Точка необратимости и бочка судьбы. Правда о жестокой смерти двух человек и доблестном спасении пятерых после аварии моторного катера в Цемесской бухте Новороссийска

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Как это было

***Краткое сообщение о трагедии. 20 июля 2013 года примерно в 22.30 в акватории Новороссийской бухты при возвращении в яхт-клуб «Русское море» моторный катер Р4721ФБ под управлением владельца Дмитрия Воробьева на высокой скорости столкнулся со швартовой бочкой. Эти надводные сооружения были установлены чуть раньше в тот же день на удалении 300-500 метров от причала Северный по инициативе служб военно-морской базы для празднования предстоящего Дня ВМФ.

***На борту судна находились 7 человек. В результате происшествия семья пассажиров, приехавших в Новороссийск из Омска, понесла страшные потери. Глава семьи потерял жену и сына. Остались в живых двое: он сам и дочь. В реанимационное отделение первой городской больницы города-героя были госпитализированы 5 человек. Один пассажир от госпитализации отказался. Агонизирующего сына скорая помощь доставила в больницу среди других, но он вскоре скончался. Смерть его матери бригада «скорой» зафиксировала почти сразу на берегу.

***Моторный катер от столкновения потерял плавучесть. Его отнесло в район Суджукской косы и прибило к берегу. Сейчас лодка, потерявшая при жестком ударе и бесконтрольном движении нос, вернулась на место стоянки в яхт-клуб.

***В материалах возбужденного по факту аварии уголовного дела содержатся свершившиеся факты и результаты проверок, экспертиз. Чаще всего это «сухие» строки, пусть даже и яркие по сути. Нам удалось пообщаться с теми, кто непосредственно принимал участие в спасении людей, пострадавших в морской аварии. И мы с подступившим к горлу ужасом поняли: то, что не погибли все остальные пассажиры Р4721ФБ и владелец катера, является чудом, за которым стоит «будничный» героизм спасателей. Слов «чудо» и «героизм» в уголовном кодексе России, понятно, нет.

1. Пункт назначения, или роль случая в непоправимом


***Когда читаешь о громких автомобильных авариях, нередко задумываешься вот о чем. ДТП всегда имеет первопричину: ошибку водителя – рискованный обгон, неосмотрительный поворот, превышение скорости или же, например, отказ техники, отвратительное состояние дороги. Тут, конечно, есть доля случайности, но не меньше и неизбежности, неотвратимости, расплаты. А вот в момент самой аварии роль случая вырастает почти до 100%. Последствия столкновения машин, падения с обрыва, «общения» с опорой электропередач предсказать невозможно. Иногда кто-то чудесно спасается, хотя машина всмятку. Порой, увы, погибают все. Не повезло, и точка. Как говорится, у смерти свои расчеты.

***Чем больше я общалась с тремя героями нашей публикации – Андреем и Еленой Ласуковыми, Вадимом Дядюрой, тем настойчивее, вновь и вновь возникала мысль: когда субботняя трагедия на море уже произошла, дальнейший ход событий мог пойти по самому печальному сценарию. Пятерым из семи находившихся на злополучном катере очень повезло!

***Но давайте обо всем по порядку. А сначала представим тех, кто помог судьбе сменить свирепость на благосклонность. Вадим Дядюра – управляющий яхт-клубом «Русское море». Клуб - место стоянки обоих катеров – того, что разбился, и того, что вышел спасать. Второй моторный катер, кстати, называется «Бэйлайнер Трофи» (в вольном переводе – бухтовый лайнер «Приз»), и в отличие от первого, заточенного на быстроходные прогулки, больше всего подходит для рыбалки и неторопливого отдыха на воде.
***Именно Вадим Дядюра оказался единственным человеком, который услышал крики утопающих. Даже страшный удар катера о швартовую бочку слышали всего двое. А крики – он один. И именно Вадим Анатольевич незамедлительно обратился к случайно задержавшемуся на яхте «Бэйлайнер Трофи» Андрею Ласукову:

