Дети уходить из школы не хотят...

Автор: Нина СЕМИЛУК 08.05.2010 19:54

Печать

В МОУ СОШ № 18 проведен семинар «Итоги работы городской экспериментальной площадки «Школа практического гуманизма как решающий фактор в самоопределении молодого поколения». Скучать не пришлось!

1. Пролог

Диалоги перед семинаром в кабинете директора школы. Избранные суждения. Тем, кто не знаком с философией, можно пропустить. Но лучше всё-таки прочесть, только вдумчиво.

***Владимир Даркин, главный редактор электронной газеты «Новороссийские известия»: - Философы считают, что по большому счету начало гуманизма связано с эпохой Ренессанса. А примерно с XIX века термин «гуманизм» становится тем словом, без которого невозможна характеристика духовной жизни человека и общества.
***Алёна Щербина, директор школы № 18: - В наше время понятием «гуманизм» обозначается такой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью и критерием развития общества. Центральная идея гуманизма состоит в том, что человек в мире является высшей ценностью. Это означает признание права человека на жизнь, свободу, проявление и развития своих способностей, уважение достоинства человеческой личности, утверждение принципов социального равенства и справедливости в качестве нормы отношения между людьми. Идеи гуманизма всегда были стержневыми в педагогике. При работе городской экспериментальной площадки в нашей школе мы последовательно старались воплощать высокие идеи на практике. Всё сказанное на сто процентов применимо к взаимоотношениям между педагогами и учащимися в нашей школе, идеями гуманизма мы руководствуемся в повседневной работе. А наши ученики, испытывая такое отношение к себе, получая бóльшую степень самостоятельности, особенно в рамках Школьной Республики «Галактика», на глазах становятся ответственнее, исполнительнее, свободнее в творческом поиске.
***Надежда Савченко, заместитель директора ЦРО управления образования Новороссийска: - Конечно, ведь принцип гуманизма относится прежде всего к нравственному миру самого человека. Основой практического гуманизма является то, что он требует освободить не мир от дурных людей, а людей от дурного мира. Да, начинать создавать «Вселенную Гуманизма» надо с себя. И для молодого поколения, которое только самоопределяется, это, пожалуй, важнее всего.

2. Основная часть.
Интервью с директором МОУ СОШ № 18 и информационная справка.

***- Алёна Ивановна, откуда вы взяли тему для экспериментальной площадки?
***- Мы нашли ее в одной из методических программ научно-педагогического сообщества г.Москвы. Эксперимент длился три года. И всё это время мы тесно общались с разработчиками программы, получали поддержку. Конечно, у нас есть научный руководитель. Это кандидат педагогических наук Светлана Евгеньевна Ратенко. То, что вы увидели и услышали во время экскурсии по школе, побывав на семинаре, это заслуга не только нашего педагогического коллектива, но и тех, кто поддерживал нас.
***- Мы воспользовались вашим, Алёна Ивановна, предложением и побеседовали с учениками. В том числе, с активистами «Галактики». Пожалуй, самое важное то, что дети ходят в школу с удовольствием. И с удовольствием остаются после уроков, не спешат на улицу и даже домой. Каждый может найти кружок, секцию, занятие по душе.
***- Роль в этом школьного самоуправления – определяющая. Думаю, вы в этом убедились во время практической части семинара. Когда «трудный» подросток проявляет инициативу в уборке школы, когда девчонки и мальчишки сами предлагают ухаживать за военным памятником, находят еще одну бабулю, нуждающуюся в помощи по дому, это те факты, которые нас, взрослых, окрыляют.
***- Особенно понравились занятия в Академии дорожных наук «Это должен каждый знать обязательно на пять», шахматный клуб «Белая ладья», заседание клуба «Мир вокруг нас» по теме «Аптека под ногами» , занятие математического кружка, работа клуба знатоков русского языка по вопросу «Культура речи - залог вежливости», представление в Театре эстрадных миниатюр. Ну, и, конечно, заседание Штаба Школьной Республики «Галактика», знакомство с издательской деятельностью школьной мини-типографии. Брошюры, буклеты, методические материалы и уникальная ежемесячная газета «Школьный меридиан», - всё хорошего качества, с интересными текстами. Да, еще запомнились занятие психолога «Учимся общаться», клуба любителей английского языка и волейбол.
***- Не просто волейбол, а волейбольные занятия по программе опережающего обучения «Растем здоровыми и сильными», которые провела Светлана Карнаух.
***- Да, очень впечатлило. И вы молодцы, что вручили всем участникам семинара сертификаты. Лучше запомнится. Мы спрашивали у некоторых заместителей директоров учреждений образования по научно-экспериментальной, научно-методической работе, участвующих в семинаре, их мнение о нем. Услышали только положительные отклики. Можете кратко сформулировать практические результаты трехлетней работы экспериментальной площадки?
***- Во-первых, у нас нет двоечников, нет неуспевающих по ЕГЭ. Во-вторых, нет конфликтов ни с учениками, ни с родителями. В-третьих, в школе отсутствует «дедовщина». Наоборот, старшеклассники заботятся об учениках младших классов. Например, старшие безо всяких просьб со стороны учителей могут 1 сентября взять за руку «заблудившегося» первоклашку и отвести домой.
***- Еще заметно, что, хотя о панибратстве нет и речи, учителя общаются со школьниками на равных.
***- Хочу подчеркнуть, что у нас любят учиться не только ребята, но и взрослые. Родители учатся, узнают много полезного, бывая на собраниях, встречаясь с учителями, а педагоги – на курсах, городских и краевых семинарах, участвуя в конкурсах, занимаясь самообразованием и т.п.

Справка, подготовленная МОУ СОШ № 18 специально для семинара.

***Победы в муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного образовательного проекта «Образование», позволили приобрести школе:
***- 9 интерактивных кабинетов,
***- кабинет начальных классов,
***- лингафонный кабинет,
***- компьютерный класс,
***- мини-типографию.

Основные направления экспериментальной работы МОУ СОШ №18

***Главная цель: объединить учебную и внеучебную деятельность ребенка, сформировать образовательное пространство, способствующее реализации индивидуальности обучающихся, объединить в единый комплекс образовательные, оздоровительные, развивающие процессы.

***Цели:
***- возрождение, развитие исторических, культурных, духовно-нравственных традиций,
***- усиление роли и ответственности семьи в воспитании детей,
***- содействие становлению активной патриотической, гражданской позиции подрастающего поколения.

***Задачи:
***- обеспечить интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся,
***- создать условия для самовыражения и самоопределения каждого ученика,
***- содействовать повышению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства,
***- повысить качество обучения на всех ступенях школы,
***- усилить эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,
***- совершенствовать систему развития одаренных детей посредством вовлечения их в научное общество учащихся МОУ СОШ №18,
***- совершенствовать развитие органов ученического самоуправления,
***- формировать у учащихся понятие здорового образа жизни,
***- повысить культурный уровень социума,
***- укрепить материально-техническую базу, расширить использование современных технических средств обучения.

3. Эпилог.
Мнение начальника управления образования МО г. Новороссийск и реплика руководителя школы.

***Галина Алейникова: «На мой взгляд, во время работы экспериментальной площадки «Школа практического гуманизма как решающий фактор в самоопределении молодого поколения» педколлективу восемнадцатой школы удалось воспитать у учеников уважение к окружающим, готовность защищать честь, достоинство – своё и других людей, научить беречь и развивать лучшие традиции нашего общества».
***Алёна Щербина: «Пусть не все наши дети станут великими специалистами в узких областях, но хорошими людьми выпусники школы, уверена, будут».

Записала Нина СЕМИЛУК