Школа эпохи Синяговского

Автор: Евгения СЕДОВА, Георгий НЕЧАЕВ

Печать

***Директор восемнадцатой школы Алёна Ивановна Щербина – удивительная женщина. Она умеет за короткое время не просто рассказать собеседнику всю историю школы, начиная с далекого 1937 года, но и передать свои чувства, эмоции, зарядить той кипучей энергией, которая переполняет её саму. Мы пришли в МОУ СОШ № 18, расположенную в центре Мефодиевки, зная совсем немного. Председатель городского общества пенсионеров, бывшая ученица школы Анна Александровна Литвинова, вспомнила о фашистских бомбежках, которые школа пережила, о послевоенной разрухе, когда вместо парт были сколоченные доски, и о том, как долго-долго восемнадцатая была новороссийской «сироткой». Достаточно сказать, что до 2004 года школа отапливалась дровами и углем...

Новая жизнь

***Второе рождение это учреждение образования получило в 2006 году. Алёна Ивановна многократно подчеркивает заслуги главы Новороссийска Владимира Ильича Синяговского в том, что школа после воистину капитального ремонта по сути обрела новое здание и современную начинку. И чем больше мы разговариваем, тем лучше понимаем: директор восхищается градоначальником не ради лести. Она старается брать с него пример, мыслит и действует в привычном для Владимира Ильича ключе. Для тех, кто не в курсе, объясняем. Это значит, что директор тоже отдает работе всю себя, что называется пашет, не считаясь с выходными и графиками. Что вникает в каждую мелочь, видит, где криво забит гвоздь, где брошена и не убрана бумажка, заглядывает везде, проверяя чистоту и порядок. Что строга к нерадивым и одновременно уважительна к тем подчиненным, кто справляется. И, конечно, очень отзывчива, благожелательна, всегда готова помочь детям.
***Синяговский назначил Щербину руководить школой в 2006 году, 24 августа. Тогда тут был аврал. Казалось, что невозможно завершить ремонт вовремя. Наглядно состояние стройки за неделю до начала занятий можно увидеть благодаря сделанным тогда фотографиям. Алёне Ивановне пришлось окунуться в самую гущу, дневать здесь и ночевать. Справилась, потому что поддерживал мэр.
***- У нас Владимиру Ильичу искренне благодарны и взрослые, и ребята. Одна ученица даже былину о нем написала, причем по собственной инициативе.
***- Сейчас всё в школе настолько современно, что трудно поверить в былую разруху. Видим, что вы решаете уже совсем другие задачи.
***- Верно. Давно прошел тот этап, когда приходилось выстраивать отношения с педагогическим коллективом. У меня довольно жесткий характер, мои методы руководства нельзя, пожалуй, назвать демократическими, но конфликтов ни с педагогами, ни с родителями, ни с учениками при этом нет. Расслабляться никому не даю, но стараюсь по максимуму воодушевить, увлечь. Частенько прибегаю к юмору, когда надо разрядить напряжение, снизить чью-то раздраженность. Остроумие помогает уговорить, ублажить, смягчить. К детям, кстати, это даже в большей мере относится. Сейчас каждый ребенок любит посидеть за компьютером, поиграться с сотовым телефоном, музыку послушать. Это хорошо, но как насчет учебы? Надо заставлять учиться. Но при этом, повторюсь, воодушевить и увлечь. Два года мы активно развиваем школьное самоуправление. Слышали о нашей «Галактике»?
***- Да. Знакомые родители рассказывали и восхищались. Мол, ребят учат быть самостоятельными, ответственными, принимать решения и справляться с проблемами. Своеобразная школа будущих начальников.
***- Ну, не совсем так, всё многограннее и богаче, в соответствии с духом и буквой президентской инициативы «Наша новая школа». Но в «Галактике» действительно есть свой президент школы, кабинет министров во главе с премьером, министерства – образования и науки, культуры, правопорядка, хозяйства, спорта и туризма, связей с общественностью и социальной поддержки. А уже в составе министерств – научное общество «Прометей», музей «Юный краевед», вокальная студия, рок-группа, танцевальный кружок, клуб «Закон и подросток», пресс-центр, редакция газеты «Школьный меридиан», рембригада, патриотический отряд «Факел» и мн. др.
***- Учителя и дети сотрудничают?
***- Да, да и еще раз да. Сотрудничество и содружество – это основа. Почему у нас дети хорошо пишут сочинения, учат стихи, остаются в школе после уроков? Потому что им интересно. Когда учеба в радость, как, кстати, и работа, всё ладится. «Галактика» нацелена на развитие индивидуальности, творчества, самодеятельности и самостоятельности. И мы завоевали первое место по школьному самоуправлению среди всех общеобразовательных учреждений Новороссийска. Важно, что при этом всё значимое находит отражение в ежемесячной газете «Школьный меридиан». У нас своя небольшая типография, так что экономим на расходах.

