СМЕРТЕЛЬНЫЙ ПОВОРОТ СУДЬБЫ. О трагедии с теплоходом "Адмирал Нахимов" вновь вспомнили в Новороссийске и почтили память жертв

Автор: Текст: пресс-служба администрации МО город-герой Новороссийск, admiral-nakhimov.net.ru, фото: пресс-служба администрации МО город-герой Новороссийск, admiral-nakhimov.net (картинка отмечена *) 31.08.2015 22:28

Печать

***Ежегодная акция "Рейс памяти и скорби" прошла в районе посёлка Кабардинки 31 августа 2015 года. В этот день 29 лет назад в СССР произошла страшная трагедия: затонул пассажирский теплоход "Адмирал Нахимов". В акции-2015 приняли участие заместитель главы администрации города Новороссийска, управляющий делами Александр Павлов и начальник отдела поиска и спасания людей и судов Службы капитана Морского порта ФГБУ "Администрация морских портов Чёрного моря" Сергей Сливин. На воду в память о погибших спустили венки и цветы.

***По просьбе семьи Мартыниных, наших читателей из Армавира публикуем сегодня:

Заключение экспертной подкомиссии

при правительственной комиссии по расследованию причин и обстоятельств столкновения т/х "Пётр Васёв" с п/х "Адмирал Нахимов" Черноморского морского пароходства и кораблекрушения п/х "Адмирал Нахимов" на подходе к Новороссийску в широте 44о 36,15' сев.  долготе 37о 52,35' вост. в 23 час. 12 мин. 31 августа 1986 года

от 4 сентября 1986 года

***Экспертная подкомиссия при правительственной комиссии под руководством председателя В/О "Мореплавания" Минморфлота т. Майнагашева Б.С. рассмотрела представленные документы т/х "Пётр Васёв", опросила 11 членов экипажа п/х "Адмирал Нахимов" и т/х "Пётр Васёв" (оба судна Черноморского пароходства), в том числе обоих капитанов, а также лоцмана ПРДС порта Новороссийск по случаю столкновения этих судов 31 августа 1986 года в 23 час. 12 мин. на подходе к месту встречи лоцманов порта Новороссийск в координатах: широте 44о 36,15' сев., долготе 37о 52,35' вост., приведшее к кораблекрушению п/х "Адмирал Нахимов" и гибели большого числа его пассажиров и экипажа и установила следующее:

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ

***Пассажирский пароход "Адмирал Нахимов", построенный в 1925 году в Германии, капитально отремонтирован в 1957 году на судоверфи в ГДР, прошел последний плановый ремонт в 1985 году и доковый ремонт с сопутствующими работами в январе-апреле в 1986 году в порту Варна, НРБ. По состоянию на 31 августа 1986 года судно имело класс Регистра СССР и документы на годность плавания сроком до 30 ноября 1986 года. После завершения эксплуатации в IV квартале 1986 года в связи с моральным и возрастным износом планировался его вывод из строя транспортного флота ЧМП и списания с баланса пароходства.

Технические данные п/х "Адмирал Нахимов"

1. Длина наибольная, м - 174, 3
2. Ширина, м - 21,02
3. Высота борта, м - 11,81
4. Осадка, м - 9,0
5. Тоннаж, БРТ, рег.т - 17053
6. Дедвейт, т - 7810
7. Мощность ГДВ, л/с - 2 х 4410
8. Скорость, уз. - 16,0
9. Пассажировместимость, человек - 1096

***31 августа 1986 года в 22.00 п/х "Адмирал Нахимов", под командованием капитана дальнего плавания Маркова Вадима Георгиевича, будучи подготовленным во всех отношениях к предстоящему плаванию, отошел от причала N34 п. Новороссийск назначением на порт Сочи.
***На борту находилось 884 пассажира, 346 членов экипажа и 4 члена семьи, всего 1234 человека.
***Экипаж укомплектован в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, технические средства судовождения - в рабочем состоянии.
***Судно отошло от причала и развернулось в акватории порта на выход с помощью машины и двух буксиров. В 22.30 п/х "Адмирал Нахимов" прошел ворота порта и лег на Новороссийские створы (154,2о). Дальнейшее плавание до выхода из зоны регулируемого движения орта Новороссийск осуществлялось под проводкой берегового поста регулирования движения судов (ПРДС).
***На мостике находились капитан Марков В.Г., вахтенный второй помощник капитана Чудновский А.Р., рулевой - матрос I класса Смирнов Е.А. и впередсмотрящий-матрос II класса Вышаренко Ю.А.

***В 22.20 ПРДС передал на п/х "Адмирал Нахимов" информацию о состоявшемся контакте по радиотелефону с подходящим к порту Новороссийск т/х "Петр Васев" и договоренности с ним пропустить п/х "Адмирал Нахимов".

