (передаточные) методы обучения, подавляющие творческую активность школьника, формирующие шаблонность, стереотипность мышления, ограничивающие развитие их индивидуальности. Мы делаем всё, чтобы уйти от этого. Уже использование персонального компьютера в учебном процессе требует перестройки всей системы. Трансляция знаний учителем не отменяется, но ведущее место теперь занимает самостоятельный поиск информации учащимся, творческое освоение действительности. Проектная деятельность учащихся – та форма обучения и воспитания, которая в полной мере способствует саморазвитию личности. Проекты имеют отчетливую социальную ориентированность, помогают выработать познавательные навыки, найти нужное в безграничном информационном пространстве, сформировать критическое и творческое мышление, развивают умение увидеть, сформулировать и решить проблему, доказать самостоятельно поставленную гипотезу. Задачи проекта обязательно нацелены на конкретный результат, на творческую, исследовательскую деятельность учащихся.
***- Это в старших классах?
***- Ну, почему же. В начальной школе тоже. Обучение в младших классах у нас осуществляется в рамках личных творческих проектов. Сказок, сценариев, исторических, игровых проектов, конструкторского проектирования. И, конечно, именно в начальной школе дети обучаются работе в сотрудничестве, коллективной деятельности. А проектная деятельность старшеклассников направлена на решение задач предпрофессиональной и профессиональной подготовки, предполагает осуществление профильного обучения. «Профиль» дает школьникам широкие возможности профессионального образования и самостоятельной работы по специальности в системе альтернативного образования (факультативы, студии, спецкурсы). Этот процесс завершается защитой выпускных работ.
***- Напоминает вуз, когда студент сам или вместе с преподавателем выбирает тему курсовой работы, потом публично ее защищает.
***- Да, весьма похоже. И, согласитесь, если проектная деятельность начинается в школе, то в институте учиться будет намного легче.
***- Увы, в мои школьные годы ничего подобного не было.
***- Ребята, вовлеченные в участие в семинарах, конференциях, отличаются от своих сверстников организованностью, самостоятельностью. Например, Анастасия Раздабудина во многом благодаря этому окончила школу с серебряной медалью. И, несомненно, более готова к реальной жизни. Тигран Нестеров стал призером зональной олимпиады по математике. Творческий потенциал ребят растет на глазах. А ведут их за собой преподаватели-лидеры, в том числе победители национального проекта Елена Анатольевна Дорошкевич, Наталья Геннадьевна Сафонова (обе – учителя начальных классов), Светлана Викторовна Колядова (преподаватель информатики, она и диплом защищала по проектной деятельности).
***- С вузами, средними специальными учебными заведениями сотрудничаете?
***- Конечно! В школе работает отделение информационных технологий, делящееся на гуманитарное и естественно-научное. Школа сотрудничает с Морской государственной академией им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. Начаты совместные проекты с Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО), недавно получившим новый официальный статус национального исследовательского университета. Этот престижный вуз является одним из старейших учебных заведений России, подготовка специалистов здесь началась в 1900 году. Ну, и, разумеется, работаем в одном ключе с Новороссийским социально-педагогическим колледжем. Напомню, что мы базируемся в одном здании, и этому соседству только рады.
***- А многие ваши выпусники продолжают учебу, чтобы получить высшее профессиональное образование?
***- 95 % поступают в вузы, причем примерно 70 % из них – на бюджет. Учатся наши выпускники не только в Краснодарском крае, но и в Ростове, Москве, Санкт-Петербурге. Мы гордимся нашими ребятами. В этому году, кстати, у нас было четыре медалиста.
***- Лето как провели?
***- Как обычно, в хлопотах и заботах. Вели ремонт, с финансами помогали не только родители, но и депутаты городской Думы – Федор Шаманин, Юрий Андриевский, Евгений Костюк. И то, что сами заработали благодаря платным услугам, тоже на ремонт тратили. Конечно, работал у нас летний лагерь. А еще на базе школы были созданы трудовые бригады. В них ученики 8-10 классов. Трудились вожатыми, помогали в столовой. Желающих было много, даже не всех охватили.
***- Девиз школы – «Вместе в будущее». На мой взгляд, очень удачный. Кто придумал?
***- В 2003 году мы с Ольгой Мартьяновой, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, учителем географии высшей категории прошли в Москве курсы по переподготовке преподавателей «Шаг в будущее». Вот тогда и девиз появился. Кстати, Ольга Николаевна вместе со мной стояла у истоков развития у нас проектной деятельности. А еще надо отметить огромный вклад моего заместителя по учебной работе, учителя русского языка и литературы высшей категории Татьяны Викторовны Агеевой. И обязательно надо сказать огромное спасибо за всестороннюю помощь главе города Владимиру Синяговскому, его заместителю Людмиле Богословской и начальнику управления образования администрации нашего муниципалитета Галине Алейниковой.
***- Можно напоследок задать «крамольный» вопрос?
***- Задавайте, попробую ответить.
***- Как вы считаете, что в нашей жизни ценнее: знания или ум, способности?
***- Ничего крамольного в вопросе не вижу. Об этом еще российский педагог и психолог Петр Каптерев размышлял. Он умер через пять лет после Октярьской революции. Сейчас открою книгу и процитирую. Вот. Книга называется «Дидактические очерки». «Знания, конечно, ценны, но еще ценнее уменье, искусство, способности. То человек знающий, то человек умный. Ум выше знаний, так как, владея умом, всегда можно приобрести знания, а, владея знаниями, не всегда приобретешь ум... Поэтому наиболее ценны такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума и, таким образом, сообщают ему гибкость, подвижность, так как оттачивают и шлифуют его... Знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет в образовании очень мало значения: всего не узнаешь, всем наукам не обучишься. Важно, чтобы человек сам мог учиться, чему нужно, а не то, чтобы он в школе приобретал возможно больше знаний. Самое важное приобретение учащихся - уменье правильно мыслить и говорить, уменье учиться».
***- Как интересно! В том же духе, что и метод проектов, который у вас – одна из составляющих частей краевой экспериментальной площадки.
***- Новое – это забытое старое. Один из основоположников отечественной педагогической науки Павел Блонский, создавший так называемую народную школу, писал: «Ребенок должен, прежде всего не обучаться теоретическим знаниям, но учиться жить. Итак, школа должна быть местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни. А учитель - лишь руководитель и спутник, он руководит исследованиями детей, он спутник их путешествий в человеческую жизнь».
***- Особенно интересно, что все это наполнилось новым смыслом благодаря техническому прогрессу – появлению Интернета, революции в информационных технологиях. Развитие действительно идет по спирали!
***- Те, кто окончил тридцать третью школу, в море информации точно не утонут. Мы учим «мореплаванию»!
***- В журналистике, кстати, тоже нужны специалисты, которые с информационными потоками на «ты». Одной из самых востребованных профессий XXI века стала профессия журналиста-агрегатора. Этот специалист по новым медиа должен быстро и со знанием дела обрабатывать большие объемы информации, «вырезая» из них нужные куски и соединяя полученное в легко воспринимаемый обычным читателем материал.
***- Наши выпускники и с этим справятся.
Беседовала Людмила ДАРКИНА. Фото автора и из архива МОУ СОШ № 33.