***- Давай выйдем в море. Был удар и крики. Кажется, дети тонут…

***Супруга Андрея Елена сама предложила пойти с мужчинами темной ночью на спасательную операцию. Пошли спасать втроем. И, как оказалось, Елена Владимировна сыграла исключительно важную, положительную роль. Об этом чуть позже. Пока скажем только, что Андрей Ласуков работает начальником отдела экспедирования торгового дома «Кремлевский». Мы побывали в его офисе, расположенном в центре Новороссийска. Его жена сейчас – домохозяйка, заботится о маленькой дочке. У Андрея Ивановича есть еще две взрослых дочери от первого брака. Они живут отдельно. И как раз средняя дочь с другом приехала в гости из Краснодара, все вместе выходили на «Трофи» в море в тот роковой для катера Р4721ФБ день…

***Сейчас расскажу о том, что предшествовало аварии и началу спасения. За точку отсчета надо принять выход в море обоих катеров из яхт-клуба «Русское море». Именно сюда обе яхты должны были вернуться в качестве пункта назначения. Вернулась в целости и сохранности лишь одна…

***Андрей Ласуков: - Мы хорошо отдыхали со средней дочкой и ее приятелем. Постреляли на анапском стрельбище. Шашлык пожарили. Осталось последнюю точку поставить – пройтись на катере и потом рыбки жареной покушать. А тут… Часов в 6 вечера я повез своих детей покупаться-покататься в сторону Суджукского маяка. Были я, жена, младшая малышка и приехавшая средняя дочь вместе с другом. И мы как раз встретили лодку Воробьева. Метрах в 50 от нас они мидий ловили возле маяка. Около 9 часов стали спускаться сумерки. Я предложил своим пойти в кафе в яхт-клубе. Мол, лодку привяжем, сядем и будем нормально отдыхать. А соседи с мидиями завелись минут за 20 до нас и уже поехали потихонечку в сторону яхт-клуба. Мы тоже катер завели и вскоре приехали на стоянку, привязались. Пока дети собирали вещи, полотенца, я пошел в кафе заказывать столик. Минут 10-15 меня не было.

***Обратно подошел - стоит возле лодки Вадим Дядюра. Спрашивает, слышал ли я звук удара. Говорю, что нет. Я же в кафе был, а там музыка, гомон. Он говорит, что, мол, рядом стоит катамаран большой, думал, на нем что-то упало. Поднялся, а вахтенный ему говорит: «Нет, это было где-то в море». Дядюра мне сказал еще, что слышал крики. Я своих высадил на берег, быстро подготовился. Жена говорит: «Я тоже с вами пойду». Мы завели катер и втроем вышли.
***Важно, что метров за 300-400 от выхода из яхт-клуба в ту субботу поставили швартовые бочки. Их и раньше ставили, лет 5 назад. Я сразу понял, что это для Дня ВМФ. Они большие - метра три в диаметре и метра два высотой. Когда мы выехали на крики, уже было темно совсем. Где-то половина одиннадцатого ночи.

***Вадим Дядюра: - Примерно в 22.30 20 июля я заканчивал обход причалов яхт-клуба. Когда проходил район слипа и корень Северного причала, раздался мощный звук, напоминающий выстрел из боевого орудия. Сначала я предположил, что это упала металлическая конструкция на катамаране «Бриз», пришвартованном с морской стороны причала. Подойдя ближе к катамарану, увидел механика и поинтересовался у него, слышал ли он звук, напоминающий выстрел. Механик ответил, что звук этот тоже слышал. Я предложил ему пройти в кормовую часть судна и убедиться, что у них все нормально. Подойдя к кормовой части катамарана, осмотрев палубу и не заметив никаких повреждений, я услышал детский крик со стороны моря с просьбой о помощи. На некоторое время крик прекратился, но примерно через 30 секунд я отчетливо услышал фразу: «Спасите хоть кто-нибудь!».

***Сначала я подумал, что, возможно, кто-то с расположенного по соседству городского пляжа заплыл на эти швартовые устройства и теперь не может вернуться назад. В 22.45 я позвонил диспетчеру нашего яхт-клуба, попросил уточнить, все ли суда, приписанные к причалу №64 «Русского моря», на месте. И получил ответ, что прогулочный катер «Sea Doo», владелец которого – Дмитрий Воробьев, еще в море! Тут я сразу понял, что произошло столкновение катера со швартовой бочкой. Незамедлительно позвонил начальнику Новороссийского участка ГИМС МЧС РФ Дмитрию Полонскому и сообщил, что в море произошло серьезное происшествие, что необходимо оказать помощь людям, терпящим бедствие. Дмитрий Александрович сначала ответил, что он находится не в Новороссийске и как помочь, не знает. Но через три минуты я получил входящий вызов от Полонского, который сообщил мне, что может организовать катер ГО и ЧС.