***В 22.47 после прохода траверза зеленого буя N1 Пенайской банки легли на курс 160о с целью войти в систему разделения движения. Примерно через 3 минуты капитан Марков В.Г., проинструктировав вахтенного помощника, передал ему управление судном и ушел с мостика в радиорубку, затем в свою каюту, где по его словам, умывшись за рабочим столом читал книгу

***После ухода капитана вахтенный помощник Чудновский А.Р. связался с т/х "Петр Васев" по радиостанции УКВ, проинформировал о своем курсе 160 и получил от него подтверждение о согласии уступить дорогу п/х Адмирал Нахимов".

***В 22.50 судно вышло из акватории порта Новороссийск.

***В 23.00 п/х "Адмирал Нахимов" прошел точку встречи лоцманов и около 23.05 вышел из зоны радиолокационной проводки ПРДС.

***В 23.05 п/х "Адмирал Нахимов" вызвал т/х "Петр Васев" по радиостанции УКВ, повторил просьбу - уступить ему дорогу, на что последовал положительный ответ.

***Вскоре (около 23.06) вахтенный второй помощник капитана Чудновский А.Р., обнаружив опасно приближающееся судно, поставил на руль матроса 1 кл. Смирнова Е.А. и дважды менял курс по 5о влево, еще просил по УКВ радиостанции т/х "Петр Васев" замедлить движение или застопорить ход, затем (около 23.09) дал команду лечь на 140 градусов и крикнул по радиотелефону: "Работать немедленно назад!", в 23.11 дал команду "лево на борт". Рулевой только успел исполнить команду, как произошел удар.

***В 23.12 произошло столкновение в точке с координатами... в расстоянии от берегов мыса Дооб 2,2 мили.

***Балкер "Пётр Васёв" Черноморского морского пароходства, построенный в Японии в 1981 году под наблюдением Английского ЛЛОЙДА, имел класс Регистра СССР и документы на годность к плаванию до ноября 1986 года, оборудованный современными средствами спутниковой навигации, системой радиолокационной автоматической прокладки (САРП) и другими современными техническими средствами судовождения, удовлетворяющий всем требованиям Международных Конвенций и Соглашений, ратифицированных СССР, укомплектованный квалифицированным экипажем, следовал из Канады в порт Новороссийск с грузом ячменя 28638 т. под командованием капитана дальнего плавания Ткаченко Виктора Ивановича.

***Технические данные т/х "Петр Васев":

1. Длина наибольшая, м - 183,5
2. Ширина, м - 26,65
3. Высота борта, м - 15,05
4. Осадка в грузу, м - 10,75
5. Тоннаж БРТ, рег.т - 18604,51
6. Дедвейт, т - 32442
7. Мощность ГДВ, л.с. - 11400
8. Скорость, уз - 14,5

***Т/х "Петр Васев" по графику работы флота должен был прибыть в порт Новороссийск 1 сентября с.г.

***31 августа 1986 года с 20.00 на судоводительскую вахту заступил 3-й помощник капитана Зубюк Петр Александрович и матрос I класса Павлюк В.М.

***В 21.45 главный двигатель перевели в маневренный режим; обороты винта 120 об/мин, скоростью 11,5 узла.

***В 22.04 вошли в систему разделения движения, следуя курсом 58о.

***В 22.47 легли на курс 36о в точке - 44о 32,5' сев. широты, 37о 48,9' вост. долготы. По радиотелефону связались с ПРДС порта Новороссийск и получили информацию о п/х "Адмирал Нахимов", который прошел буи Пенайской банки, его курсе 160о и о просьбе пропустить его.

***В это время на мостик поднялся капитан, которому была доложена обстановка и просьба. Капитан согласился и дал подтверждение п/х "Адмирал Нахимов".

***Капитан Ткаченко В.И. встал к САРПу и начал работу с ним с целью оценки ситуации расхождения с п/х "Адмирал Нахимов". В это время дистанция между судами составляла 7,2 мили.

***Сосредоточив свое внимание на работе с САРПом, капитан Ткаченко полностью отключился от визуального контроля развивающейся обстановки, не предпринимал никаких мер, чтобы уступить дорогу п/х "Адмирал Нахимов" заблаговременно.

***Вахтенный помощник Зубюк П.А. производил определение места судна и визуальное наблюдение за обстановкой, вел радиотелефонные переговоры с п/х "Адмирал Нахимов" и несколько раз напоминал капитану о режиме работы главного двигателя, готового к маневрам, давая понять, что можно уменьшить скорость движения, чтобы п/х "Адмирал Нахимов" прошел впереди по курсу на безопасном расстоянии.

***Однако, продолжая работать только с САРПом, капитан не обращал внимания на информацию вахтенного помощника, не менял скорости и курса. Судно следовало курсом 36о полным ходом со скоростью 11,5 узлов на опасное сближение с п/х "Адмирал Нахимов".

***В 23.05 капитан Ткаченко В.И. после очередного обращения с п/х "Адмирал Нахимов" уступить дорогу, наконец дал команду уменьшить ход до среднего, а затем в 23.07 до малого и в 23.07,5 дал команду "стоп-машина". Дистанция между судами в это время была 11 кабельтовых, скорость практически не изменилась.

***В 23.10 дал команду "средний" и сразу - "полный назад", сопроводив его звуковым сигналом - 3 коротких гудка. Около 23.11 положили руль право на борт, однако судно вправо не пошло.

***В 23.12 произошло столкновение судов под углом, близким к прямому (ок. 110о), скорость - около 5 узлов, руль право на борту.

***Удар был нанесен в правый борт п/х "Адмирал Нахимов" в районе 90-110 шпангоутов верхней частью форштевня т/х "Петр Васев" выше ватерлинии и бульбом ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторное и машинное отделения.

***Корпус (бульб) т/х "Петр Васев" вошел в корпус п/х "Адмирал Нахимов" при курсе судна около 33о и примерно через 2 минуты вышел из него при курсе судна 110о, т.е. бульб развернулся в корпусе п/х "Адмирал Нахимов" на 77о и, возможно, при этом имел еще движение вдоль его корпуса. Таким образом, по экспертной оценке, на основании расшифровки курсограммы, размер пробоины составляет около 80-90 м2.

***Указанный разворот т/х "Петр Васев" происходил под действием поступательного движения п/х "Адмирал Нахимов".

***Т/х "Петр Васев" в результате столкновения получил повреждения в верхней части форштевня, смяв его на 2-2,5 метра, и пробоину бульба, с затоплением форпика. Подмочки груза не произошло.

***Из-за значительной пробоины на п/х "Адмирал Нахимов" оба отделения были затоплены в течение нескольких секунд, и судно обесточилось. После расцепления судов п/х "Адмирал Нахимов" из-за поступающих огромных масс забортной воды начал резко крениться на правый борт. Через 7-8 минут п/х "Адмирал Нахимов", имея крен свыше 60о, затонул в координатах 44о 35,95' сев. широты, 37о 52,9' вост. долготы на глубине 47 метров.

ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ

после столкновения и кораблекрушения

***В момент удара капитан п/х "Адмирал Нахимов" выбежал на мостик и объявил шлюпочную тревогу. Из-за затопления дизель-генераторов и обесточивания, тревога объявлялась голосом. Аварийный дизель-генератор включился, но через несколько секунд тоже выключился. Поэтому также не был подан сигнал SOS.

***Из-за быстро увеличивающегося крена, с правого борта удалось спустить только 8 (из 24) спасательных плотов, а с левого борта  смогли спустить одну спасательную шлюпку и все имеемые надувные плоты. Пассажиры с возрастанием крена и погружением судна с помощью экипажа и самостоятельно прыгали в воду.

***Капитан с рулевым и начальником радиостанции оставались на мостике до тех пор пока не оказались вместе с погружающимся судном под водой, а затем выброшенными на поверхность.

***Капитан т/х "Пётр Васёв" Ткаченко В.И. после столкновения в 23.15 сообщил по УКВ в эфир, что он столкнулся с п/х "Адмирал Нахимов".

***В 23.25 портнадзором дано указание всем судам, стоящим на рейде, спускать плавстредства на воду и следовать в район аварии для оказания помощи.

***В 23.30 сообщено в АСПТР.

***В 23.33 оповещен с целью оказания помощи оперативный дежурный пограничных кораблей.

***В дальнейшем в кратчайший срок были направлены все имеющиеся в Новороссийском порту и п/п Геленджик суда в количестве 64 единиц разных ведомств и 18 летательных аппаратов.

***Кроме этого в спасении людей приняли участие 11 гребных шлюпок, управляемых курсантами НВИМУ.

***Первым в спасение включился т/х "Пётр Васёв", спустив две спасательные шлюпки и подобрав с воды около 70 человек, из которых 37 были подняты на борт своего судна, а остальные переданы на другие суда.

***При этом отмечается, что в периоды 23.25 - 23.26 и 23.35 - 23.40 т/х "Петр Васев" работал машиной передним малым ходом и передвигался в районе плавающих в воде людей и плотов.

КВАЛИФИКАЦИЯ КАПИТАНОВ И СУДОВОДИТЕЛЬСКОГО СОСТАВА СУДОВ,

НАХОДИВШЕГОСЯ НА ВАХТЕ

***1. П/х "Адмирал Нахимов".

- Капитан Марков Вадим Георгиевич, 1930 года рождения, член КПСС с 1958 г., образование - ОВИМУ-1954 г., инженер-судоводитель, начал работать в должности капитана в 1959 г., на п/х "Адмирал Нахимов" - с 10 октября 1984 года.

- Второй помощник капитана Чудновский Александр Рувинович, 1930 г.р., член КПСС с 1960 г., образование - Черноморское Высшее Военно-морское училище им. П.С. Нахимова - 1953 г., начал работать в должности 2-го помощника капитана в 1962 г., на п/х "Адмирал Нахимов" - с августа 1980 г.

***2. Т/х "Петр Васёв".

- Капитан Ткаченко Виктор Иванович, 1942 г.р., член КПСС с 1968 г., образование - Одесское мореходное училище - 1966 г, ОВИМУ - 1985 г., инженер-судоводитель, начал работать в должности капитана в апреле 1982 г., на т/х "Пётр Васёв" - с июля 1985 г.

- Третий помощник капитана Зубюк Петр Александрович, 1959 г.р., образование - Одесское мореходное училище - 1979 г., заочник 5 курса ОИИМФа, начал работать в должности 3-го помощника капитана с октября 1983 г., на т/х "Петр Васев" - с 28 мая 1986 г.

УБЫТКИ

***1. Остаточная стоимость п/х "Адмирал Нахимов" полностью амортизирована.

***2. Технические убытки по восстановлению т/х "Петр Васев" будут установлены по результатам дефектации и калькуляции работ.

***Прочие убытки, связанные с кораблекрушением, будут определены по окончании аварийно-спасательных работ.

КЛАССИФИКАЦИЯ

***На основании "Положения о порядке расследования аварий морских судов", утвержденного приказом ММФ № 43 от 12 февраля 1957 года пункт 4 раздела II данный случай классифицируется кораблекрушением.

ВЫВОДЫ

***Экспертная комиссия, рассмотрев материалы, представленные капитаном т/х "Петр Васев" и опроса капитанов, членов экипажа обоих судов, пришла к следующим выводам по причинам столкновения и виновным лицам:

1. Техническое состояние и мореходные качества судов, оснащение их средствами судовождения, укомплектованность экипажа и квалификация командного состава позволяли осуществлять безаварийное плавание в любых навигационных суловиях.

2. Судоводители обоих судов допустили грубые нарушения  требований нормативных документов, регламентирующих безопасность мореплавания, так как не предприняли своевременных и эффективных действий по предотвращению чрезмерного сближения судов, создали аварийную ситуацию, не выолнили маневра последнего момента, что привело к столкновению и кораблекрушению парохода "Адмирал Нахимов" с гибелью большого числа людей.

3. Капитан т/х "Петр Васев" Ткаченко В.И. допустил чрезмерно опасное сближение судов, пренебрег данными визуальных наблюдений вахты на мостике и обращения к нему вахтенного помощника п/х "Адмирал Нахимов", не выполнил своих заверений уступить дорогу, упустил время для осуществления маневра по безопасному расхождению судов, проявил неоправданную самонадеянность и халатность в управлении судном.

4. Капитан п/х "Адмирал Нахимов" Марков В.Г. в условиях сближения с другим судном, не согласовав лично с капитаном т/х "Петр Васев" порядок расхождения, преждевременно покинул мостик. Не проконтролировал действия вахтенного помощника при сближении и расхождении судов. Проявил самоуспокоенность и безразличие к событиям на мостике.

5. Вахтенный второй помощник капитана п/х "Адмирал Нахимов" Чудновский А.Р. не докладывал капитану о развивающейся опасной ситуации, упустил время безопасного расхождения с т/х "Петр Васев" и неправильно маневрировал в последний момент перед столкновением.

6. Лицами, виновными в кораблекрушении являются:

6.1. Капитан теплохода "Петр Васев" Ткаченко В.И. нарушил Устав службы на судах ММФ (статьи 60, 63(03), 94); Международные правила предупреждения столкновения судов (правила 2, 5, 6(а) (III), 7(а), (с)), что привело к кораблекрушению с гибелью людей.

6.2. Капитан п/х "Адмирал Нахимов" Марков В.Г. нарушил Устав службы на судах ММФ (статьи 60, 63 (03), (05), 94); Наставление по организации штурманской службы на судах ММФ (пп 2.2.2; 5.4.4; Международные правила предупреждения столкновения судов (правила 2, 7(а)), что способствовало кораблекрушению и гибели большого числа людей.

6.3. Вахтенный помощник капитана п/х "Адмирал Нахимов" Чудновский А.Р. нарушил Устав службы на судах ММФ (статьи 90, 402, 408(07), 412); Правила предупреждения столкновения судов (правила 8(а), (в)); Наставление по организации штурманской службы на судах ММФ (п. 2.4.7), что привело к несвоевременному маневрированию для избежания столкновения.

Источник: тут.