Новороссийский народный фронт

Поликлиника онлайн

Театр одного Кущиди

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Общественная палата Новороссийска провела «круглый стол» на волнующую многих тему - о судьбе недостроенного «храма Мельпомены» по ул. Рубина


Действующие лица, в алфавитном порядке*:

Арцивенко Василий, и.о. заместителя главы администрации города по правовым вопросам, вопросам имущественных и земельных отношений, транспорта и связи
Бекрин Юрий, депутат городской Думы, директор филиала НП «Саморегулируемая организация «Региональное объединение строителей Кубани»
Богословская Людмила, заместитель главы администрации города по социальным вопросам
Валеев Валерий, главный архитектор Новороссийска
Жаринов Игорь, председатель Новороссийской торгово-промышленной палаты, председатель Комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению, по экономическому развитию и поддержке предпринимательства, жилищно-коммунальной политике и развитию городской инфраструктуры, градостроительству и земельным отношениям (именно эта комиссия организовала «круглый стол»)
Журналисты
Измоденов Александр, бывший главный архитектор города, главный архитектор группы компаний «Город»
Колбасина Лариса, директор Новороссийского исторического музея-заповедника
Крикун Иван, бывший главный архитектор города, главный архитектор ОАО «Новоросгражданпроект»
Кущиди Александр, тележурналист, поэт, активный блоггер, титулодержатель проекта по строительству здания Гортеатра
Митина Татьяна, директор Новороссийского социально-педагогического колледжа, председатель комиссии Общественной палаты по образованию, делам семьи, детства, формированию здорового образа жизни, спорту и туризму и молодежной политике
Многие другие
Москалева Нина, помощник главы администрации города
Новиков Сергей, директор МУП «Информационно-аналитический центр», председатель городского исторического общества, член Общественной палаты Новороссийска
Парцикян Алла, заместитель председателя армянского общества «Луйс», член Общественной палаты Новороссийска
Прохоренко Валерий, экс-мэр Новороссийска
Распутина Наталья, начальник городского управления культуры
Солдатов Владимир, бывший председатель горисполкома, член совета старейшин Новороссийска, член Общественной палаты Новороссийска
Сорока Анна, председатель горкома профсоюза работников госучреждений Новороссийска, член Общественной палаты Новороссийска
Цымбал Сергей, председатель Общественной палаты Новороссийска
Шаталов Александр, председатель городской Думы

Картина первая. Кущиди: «Беру огонь на себя»

***Четвертый этаж нашего «белого дома», каб. 56. В зале собираются участники «круглого стола», представители прессы.
***- Смотри, вон тот оператор за видеокамерой так похож на Александра Ставровича.
***- Так это и есть Кущиди.
***- Не может быть. Он же приглашен участвовать в «круглом столе», а не снимать.

***Удивление прошло сразу, как началось мероприятие. Александр Кущиди, оказывается, решил действовать так, как хочется ему самому. Не заботясь о том, как на это отреагируют другие.
***Ведущий: - Александр Ставрович, вас пригласили сюда не как телеоператора. Садитесь за стол переговоров.
***- Я журналист и лучше здесь постою. Сяду, мне зададут вопрос, и вдруг «Остапа понесет». А так я буду вас слушать. Лучше я потом свои комментарии дам.
Довольно долгие уговоры так ничего и не дали. Кущиди всю встречу вел свой «протокол» стоя, записывая происходящее на камеру. И старался раздавать свои комментарии сразу после того, как кто-то сказал что-то существенное. Его пытались останавливать. Иногда удавалось, чаще – нет. Чтобы добровольно выступить в роли «врага народа», принимающего «огонь на себя», надо иметь особый характер. У Кущиди как раз такой.
***Если вы подумали, что мы хотим его критиковать, то ошиблись. Признаемся, что за пару дней до «круглого стола», мы с Александром Ставровичем встретились в так называемом гостевом доме на территории недостроенного театра и достаточно долго разговаривали. Обо всем на свете, включая, понятно, тему предстоящего «круглого стола». Конечно, последующие поступки Александра Ставровича на публике и для нас были сюрпризом, но, в конце концов, серьезные люди собрались не для того, чтобы спорить об особенностях поведения босса «Далфина» вообще и не о том, стоять ему или сидеть, в частности. Всех волновала судьба театра, начало проектирования которого было положено 18 июня 1976 года. Именно в этот день было издано распоряжение Совмина СССР о строительстве в Новороссийске драматического театра в 1980-1985 годах, после подготовки проектной документации.
***Считаем, что нам незачем критиковать Кущиди. Почему? Да потому что от этого не будет абсолютно никакой пользы. Александр Ставрович – «взрослый мальчик», и рассказывать ему о правилах приличия нет резона. Лучше всего будет, уверены, рассказать о том, какова нынешняя ситуация на участке, ограниченном улицами Победы, Энгельса, Рубина и Новороссийской республики. Есть ли шанс достроить театр? И если да, то что надо для этого сделать?

