ВАЖНАЯ ВЕХА НОВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ. ПК «Шесхарис» АО «Черномортранснефть» 1 июля отгрузил 1,5-миллиардную тонну нефти с момента погрузки первого танкера «Лихославль» в 1964 г. Одновременно в Новороссийске прошло 15-е заседание Экспертного совета АК «Транснефть»

Автор: Текст: Людмила ШАЛАГИНА, Марина ДАРКИНА, фото: Марина ДАРКИНА

Печать

В первый день июля 2015 года перевалочный комплекс «Шесхарис» АО «Черномортранснефть» отгрузил полуторамиллиардную тонну нефти с момента погрузки начального танкера «Лихославль» в 1964 году. Этот комплекс расположен в Новороссийске и является конечной точкой магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» на юге России. В торжественной церемонии отгрузки приняли участие члены и гости пятнадцатого заседания Экспертного совета «Транснефти», обсудившего ситуацию на российском рынке углеводородов и перспективы развития нефте- и нефтепродуктопроводной транспортной системы Южного федерального округа.

***Генеральный директор АО «Черномортранснефть» Александр Зленко:

***- Сегодня состоялось историческое событие для Новороссийска, Кубани, России, а особенно для «Черномортранснефти» и «Транснефти» - загружена полуторамиллиардная тонна нефти! На сегодняшний день наша компания достигла своего исторического максимума, добившись рекордных показателей транспортировки. И этому результату она обязана многолетнему, профессиональному труду коллектива предприятия, его ветеранов. А комплексная реконструкция ПК «Шесхарис» с учетом осуществления проекта «Юг» обеспечит выполнение поручения Президента России по перенаправлению экспортных поставок дизельного топлива российского производства с зарубежных портов в порты РФ и позволит осуществлять перевалку нефти и различных типов нефтепродуктов (дизельное топливо, мазут, бензин) суммарным объемом более 40 млн тонн в год.


Рубеж эффективной стратегии


***Полтора миллиарда тонн – это огромное количество можно получить только благодаря десяткам лет. Полвека назад у причала №4 танкер «Лихославль» принял на борт первые 37 тысяч тонн нефти, которые ушли в Италию. А 1 июля 2015 года танкер «Signal Puma» под флагом Мальты принял полуторамиллиардную тонну углеводородов.

***В конференц-зале ОАО «Новороссийский морской торговый порт», акционером которого является ОАО «АК «Транснефть», собрались руководители предприятий, администрации Новороссийска, журналисты ведущих российских СМИ и представители специализированных изданий. В том числе, в торжественной церемонии отгрузки приняли участие вице-президенты ОАО «АК «Транснефть» Сергей Андронов и Михаил Маргелов, глава города-героя Новороссийска Владимир Синяговский, заместитель директора Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Андрей Донченко и гендиректор ОАО «НМТП» Султан Батов. Налив полуторамиллиардной тонны нефти транслировался в режиме онлайн. С разрешения Сергея Андронова руководство погрузкой танкера осуществлял Александр Зленко:

***- Диспетчер перевалочного комплекса «Шесхарис», начать погрузку танкера у причала №2.

***И замелькали цифры на мониторах. Пара минут, и танкер «Signal Puma» оповестил об историческом событии сигнальным гудком - «ЧТН» перешагнула полуторамиллиардный рубеж и перешла к новым измерениям, о которых – немного позже. Достижение было отмечено дружными овациями присутствующих и многочисленными поздравлениями.

***- Цифра завораживает. Это знаменательное событие для компании, свидетельствующее о ее стабильной работе, профессионализме коллектива и надежности эксплуатируемых производственных объектов, - отметил Сергей Андронов в ходе торжественной церемонии. – Желаю дальнейших успехов, чтобы цифра эта с каждым годом росла и выполняла задачу по увеличению загрузки российских портов, которую ставят перед нами Президент и Правительство России.