Педагогические гены. Монолог А.И. Щербины

***Всегда здорово, когда в той или иной профессии ты в семье не первопроходец. Моя мама тоже была учителем русского языка и литературы. В детстве другие играли в больницу, магазин, а я уже чувствовала себя педагогом. Надевала мамины туфли на каблуках, красила губы, подходила к домашнему звонку. Обязательно брала в руки связку ключей – с ней чувствовала себя увереннее. Позже папа сделал маленькую доску, мне подарили мел. Так что давала соседским девчонкам и мальчишкам «настоящие» школьные уроки. От мамы научилась любить детей, терпению, трудолюбию. А от своей учительницы английского языка Нины Васильевны Корсуновой – она была очень строгой – искусству слушать и слышать. Еще – тому, где надо промолчать, а где возмутиться.
***В Новороссийск приехала в 1985 году по распределению. Кстати, я раньше других смогла работать по специальности, так как пошла в школу в 6 лет, а институтскую программу успешно прошла за 4 года. Очень повезло в вузе. У нас в Таганрогском госпединституте преподавали педагоги из Москвы и Таганрога, по учебникам которых занимались большинство российских студентов в системе высшего профессионального образования. Я была отличницей, боялась прогулять хотя бы одно занятие. Согласилась стать председателем учебно-воспитательной комиссии факультета, на котором обучалось около 800 человек. И это, как оказалось, был полезный жизненный опыт.
***Педагогику сдавала на уровне чутья. Запросто спорила с преподавателями. Потом приходила на зачеты, рвалась отвечать, а меня не спрашивали. Знали, что я знаю. Вообще считаю, что любить детей – это от Бога. Но и любить свой предмет – тоже. Это важно одинаково! Считаю своим предназначением – учить детей.

Пушкин не сочетается с грязной доской

***- Сколько сейчас в восемнадцатой школе хорошистов и отличников?
***- Из 670 наших ребят 44% не имеют троек.
***- Ого!
***- Это действительно трудная работа, и мы к этому показателю шли год за годом. В прошлом году был 41%, еще год назад – 37. А двоек у наших деток нет ни одной в течение моих четырех лет директорства. Учащихся, не получивших аттестат о полном (общем) среднем образовании, нет.
***- Субботники от учебы не отвлекают?
***- Однозначно помогают. Когда грязь и беспорядок, какое прилежание к учебе можно требовать? Я не могу, например, начать урок «Тема любви и дружбы Пушкина», если в кабинете грязная доска. Это, по-моему, оскорбительно для великого русского поэта. Вывелись в нашей школе грязнули. Это и учителей касается. Я всегда стараюсь показывать личный пример. Посмотрите, как я заполняю журналы. Как составляю планы. Вы ведь, наверное, знаете, что школьную систему в федеральном масштабе задушили, задавили отчетами? Или вот кто-то из ребят жвачку прилепил. Почему она до сих пор тут? Наглядно ее отдираю.
***- Сколько в школе педагогов?
***- 34, четверо в декрете. Всегда стараюсь относиться к людям по справедливости. Согласитесь, все-таки самый главный критерий для оценки любого учителя – степень профессионализма. Второе – порядочность. Убеждена, что порядочность наряду с красотой, добротой, смелостью, умением не лгать тоже спасет наш мир.
***- Состоявшийся недавно муниципальный этап конкурса «Директор школы Кубани-2010» представил вас как руководителя, находящегося в постоянном поиске. Понравилась ваша фраза «Если не я, то кто?». Просто и доходчиво.
***- Я на сто процентов согласна с поговоркой: «Не боги горшки обжигают». Хотя, честно говоря, уверенность в себе у меня сочетается с вечными сомнениями. А правильно ли поступить так? Верно ли найденное решение? Может, я чересчур много требую? И тому подобное...
***- Это присуще любому человеку, вне зависимости от должности и прочего. Вот недавно Мадонна публично призналась, что вся состоит из сомнений и даже комплексов.
***- Труднее всего было поначалу. Некоторые приходили и прямо говорили: мы не будем делать то, что вы требуете. Но ведь речь-то шла об элементарном порядке. А как-то Владимир Ильич приехал, зашел в буфет. Заглянул в заварочный чайник и говорит: «А заварочка-то у вас старая». Я готова была сквозь землю провалиться от стыда. Меняют постоянно, а тут почему-то не сделали. Потом стала начинать каждый рабочий день с буфета...
***- Внимание к детям – это ведь, как и учеба, первично.
***- Но, конечно, оно не только в горячем питании, свежести продуктов и вкусных блюдах заключается. Вчера, например, побывала в семьях четырех учеников. Мы ведь сразу видим, если с ребенком что-то не так. И в большинстве случаев проблемы связаны с чем-то семейным.

