Образование - Воспитание

***Раздел, посвященный образованию и воспитанию в Новороссийске. И он не единственный! Здесь вы найдете раздел ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ с подробными текстами, фотографиями большого размера и меню УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ с доступом к разделам: - Среднее профессиональное образование; - Высшее профессиональное образование; - Послевузовское профессиональное образование; - Непрофессиональное образование, обучение.

Основание первых городских начальных училищ

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Сергей Шило, краевед 04.11.2010 20:01

***Народное образование в Новороссийске начинается с открытия   одноклассного мужского начального училища, которое последовало 12  мая  1870 года. Это было  первое учебное заведение, основанное в городе в столь давние годы. Через два года открылось женское начальное училище. Оба училища относились к низшим начальным учебным заведениям. Среднее учебное заведение (прогимназия) откроется только 24 года спустя, в 1894 году. Высших учебных заведений до революции в городе не было.

***Возникновение учебных заведений неразрывно связано с деятельностью первого начальника Черноморского округа полковника Дмитрия Васильевича Пиленко и его жены Надежды Борисовны. Высочайше утвержденный в этой должности 25 января 1867 года и за отличие в службе произведённый в этом же году в генерал-майоры, Дмитрий Васильевич как высокообразованный и грамотный человек понимал, что даже такой маленький городок, каким был в ту пору Новороссийск, не может обходиться без хотя бы единственного учебного заведения. Неоднократные ходатайства, начавшиеся с 1868 года, перед главным управлением Кавказского наместника об учреждении в Новороссийске начального двухклассного училища увенчались успехом.  9 октября 1869 года  было получено разрешение на открытие одноклассного училища с содержанием его с 1870 года за счёт городских средств.

***Личность Дмитрия Васильевича Пиленко заслуживает пристального внимания и правдивого рассказа. Что мы знаем о первом начальнике Черноморского округа? О человеке, чьей деятельностью и трудами развивался город, благодаря которому открывались первые школы?

***Его жена Надежда Борисовна Пиленко горячо поддерживала мужа в вопросах народного образования. Не только поддерживала, но и не отставала от супруга в этом благородном деле.  Дело в том, что когда последовало разрешение, а затем и открытие мужского училища, Надежда Борисовна  не стала мириться с такой  несправедливостью и, возглавляя женскую общественность города,  в свою очередь предприняла ходатайство об открытии женского училища.

***В этом ей было отказано, женского учебного заведения вышестоящие власти открыть не разрешили, считая, что  образование для женщин не нужно и даже вредно. Но Надежда Борисовна не сдалась. Она и жена надворного советника Жозефина Станиславовна Суходольская с разрешения начальника Черноморского округа частным образом, посредством благотворительности, собрали деньги для учреждения и содержания на них  женской школы в городе Новороссийске.

***После этого инициативные дамы обратились к начальнику Черноморского округа с просьбой о выборах и утверждении попечителей.  Попечителями женского училища стали купец Григорий Бублейников, мещане Иван Черкасов и Иван Кутуков.

***Первыми обязанностями попечителей  было    приобретение на вышеупомянутые средства дома на имя новороссийского женского училища, предполагаемого к открытию в 1872 году.

***Для училища было куплено место на углу Серебряковской (ныне Советов) и Раевской (Новороссийской республики). На этом месте сейчас находится Госбанк, а в то время располагался деревянный домик на высоком каменном фундаменте. Здесь и находилось открытое женское училище в первые годы, а затем  начальник Черноморского округа, очевидно, учитывая трудное материальное положение училища, предоставил ему новое (бесплатное) помещение в казённом здании адмиралтейства. Там учебное заведение продолжало оставаться до 1876 года включительно. А здание женской школы сдавалось в наём. Деньги  шли на финансовые нужды школы.

***Мужское училище также находилось в здании адмиралтейства.  В те годы это было самое примечательное здание в Новороссийске. Находилось оно там, где сейчас расположено всем известное здание на набережной «со шпилем», и занимало  целый квартал. Здание было одноэтажным, каменным, со стороны моря - с огромными воротами в виде большой арки, предназначенными для прохождения через них баркасов и маленьких парусных судёнышек для ремонта. По современной планировке города это был большой квадрат, ограниченный улицами Мира и Губернского, Мичурина и Новороссийской республики.

***Сначала здание служило  морскому ведомству, так как в нём находились морские склады, ремонтные мастерские, а после окончания Крымской войны и упразднения адмиралтейства  - гражданскому ведомству. Здесь был окружной суд и другие  казенные учреждения, в том числе - мужское и женское начальные училища. Но недолго эти училища находились в стенах  здания адмиралтейства. В 1875 году помещения этого здания и школьные классы приглянулись военным, и началась переписка об освобождении здания. Как это было, расскажем отдельно, а сейчас давайте поближе познакомимся с человеком, чьи дела и труды  мы не должны забывать.

***Дмитрий Васильевич Пиленко родился в 1830 году. Он происходил из дворян Таврической губернии, воспитывался в институте корпуса горных инженеров. В 1847 году был назначен в Тифлисскую окружную палату исправляющим должность пробирера. В 1848 году прикомандирован к канцелярии наместника Кавказского. В 1853 переведён в корпус горных инженеров поручиком, а в 1861 - в сапёрный батальон, затем в офицеры для особых поручений к главнокомандующему Кавказской  армией  князю генерал-фельдмаршалу А.И. Барятинскому.

*** В 1864 году Пиленко был назначен начальником штаба Кубанского казачьего войска. В январе 1867 года получил назначение исправляющим должность начальника вновь образованного Черноморского округа. Вскоре после этого получает чин генерал-майора. Девять лет находясь в должности начальника Черноморского округа (1867-1876 годы) Дмитрий Васильевич проживает в Новороссийске, развивает город и управляет вверенным ему округом. В 1876 году по отстранении от должности он покидает город и отправляется к новому месту службы с причислением к Кавказской армии, участвует в войне 1877-78 года. В 1878 году он назначен командиром временной Кубанской казачьей дивизии. В 1882 году произведён в генерал-лейтенанты. В 1883 году с упразднением Кубанской казачьей дивизии Д.В. Пиленко выходит в отставку.

***За отличия в военных операциях награждается орденом святого Станислава и святой Анны до 1-й степени включительно, святого Владимира 3-й и 4-й степени. Кроме того «за беспорочную службу» ему пожаловано 2 500 десятин земли в Натухайском и Шапсугском округах. Впоследствии больше половины земли он передаст переселенцам, которые основали деревню его имени Пиленково и посёлок Михаэльсфельд, в 1893 году переименованный в Джигинское.

***Находясь начальником Черноморского Округа, Пиленко принимал меры к благоустройству края. Способствовал виноградарству, виноделию, садоводству, табаководству. Добивался разрешения открыть в городе два начальных одноклассных училища: одно казённое и одно частное. С его именем связана застройка и планировка Новороссийска и Анапы, возведение двух церквей в Анапе и храма Михаила Архангела в Сочи. Он содействовал переселению в Черноморский округ не только русских, но и греков, чехов, немцев, эстонцев. После отставки проживал в своем имении Хан-Чокрак вблизи Анапы. Умер  Дмитрий Васильевич 8 марта 1895 года на 65 году жизни. По его завещанию он был похоронен в своём имении.

***Созданные четой Пиленко начальное мужское училище и благотворительное женское училище благополучно просуществовали до 1917 года. А в советское время, переименованные на новый лад, они  продолжали выполнять свою  задачу - учить детей грамоте.

 

Педагогические курсы в дореволюционном Новороссийске

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Сергей Шило, краевед 01.11.2010 13:11

Сергей Шило

Добро пожаловать в александрийскую женскую гимназию!

педагогические курсы в новороссийске

***12 марта 1908 года третьей государственной думой, был принят закон о школьных кредитах на всеобщее начальное образование. Теперь в бюджет государства ежегодно вносились шесть миллионов девятьсот тысяч рублей на школьные нужды. Эти нужды, прежде всего, заключались в нехватке самих школ, здания которых предстояло построить. Так как школ в каждом городе в зависимости от населения нужно было строить не одну, не две, а во много раз больше, то каждый город разрабатывал свою школьную сеть, выносил её на обсуждение городской думы, и, после утверждения, городское управление ходатайствовало перед министерством народного просвещения о выделении кредитов. Тогда министерство выделяло деньги на строительство государственной школьной сети - как безвозмездными кредитами, так и долгосрочными трёхпроцентными ссудами сроком на сорок лет. Ссуды были положены каждой начальной школе.
***Новая политика в отношении народного образования дала хорошие результаты, и начальные городские школы стали строиться, с каждым годом их количество росло. Естественно, что и учителей теперь стало требоваться гораздо больше прежнего.
***По данным за 1907 год, в материалах по подготовительным работам, касающимся введения всеобщего образования в России, министерством народного просвещения было подсчитано, что в первый же год введения всеобщего образования понадобится 30 000 новых учителей и учительниц. Все существующие учебные заведения по подготовке учителей не могли дать такого количества преподавателей.

***Если посмотреть, как велась подготовка учителей, то мы получим следующие данные. Учителями начальных школ становились лица, окончившие:

- курс женских гимназий и прогимназий* - таковых было около 12 000,
- учительских семинарий и школ, педагогических курсов  - 3 000,
- получающих учительское звание по экзамену - 3 000,
- окончивших курс епархиальных женских училищ - 2 000,
- окончивших курс духовных семинарий - 2 000.