***Новых достижений и рекордов пожелали предприятию Султан Батов и Андрей Донченко. Мэр Новороссийска Владимир Синяговский подчеркнул, что «Черномортранснефть» - базисное для Новороссийска предприятие. Для города это и рабочие места для его жителей, и серьезные социальные программы, которые заметно меняют к лучшему облик южного форпоста России, его инфраструктуру.

***- Сегодняшнее событие – это результат слаженной работы всех производственных структур и показатель эффективности выбранной стратегии, - добавил Владимир Ильич, подчеркнув, что компанию, которой руководят такие молодые и талантливые менеджеры, непременно ждут новые победы.

***Почетные гости были награждены дипломами и сувенирами в виде бутылей с нефтью из юбилейной партии.


Растущие масштабы и объемные перспективы


***За день до исторического события Александр Зленко лично провел экскурсию для прессы и участников Экспертного совета. Гости, впервые побывавшие на удачно вписанных в горный ландшафт производственных площадках «Черномортранснефти», были поражены масштабами предприятия и красотой промышленного дизайна.

***К возведению нефтебазы «Шесхарис» приступили в 1961 году. Объекты вводились в три очереди. Проектировщики, выбрав для строительства перевалочного нефтяного комплекса мыс Шесхарис, с самого начала мыслили масштабно. На стометровой высоте над уровнем моря был построен резервуарный парк емкостью 99 тысяч кубических метров. Параллельно со строительством базы в урочище Грушовая балка началось сооружение резервуарного парка и железнодорожных сливных эстакад. Уже в те годы комплекс Новороссийской нефтебазы был крупнейшим в Европе.

***О первых строителях нефтебазы Александр Зленко говорит с уважением. Прошедшие годы доказали, что и место было выбрано идеально, и предложенные идеи оказались абсолютно правильными.

***До 2012 года ПНБ «Шесхарис» и ПНБ «Грушовая» были разными структурными подразделениями «ЧТН». Сейчас это единый перевалочный комплекс - нефтебаза «Грушовая» стала частью ПК «Шесхарис». «Грушовая» расположена в 12 км от причалов на мысе Шесхарис. Нефть поступает сюда по системе магистральных нефтепроводов Тихорецк-Новороссийск (1), магистральному нефтепроводу Крымск-Грушовая и железной дороге. Прием нефтепродуктов осуществляется из железнодорожных вагонов-цистерн. Две площадки соединены технологическим тоннелем, в котором проложены трубопроводы.

***И теперь перевалочный комплекс обладает одним из крупнейших в России резервуарных парков, здесь может храниться около 1,3 млн м3 нефти. Технологический тоннель с трубопроводами через Маркотxский хребет имеет протяженность 3,3 км, технологические трубопроводы - 92 км.

***Сейчас «Транснефть» реализует первый этап проекта строительства нефтепродуктопровода «Юг», который предполагает реконструкцию магистрального нефтепровода Тихорецк-Новороссийск под транспортировку дизельного топлива и строительство магистрального продуктопровода на участке Волгоград-Тихорецк. В перспективе мощность системы может составить 10,9 млн тонн. А общий объем перевалки нефтепродуктов на ПК «Шесхарис» к 2020 году может вырасти в 2 раза, до 20 млн тонн. Подробнее о грандиозных планах – в следующей части этой статьи.

***- Полная реконструкция закончится к 2025 году, - рассказал руководитель АО «ЧТН», - а на сегодняшний день уже произошла замена железобетонных резервуаров, построены новая котельная и дизельная электростанция, демонтированы старые здания и сооружения.

***Журналистов интересовали гарантии прочности нового тоннеля, его возможности противостоять природным катаклизмам, на что Александр Владимирович заметил:

***- Гарантийный срок эксплуатации в соответствии с нормами проектирования и принятыми техническими решениями составит 50 лет.