***К счастью, была возможность значительно приблизить начало спасения. Я подбежал к частному катеру, пришвартованному к центральному причалу яхт-клуба, и попросил судовладельца – Андрея Ласукова, который был на борту с семьей, выйти в море для оказания помощи людям. Он сразу согласился. Я позвонил диспетчеру яхт-клуба, попросил его оповестить о происшествии пограничников.

***Елена Ласукова: - Вся эта ситуация – набор роковых случайностей. Когда я потом разговаривала со спасенной 11-летней девочкой, та сказала, что ее мать, увы, погибшая от удара судна о бочку, просила не брать в поездку детей – дочку, сына, и 20-летнюю девушку, которая, как мы полагаем, являлась его подругой. Может, мать предчувствовала что-то. Как раз поставили буи швартовые. Их не было года два-три. Разбившийся катер – скороходный по определению, так что они просто не видели препятствия перед собой. Тем более, в темное время суток.

***Подчеркну для читателей Новодара, что я не стала звонить в Омск, чтобы связаться с уехавшими на родину отцом и дочерью, не стали бередить им душу. Понимаю и скорблю. Не стала звонить и Дмитрию Воробьеву, который сейчас находится на излечении в одной из больниц Краснодара. Ему сейчас вдвойне, втройне тяжело. Тяжело как на душе, так и из-за сломанной ноги, других травм. И, конечно же, потому, что он – фигурант уголовного дела. К капитану, владельцу судна всегда предъявляются особые требования.

***Разумеется, я не вправе говорить о том, кто виноват в случившейся трагедии. Как говорится, следствие разберется. О самом ЧП мы сообщили у нас в электронной газете сразу же благодаря присланному по электронной почте официальному сообщению Новороссийской транспортной прокуратуры. Теперь надо подождать процессуального решения. Тогда будет еще одна публикация. Но если о причинах аварии и чьей-то вине говорить рано, то о воле случая можно и сейчас. Потому что спасатели, они же – очевидцы, рассказали нам с разными подробностями, но одну и ту же историю. После столкновения с «праздничной» бочкой три человека оказались в воде, а еще четыре пассажира оставались на полузатопленной лодке. И всем повезло или же не повезло очень в разной степени!

2. Беда – что в море вода, или Сила стечения обстоятельств


***Спасение началось с острого слуха Вадима Дядюры и зорких глаз Елены Ласуковой. Именно она первой заприметила в темной воде головы бултыхающихся людей. Пожалуй, надо хотя бы немного больше рассказать о самих спасателях.

***Вадим Дядюра. На должность управляющего яхт-клубом его пригласили в 2007 году, но вообще он имеет дело с яхтами, катерами с 1975 года. С морем связана практически вся его жизнь. И даже родных! Отец у него – капитан, дядя – механик, а мать многие в Новороссийске по-доброму знают благодаря работе в поликлинике моряков. Являясь одним из немногих профессиональных управляющих яхт-клубами, очень любит дисциплину и порядок. В частности, он разработал четкие инструкции для диспетчеров, регламентирующие порядок их действий в разных экстремальных ситуациях. Кстати, в тот день в «Русском море» диспетчером был человек, недавно работающий в клубе, но в прошлом – боцман. И он действовал точь-в-точь согласно разработанной инструкции, поэтому всем вокруг было намного легче. Вовремя обзвонил людей по списку, четко сообщил о случившемся, вместе с вахтенным организовал прием автомобилей скорой помощи при въезде в яхт-клуб. Чтобы не создалось пробки, указывали направление движения водителям этих автомобилей. Это же касается и сотрудников всевозможных служб и органов, таких как морская администрация порта Новороссийск, водная полиция, УВД города, администрация Новороссийска, подразделения погранвойск и т.п. «Гостей» было великое множество.
***Цитата о ЧП. В.Дядюра: - О своем эмоциональном и физическом состоянии скажу, что мне приходилось бывать в жестоких штормах, молиться Богу о том, чтобы остаться в живых. Но когда мы пришли на берег, точнее, когда переносили попавших в аварию с катера на причал, меня стошнило.

***Андрей Ласуков. Работа в сфере экспедирования грузов – это сегодняшний день. А по образованию Андрей Иванович - тренер по плаванию. Правда, именно в такой должности ему работать не приходилось. Трудился в яхт-клубе тренером по парусу, потом – в школе. Так или иначе, а умение плавать на профессиональном уровне Андрею Ласукову очень пригодилось, когда надо было вытаскивать людей из воды. Для него нырнуть в темную воду не составило труда.

***Цитата о ЧП. А.Ласуков: - У Воробьева катер совсем другой, спортивный, такой, что медленно не поедешь. Он создан, чтобы летать по воде...

***Елена Ласукова. Красивая женщина и интересный человек! Раньше работала бухгалтером в «Новоморсервисе» и при этом увлекалась фитнесом. Яхтингом, морем по-настоящему заинтересовалась, когда вышла замуж за Андрея. Не любит лишь погружения с аквалангом. Образование у Елены Владимировны - лингвистическое. Во время магистратуры в Пятигорске изучала, в том числе, психологию. Она очень пригодилась!
***Цитата о ЧП. Е.Ласукова: - По психологии, когда у человека шоковое состояние, с ним нельзя сюсюкать, иначе истерика будет прогрессировать. Это я к тому, что 20-летняя девушка во время спасения сильно нервничала. И надо было четко рассадить всех, ведь у нас грузоподъемность катера - 8 человек. Вместе со спасенными нас было уже 10. Необходимо было распределить нагрузку по катеру, чтобы у нас всех не было новых проблем. Происходило всё очень быстро. И только потом мне стало страшно.

***Итак, спасение. Дядюра услышал крики, а Елена первой увидела находившихся в воде людей. В полной темноте это очень непросто. Фонарик в данном случае бесполезен. На противоположной стороне очень много огней. Но дело даже не в этом. Волна подбрасывает лодку так, что света не видно.

***- Я смотрела по глади воды, вглядывалась во тьму, - рассказывает Елена. - Говорю: вот очень похоже, что люди. Немножечко левее выхода из яхт-клуба. Аккуратно подъехали поближе, остановились метров за 20, чтобы никого не задеть. Увидели троих. Андрей прыгнул в воду и стал доставать всех по очереди.

***- По очереди?

***- Да, в воде было трое: хозяин катера, девочка лет 10-11 и девушка лет 20, - продолжил рассказ Андрей. – Дима Воробьев крикнул мне, что у него сломана нога. Но он был в жилете, мог немного подождать. Девочка держалась за подушку или сиденье. Я взял ее за руку, но она закричала, что та сломана. Короче, подтянул ее до катера. Дальше действовал Вадим. Второй была барышня лет 20-22. Она истерила, орала очень громко. Я сначала подумал, что, наверное, плавать не умеет. Хотя, как потом оказалась, она тоже была травмирована. Последним помог забраться на борт Дмитрию.

***- Видимо, жилеты просто не все одевали, - добавляет супруга. - Вообще жилеты должны иметься на каждого пассажира. Но ведь в них жарко, если вышел рыбу или мидий ловить. Скорее всего, люди совершенно неожиданно вылетели в воду при ударе. Немного не доехали до клуба. Метров 200-300 до берега все случилось.

***- Девочку на борт катера поднимал я, - рассказывает Вадим Дядюра. – У нее были сломаны руки. После подъема я сразу уточнил, сколько всего человек было на лодке, когда они выходили в море. На что последовал ответ: семеро. После этого девочку мы с Еленой поместили в каюту катера. С девушкой постарше были проблемы. На наших глазах она ушла под воду, тогда Андрей Иванович вытолкнул ее на поверхность воды. Когда они подплыли к борту катера, я перехватил ее и стал дожидаться, чтобы Андрей поднялся на борт. Вдвоем мы втащили ее в кокпит. У девушки оказалось сильное повреждение левой стопы. Как потом поставили диагноз врачи, открытый перелом голеностопного сустава. Супруга Андрея Ивановича постаралась подручными средствами остановить кровь и проводила эту девушку в каюту катера.

***- Я не продумывала, что делать, всё инстинктивно получалось, - комментирует Елена. - Будто вспышки в мозгу: сейчас сделай вот это...

***- Хозяин налетевшего на бочку катера держался на плаву при помощи спасательного жилета и тоже сильно кричал, чтобы мы его спасли, ведь у него была поломана нога, – говорит руководитель яхт-клуба. - Вдвоем с Андреем Ивановичем мы подняли Дмитрия Воробьева на борт через кормовой трап. Посадив его на сидение пассажира на палубе, я уточнил еще раз, сколько было человек на борту, и он подтвердил, что 7. В воде трое пострадавших находились минут 20-30. Хорошо, что не больше.

***- Мы стали искать саму лодку. Как вскоре выяснилось, ее снесло метров на 200. Она была в полузатопленном состоянии, - рассказывает Андрей Ласуков. – Этот катер не может утонуть – в нем есть пазухи плавучести. Даже если лодка будет полна воды, она не утонет. Так и получилось. Воды внутри было сантиметров 30. В лодке находились двое мужчин, они вели себя активно. Еще была женщина без сознания и паренек лет 20, тоже в бессознательном состоянии. Один из мужчин держал женщину, другой голову парня. Вытащили парня и женщину, затем мужчин. Один из них оказался ее мужем. Его жена похоже, была в коме. Он сказал мне: бросаем лодку, срочно вызывай скорую. По дороге в яхт-клуб и вызвали. Машина с бригадой медиков уже приехала, когда наш катер прибыл.

***- Лодку мы нашли совершенно случайно, - добавляет подробности Вадим Дядюра. - Я заметил проблеск красного бортового огня примерно на удалении 150 метров от места спасения Дмитрия Воробьева и двоих пассажиров. Запомнив береговой ориентир, мы начали движение в эту сторону. Пройдя в этом направлении, разглядели силуэт катера, фактически полностью скрытого под  водой. Приблизившись вплотную, увидели на борту трех человек: молодого парня в бессознательном состоянии, женщину без признаков жизни и мужчину, который пытался сделать женщине искусственное дыхание. Еще один мужчина находился в воде и держался за части катера, находившиеся над поверхностью. Он пытался подняться, но при этом почти затопленная лодка начинала переворачиваться.

***- Двое без сознания, тяжело было их переместить на катер?

***- Мы действовали совместно с Андреем Ивановичем. - Первым подняли на борт молодого человека. Он не дышал. Но когда мы перевернули его на живот, он вырвал и начал интенсивно дышать. Каждый его вздох сопровождался сильными конвульсиями. Я попросил Елену уложить его на спину на палубе, а под голову подложить спасательный жилет. Далее, когда мы попытались поднять на борт женщину, наши катера внезапно разошлись. Андрей Иванович попросил меня взять руль, подойти как можно ближе и удерживать катера руками. Подойдя на допустимо предельное расстояние, поставив двигатель в нейтральное положение, я с кормовой части руками удерживал поврежденный катер, а в это время Андрей Иванович и его супруга подняли на борт женщину. После этого мы помогли подняться мужу умирающей. Искусственное дыхание не помогало, женщина не подавала признаков жизни. Последним на борт помогли подняться мужчине, который находился в воде и держался за элементы конструкции катера, потерпевшего крушение. Разумеется, как только все раненые оказались на борту, мы начали движение в гавань яхт-клуба. Управляя катером, я позвонил диспетчеру и попросил его срочно вызвать реанимацию, на что он мне ответил: «Реанимационная бригада уже вызвана».

***- Присутствие духа, как мне кажется, больше всех сохраняла … 11-летняя девочка, - неожиданно рассказывает Елена. - Она адекватно разговаривала, все объясняла. Но вот когда к ней подошли медики, она попросила меня поговорить с ней о чем-нибудь. Мол, очень уколов боится. Я стала разговаривать про котиков, собачек. Если честно, такой бред несла. Главное ведь было отвлечь. У нее погибли брат и мать – просто ужас! А вторая девушка больше всего за парня переживала. Мы не расспрашивали, но скорее всего это был ее приятель или жених. Увы, в больнице он долго не прожил.

***- А ваша дочка, родственники из Краснодара где в этом время были?

***- Всех, включая нашу маленькую, положили спать в кафе. Уложили на лежаках. Работники «Порт кафе», арендаторы «Русского моря», вообще душевно отнеслись. Когда мы прибыли на берег, они организовали горячий чай, кофе. Спрашивали, нужны ли пледы. Принесли плед парню, который долго находился в воде.