Из анкеты участника муниципального этапа конкурса «Директор школы Кубани-2010» Алёны Ивановны Щербины:

***«Общий и педагогический стаж работы - 25 лет. На руководящих должностях – 17. Имеет высшую квалификационную категорию руководителя и учителя русского языка и литературы. Второе высшее образование – менеджмент в образовании (Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования). Является отличником народного просвещения РФ. Хобби: путешествия, чтение книг, музыка. Жизненное кредо совпадает с девизом школы: «Жить, гореть и не угасать. Жить, а не существовать!». Замужем. Сын – студент университета МВД.

Очень кратко об успехах МОУ СОШ № 18, ее директора, преподавателей и учеников.

***Школа ежегодно является победителем муниципального конкурса «На лучшее образовательное учреждение». В 2008 году школа стала победителем приоритетного национального проекта «Образование», заняла второе место в зональном этапе краевого конкурса «На лучшее общеобразовательное учреждение», стала финалистом Всероссийского конкурса «Лучшие школы России-2008», занесена на Доску почета муниципального образования город-герой Новороссийск. В 2009 году школа внесена в реестр «Лучших образовательных учреждений России».
***Ученики Алёны Ивановны неоднократно становились победителями и призерами муниципальных, зональных и краевых олимпиад. В 2009 году А.И.Щербина готовила преподавателя Светлану Карнаух – призера краевого конкурса «Сердце отдаю детям».

Кадры и средства решают всё

***- Алёна Ивановна, в городе ходят легенды о том, как вы в школе встречали вице-губернатора Кубани Ивана Александровича Перонко.
***- Когда он позвонил, я ведь даже не знала, кто он по должности. Поняла, что начальник из края. И пригласила его на первое сентября. Ничего специально в школе не меняли и не готовили. Он приехал и сразу пошел по школе. И ему у нас понравилось! Благодаря Перонко удалось каждый кабинет в школе оснастить сплит-системами, мы все ему очень благодарны. Цена вопроса немалая – 250 тыс. руб. Сами бы неизвестно когда осилили.
***- Вообще расскажите о привлеченных средствах. Без материальной стороны школе ведь никуда.
***- Благодаря помощи спонсоров в школе появилось очень многое из того, о чем мечтали. Аппаратура в актовый зал для проведения дискотек, вечеров, внеклассных мероприятий, школьные стенды, баннеры, жалюзи во всех кабинетах и коридорах, встроенные шкафы. Только то, что назвала, стоит более 770 тыс. руб. Ни один из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа», в том числе «современная школьная инфраструктура», нельзя выполнить на голом энтузиазме. Но когда сам «горишь», то и другие школе помогают с охотой. В школе – современные оснащенные кабинеты русского языка и литературы, географии, информатики, начальных классов, домоводства, ОБЖ, богатый фонд научно-популярной литературы, лицензированный медицинский кабинет. Спасибо вам всем, наши добровольные помощники! А еще – заместителю главы администрации Новороссийска Людмиле Викторовне Богословской и начальнику городского управления образования Галине Ивановне Алейниковой. Их всесторонняя поддержка крайне важна.
***- Хорошая материальная база помогает и молодых специалистов в школу привлечь?
***- Именно! У нас таких - пять человек. Вообще средний возраст учителей у нас – 36 лет. Каждый шестой наш учитель является победителем многих профессиональных конкурсов, каждый пятый – имеет ведомственные награды различного уровня.
***- А сколько учителей с высшей квалификационной категорией?
***- 83 процента. И все 100% преподавателей владеют современными информационно-коммуникационными технологиями. Надо подчеркнуть, что школе удается быть среди лидеров по многим направлениям благодаря коллективу, команде единомышленников.