***В общем, всех учителей по приведённым статистическим данным набиралось 22 000. Таким образом, ощущался большой недостаток в учителях. И хотя одногодичные курсы при городских училищах, женских гимназиях и прогимназиях были открыты ещё в 1901 году, в связи с недостатком специальных преподавателей результаты их были ничтожны.
***Ввиду этого министерство народного просвещения пришло к заключению о необходимости в самое ближайшее время открыть новые учительские семинарии, а главное – учредить однолетние и двухлетние курсы при учебных заведениях для подготовки народных учителей. Именно поэтому при многих городских учебных заведениях стали существовать педагогические одногодичные и двухлетние курсы, подготавливающие учителей для начальных городских и сельских училищ.

***Были таковые курсы и в нашем городе. Так, при первой александрийской женской гимназии** новороссийска был дополнительный восьмой педагогический класс. В нём подготавливали учителей русского языка и математики. Также существовали педагогические двухлетние курсы при первом высшем начальном училище, почётным смотрителем которого был Семён Лаврентьевич Касторный.

***Как уже упоминалось, женские гимназии давали наибольшее количество учительниц. Новороссийская женская гимназия была кузницей преподавательского состава. Когда, разбирая старинные документы, начинаешь знакомиться со старым дореволюционным начальным образованием, просматривая многие десятки личных дел старых учителей, понимаешь, какой огромный вклад внесла новороссийская женская гимназия за свой столь короткий «век» существования. В 1901 году было построено это учебное заведение. Просуществовав 16 лет, оно прекратило свою деятельность, но посевы и плоды, которые гимназия дала, остались на многие годы.

***Так, ещё и в дореволюционные годы многие народные школы (городские училища) были укомплектованы выпускницами этого учебного заведения. И не только в Новороссийске, но и в Геленджике, Туапсе. Учителя несмотря ни на какие революции продолжали учить детей. Большей частью находясь вне политики, они продолжали делать своё дело. Если посмотреть на преподавательский состав первых советских трудовых школ, то он на девяносто девять процентов оставался прежним (дореволюционным).
***Большинство начальных училищ после революции, переименованные в советские трудовые школы первой и второй ступеней, укомплектовывались преподавателями, получившими учительское звание именно в новороссийской александрийской женской гимназии. Многие выпускницы этой гимназии впоследствии и возглавили большинство советских школ, стали заведующими этих учебных заведений. Послужные списки работников просвещения заводились на учителей с момента начала их педагогической деятельности. В них указывались автобиографические данные, занимаемая должность и все последующие перемещения по службе. Изучив множество таких документов, я заметил, что старых «формулярных списков о службе», составленных до революции, сохранилось очень мало, практически единицы. Зато не раз мне попадались заявления учителей, в которых они при поступлении в новые советские школы писали, что их документы, подтверждающие учительское звание, утрачены.
***Последний оплот царской власти - деникинское правление - в нашем городе продержался до 27 марта 1920 года. Отступая и эвакуируясь из Новороссийска, деникинцы увезли, а большей частью уничтожили архивы. В круговерти гражданской войны погибли многие документы. Эта же участь постигла и документы министерства народного образования, хранившиеся в канцелярии инспектора народных училищ черноморской губернии М.И. Замятина.
***Пришедшая на смену советская власть быстро наверстала упущенное, и на каждого учителя, поступающего на службу в новые советские трудовые школы, были составлены подробнейшие послужные списки. Мало того, были введены ежегодные анкеты-вопросники, в которых учителя отвечали на массу вопросов - начиная с семейного положения и до изучения классиков марксизма.

***Также властей интересовало, как учителя относятся к советской трудовой школе и как проводят в своих классах «политическую струю». В общем, эти листы можно смело назвать не вопросниками, а "допросниками". И учителям приходилось отвечать. Новая власть - новые порядки... Анкетное "дело" заполнялось очень строго, и надо сказать, что советские крючкотворы знали в этом толк. Документов сохранилось много.  Именно по ним, составленным в 1921-1925 годах, мы и узнаем о многих педагогах, которые, окончив городскую александрийскую гимназию, долгие годы учительствовали в нашем городе.

* Прогимназия давала начальное среднее образование, т.е. 4-5 классов.

** Здание первой александрийской женской гимназии Новороссийска, как ни удивительно, сохранилось. Ныне здесь, по ул. Революции 1905 года, размещается магазин "Флора ", а большая часть здания служит жильем.

 

Кто хорошо жуёт – быстрее к знаниям идёт

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Фотографировала и записывала Фаина МОРСКАЯ

В школе № 12 прошла презентация нового двенадцатидневного цикличного меню школьных завтраков. Корреспондент «Новороссийских известий» получила задание побывать на необычном мероприятии, побеседовать с заслуженным работником торговли Кубани Ниной Георгиевной Афендулиди и обязательно попробовать предлагаемые мальчишкам и девчонкам блюда.

***Горячее питание детей в школьной столовой – особая наука. Завтрак должен быть одновременно вкусным, недорогим и сбалансированным по всем параметрам. Нина Афендулиди кормит наших драгоценных деток уже более 40 лет. Назовите ее профессором школьного питания – не ошибетесь. И как бы ни менялись стандарты, требования, правила и подходы за эти годы, как бы ни было трудно, у Нины Георгиевны по-прежнему всё так же горят глаза, когда говоришь с ней о работе. Она действительно болеет душой за своё дело. И хоть разбуди ее ночью, она без запинки назовет всех кубанских производителей самой вкусной, самой свежей и сравнительно дешевой продукции, которую можно давать детям.

Блиц-диалог.

***- Нина Георгиевна, главный смысл цикличного меню – в разнообразии?
***- Ну, конечно. Две недели, с понедельника по субботу, ребят каждый день ждет новый набор блюд. Сегодня, к примеру, биточки по-белорусски с тушеным картофелем, свекольной икрой, чаем с лимоном и свежими фруктами, завтра рыба, запеченная в омлете, рагу из овощей, натуральные овощи и лимонный напиток, а послезавтра – отварная рыба под польским соусом, картофельное пюре, чай, свежие овощи и фрукты...
***- Но ведь само по себе цикличное меню – не новость?
***- Нет, его мы всегда практикуем. И презентации в разных школах тоже регулярно проводим. Но именно это меню – совсем новое. Мы с технологом Татьяной Павловной Куникиной недавно приобрели толстый двухтомник рецептур, и теперь, так сказать, творчески его осмысливаем и применяем. Новое меню не только сбалансировано по витаминам, минеральным веществам, полностью соответствует всем нормам, предельно разнообразно, но и составлено с учетом имеющегося кубанского ассортимента. Вы сейчас сами попробуете и убедитесь в том, насколько хороши на вкус блюда, приготовленные из свежего сырья, выращенного, произведенного у нас в крае. Отдельные варианты меню разработаны для всех возрастных групп школьников, а также для тех, кому рекомендованы диеты.

1. Пальчики оближешь


***- Рыба под маринадом – «мечта поэта». Мы не нашли ни одной косточки.
***- А косточек и быть не можем. Мы работаем только с филе.
***Дирекция школы и организаторы питания порадовались, что на презентацию пришли многие родители. В основном, мамочки. Взрослым еда однозначно понравилось. Вот лишь некоторые мнения.
***- Дома, честно говоря, так разнообразно кормить сына мы не можем. Спасибо школе и работникам столовой. Всё очень вкусно!
***- Моя дочь дома рыбу не ест вообще. А у вас съедает даже рыбные котлеты. Наверное, у вас есть секрет в приготовлении. Меня тоже, пожалуйста, научите так готовить.
***- Пришла с настроением «так себе», а теперь оно стало лучше. Даже и покритиковать вас не за что.
***- Оладьи из печенки и рубленая куриная котлетка – пять с плюсом! А для выпечки оценки просто нет – настолько она высокая. Я тоже пеку, но должна признаться, что у вас лучше получается.
***А Ольга Петрова, бабушка Аллы Андреевой из 2-«а», поблагодарила администрацию за организацию питания не только в учебном году. Ольга Владимировна сказала, что и летнем пришкольном лагере питание было организовано очень хорошо.

***Как ни удивительно, плохого никто ничего не сказал. Родители даже и вопросов не задавали. По крайней мере, публично. Но об этом, как и о самой презентации, - отдельно.

2. Глава «шагает впереди»


***Директор МОУ СОШ № 12 Анжела Георгиевна Альтова вела презентацию, а ее самым активным участником была председатель родительского комитета Светлана Феликсовна Тонконог. Не так давно нам довелось побывать на круглом столе Общественной палаты нашего муниципального образования, где, в том числе, говорилось о качестве питания в школах. И выяснилось, что проблемы возникают там, где плохо налажены взаимоотношения между родительской общественностью, администрацией учебного заведения и поставщиками питания. В двенадцатой школе контакты на должном уровне, и проблем нет.
***Анжела Альтова: - Здоровье детей - это здоровье нации. Теме детского здоровья и, в частности, здорового питания, горячего питания в школах, уделяет первостепенное внимание глава Новороссийска Владимир Синяговский. Это очень важно! Поддержку Владимира Ильича мы чувствуем на деле. В том числе, именно его заслуга в том, что в Новороссийске дети в школах не останутся голодными, каково бы ни было финансовое положение их родителей. Для нашей школы это особенно важно. У нас учится много детей из малообеспеченных семей, из расположенного по соседству детского дома «Юнга».
***Нина Афендулиди:- Я хочу обратиться именно к детям. Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Мы вам помогаем правильно питаться. Главное, съедать всё, что мы вам предлагаем, без остатка.
***Понятно, что основным на презентации была дегустация. Более 30 разных блюд из нового цикличного меню могли попробовать по своему выбору дети и родители. Но помимо «объедения» были и теплые поздравления, и небольшая концертная программа. Нам особенно понравились прочитанные школьниками стихи о правильном питании. Строчки оказались подобраны с юмором, главными положительными героями были помидоры, огурцы, яблоки, а отрицательными – чипсы, кола и прочая «полухимия».

