Все ГОРЯЧИЕ ГВОЗДИ - критика чиновников, депутатов и др.

Поликлиника онлайн

НА ПУСТЫРЯХ МАЛОЙ РОДИНЫ. Для того, чтобы Новороссийск обрёл некую полноценность, ему мало быть промышленным, торговым, транспортным и военным центром – необходима хорошо развитая культурная инфраструктура

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

***Мне неоднократно доводилось слышать восторженные мнения о Новороссийске гостей нашего города, которые отмечали его благоустройство, чистоту, просторность. Неизгладимое впечатление на всех, в том числе и самих новороссийцев, производит пейзаж Цемесской бухты, цепи гор, окружающие её, бесчисленные корабли в порту и на рейде, мощные промышленные сооружения: терминалы, цементные заводы, элеваторы, краны.

***И хотелось бы испытывать чувство гордости от осознания факта, что живёшь в городе-герое, имеющем чрезвычайно насыщенную драматическую историю и находящемся в одной из узловых точек современной геополитики. Однако для того, чтобы город обрёл некую полноценность, ему мало быть промышленным, торговым, транспортным и военным центром – необходима хорошо развитая культурная инфраструктура. И в этом отношении у Новороссийска, к сожалению, далеко не всё благополучно. В городе почти нет значительных архитектурных памятников, соответствующих его величине и статусу храмов, современных театров, мало скверов и парков.

***Окончательно не завершено формирование главной улицы, продолжают разрушаться долгострои, самый знаменитый из которых – огромный театр брежневской поры, улицы и дворы забиты автотранспортом. Даже колесо обозрения разобрали! Конечно, можно сослаться на события Великой отечественной войны, когда Новороссийск был разрушен на 96,5 %, однако с тех пор прошло уже 70 лет, и за этот срок можно было создать множество если не архитектурных шедевров, то хотя бы примечательных в эстетическом плане зданий.

***Кстати, в первый послевоенный период, до прихода к власти Хрущёва и знаменитого постановления об «архитектурных излишествах», в Новороссийске успели построить немало оригинальных домов, сформировавших очень интересный центр. Тогдашние архитекторы, между прочим, учитывали культурные традиции дореволюционного Новороссийска и ориентировались на образцы итальянских палаццо, создавая запоминающиеся по образам и пластике сооружения. Ныне все эти «палаццо» изуродованы разнокалиберными балконами и похожими на собачьи будки пристройками. Тем не менее, стоит лишь комплексно отреставрировать центральную часть Новороссийска, надстроить шпили на тех зданиях, где они должны были быть по начальным проектам – и мы получим замечательную по своему единству и эстетическому качеству «среду обитания».

***Впрочем, это только прекраснодушные мечтания! В период доминирования рыночных принципов вовсе не стремление к красоте и улучшению качества жизни населения определяет развитие городов. Всем правит исключительно коммерческий расчёт. То есть, если у меня есть деньги, то я могу купить в городе землю и после несложных согласований построить на ней торговый комплекс, небоскрёб, аквапарк или, если захочу, пирамиду. Можно привести множество примеров подобного использования самых лучших в Новороссийске земельных площадей.

***Один из богатейших в России бизнесменов, миллиардер Галицкий, известный ещё и как футбольный меценат, построил в нашем городе десятки красно-белых, похожих на ангары «магнитов». Недалеко от Кутузовского круга, опять же за грандиозным торговым центром, возведён целый район разномастных магазинов. Абсолютно безликие высотные жилые дома, этакие «недонебоскрёбы», строятся на месте стадиона на проспекте Ленина и вдоль Анапского шоссе, что сопровождается сокращением «зелёной зоны». Повсюду ведётся точечная застройка, как грибы растут здания с причудливыми названиями: «Флагман», «Марсель», «Башня». При этом совершенно отсутствует стремление архитекторов к созданию какого-то общего стиля и комплексной застройке: не разбиваются новые скверы и парки, дворы благоустраиваются на скорую руку, не хватает автостоянок, не строятся новые школы.