Картина вторая. Цымбал и Солдатов. Сегодня и вчера

***Сергей Цымбал**: - Почему Общественная палата решила провести этот круглый стол? Во-первых, в связи с многочисленными обращениями новороссийцев в наш адрес. Во-вторых, потому что в современных условиях нестабильности и государство, и само общество понимает всю важность культуры. Отрасль, традиционно ориентированная на финансовую поддержку со стороны государства, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия, в том числе, музеев и памятников, продолжают отставать от темпов их восстановления.
У нас в городе тоже. На наших глазах хорошеет и преображается город внешне. Набережная, новые бульвары, малые архитектурные форм, фонтаны, - всё это очень радует. Но за последние 30 лет в городе не построено ни одного объекта культуры. Функционируют только единицы из Дворцов, Домов культуры, городских клубов, построенных сразу после войны. В новых микрорайонах вообще ни одного объекта культуры не появилось.
*** Много лет назад, когда у нас началось строительство двух крупных объектов культуры – здания театра и Дворца цементников, жители были обрадованы перспективами в отношении культурной жизни. Дворца цементников уже нет. А театр до сих пор в виде недостроенного здания. Какова его будущая судьба?

*** Владимир Солдатов: - Когда Совмин СССР принял решение о проектировании и строительстве театра, всё поначалу шло хорошо. Однако началась война в Афганистане, у Советского Союза появились огромные непредвиденные расходы, и появилось новое постановление, прекратившее проектирование. Вмешался Виктор Андреевич Голиков. Занимая должность помощника генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, Голиков принимал непосредственное участие в подготовке постановлений правительства, направленных на развитие многих отраслей экономики своего родного города. Благодаря Голикову были приняты правительственные решения о строительстве водовода Троицкая-Новороссийск, развитии Новороссийского морского порта и цементной промышленности, о коммунальном хозяйстве и жилищном строительстве. И в этот раз он помог. Строительство было продолжено.
*** К сожалению, грянула перестройка, трест № 12 Главспецстроя регулярно не выполнял планы по строительству драмтеатра. И к 1991 году вместо окончания строительства здание оказалось готово только на 50%. В 1985 и 1988 годах я летал в Киргизию, чтобы решить вопрос о поставке облицовочного камня для театра. В 1988 году я уже не работал председателем горисполкома, но меня попросил Георгий Хоботов, я полетел, и камень продолжал поступать.
*** После событий августа 1991 года, путча ГКЧП, события стали развиваться стремительно. Глава администрации Краснодарского края Василий Дьяконов объявил краевой собственностью все приостановленные строительством объекты – независимо от ведомственной принадлежности и источников финансирования. Департаменту строительства и архитектуры края было поручено оценить и реализовать такие объекты (распоряжение от 13 ноября 1991 года). А уже 5 января 1992 года был заключен договор между управление капитального строительства в качестве продавца и предприятием «Далфин» - покупателем. Здание театра было продано за 6 миллионов рублей. Оценка и подготовка документов для продажи были сделаны всего за два месяца, и даже новогодние праздники не помешали. Но продавали с условием в договоре, что новый хозяин театр достроит.
*** ЗАО «Далфин» сейчас получает прибыль, отделав часть этажей для сдачи офисных помещений в аренду, а часть эксплуатируя самостоятельно. В том числе, работает VIP-клуб. Хозкорпус достроен и также сдается в аренду. А на месте градирни театра, вплотную к зданию по воле г-на Кущиди построен двухэтажный дом. Спор за лакомый кусочек земли в центре города ведется Александром Ставровичем в суде, и, боюсь, земельный участок – это сейчас главная ценность. Факт налицо: более 20 лет «Далфин» в лице Кущиди титулодержатель, а театра у города так и нет.
*** Может параллели и неуместны, но напомню, что в 1912 году не такая уж крупная новороссийская буржуазия построила на свои деньги очень приличное здание городского оперного театра и оборудовала его по последнему слову техники. Театр был даже электрифицирован – по тем временем большая редкость. У нас Леонид Собинов пел.

Картина третья. Общий хор: «Нам всем нужен театр»

***Сергей Цымбал: - Общественная палата, в том числе, это и общественный контроль. Мы видим, насколько пагубно влияет отсутствие настоящего, большого театра на развитие культуры в Новороссийске. Мы не можем увидеть многие замечательные коллективы только потому, что у нас негде выступать. Новороссийцам этот театр очень нужен (гул одобрения в зале, реплики в поддержку).
***Игорь Жаринов: - У нас в России даже история непредсказуема. Хотелось бы услышать о нынешнем состоянии дел от самого Кущиди. Какие есть документы?
***Александр Кущиди: - Здание принадлежит ЗАО «Далфин», и я там не один. Право на земельный участок отстаивается нами в судах. Ключевые суды мы выиграли. Скоро все станет окончательно ясно. Мое убеждение: если бы власти хотели, чтобы театр у нас был, он и был бы. Я хочу достроить театр, очень хочу. Это стало делом моей жизни. Что хотят власти? Я предполагаю, что снести существующее здание и землю распродать. Все проблемы со времен покупки здания театра кроются в коррупционной системе.


***От редакции портала Новодар. Александр Кущиди несколько раз публично делал «тонкие намеки на тонкие обстоятельства». А то и фамилии называл, связывая их с каким-то криминалом или, по крайней мере, тайными замыслами. Однако то, что находится «под ковром» и «за кулисами», чаще всего «темная материя». Хочешь кого-то обвинить в преступлении – обращайся в правоохранительные органы. Другого пути нет. А говорить о «злодеях», которые тебя раз за разом обманывали, мешая твоему огромнейшему желанию достроить театр, лучше всего в мемуарах. Мемуары такой жанр, где ты имеешь право высказать свою собственную точку зрения. Хотя и ее надо, между прочим, документами подтверждать. Сейчас у Кущиди слабая позиция уже по той причине, что он как бизнесмен в течение многих лет не смог договориться с теми, с кем надо, в том числе с властями, и театр остался недостроенным. На сегодняшний день это никак не назовешь победой. Поражением, проигрышем – да. И неудивительно, что серьезные люди, участвовавшие в «круглом столе», просто не верят Александру Ставровичу. Хотя, вполне предполагаем, в его словах может содержаться гораздо больше правды, чем кажется, когда слышишь его впервые.