***Напоследок – про «отдельные вопросы». Когда вы их прочтете, вы сразу поймете, почему их не стали задавать публично. Нам понравилось то, что вопросы в двенадцатой школе решаются.
Галина Б. подошла к директору Анжеле Георгиевне и спросила, можно ли ее внука перевести на бесплатное довольствие. Бабушка Галя воспитывает внука в качестве опекуна. Мама ребенка умерла. Хотя внук получает пенсию по потере кормильца, директор пообещала разобраться и сделать всё возможное, чтобы выполнить просьбу Галины Б.
***А Ирина Т. спросила, можно ли заказать в школьной столовой пирог на юбилей свадьбы. Нина Афендулиди познакомила маму ученика с завпроизводством школьной столовой Натальей Владимировной Баланенко. А нам Нина Георгиевна призналась, пока шел разговор насчет пирога, что у Натальи Владимировны – «золотые руки». И что работать поваром в детской столовой тяжелее, чем в ресторане. Оказывается, в конце лета Наталья Баланенко пришла к ней с просьбой «отпустить». Ее звали заведовать производством в известный городской ресторан. Не без труда, но уговорила остаться. Конечно же, в школьных столовых многое держится на тружениках-энтузиастах, для которых счастливые детские глаза – особая награда за труд.

***Одна из членов родительского комитета школы сказала автору этих строк после окончания дегустации:
***- Нам повезло, что питание в нашей школе организует команда Нины Георгиевны Афендулиди. Все блюда, что мы с дочерью попробовали, очень вкусные. Стыдно признаться, но у меня такая работа, что я своего ребенка вижу только вечером и по воскресеньям. Готовить, в основном, некогда, в лучшем случае  - по праздникам. А сбалансированное питание очень важно для здоровья наших чад, тем более рассчитанное по нормам. Спасибо тем, кто нам его обеспечивает.

***Заключительным мощным аккордом презентации стала новость, что школа № 12 вошла в краевую программу с ремонтом пищеблока. В следующем году в столовой появится еще одно помещение, в котором будут готовить свежие салаты.

Фотографировала и записывала Фаина МОРСКАЯ

P.S. Согласно полученному заданию, я продегустировала блюда нового цикличного меню. Ну что вам сказать? Двумя словами: очень понравилось! Подробности опущу, чтобы вы не подумали, что это – рекламная статья. Поверьте, если бы было на презентации что-то негативное, мы бы об этом обязательно написали.







 

Взрослый взгляд на детский сад, или О творческом применении на практике инноваций в воспитании и обучении дошкольников.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Текст: Фаина МОРСКАЯ. Фото: Фаина МОРСКАЯ, Виктория ГОЖА 23.10.2010 21:27

Сегодня, 23 октября в Новороссийске прошел IV краевой форум по дошкольному образованию «Актуальные проблемы воспитания детей дошкольного возраста, пути их взаимодействия». Точнее, первый день этого мероприятия.

***Каким должен быть детский сад XXI века и что нужно дошкольному учреждению и каждому педагогу, чтобы оставаться конкурентоспособными? Ответы на эти и многие другие насущные вопросы искали участники представительного Кубанского форума, на который собрались начальники управлений образования муниципалитетов, заместители глав администраций по социальным вопросам, руководители и педагоги дошкольных учреждений и др.

***Первое заседание прошло в МОУ лицей «Технико-экономический». С приветственным словом к участникам форума обратилась и.о. заместителя главы администрации по социальным вопросам администрации муниципального образования г.Новороссийск Наталья Борзенкова. Наталья Викторовна, в том числе, рассказала собравшимся о том, что делается у нас для коренного решения проблемы очереди на получение мест в детских дошкольных учреждениях. В Новороссийске полным ходом идет строительство нового детского садика на 150 мест в пригородном Гайдуке. Строительство планируется закончить в третьем квартале 2011 года или даже раньше. Под детсад планируется переоборудовать здание закрывшейся гимназии «Гармония», а также бывший филиал гимназии № 6. Кроме того, новый детский сад планируется построить в селе Цемдолина, рядом с многонаселенным тринадцатым микрорайоном.

***Среди другие злободневных вопросов, которые интересовали всех, были грядущий переход на автономию бюджетных учреждений, работа по укреплению противопожарной безопасности, охраны и, конечно же, творческие вопросы: инновации, обновление профессионального багажа, в том числе и с помощью Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования, и т.п.

***Вот что мы услышали в зале и в «кулуарах».
***- Современные дети совсем не те, что 20 лет назад. Они более развитые, раскованные, самостоятельные. Чтобы общаться с ними на одном языке, педагоги должны знать, чем они живут. Поэтому мы смотрим те же мультики, слушаем ту же музыку, читаем те же книжки, что и наши дети.
***- Большой воспитательный эффект дает совместная работа воспитателей в детском саду и родителей в семье. В просвещении родителей велика роль заведующей. Руководитель детского сада в беседах с родителями узнает об их интересах и осведомленности в области изобразительного искусства, дает советы, как приобщить малышей к творческой деятельности, как организовывать занятия лепкой, рисованием, аппликацией в домашних условиях, каких ошибок надо избежать в домашнем воспитании.

***- Некоторые родители считают, что педагогические инновации уместны для школы, а в дошкольных учреждениях их применять рано. Нет, не рано. Поскольку мы хотим построить экономику, основанную на знаниях, необходимо создавать условия для воспитания энергичных, активных, инновационно мыслящих людей. А воспитывать, известно, надо с момента рождения. Просто формы освоения инновационной деятельности, конечно, должны соответствовать возрасту.

***Затем участники форума разделились на две секции. Одна прошла в МДОУ № 70 и называлась «Копилка педагогических идей». Вторая, в которой приняла участие и автор этих строк, базировалась в детском саду № 21 «Ивушка», где накоплен значительный практический опыт творческих инноваций. Тема секции «Проектная мастерская» не обманула ожиданий и оказалась действительно интересной.

***За неделю до форума заведующим дошкольных учреждений по всей Кубани были направлены вопросы для проведения социологического опроса. Воспитатели, родители и представители общественности, выступившие в качестве респондентов, рассказали о том, какими они видят такие стороны современного педагогического процесса как воспитание, обучение, их взаимосвязь и т.д.

***Ведущая секции главный специалист новороссийского Центра развития образования Вера Сидоренко во вступительном слове подчеркнула, что социальные проекты, которые сегодня предстоит рассмотреть, имеют именно такую общую тему: «Воспитывая – обучаем. Обучая – воспитываем».
***- Не случайно такие понятия как «воспитание» и «обучение» стоят рядом, - сказала Вера Юрьевна. - Воспитание не отдельный процесс. Оно неразрывно связано с обучением. И воспитание, и обучение направлены на развитие личности ребенка в целом. Обучение - на развитие познавательных процессов, знаний и способностей, а воспитание - на формирование ребенка как личности, его отношения к миру, обществу, выстраивание взаимоотношений с ними.

***Первым показала свой проект заведующая МДОУ № 14 из г.Анапы Мария Бученко. Она сделала упор на решение педагогических задач в форме ... сказки. По принципу из замечательной китайской пословицы: «Расскажи - и я забуду. Покажи - и я запомню. Дай попробовать - и я пойму». «Сказочная» педагогика – это не новое изобретение, но было очень приятно видеть, как успешно такая форма может работать при творческом подходе.

***Новороссийск с блеском представила старший воспитатель детского сада № 10 Людмила Бурянина. Название социального проекта «Создание образовательного пространства для формирования социально-активной личности ребенка, гражданина и патриота», как и его содержание, может показаться сложным для кого-то, совершенно далекого от педагогики. Но для меня, журналиста, имеющего в прошлом 15-летний педстаж, а уже тем более для действующих педагогов слушать выступление Людмилы Анатольевны было одно удовольствие.

***А в начальной школе-детском саду № 118 г.Сочи заведующая Татьяна Пономаренко и ее коллектив проводят ... круглые столы. Участники – самые неожиданные, а главное, что в результате обсуждения рождаются новые интересные проекты. Например, «Воспитание гражданина» - в сотрудничестве с Кубанским казачьим войском, «Одаренные дети», новогодние проекты - конкурсы снеговиков и снежинок. В позапрошлом году всё фойе ДОУ было заполнено снеговиками из самых неожиданных материалов. В канун нынешнего года благодаря конкурсу снежинок школу-сад удостоили первого места в Сочи за лучшее новогоднее оформление. Еще один проект «Я - исследователь» предполагал изучение детьми фотографий из семейного альбома. Отдельный проект был посвящен укреплению здоровья. Причем, не только ребятишек, но и педагогов. Ну, а больше всего меня, пожалуй, поразило приглашение в дошкольное учреждение ... гончаров. Мальчишки и девчонки учились лепить глиняные игрушки. Дети и сотрудники очень много и с пользой ездят в города и дали. Нередко – вместе с родителями. Концерты для пограничников п.Лазаревском и п.Макопсе, экскурсия на погранзаставу в п.Лазаревское, посещение старейшин казаков, участие в фестивале науки в Севастополе, - это лишь самое начало предлинного списка...

**После завершающего выступления заведующей МДОУ № 34 г. Славянска-на-Кубани Светланы Катаргиной на тему «Тьюторское* сопровождение педагогов ДОУ» и рассказа о результах соцопроса гости с удовольствием побывали на экскурсии в МДОУ детский сад № 21 «Ивушка». Гостям явно понравилось увиденное и услышанное. Не меньше,чем нравится нам. Здесь не только хорошая материальная база, но и коллектив, для которого педагогическое творчество – повседневная норма, а не что-то исключительное.


Текст: Фаина МОРСКАЯ. Фото: Фаина МОРСКАЯ, Виктория ГОЖА


P.S. Вот главная итоговая таблица проведенного социологического опроса.

Что важнее в дошкольном возрасте: обучать или воспитывать?

Ответы Работники ДОУ Родители Социум
Воспитывать 61% 18% 61%
Обучать 0% 25% 7%
Воспитывать и обучать 39% 57% 32%

 

* Тьютор - (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ воспитанников, учащихся, студентов и сопровождает процесс индивидуального обучения в детском саду, школе, вузе, системах дополнительного и непрерывного образования.

 

Космонавты из детсада

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Рассказала заместитель заведующей по УВР МДОУ ЦРР - детский сад № 49 "Берёзка" С.П. КОВАЛЁВА 14.10.2010 17:32

***Сегодня, 14 октября в нашем центре развития ребенка стартовала коллективная игра «Все к звёздам». В этой игре принимают участие воспитанники старших и подготовительных групп. Сегодня наши ребята отправились в увлекательное космическое путешествие. Им предстоит посетить различные созвездия. Но созвездия эти не простые – в каждом нужно проявить какое-либо качество. Геркулес – созвездие спортивных, Лира – вежливых, Весы – дисциплинированных, Пегас – любознательных. Большая Медведица приветствует тех, кто обладает добротой, Кассиопея – знаниями. 
***Старт космического полета прошел торжественно и празднично. Ребята собрались в зале, каждая группа стала экипажем. Все экипажи выбрали себе эмблемы, названия и девизы. Всем экипажам Центр управления полетом выдал маршрутные карты. Командиры экипажей сдали рапорт о готовности, прикрепили эмблемы на ракету, и наш космический полет начался!
***Самое первое созвездие на нашем пути – Геркулес. Завтра, в пятницу, 15 октября для ребят и педагогов объявлен День Здоровья.  А в следующем месяце мы отправимся дальше. Эта игра будет длиться в течение всего учебного года, и ребята побывают на всех созвездиях. В конце года мы подведем итог нашего коллективного полета и узнаем, кто смог зажечь на нашем небосклоне свою звезду. Мы все вместе стремимся к звездам! Каждый из нас хочет стать звездочкой! Каждый хочет зажечь свою звезду!

***Автор этой игры - руководитель центра дополнительного образования Татьяна Геннадьевна Кроник. Она же является главным командиром нашего полета. Несмотря на то, что наши воспитанники малы, их очень заинтересовали созвездия, а полет на ракете привел в восторг. Главное, чтобы каждый из них нашел свое созвездие и смог проявить свои способности и таланты.

Рассказала заместитель заведующей по УВР МДОУ ЦРР - детский сад № 49 "Берёзка" С.П. КОВАЛЁВА



 

Старые добрые соседи и наша новая школа

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Фото и текст: Фаина МОРСКАЯ 08.10.2010 22:20

***Делегация муниципального образования Славянский район сегодня побывала у нас в Новороссийске. Первые руководители, главы администраций сельских поселений, директора школ и др. познакомились с передовым опытом школ в ст. Натухаевской и п. Семигорье, Новороссийского казачьего кадетского корпуса, МОУ СОШ №№ 40 и 22. Глава района Анатолий Разумеев, которого новороссийцы прекрасно знают по работе у нас в разных должностях, сказал, подводя итоги визита:

***- Командировка была продвинутой и принесет несомненную пользу. Нашим педагогам есть чему поучиться у новороссийских. В том числе, инновационным методам и технологиям, опыту платных услуг в свете грядущего перехода к автономии, умению объединить всех для процветания родного образовательного учреждения...

***В двадцать вторую школу гости приехали в завершении визита. Ее директор Сергей Орлов подробно рассказал, как этим летом делали ремонт, где нашли средства. Муниципалитет взял на себя коммуникации, а в остальном помогали родители и спонсоры. Существенную помочь оказали депутаты городской Думы, особенно Юрий Бекрин. Ну, и конечно, тратили то, что заработали на платных услугах.
***- Все стройматериалы приобретали только по оптовым ценам, - поделился Сергей Петрович. – Есть у нас ученики, родители которых работают на оптовых базах. Платные услуги – это насущная необходимость. Родители готовы платить лишь за то, что их детям действительно нужно, но в программу не входит. Например, черчение сейчас как предмет в школьной программе отсутствует, а в Морской академии на первом курсе проходят начертательную геометрию. Или вот «русский язык» по программе заканчивается в девятом классе, а ЕГЭ сдается в одиннадцатом. Знания некоторым надо «обновить». Успехом пользуются, в том числе, студия изобразительного искусства, бальные танцы. В тоже время школа не является элитной, у нас учится немало детей из малообеспеченных семей.
***Заместитель директора МОУ СОШ № 22 Татьяна Перчемиди добавила:
***- Школа – дом, в котором каждый молодой человек должен найти себя. Современная школа более тесно взаимодействует с семьями. Родители участвуют в работе школьных советов, приходят к нам вместе с детьми на школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия. У нас можно изучать несколько иностранных языков, есть предметы по выбору, даже введение в латынь.

***Гости побывали не только в школах. Они познакомились с работой пятой поликлиники, прошлись по набережной, увидели замечательные памятники.

***Мэр Славянска-на-Кубани Дмитрий Литвиненко сказал автору этих строк:
***- Новороссийск, в котором я когда-то учился, сейчас изменился к лучшему во всех отношениях, стал городом мечты. Нам было действительно приятно побывать в школах вашего замечательного муниципального образования. Они все разные и каждая хороша по-своему. Главное, что глаза горят и у детей, и у педагогов. Значит, всё делаете правильно.

***А слова начальника управления образования Новороссийска Галины Алейниковой нам запомнились точностью и содержательностью:
***- Сегодня руководители обязаны думать о конкурентном преимуществе своей школы, о качестве образовательных услуг. Качество образования предполагает и создание высокой материально-технической базы учебно-воспитательного процесса. Сейчас у нас во всех школах есть высокоскоростной Интернет. Оборудованы кабинеты физики, химии, биологии, географии. На сумму около 10 млн. руб. приобретено учебников. Одним из условий новых моделей образования является цифровая школа. Электронный журнал, смс-дневник - это ближайшие шаги в системе информатизации образовательного процесса. Сегодня, в период обновления школы, перевода ее на инновационный путь развития, мы должны четко понимать, что необходимо для того, чтобы научить ребенка мыслить инновационно. Во-первых, необходим учитель, который может и хочет это сделать. Во-вторых, необходимы учебники и учебные пособия, которые помогут это сделать. В-третьих, необходимо внедрение новых стандартов, которые затрагивают не только содержание образования, но и условия организации образовательного процесса.

***От себя добавим, что внедряемые новые стандарты, подходы, такие массовые ремонты, как в этому году, достижения наших ребят и педагогов вызывают в душе новороссийцев чувство законной гордости. Президентская инициатива «Наша новая школа» стала руководством к действию, активно воплощается. И, конечно же, мы всегда с радостью поделимся с соседями тем, чему научились сами.

Фото и текст: Фаина МОРСКАЯ

 

Поздравления – мать учения

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Текст и фото: Фаина МОРСКАЯ 05.10.2010 07:03

Согласитесь, не так уж много в нашем календаре профессиональных праздников, которые празднуются всем народом. День учителя – один из них. Детский сад, школа, колледж, вуз – это наше всё. Сначала учимся сами, потом наши дети, внуки... У многих родные – педагоги. Народный праздник! Мы побывали в гортеатре на общегородском торжественном мероприятии, посвящённом Дню Учителя. Читайте, а главное – смотрите. Среди награжденных наверняка увидите много знакомых лиц.

***Хорошее настроение было у всех. Уже у входа театр приветственно звучала музыка. В зале собрались люди, многие из которых знают друг друга много лет, общаются, обмениваются опытом инноваций, дружат, даже если работают в разных образовательных учреждениях. И, конечно, в праздничный день со сцены прозвучало великое множество поздравлений. В том числе, от первого заместителя главы администрации города Игоря Дяченко, председателя городской Думы Александра Шаталова, начальника управления образования нашего муниципалитета Галины Алейниковой, бессменного начальника юнармейского поста № 1 почетного гражданина города Виталия Лесика.

***- 2010 год, объявленный в России Годом Учителя, собрал отличный урожай высокого качества. Особо ценные и редкие сорта урожая 2010 года – это педагоги – победители конкурсов и проектов, трудяги, лучшие учителя, ежедневно и ежечасно отдающие себя делу образования. На ниве педагогического поприща есть истинные герои нашего времени – профессионалы, творцы, изобретатели – люди, чей многолетний труд является примером для других и гордостью города Новороссийска.

***Эти слова стали прелюдией перед начавшимся марафоном наград. 84 педагога вышли на сцену для получения заслуженных медалей, нагрудных знаков, почетных грамот, ценных подарков и т.п. Конечно же, все это сопровождалось музыкой, песнями, танцами. Кстати, здесь мы публикуем полный список награжденных. Спасибо тебе, Интернет, за то, что ты предоставляешь такую возможность.

***Приятно было увидеть ветеранов педагогики, услышать яркие факты из их биографии. Среди сидящих в первом ряду были участники Великой Отечественной войны и труженики тыла. Ведущий подошел к ним, задал несколько вопросов и поблагодарил за верность выбранной профессии, за мужество и за то, что мы живем на этом свете. Поверьте, момент был очень трогательный.

***Молодых специалистов тоже чествовали. Очень важно, чтобы в наши школы приходило побольше новаторски настроенных, талантливых, умных педагогов. И они приходят! Некоторых из них вы увидите на фото. Кстати, лучшие молодые педагоги образовательных учреждений Новороссийска защищали честь города на межрегиональном слете команд молодых специалистов. И победили в номинациях «Таланты и поклонники», «Самые творческие», став призерами межрегионального слета.

***Цветов, улыбок и душевных слов было столько, что, казалось, ими заполнено все пространство гортеатра. Атмосфера была замечательная! А после всего торжественного была еще и разрядка. Педагогов пригласили на спектакль Ростовского государственного театра им. М.Горького. Музыкальная комедия «Люкс № 13» стала приятным контрастным дополнением к праздничному мероприятию в честь Дня учителя. Народного праздника!

Текст и фото: Фаина МОРСКАЯ

 

Они такие классные!

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Текст и фото: Фаина МОРСКАЯ

Побывав на конкурсе в Технико-экономическом лицее, мы, журналисты, поняли: хороший классный руководитель – это, помимо всего прочего, Талант...

***С 1 июня по 1 октября 2010 года в Новороссийске проходил муниципальный этап краевого конкурса лучших классных руководителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В конкурсе приняли участие 15 педагогов из 13 образовательных учреждений.
***Конкурс проводился в два этапа. Сначала классные руководители, участвовавшие в конкурсе, представили аналитические и справочные материалы. 8 финалистов, набравших наибольшее количество баллов, прошли во второй этап. Участникам предстояло подготовить и провести открытое внеклассное мероприятие (классный час, родительское собрание и т.д.) в своих школах, гимназиях, лицеях.
***Победителями конкурса стали учителя начальных классов: Светлана Александровна ШТАПОВА из МОУ СОШ № 30 (с.Абрау-Дюрсо) и Елена Евгеньевна СТЕПАНОВА из МОУ лицей «Технико-экономический».
***Корреспонденты нашей электронной газеты «Новороссийские известия» и портала Новодар побывали в Технико-экономическом лицее в момент проведения второго этапа конкурса и сами убедились, насколько интересно, творчески могут работать классные руководители. ТЭЛ направил на конкурс сразу двух участниц (у каждой – четвероклассники). Помимо Елены Евгеньевны, показавшей комиссии открытое внеклассное мероприятие «Занятия в школе светофорных наук», свою разработку представила вторая победительница первого этапа Татьяна ИГОШИНА. Татьяна Анатольевна провела с ребятами открытый классный час «Живи разумом, так и лекаря не надо». А теперь – подробности...

1. Жили-были Светофор и Колобок...

***С Еленой Степановой мы познакомились недавно, в августе, когда она была начальником летнего лицейского лагеря «Парус». Нам очень понравилось, с какой выдумкой и профессионализмом ею с единомышленниками были организованы и проведены веселые состязания трех детских команд-кораблей - Акулят», «Полосатиков» и «Осьминожек». Материал об этом – здесь.
***Теперь Елена Евгеньевна открыла нам новые грани своего педагогического таланта. Конечно, она очень волновалась. В класс ПДД, где ее четвероклассники осваивали светофорные науки, пришли представители управления образования нашего муниципалитета, МУ «Центр развития образования», директор ТЭЛа Ирина ТАРАСЕНКОВА, коллеги-педагоги из других образовательных учреждений и даже сотрудник милиции, которая знает толк в безопасности дорожного движения...

***- Здравствуйте, ребята, юные пешеходы, юные пассажиры! Здравствуйте, гости! Ребята, давайте поприветствуем друг друга и гостей. А теперь улыбнитесь и подарите свою улыбку другу. Пусть не будет в нашем классе грусти. Сегодня вы должны доказать себе, мне, нашим гостям, что вы внимательные и ответственные участники дорожного движения.
***Как только Елена Степанова сказала всё это, в дверь класса постучали. Как оказалось, это был... Светофор.
***- Да–да, войдите. О, так это же мой друг.
***Светофор, оказывается, не просто умеет разговаривать, но еще и стихами:

- Я и вежливый и строгий,
Я известен на весь мир!
Я на улице широкой
Самый главный командир.
Все меня, конечно, знают.
Да и как меня не знать.
Все отлично понимают
Всё, что я хочу сказать.

***Конечно, описывать мельчайшие подробности занятия в школе светофорных наук мы не будем. Расскажем вкратце. В класс пришли помощники - юные инспектора движения. Мальчишки и девчонки отвечали на вопросы по правилам движения, которые были сформулированы в доступной форме. Не обошлось без отрицательного героя. Им оказался спящий на последней парте ... Кот. Усатый, например, уверял, что правильнее всего переходить шумную дорогу «на четырех лапах». Но ученики прекрасно знали, как безопасно вести себя на дороге, и снабдили Кота полезной информацией. Он всё осознал и всех поблагодарил.
***Даже нам, взрослым, было интересно. Например, мы узнали, что первые тротуары появились в Париже в начале XVIII века. Там же повесили и первый светофор – около ста лет тому назад. Кстати, в России самый первый светофор был в форме трехцветного круга. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет, и машины выполняли его указания. Но такой светофор был неудобен, поэтому и прослужил недолго.
***Конечно же, занятия сопровождались музыкой, песнями, играми. Еще нам запомнился тест. Вот пара вопросиков:
***- Что хотите - говорите, каждый раз идя домой, играем мы на мостовой?
***- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед, только там , где переход?
***Когда, казалось, занятия уже подходят к концу, случился приятный сюрприз. Приветливый Светофор сказал:
***- Ребята, сегодня вы показали нам хорошее знание правил дорожного движения. Я очень вами доволен и хочу вас всех пригласить на спектакль школьной студии «Фантазия». Вот пригласительные билеты для каждого. Эти билеты являются не только пропуском на спектакль, но и памяткой для пешеходов. Прочтите ее. Вы можете оставить памятку себе, а можете вручить тому пешеходу, который пока нарушает правила дорожного движения.
***Все перешли в актовый зал и увидели музыкальный спектакль-сказку «Колобок в большом городе». Зрителей даже прибавилось. В зал пришли лицеисты-первоклассники. Было по-настоящему весело. Наряду со сказочными героями действовали и сугубо реальные. Рядом с Колобком – Сотрудник ГАИ, бок о бок с Котом и Светофором – Футболист «из нашего двора». Спектакль показал, что будет с теми, кто пренебрегает правилами дорожного движения. Конечно, сказочное шоу, игра – в тысячу раз лучше для мальчишек и девчонок, чем банальное поучение-наставление.
***Когда мы узнали, что Елена Степанова признана победителем муниципального этапа краевого конкурса лучших классных руководителей, то очень обрадовались. Потому что открытое внеклассное мероприятие «Занятия в школе светофорных наук» было действительно впечатляющим во всех отношениях.

2. Не приставай, Никотин

***Классный час на тему: «Живи разумом, так и лекаря не надо», который провела со своими четвероклассниками Татьяна Игошина, фактически оказался игровым мероприятием о вреде курения. Татьяна Анатольевна запаслась реквизитом - карточками с пословицами, проблемными ситуациями-задачами, вопросами для викторины, плакатами, играми, костюмами зверей для инсценировки сказки «Медведь и трубка», вырезанными из красной бумаги сердечками, слайдами, рисунками учеников на тему «Табачный дым вреден всем». Всё это, конечно же, оживило классный час, тем более, что использовалось, прежде всего, именно для повышения активности ребят.
***- Привычки бывают полезными и вредными. Как вы думаете, почему они так называются?
Простой вопрос учителя, и дети сразу начинают отвечать. Если честно вспомнить о своем детстве, то надо признаться, что многие выкуривают первую сигарету именно в этом возрасте. В первую очередь, стараясь выглядеть взрослее, подражая кому-то, кого считают авторитетом, и чтобы не отстать от компании. Откровенный, ненавязчивый разговор действительно может помочь. Мы убедились, что все мальчишки и девчонки в классе отлично знают что такое хорошо и что такое плохо.
***Ответы детей, собранные воедино: «Полезные привычки - это чистить зубы, делать утром зарядку, мыть руки перед едой, всегда здороваться, всё делать и слушаться взрослых, родителей, всегда мыть посуду, помогать маме, быть всегда чистым и красивым, делать уроки и гулять с собакой»... «Вредные привычки - это лениться, курить, пить»...
***После инсценировки сказки Сергея Михалкова «Медведь и трубка», образно показывающей вред курения, пошел разговор о никотине. О том, что это – яд, часто упоминают вскользь. Но если вникнуть в подробности, что и было предложено педагогом, фраза «никотин – яд» доходит куда лучше. Химический состав сигаретного дыма, болезни, к которым приводит курение и даже своеобразно поданная историческая справка об экспедиции Христофора Колумба, благодаря которой табак был завезен из Южной Америки в Европу, уверены, возымели действие на ребят. Мы сказали о справке «своеобразная», потому что и взрослым стоит напомнить, что когда в Россию табак был завезён англичанами и немцами, курение табака жестоко преследовалось. Уж тогда были частыми случаи отравления табаком, пожаров от курения. Даже в то далёкое время люди понимали, что курение это зло. Тех, кто курил, били кнутом, а тех, кто продавал табак, ссылали в далёкие города. Плохую роль сыграл ... Петр I. Именно при нем за курение перестали наказывать.
***Игра «Мозаика», физкульт-минутка, песни и стихи, совместный поиск выхода из проблемных ситуаций, исследование жизненного «Дерева решений», рост тех или иных ветвей которого зависит от твоих собственных привычек, - всё это сменялось достаточно быстро, чтобы внимание ребятишек не ослабевало. Особенно нам понравилась идея с написанием мальчишками и девчонками письма к курящим взрослым. Жаль, что в семьях такого не практикуют.

3. Вместо эпилога.

***Увидев своими глазами, какие яркие проекты могут делать с ребятами классные руководители, мы задумались о том, как вообще оценивать работу тех педагогов-предметников, которые ведут свои классы. Разработаны ли критерии оценок? Кого можно назвать хорошим классным руководителем.
***Начальник управления образования администрации Новороссийска Галина АЛЕЙНИКОВА дала  комментарий по телефону:
***- Определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу сложных педагогических проблем. Эффективность характеризует степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Поскольку цели могут быть различными - дидактическими, воспитательными, образовательными, управленческими и другими, существуют соответствующие составляющие педагогической эффективности. Они, в свою очередь, являются функциями двух переменных – затрат (трудовых, временных, материальных ресурсов) участников образовательного процесса и результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности. Дать оценки позволяет мониторинг эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса. Он предполагает непрерывное, длительное наблюдение за деятельностью классного руководителя. И, конечно же, очень полезны такие конкурсы лучших классных руководителей, как нынешний, проведенный в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
***- Галина Ивановна, наверное, ученики и родители видят это же самое по другому, со своих позиций?
***- Ну, конечно. Заповеди классного руководителя с точки зрения современного ученика примерно такие: не дергать по мелочам, не нападать, а выгораживать «своих» перед «чужими», проводить интересные внеучебные мероприятия – экскурсии, спектакли, обсуждения, конкурсы, почаще интересоваться у каждого из учеников, как идут их личные дела и стараться не заводить назидательных разговоров об успеваемости. Родители тоже ответили бы по-другому. Но мудрость педагога именно в том, чтобы все эти разные «колокольни» давали гармоничный хор. Вот простой наглядный пример. Ребенок потерял спортивную форму или у него украли деньги, или он плохо себя почувствовал, и ему не к кому обратиться. Даже если с родителями понимание, то они в данный момент на работе, а помощь нужна именно в школе. Хороший классный руководитель должен быть для детей таким человеком, который попытается решить любую проблему.

***Напоследок – откровенные мысли директора известной московской школы – Центра образования «Измайлово» № 1811 Александра РЫВКИНА. Нам показался интересным его ответ на вопрос «Кто такой, по-вашему, хороший классный руководитель? Назовите пять главных качеств».
***– Прежде всего это добрый человек, а значит, умеющий любить. Не себя, а своих учеников. То есть не себя в искусстве, а искусство в себе.
***Это человек, который, во-первых, умеет договариваться (то есть видеть не только себя, но и другого), а во-вторых, способен передать этот навык детям.
***Это человек воспитанный. В том смысле, что его ценностный, нравственный ряд выстроен. Человек принципиальный относительно того, что есть добро и что есть зло. У многих педагогов эта граница, к сожалению, размыта...
***Дальше. Это человек, который не боится выглядеть дураком. И это, может быть, самое главное качество классного руководителя и педагога вообще. И, кстати, последние двадцать лет мы целенаправленно работаем над тем, чтобы учителя все более утверждались в плодотворности этой позиции.
***И последнее, пятое качество. Если учитель не боится быть дураком, значит, он будет всегда занимать активную позицию, будет постоянно что-то искать. Это очень ценное качество для классного руководителя – в любой ситуации, в любом деле, в любых взаимоотношениях уметь найти повод для размышлений, для творчества, для оттачивания мастерства.

Текст и фото: Фаина МОРСКАЯ

   

Наша новая сороковая школа

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Текст и фото: Фаина МОРСКАЯ 20.09.2010 08:16

В минувшую субботу мы хорошо провели время. Что называется интересно отдохнули. Потому что провели день вместе с мальчишками и девчонками из МОУ СОШ № 40. А также их родителями, педагогами, поставщиками питания и др.

***Современной школе необходимо более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления должна стать открытой и понятной для родителей и общества. Чтобы приходить в образовательные учреждения вместе с детьми было интересно и взрослым. Школам как центрам досуга надо быть открытыми в будние и воскресные дни, при этом школьным праздникам, концертам, спектаклям, спортивным и другим мероприятиям нужно стать привлекательным местом семейного отдыха.

***Догадываетесь, откуда всё это? Конечно, из текста президентской инициативы «Наша новая школа». Побывав в эту субботу в сороковой школе – самой крупной в Новороссийске, мы осознали великий потенциал федеральной инициативы. Потому что увидели ее творческое воплощение.

***Праздник был многослойным, как добрый пирог. Сначала состоялась презентация кружков и секций. Причем, в актовом и спортивном залах ребята и родители не только знакомились с деятельностью, достижениями других, но и сами лепили, рисовали, играли в шашки, теннис, футбол. Мамы и папы участвовали наравне с ребятами, открывая в себе попутно педагогические таланты.

***Затем главным героем в школе стал теннис. Соревнования были массовыми и «остросюжетными». Вскоре «мизансцена» праздника вновь резко изменилась. Родители вместе с администрацией образовательного учреждения направились в столовую на встречу с поставщиками питания и работниками столовой. Что может быть лучше прямых контактов, когда все замечания и пожелания можно сказать, глядя друг другу в глаза?! Дискуссия была оживленной и открытой. Причем, только разговорами дело не ограничилось. Руководство школы провело конкурс среди родителей на лучшее составление меню. Конечно же, блюда надо было подобрать не только с максимальной полезностью и разнообразием, но и так, чтобы вписаться в сумму денежных затрат.

***Затем в актовом зале начался школьный фестиваль национальных культур. Он не был похож на общегородской, прошедший на днях в парковой аллее. Ученики 9-11 классов знакомили участников и зрителей праздничного мероприятия с культурой не только представителей живущих в нашем городе национальностей, а самых разных стран и народов мира. Армения «соседствовала» с Японией, Грузия с Шотландией, Вьетнам с Англией... Ребята не только рассказали о «своей» стране, ее традициях, но также приготовили оригинальные блюда, воплощающие национальный колорит. А еще показывали танцы этих стран, сценки из жизни, пели песни и читали стихи. Важно, что в этом фестивале самое активное участие также приняли родители. И радовались вместе со своими чадами.

Текст и фото: Фаина МОРСКАЯ. Фото, отмеченные *, предоставлены Анной Хамидуллиной.

   

Детки и конфетки

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Текст и фото: Елена ЕГОРОВА

Василиса Премудрая с помощью подружившихся Красной Шапочки, Незнайки и хорошей Бабы-Яги помогла детишкам из детского сада № 21 «Ивушка» преодолеть все преграды на пути к Волшебному дереву, на котором растут такие сладкие ... Знания

***Слияние нескольких известных сказок в одну, новую, неожиданную и тем самым еще более притягательную – это не только новомодная находка голливудских кудесников. Мы побывали на красочном, веселом и очень увлекательном театрализованном представлении, посвященному Дню знаний, в детском саду № 21 «Ивушка». Больше месяца у творчески мыслящих сотрудников детсада ушло на подготовку уникального сценария. И главное оказалось даже не в хитросплетении сюжета, а в том, чтобы детям было по-настоящему интересно. И в том еще, чтобы ребятишки не были просто зрителями, а стали активными участниками небывалой сказки.

***В действе приняли участие все дети «Ивушки», кроме самых-самых маленьких, посещающих ясли. Руководила организацией праздника и разработкой сценария музыкальный руководитель Елена Викторовна Чернышёва, а в качестве куратора представления выступила старший воспитатель Надежда Николаевна Просяникова. Свою лепту внесли многие сотрудники. Надо было подобрать интересные загадки, стишки, игры, подготовить песни и танцы, костюмы, декорации, продумывая всё до мелочей. Усилия не прошли даром - все остались довольны, получился настоящий праздник. И для детей, и для педагогов тоже.

***- Для меня самый главный показатель успешности мероприятия, - рассказала заведующая детсадом Светлана Васильевна Балабуха, - это реакция детей. Сегодня на празднике было очень много смеха, и дети не сидели, как солдатики, а активно участвовали в конкурсах, сценках. Я рада, что наш коллектив наращивает творческий и организаторский потенциал. Я вижу, как растет уровень мероприятий, как развиваются навыки, умения, способности детей. Дети учатся самостоятельности, творчеству, становятся более любознательными, внимательными, дружелюбными и т.д.

***- Дети тоже с удовольствием готовились к этому празднику, на регулярных музыкальных занятиях разучивали песни, танцы и стихотворения, - добавила Елена Викторовна Чернышёва. – А те, кто совсем недавно вернулись в садик после лета, быстро включались в репетиционный процесс, импровизируя под нашим руководством. К каждому ребенку очень важен индивидуальный подход, необходимо учитывать особенности его характера. У нас одна девочка очень хотела рассказать стихотворение на празднике, учила, готовилась, а в последний момент заволновалась и не пошла на сцену. Мы ее поддержали. Ничего ведь страшного в этом нет – в следующий раз, думаю, у нее все получится.

***К ребятам на праздник пришли Василиса Премудрая, Незнайка, Красная Шапочка, и Баба Яга. Обитательница избушки на курьих ножках вызвала у детей самую бурную реакцию, но не ту, которую можно представить, не побывав на празднике. Дети испытали смех и восторг! Даже малыши при виде старушки с метлой приговаривали: «У-у-у, Баба-Яга, смотри, она совсем нестрашная. Это хорошая Баба-Яга!» Роли героев сказок исполняли сами воспитатели. А со стороны могло показаться, что в садик пригласили профессиональных актеров – так хороша была игра.

***Для истории! Действующие лица. Баба-Яга - Оксана Михайловна Мырова. Василиса Премудрая - Кристина Васильевна Лихушина. Красная Шапочка - Алла Вадимовна Почуева. Незнайка - Елена Юрьевна Кучерова.

***Самое время немного рассказать о сценарии. Василиса Премудрая предложила всем ребятам отправиться в путешествие в волшебный сад. Растет в этом саду волшебное дерево. На нём один раз в год вырастают опять-таки волшебные сладости  - Конфеты Знаний. Те, кто съест эти замечательные конфеты, становятся любознательными, находчивыми, умными, внимательными. Все дети с удовольствием согласились найти и съесть такие чудо-конфетки. Но на пути к дереву ребят ждали не самые простые приключения - много конкурсов, загадок и веселых игр. От желающих во всём этом поучаствовать не было отбоя. Между собой дети делились впечатлениями: «Так весело, иди тоже поиграй!». После каждого испытания деткам вручался ключик от замка, который еще больше приближал всех к заветной цели.

***Например, Баба-Яга предложила мальчикам и девочкам превратиться с помощью обруча ... в паучков. «Паучки» с удовольствием бегали за ней по площадке. Именно Бабуля-Ягуля вручила дошкольникам последний ключ от замка, и детской радости не было предела: «Ура, это последний! Мы победили!». Ну, а про то, с каким удовольствием дети съели заветные конфеты, и говорить долго незачем.

***Светлана Васильевна Балабуха поведала нам, корреспондентам то, что было скрыто за «кулисами» праздника:

***- Помимо всего другого мы решили проверить уровень воспитания детей, понаблюдать, куда на площадке ребята денут фантики от конфет. Результат очень порадовал - все обертки оказались в руках воспитателей. Кроме одной. Одинокий фантик был обнаружен под лавочкой. Его, кстати, нашел мальчик из старшей группы и принес педагогам.

***- Как вы сами убедились, День знаний в «Ивушке» провели практически образцово, - прокомментировала специально для «Новороссийских известий» заместитель начальника управления образования администрации нашего муниципалитета Евгения Дрюмя. - Реплики героев, поздравления, выступления, конкурсы, игры удачно чередовались. Всё прошло динамично и увлекательно. Удачно были выбраны образы главных героев, и воплотили их тоже так, что дети были довольны с начала и до конца. И сама задумка с «конфетами знаний» очень хороша. Дети очень любят получать подарки, особенно в такой знаменательный для них день. А когда подарок – со смыслом, стимулирует тянуться к знаниям, развиваться, это вдвойне здорово.

Текст и фото: Елена ЕГОРОВА.

 

 

   

Счастье в воздухе не вьётся, а в подарок достаётся

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Пресс-служба УВД по г.Новороссийску 13.09.2010 19:57

УВД по г.Новороссийску и  члены Общественного Совета при УВД устроили  праздник для детей.

***По инициативе начальника УВД по г.Новороссийску полковника милиции Владимира Александровича Черноситова и члена Общественного совета при городском УВД Александра Вадимовича Насырова теплым сентябрьским днем состоялась очередная встреча сотрудников гарнизона новороссийской милиции и воспитанников подшефного коррекционного детского дома.
***В этот раз ребята со своими друзьями-милиционерами отправились в кафе, где их уже ждало вкусное угощение: настоящий, приготовленный по традиционным узбекским рецептам, плов, манты, восточные сладости, фрукты. После обеда веселый клоун устроил праздничное представление с участием детей, по завершении которого каждый малыш получил свой подарок. 20 пар детских глаз заворожено следили за необыкновенными фокусами их смешного гостя, громко, в один голос отгадывали все загадки, с задором подпевали знакомые песни. Каждый смущался, но при этом ждал, что именно к нему подойдет клоун, возьмет его за руку и с ним потанцует!
***Их много — общительных и скромных, веселых и задумчивых, послушных и не очень — детей, которые вместе потому, что у них нет мамы… Когда они играют, то совершенно похожи на обычную детвору. Когда эмоции утихают, в глазах проглядывает тоска. Детям в детских домах прежде всего не хватает простого человеческого участия, вовремя сказанного слова поддержки или вовремя данного совета!
***Уезжали ребята совершенно счастливые, ловили воздушные шары, то и дело улетающие под порывами ветра, обещали ждать в гости. А ведь это очень важно, когда кого-то ждёшь, а этот кто-то непременно вернётся. И еще одна детская душа хоть на миг наполнится теплом и счастьем!


   

НАШ ЭКСКЛЮЗИВ. КОГДА НОВОРОССИЙСК В СЕРДЦЕ... Главный редактор "НОВОРОССИЙСКИХ ИЗВЕСТИЙ" ВЛАДИМИР ДАРКИН беседует с КОНСТАНТИНОМ ПОДЫМОЙ

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Владимир ДАРКИН 10.09.2010 19:41

"НОВОРОССИЙСКИЕ ИЗВЕСТИЯ" уже сообщали о том, что наш именитый земляк Константин ПОДЫМА выпустил новую книгу - повесть "Будь спокоен, Марат!" Она вышла накануне славных дат в истории нашего города-героя. Сегодня мы публикуем наше эксклюзивное, взятое по Интернету интервью с Константином ПОДЫМОЙ - писателем, поэтом, основателем «Шхуны ровесников», автором операции "Бескозырка" и тысяч других добрых дел.

В.Д. Константин Иванович, ваша новая книга - о Камчатке. Край, действительно, богатый, щедрый, но такой далёкий от Кубани. Почему именно Камчатка? Чем привлекла она вас?

К.П. Да, до Камчатки, как поётся в песне Александры Пахмутовой, "только самолётом можно долететь". Но он очень близок нам. Там живёт немало кубанцев. Я встречал там не одного новороссийца, приморско-ахтарца. Кстати, моя родня из Ахтарей, с царских ещё времён, с прадеда - специалисты по чёрной икре. Среди неё были и технологи, и переработчики, и даже Генеральный директор Озерновского рыбного комбината... Родня почти вся перебралась туда...

В.Д. С чёрной икры - на красную?

К.П. Если хотите... Шутка, конечно.

В.Д. Вы, конечно, побывали на Камчатке...

К.П. Впервые оказался на полуострове, когда писал диплом в Институте кинематографии. Вспомнились рассказы родных... Даже сочинил отрывок из будущего сценария. Всё оказалось иначе, гораздо реальнее, даже фантастичнее. Два месяца я летал, плыл, ходил по Камчатке. Но подготовился основательно. Предварительно запасся "ксивами" от разных газет и журналов. Особенно помог Валя Юмашев, в "Комсомолке". Он был тогда капитаном "Алого паруса"... ("АП" - страничка для юношества в "Комсомольской правде", старший брат новороссийской "Шхуны ровесников". - В.Д.). Остальные "ксивы" не понадобились, хватило бумаги от "Комсомолки". С нею меня пропускали в заповедники. Помогли достать вертолёт... Жил неделю в легендарной Долине гейзеров. Сказочное чудо природы! Таких групп кипящих фонтанов только четыре на планете... Две недели пробыл на Командорских островах...

В.Д. И, как я понимаю, эти впечатления легли в основу Вашего диплома, а теперь и книги?

К.П. Да, диплом этот превратился затем в сценарий, за который я позднее был удостоен премии на Всесоюзном конкурсе на лучший сценарий художественного фильма для детей... Фильм, по ряду обстоятельств, не состоялся. Сложна жизнь кинематографиста... Зато теперь с радостью, и с каким-то трепетом я работал над этой книгой...