Команда.

Четыре года Алёна Ивановна искала завуча себе под стать. Нашла в лице Л.А. Горобец. Это надежный помощник директора. Л.И. Арифова – Заслуженный учитель России, литератор, «неутомимое сердце» школы. С.С. Сичук - заместитель директора, Почетный работник образования РФ, тонкий психолог, тактичный критик, блестящий стратег. О.В. Цеханович –заместитель директора, творческий педагог, ищущий истину. Н.Ю. Баран – заместитель директора по научно-экспериментальной работе, учитель математики и одновременно поэт, автор песен, всегда современна, умна, строга. С.В. Карнаух – Почетный работник народного образования РФ, секретарь, учитель физкультуры, победитель, призер, участник очень многих конкурсов, добрый, внимательный, отзывчивый, трудолюбивый человек, одна из неутомимых лидеров школы. И.В. Крысанова – учитель английского языка, обожаемая и любимая всеми, человек, состоящая из добра и света. Талантливая молодежь, ветераны, единомышленники, не боящиеся никаких трудностей и невзгод: Л.В. Шанцева, И.И. Шкурихин, Т.А. Тарасова, Е.А. Козлова, О.Г. Барковская, Л.А. Музыка, Ю.В. Тряпицына, О.Н. Гурьева, техничка Н.Е. Алтухова.

***- Что скажете о профильном обучении?
***- Оно у нас социально-экономическое. То есть профильными предметами являются география и обществознание, изучаются экономика, основы правовых знаний, история предпринимательства, менеджмент. Кстати, 89% наших учеников поступают в вузы по профилю школы. Этому способствуют и проводимые на базе школы семинарские занятия с участием преподавателей многих вузов, в частности, ВЗФЭИ, КубГУ, Морской академии им. адмирала Ф.Ф.Ушакова и др. У нас в школе проходят практику студенты, а наши ученики участвуют в научно-практических конференциях вузов, защищают социально-экономические проекты. Помимо всего прочего, наше общеобразовательное учреждение является городской экспериментальной площадкой по теме «Школа практического гуманизма как решающий фактор по самоопределению личности молодого поколения».
***- Последнее – интересно, но не очень понятно.
***- Главное тут – практическая польза. Наши педагоги и школьники благодаря этой площадке намного эффективнее участвуют во всевозможных фестивалях и конкурсах, смотрах, связанных с данной тематикой.
***- Например?
***- Назову хотя бы международную акцию «Мы – наследники Победы», в которой мы стали победителями. Еще – городской смотр «Лучшее содержание памятников» (второе место), конкурсы «Будущий парламентарий» и «Мы – будущее Новороссийска» (первое место). Еще мы – активные участники акций «Память поколений», а наши ученики состоят в Международном Союзе благотворительных общественных организаций «Мужество и гуманизм». Мы обязательно будем приглашать журналистов на самые интересные мероприятия, которые будут проходить в стенах школы.
***- Да, и, пожалуйста, без стеснения рассказывайте о новых успехах учителей и учеников. История творится на наших глазах, и летопись ведем мы сами.
***- Кстати, об истории и успехах. Назову тех, кто окончил нашу школу и чьи имена вписаны в школьную летопись что называется золотыми буквами. Это Виктор Ротов – писатель, публицист. Константин Подыма - писатель, поэт, основатель «Шхуны ровесников», главный редактор всероссийского молодежного журнала «Миг». Константин Шпаков – чемпион мира по самбо. Юрий Бекрин – депутат городской думы. Еще – многие хорошо известные в городе чиновники, руководители. В том числе, А. Рева, Л. Мохнатова, Е. Джавадова.

Беседовали и записывали Евгения СЕДОВА, Георгий НЕЧАЕВ.

Фото В. Синяговского и К. Подыма - из архива Ю. Кондратьевой, остальные предоставлены А. Щербиной. Коллаж с использованием фотографии здания школы - Кондрат Силегнов.