***Мы узнали, что эта гарантия распространяется и на все объекты, уже введенные в эксплуатацию – новые резервуары, системы управления, автоматику, очистные сооружения. И хотя в ближайшие несколько десятков лет очистные сооружения не окупятся, компания делает упор на экологию. На площадке «Грушовая» установлены самые современные резервуары с плавающими крышами. Это и условие бесперебойной работы, и максимальная противопожарная безопасность, и минимальный экологический вред. Плавающие крыши резервуаров свели практически к нулю выброс углеводородов в атмосферу. А в ближайшие десять лет на ПК «Шесхарис» будет произведена оптимизация всей технологической системы комплекса, что значительно облегчит обслуживание трубопроводов.

***Сегодня на ПК «Шесхарис» ведется строительство четырех резервуаров объемом по 30 тыс. м3. По словам Александра Зленко, комплексная реконструкция комплекса позволит обновить основные производственные фонды и увеличить объем резервуарного парка с 1188 до 1580 тыс. м3.


Реализация проекта «Юг» рассчитана до 2020 года


***Основную тему выездного пятнадцатого заседания Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть» вице-президент акционерной компании Михаил Маргелов обозначил как перспективы развития системы транспортировки нефти и нефтепродуктов в Южном Федеральном округе. Он подчеркнул, что развитие должно идти с использованием современных передовых технологий, обеспечивающих высокий уровень надежности, промышленной и экологической безопасности, а также при оптимизации уровня затрат на транспортировку. Именно такие задачи были поставлены и уже осуществляются на ПК «Шесхарис».

***Михаил Маргелов отметил, что Южный федеральный округ – место расположения крупнейших магистралей и транспортных узлов системы «Транснефть». Достаточно упомянуть НПС «Тихорецкая» и перевалочный комплекс «Шесхарис» с двумя площадками. Порт Новороссийск также является важнейшим экспортным терминалом – не только для России, но и для Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. По итогам 2014 года здесь было отгружено 8,3 млн тонн нефти грузоотправителей этих трех зарубежных стран.

***Помимо тех, кого мы назвали в начале статьи, в заседании совета участвовали заместитель генерального директора по инвестициям ИК «УНИВЕР Капитал» Дмитрий Александров, главный редактор «ИнфоТЭК», глава подкомитета по моторному топливу ТПП РФ Наталья Шуляр, заведующий кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики РГУ нефти и газа им.Губкина Юрий Щербанин.

***Особое внимание уделили эксперты развитию системы нефтепродуктопроводов «Юг», которое приведет, в том числе, к росту переработки нефти на территории России и увеличению объема экспорта дизельного топлива российских производителей через порт Новороссийск. Так к 2020 году в порту Новороссийск суммарная доля отгрузки нефтепродуктов может увеличиться до 30,3 млн тонн в год с нынешних 19,9 млн тонн.

***В ходе работы Экспертного совета руководитель управления стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» Расим Мингазетдинов заявил, что компания к 2018 году почти вдвое увеличит поставку нефти трубопроводным транспортом на НПЗ Краснодарского края. Если в 2015 году на НПЗ Кубани «Транснефть» поставит 7,3 млн тонн нефти, то в перспективе поставки нефти по трубе на НПЗ края в 2018 году запланированы в объеме 13,8 млн тонн. Докладчик уточнил, что финансирование строительства необходимых мощностей для увеличения прокачки нефти на заводы по трубе будет проводиться за счет собственников НПЗ.

***Подводя итоги заседания, председатель Экспертного совета Дмитрий Орлов поблагодарил участников за работу, отметил плодотворность проведенной дискуссии, а также еще раз поздравил коллективы ПК «Шесхарис» и АО «Черномортранснефть» с важной вехой в истории предприятия – отгрузкой полуторамиллиардной тонны углеводородного сырья.

А кликнув на любую из трех картинок ниже, вы сможете посмотреть и скачать соответствующие презентации. Все они были представлены в ходе пятнадцатого заседания Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть».