Новороссийский народный фронт

Об основных направлениях развития образования на современном этапе. Доклад Татьяны Митиной на "круглом столе" Общественной палаты МО город-герой Новороссийск

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Докладчик: Татьяна Борисовна Митина, председатель совета директоров учреждений СПО Новороссийского образовательного округа.

*** Стратегическая цель государственной политики в области образования до 2020 года - повышение доступности качественного образования, соответствующего  требованиям инновационного  развития экономики современным потребностям общества и каждого гражданина.

*** Приоритетные задачи развития образования как базового элемента долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года:

обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;

формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях;

модернизация институтов образования как инструментов социального развития;

создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

*** К 2010 году должны произойти следующие ключевые общесистемные изменения:

*** 1) В системе образования будет действовать новый организационно-экономический механизм, в рамках которого:

введены налоговые стимулы финансирования получения образования физическими и юридическими лицами;

значительная часть учреждений образования переведена в статус автономных с финансовым обеспечением выполнения задания в размере, не меньшем, чем для бюджетных учреждении, выполняющих аналогичные по виду и объему задания;

образовательные учреждения всех уровней образования финансируются на основе нормативно-подушевого принципа;

коммерциализация образования;

действует гибкая система формирования заработной платы преподавателей, выводящая ее на уровень, сопоставимый с уровнем зарплаты в экономике, и стимулирующая качество работы;

действует несколько программ поддержки академической мобильности, совместных исследований университетов и бизнеса, инновационных образовательных программ;

развивается конкуренция образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.

***2) Изменения коснутся принципов управления в системе образования:

общественность участвует в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровнях (наблюдательные, попечительские и управляющие советы);

учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности, в т.ч. путем размещения на собственном сайте в сети Интернет об образовательных программах и оценке их реализации, персональном составе преподавателей и их квалификации, бюджете учреждения, материально-технической базе, включая наличие библиотек, клубов, общежитий, спортивных сооружений, столовых;

по мере установления "эффективного контракта" с преподавателями возрастет роль профессионального (академического) самоуправления, сообщество преподавателей и научных сотрудников будет одним из главных участников принятия решений и контроля качества в системе образования как на уровне педагогических коллективов и ученых советов, так и в виде воссозданных предметных профессиональных ассоциаций.

*** 3) Российская система образования будет интенсивнее взаимодействовать с мировой: регулярное участие в международных сопоставительных исследованиях, анализ и активное использование лучших мировых разработок в области технологий и содержания образования, увеличение импорта и экспорта образовательных услуг, привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из-за рубежа, деятельность российских преподавателей и ученых в университетах-партнерах за рубежом.

***4) На всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования гражданам будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего в форме общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе российских разработок и локализации лучших мировых образовательных ресурсов. Содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Это позволит резко увеличить возможности выбора образовательных ресурсов, обеспечить подлинную вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования. Одновременно это приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли преподавателя, расширению его профессиональной деятельности, возможности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся.

***5) К 2015 году все образовательные учреждения будут обеспечены компьютерным, сетевым, мультимедийным оборудованием, программным обеспечением, необходимыми для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. При этом образовательные учреждения будут иметь выход в Интернет, имеющий качественные характеристики, отвечающие современным требованиям. Таким образом, будет осуществлен переход от внедрения к постоянному обновлению ИКТ с обеспечением использования инфраструктуры.

***Обновление используемых в образовательном процессе ИКТ позволит обеспечить реальную вариативность образования на всех уровнях образовательной системы. Одновременно это приведет к необходимости постоянного обновления педагогического профессионализма преподавателя, его роли в организации и повышении эффективности самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Данная задача будет решена уже в среднесрочной перспективе.

***Особую роль развитие ИКТ сыграет в плане доступности качественного образования для обучающихся с особыми нуждами. Соответствующая система сервисов, образовательных ресурсов будет создаваться в т.ч. исходя из потребностей широкого круга лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и прочих граждан, нуждающихся в специальной образовательной поддержке.

***6. В 2010-2020 гг. в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников. В то же время повышение заработной платы за счет селективных мотивационных инструментов и нарастающее давление на недостаточно квалифицированных работников со стороны потребителей и профессионального сообщества приведут к обновлению кадрового корпуса. Данные механизмы кадрового обновления предстоит увязать с общими тенденциями модернизации пенсионной системы и системы переподготовки и повышения квалификации кадров.