В.Д. Читая повесть, написанную от имени подростка, нельзя отказаться от мысли, что ты незримо присутствуешь на родной земле, хотя и бродишь вместе с пытливым пареньком Игорьком Сакуровым по далёкому и заповедному краю... Удивительно, но именем Новороссийска там пропитано всё...

К.П. Я хотел показать ростки характера, рождающиеся в юном человеке. То, что особо присуще новороссийцам. Чувство долга. Истинный, не показной патриотизм. Гордость за нашу историю. Любовь к морю... Разве это не черты "новороссийского характера"?

В.Д. Согласен с вами. Я сам - родом из Воронежа. Но горячо полюбил Новороссийск.

К.П. Его нельзя не полюбить. Город - в нашем сердце. И это не высокие слова. Где бы мы ни жили, куда бы не забрасывала судьба... Порой, выходя в Москве на улицу - в ненастный ветренный день, ощущаешь необыкновенное счастье: пахнуло норд-остом!

В.Д. Чувствуется, Константин Иванович, что вы пишете стихи... Я, перелистывая вашу книгу, не раз удивлялся поэтичности слога, лирическим отступлениям...

К.П. Когда пишешь для детей, немыслимы "цветистость", "заумность", если хотите... Всё должно звучать просто, как напевная мелодия...

В.Д. Возвратимся к повести. У вас там множество персонажей...

К.П. Практически все - реальные люди, с которыми мне довелось встретиться в Новороссийске, Краснодаре, Славянске-на Кубани, на Камчатке. Академик, всемирно известный офтальмолог Святослав Николаевич Фёдоров... Семьи Самитовских, Иванченко, Голубковых, Саша Тепляков, Андрей Галета, Витя Головатов, знаменитый пианист Валерий Кравченко. Это всё камчадалы. У кого-то изменил фамилии... Вспомнил и новороссийских учителей - из 62-й, 18-й, 20-й школ - Виктора Леонтьевича Гридневского, Клавдию Прокофьевну Кочубей, Викторию Семёновну Коняшину... Замечательные, талантливые люди! Галину Борисовну Коваленко, блестящую тележурналистку, так любящую нашу "Шхуну". Вспомнил неутомимого "шхунатика", бессменного нашего художника Галю Цицилину-Яровую, которую хорошо помнят в Славянске-на Кубани... В повести она - тетя Игоря Сакурова, славянская "Матушка Тереза"...

В.Д. А адмирал Сергеев? Мощно, выпукло показан этот незаурядный моряк...

К.П. Прообраз его - потрясающий человек - Георгий Никитич Холостяков, Герой Советского Союза, вице-адмирал. Истинный герой. Руководитель высадки десанта Цезаря Куникова. Один из руководителей Новороссийской десантной операции в сентябре 1943-го года. В годовщину разгрома врага у стен Новороссийска нельзя не вспомнить сейчас о Георгии Никитиче. Вот кто по праву в ближайшие годы должен стать Почётным гражданином Новороссийска, настолько велики его заслуги перед нашим городом!

В.Д. Есть у вас в повести и такой персонаж - Владимир Ильич Самитовский. Директор школы, где учится главный герой. Замечательная, знаковая фигура... Это что, собирательный образ?

К.П. Как сказать... Я горжусь, что знаком с подобными людьми - им, деятельным, энергичным, всё по плечу. За что бы ни взялись - выполнят. Владимир Ильич превратил в книге свою школу в оазис чистоты и порядка. Дай ему в руки город - и он превратит его в оазис красоты. Истинный хозяин, которых так не хватает в России... Их, подчас, не понимают. Им иногда мешают. Их ошибки "выпячивают". А они хладнокровно и честно делают своё дело. Простите вновь за "высокий штиль", но в руках таких людей, как Владимир Ильич, - будущее России.

В.Д. О "высоком штиле"... Процитируйте, пожалуйста, одну фразу из книги.

К.П. Одну? Пожалуйста... "... ЕСЛИ САМ НЕ ИДЁШЬ НАВСТРЕЧУ ИНТЕРЕСНОМУ, ЗАГАДОЧНОМУ, ЕСЛИ НЕ МЕЧТАЕШЬ О НЁМ, НЕ ПРИБЛИЖАЕШЬ ЕГО - ОНО, САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ, ТОЧНО, ОБОЙДЁТ ТЕБЯ. ТОЛЬКО ТАК!"

В.Д. Спасибо, Константин Иванович, за это обширное интервью. "НОВОРОССИЙСКИЕ ИЗВЕСТИЯ" и ПОРТАЛ НОВОДАР поздравляют вас с Днём города...

К.П. Благодарю. И я - от всей души, искренне поздравляю всех новороссийцев с этим праздником! С Днём города-героя, дорогие друзья!

Подборка фотографий Камчатки: Константин Подыма. Фото Валерия Кравченко, Алексея Жиркова, Александра Лициса (шутка с Камчатки о сивучах) и с "безымянных полей" Интернета.

Внимание! Воспользовавшись левой кнопкой мыши, вы сможете увеличить любую картинку в этом интервью в полтора раза.

   

Выучив таблицу умножения, не забудь про правила движения!

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Пресс-служба УВД по г.Новороссийску

В школе № 27 (с.Мысхако) прошел урок, посвященный правилам дорожного движения

***С приходом 1 сентября школьники запаслись ручками, тетрадками и сели за парты. Многим ребятам начальных классов придется самостоятельно преодолевать путь от школы домой, а зачастую на этом пути встречаются автомобильные трассы, перекрестки и пешеходные переходы.

***В рамках работы Общественного совета при УВД по г.Новороссийску заместителем председателя Совета директором центральной библиотечной системы нашего города И.А. Перевозовой, сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних УВД совместно с инспекторами ГИБДД в школах города проведены  уроки по правилам дорожного движения.
***8 сентября сотрудники милиции направились к ребятам вторых классов школы № 27 села Мысхако. Поселковая библиотека с радостью распахнула двери для таких нужных и важных занятий. Едва завидев людей в милицейской форме, детишки бросились занимать места и приготовились к увлекательной беседе.
***Стражи порядка в доступной для мальчишек и девчонок форме рассказали о правилах дорожного движения, безопасном поведении вблизи с проезжей частью, а так же напомнили о краевом законе, касающемся профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Перекрикивая друг друга, ребята хором отвечали на вопросы сотрудников милиции, в каких местах надо переходить дорогу и на какой сигнал светофора. Некоторые мальчишки совместно с инспектором ГИБДД попробовали себя в роли регулировщика. В конце встречи  милиционеры провели занимательную викторину.
***Такие полезные встречи проводятся регулярно. Знания, которые детям передали сотрудники милиции,  помогут им вырасти здоровыми,  развитыми и законопослушными людьми.

   

А мы для вас споём и спляшем. А еще стихи расскажем...

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Текст и фото: Елена ЕГОРОВА

Детский сад в гостях у школы

***На линейке в тридцать второй школе, посвященной Дню знаний, побывали не только школьники, но и ребятишки, которые пока ходят в детский сад. И не только побывали, но и выступили с концертными номерами. Две подготовительные группы из детского сада № 85 «Березка» приходят в расположенную по соседству школу и 1 сентября, и на праздник последнего звонка. Это стало устоявшейся традицией.
***Свидетельствуем: выступления малышей очень понравились и школьникам, и взрослым. «Подготовишки» прочли стихотворения с наставлениями тем, кто пришел в школу «первый раз в первый класс». И показали веселый танцевальный номер под популярную мелодию. Артистичность и непринужденность детей вызвали улыбки и восхищение зрителей. Провожали маленьких гостей бурными аплодисментами.
***Сами ребята с удовольствием принимают участие в таких выступлениях и между собой хвалятся. «А меня по телевизору покажут, потому что я хорошо танцую!» «А я зато стихи громко рассказываю!»
***- В следующем году 1 сентября наши дети придут в уже знакомую им школу в качестве первоклассников, - рассказала заведующая детсадом № 85 «Березка» Людмила Емельянова. – Наверное, вы заметили, как внимательно ребята слушали комментарии воспитателя по ходу школьной линейки. Подготовка к школе является важным этапом в жизни ребенка, от которого зависит его психологическая готовность посещать школу, социальная адаптация, уровень знаний и навыков, которые облегчат ему учебу в первом классе. Так что посещение школы с концертом – это не только источник всеобщей радости, но и дело, полезное во всех отношениях.
***- Людмила Александровна, наверное, к месту будет хотя бы еще немного рассказать о подготовке к школе у вас в детском саду.
***- Каждый ребенок у нас получает основные навыки самообслуживания, учится общаться со сверстниками, привыкает к дисциплине. Программа обучения в детском саду развивает в детях внимание, любознательность, усидчивость, трудолюбие, – все те качества, которые позволят ребенку успешно учиться в школе. Немало внимания уделяется физическому и нравственному развитию, эстетическому восприятию мира. Также дошкольник учится логически мыслить, читать, считать, правильно держать карандаш или ручку, управляться с клеем, ножницами и другими предметами.
***- А по каким критериям можно оценить качественную подготовку к школе?
***- Вопреки расхожему мнению она определяется не количеством знаний, которыми ребенок обладает, а уровнем его развития, способностью воспринимать и структурировать информацию, умением концентрироваться, управлять собой, работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Текст и фото: Елена ЕГОРОВА

   

Страница 4 из 6