*** Вот что говорили участники «круглого стола»:
***- Пока этот участок не является собственностью муниципалитета, пока идет борьба за землю, ни один серьезный инвестор не захочет вложить сюда ни копейки.
***- Большие сомнение вызывает нынешнее техническое состояние здания. Кто и когда его проверял?
***- Идет судебный спор. И пока он не решен, вряд ли что сдвинется.
***- Надо все-таки договориться с Кущиди и выкупить у него здание с землей. Недостроенное здание находится в собственности у ЗАО «Далфин» вопреки пункту первоначального договора купли-продажи. Однако факт налицо: собственность оформлена.
***Василий Арцивенко: - Глава города попросил передать, что если переговоры с Кущиди окончательно зайдут в тупик, то есть решимость найти новый участок для строительства театра. Театр городу очень нужен!
***Александр Измоденов: - В свое время для возведения здания театра пришлось сделать отселение жителей из близлежащих домов, людям дали квартиры. Обошлось городу это дорого. Проектировали драмтеатр лучшие архитектурные умы страны. И место выбирали долго. Оно идеально. Здесь находится пересечение двух градостроительных осей Новороссийска. Но сейчас все проекты делаются с расчетом на 8-балльную сейсмичность, а раньше требовалось 6. Здание законсервировано уже в течение 30 лет, металлические конструкции открыты, ржавеют, и кто даст гарантии, что оно не станет потенциальной братской могилой в случае сильного землетрясения?
***Наталья Распутина: - Нашему городу нужна эта площадка, где будут выступать профессионалы, нужен театр. Там уникальная сцена, очень удобная.
***Алла Парцикян: - Я как раз жила в д. 34 по ул. Энгельса. Всем дали квартиры ради строительства театра. Но, думаю, дело не в Кущиди. Не было бы его – был бы кто-то другой. Надо всем проявить мудрость и добиться завершения строительства.
***Иван Крикун: - Здание не обязательно сносить. Но требуется серьезная реконструкция, чтобы обеспечить устойчивость к 8-балльной сейсмичности. Без реанимации и усиления конструкций обойтись нельзя.
***Александр Кущиди: - Проверка технического состояния здания была, документы есть. И план усиления конструкций тоже есть. Она, кстати, обойдется недорого, в несколько сотен тысяч долларов. Это не та сумма, которая создает проблему. Снос нужен только тем, кто хочет распродать эту землю под строительство элитного жилья. Главное – меня отодвинуть. Я смогу достроить, если мне не мешать. У меня есть друзья, они дадут инвестиции под разработанную схему. Схема такая: отдать часть участка под жилое здание, а на эти деньги достроить театр. И учтите, что нами большие средства вложены в это здание. То, что покупалось, и то, что есть сейчас, это две большие разницы. Сейчас мы втихаря делаем выставочный зал, музыкальную гостиную. Платим штрафы и делаем. По-другому не получается. Нам пытались отключить свет и воду, чтобы даже охранник не мог сидеть. Проверяющих насылают регулярно... Держимся.
***Игорь Жаринов: - Единственное, что не вызывает ни у кого сомнения, так это то, что театр городу необходим. Место здесь – оптимальное. Техническое состояние здания все же непонятно, это очень серьезная проблема. Вопрос пришла пора поставить жестко – у него такая «борода», что длиннее некуда.
***Валерий Прохоренко: - В первую очередь, надо определиться с собственником. Техническую экспертизу закажет и оплатит тот, кто в этом заинтересован. Надо искать компромисс.
***Сергей Новиков: - 10:47:35 Сначала надо разобраться с правовыми коллизиями. Речь идет о коммерческой структуре, которая сладкий медовый кусок бизнеса не отдаст. Это собственность.
***Сергей Цымбал: - Необходимо повнимательнее изучить все документы с юридической точки зрения. То, что за столько лет Кущиди не смог договориться и достроить театр, на позволяет ему верить.
***Александр Кущиди: - Зря вы так. У вас есть один дурак, который хочет достроить театр. Так не ставьте ему палки в колеса, не душите.
***Татьяна Митина: - Грустно, что мечта новороссийцев о своем великолепном театре до сих пор не воплотилась, хотя, казалось, мы так близки к этому. И г-н Кущиди, понятно, несет за это ответственность.
***Сергей Цымбал: - Предлагаю создать рабочую группу, которая подробно исследует все поставленные сегодня вопросы. Веры, что придут инвесторы, найденные Кущиди, совсем нет. Кто они и где?

***Эпилог. На самом деле страсти в течение «круглого стола» только накалялись, а не сходили на нет. Кущиди мгновенно реагировал на то, что ему было слышать неприятно, и «вытаскивал из рукава» что-то обидное в адрес говорившего. Причем, именно такое личное, что навскидку не проверишь. Да и зачем проверять? Копаться в прошлом, ища причины того, почему огромная недостроенная «дура» мозолит глаза нам всем вместо того, чтобы действительно стать «храмом Мельпомены», занятие, может и не без пользы, но точно не конструктивное. Надо смотреть в будущее, чтобы достроить театр. Поэтому давайте завершим диалог на оптимистической ноте. Эти слова тоже были сказаны на «круглом столе» и сразу после его завершения.
***- Кущиди надо сказать спасибо, что сберег здание. Никаких землеотводов под жилье тут не будет.
***- Если Общественная палата сдвинет эту «гору», то честь ей и хвала.
***- Создаем комиссию. Кто за, кто против? Принято.
***- Жизнь одна, и она не подождет, пока мы будем терять время и совершать глупости. Александру Кущиди в ноябре исполнится 53 года. Три десятилетия он борется, воюет, портит нервы себе и другим. Ради театра? Ой, ли? Но если ради театра, так у нас общие цели. Почему бы в таком случае, наконец, не договориться?


Занавес. Продолжение, очевидно, последует.


* Для краткости и простоты вместо «муниципальное образование г. Новороссийск» мы пишем город Новороссийск или просто город и т.п.
** Все выступления и реплики приводятся не полностью, а выборочно. И не дословно, а лишь с сохранением смысла.


Текст: Фаина МОРСКАЯ. Фото: Владимир ДАРКИН

 

P.S. Резолюцию "круглого стола" Общественной палаты «Перспективы незавершенного строительства здания Городского театра по ул. Рубина» вы найдете здесь.