***Особенно удивляет обилие пустырей в центре Новороссийска. Оставим в покое руину театра, нависающую над городом: сама невозможность отобрать землю у «прихватизировавшего» его дельца свидетельствует о неэффективности нынешней экономической и правовой системы. Однако кажется, что история с театром городских чиновников так ничему и не научила. На месте снесённого у Кутузовского круга рынка теперь зияет бескрайний пустырь, в такую же одичавшую территорию превратился аквапарк, на городском пляже за оградой зарастает сорняками участок «золотой» по стоимости земли, рядом с отелем «София», «украшенным» несуразной будкой на крыше, тоже обширная пустующая территория. Задумывались ли нынешние «благоустроители», ведущую бесконечную перестройку улицы Победы и вырубившие десятки акаций, что с одной стороны задуманного бульвара он ограничен недостроенным театром, а с другой – полуразваленным облупленным зданием то ли банка, то ли магазина? И таких примеров несть числа!

***Можно, конечно, задать сакраментальные русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Кто виноват в том, что Новороссийск превращается в амбициозного бетонного монстра, напрочь забывшего свои традиции и отвергшего духовную культуру? Что делать, чтобы вернуть ему прежний уют, романтический характер? Ответы будут неожиданные и, скорее всего, никаких надежд на благие перемены в обозримом будущем в наше сознание не вселят.

***Современные архитекторы ощутимого влияния на развитие города не оказывают, даже их имена неизвестны. Это когда-то в Новороссийске творили Калистратов, Иофан, Данини, Михайлов, Наджарян. Им на смену пришли ремесленники, выполняющие экономические заказы. Хотя я не верю в то, что среди новороссийских зодчих нет талантливых мастеров. Просто их мнение абсолютно не учитывается, а голос не слышен. Городские власти тоже поставлены в жёсткие условия постоянного финансового дефицита и борются, прежде всего, за поддержание в работоспособном состоянии коммунальной инфраструктуры. И если приезжие восхищаются, например, набережной Новороссийска, то это говорит вовсе не культурном процветании нашего города, а о том, что положение в других градах и весях огромной и до сих пор плохо обустроенной России намного хуже, чем у нас.

***Отсюда можно сделать самый неутешительный вывод: без изменения правовой и экономической системы в нашей жизни ничего кардинально не изменится. Рынок диктует примат материальных ценностей. Зачем строить театры, школы, храмы, реставрировать старинные здания, закладывать парки, если всё это не приносит сиюминутной прибыли? Некими символами нашей современной жизни можно считать совершенно обшарпанный Дворец творчества, который, учитывая декларируемую заботу о детях, давно пора провести в порядок, и высящийся напротив него фактически «замороженный» Ледовый дворец. Ни творчество, ни здоровье, ни физическое совершенство нам не нужны. Нужна прибыль! Вот и весь разговор.

***Иногда складывается впечатление, что только вмешательство Президента способно сдвинуть решение даже самого насущного вопроса с мёртвой точки. Вот приедет Путин и прикажет достроить наш театр, снести пристройку к изуродованному Городскому дому, срочно отремонтировать крейсер «Кутузов», выделить помещение для Морского выставочного комплекса... И тогда работа закипит и «всё у нас получится»! Впрочем, ни Господь Бог, ни Владимир Владимирович помогать нам не обязаны. Только глубокое и ответственное понимание непреложной истины, что для человека первично духовное начало, может изменить нашу жизнь к лучшему. И тогда будут строиться школы, театры и музеи, появится оригинальный национальный стиль в архитектуре, изменится экологическая обстановка. Иными словами – пробудится гражданское сознание общества. Но в этом направлении мы сами уже сейчас должны сделать хотя бы первый шаг!

P.S. от редакции "Новороссийских известий". Справедливости ради, капитальный ремонт Дворца творчества вот-вот начнется. Финансирование берет на себя Новороссийский морской торговый порт. А в остальном...