***- Скажите, почему вы решили пойти с мужчинами выручать попавших в беду?

***- Потому что я неплохо плаваю. Потому что могу управлять катером, если понадобится. Ребенка при необходимости я и сама бы вытащить из воды смогла. Рада, что чем-то смогла помочь, ведь на самом деле очень переживала.

***Что было, когда катер вернулся на стоянку? Первым «скорая помощь» забрала парня. Это понятно. Тот был в агонии, а его мать без сознания. Ей делали искусственное дыхание, давали кислород, пытались реанимировать током. Минут 20 бились. Наконец, доктор сказал, что у нее травмы, несовместимые с жизнью. Перелом основания черепа и другое… Приехало еще две машины с красным крестом…

***- Как только мы пришвартовались к северному причалу яхт клуба, в районе слипа, бригада «скорой» начала оказывать первую помощь пострадавшим, – рассказывает Вадим Дядюра. - После швартовки, в 23.14, я позвонил одному из наших руководителей – Игорю Павловичу Рукавишникову - и сообщил о происшествии. Они приехал через 15 минут и стал помогать эвакуировать раненых в кареты скорой помощи. Когда всех раненых увезли в больницу, я вместе с супругами Ласуковыми около часа давал показания представителям полиции. Далее нас попросили найти понятых для описания трупа женщины, так как она оставалась на борту катера Андрея Ивановича. Около трех часов ночи все процессуальные действия были закончены, погибшую женщину увезли, и мы перешвартовали «Трофи» на постоянное место стоянки. В начале пятого утра Игорь Павлович отвез меня домой.

3. Вместо постскриптума. Редакция и прокуратура будут ходатайствовать о награждении спасателей


***Вспомним еще одну пословицу о судьбе. Человек говорит, судьба смеется. Это, конечно, так. Но сейчас и вы, читатели, знаете, что число погибших в субботней морской аварии могло быть намного больше. Погибнуть могли абсолютно все. Слава Богу, такого не случилось. Тут, кстати, и о причинах можно поговорить.

***Очевидны, по крайней мере, три основных фактора, которые помогли людям спастись. Первый. Была безветренная погода, практически стоял полный штиль. Второй - то, что Андрей Иванович с супругой находились на борту, они еще не ушли домой. Это позволило незамедлительно организовать спасение. И третий - то, что здесь находился управляющий яхт-клубом. Напомним, что он оказался единственным, кто услышал крики о помощи.

***Автор этих строк и весь коллектив редакции нашей электронной газеты «Новороссийские известия» решили ходатайствовать о награждении троих спасателей – Вадима Дядюры, Андрея и Елены Ласуковых. Чуть позднее мы сообщим, куда именно обратились и каков результат. Кстати, к нам присоединились и работники, руководство Новороссийской транспортной прокуратуры. Вот какое электронное письмо мы получили:

***«Новороссийская транспортная прокуратура отмечает высокую степень гражданской ответственности, человечности, проявленные Вадимом Дядюрой, супругами Андреем и Еленой Ласуковыми при спасении людей во время происшествия, случившегося 20.07.2013 в 22 часа 30 минут в акватории Новороссийской бухты. Их оперативные, согласованные и умелые действия, смелость и отвага позволили не допустить гибель большего числа людей. Полагаем, что их подвиг заслуживает признания и награды, в связи с чем прокуратурой рассматривается вопрос об обращении в полномочные органы с соответствующим ходатайством».

***Вспомнив напоследок строки великого французского поэта Бодлера «Непоправимое проклятыми клыками грызет непрочный ствол души…», добавлю от себя:

***- Судьба судьбой, случай случаем, но роль отдельного человека, группы людей и на «линии огня», и в «линии жизни» гораздо весомее, чем представляется даже богатым на фантазии голливудским сценаристам и русским народным сказочникам. Не знаем, существует ли на самом деле Энергия Благодарности, о которой пишут мистики, но давайте искренне поблагодарим тех, кто в минуты трагедии без малейших раздумий пришел на помощь и спас пятерых человек, не дав судьбе-злодейке направить ход событий к абсолютной неотвратимости.