Все ГОРЯЧИЕ ГВОЗДИ - критика чиновников, депутатов и др.

Поликлиника онлайн

Исход наоборот. Скульптору Суворову не мешало бы думать, прежде чем ваять

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

***Прочитал на НОВОДАРЕ: "Автор композиции, известный в городе-герое скульптор Александр Суворов, высказал надежду, что жители Новороссийска примут его творение". Да, речь о памятнике "Исход". И сразу выскажу свое мнение: я это творение принять не могу. Причем, даже нет смысла углубляться в детали, их обсуждать. Хватит даже поверхностных впечатлений.

***В скульптурной группе имеется явный эмоциональный контраст между фигурами человека и его лошади. В человеческой фигуре - в самой позе и всех деталях - выражен некий самоотверженный героический порыв, а в лошадиной фигуре, напротив, чувствуется страх. И что получается в контексте ситуации? Получается, что скульптор вложил в памятник следующую идею: бегство за рубеж было для белых подвигом и геройством (это выражено в человеческой фигуре), а желание остаться на Родине - позорным страхом (это выражено в лошадиной фигуре), который белогвардейцы мужественно и героически преодолевали (это выражено в том усилии, с которым человек тянет за собой лошадь).

***То есть, всё вывернуто наизнанку и поставлено с ног на голову. Ведь именно страх гнал людей за пределы России, а не благородный героический порыв, которым исполнена фигура белогвардейца. В его фигуре столько мужественной красоты! Но он ведь не в атаку на красных идёт, а бежит от них, - в этом же смысл белогвардейского Исхода, которому посвящён памятник. И, значит, его фигура должна выражать в себе горечь, боль, позор, отчаяние, страх, опустошение.

***Именно такие чувства действительно испытывали русские патриоты, вынужденные покидать Родину в то жуткое время. Например, о подобных чувствах как раз и писал в своих мемуарах митрополит Евлогий Георгиевский, отплывавший вместе с белыми из Новороссийска в Стамбул.

***А вот желание остаться, вопреки всему, на Родине - тут-то и соединились мужество, нравственная красота и высшее благородство (конечно, не без примеси страха, но то был страх идущих в атаку, а "не страх бегущих с поля боя"). Например, Михаил Булгаков мог уехать вместе с белыми, но решил остаться. Вот где, на мой взгляд, подвиг во имя любви к Родине! Или, скажем, Леонид Леонов, который был белогвардейцем и автором антибольшевистских статей, - тоже ведь мог уехать, но остался и потом десятилетиями жил в Советской России под страхом, что однажды вскроется правда о его белогвардейском прошлом. Чтобы решиться на такое, сколько мужества требовалось тогда, когда многие в панике бежали прочь от большевиков.

***Но даже если вы не согласитесь со мной насчет "уехать-остаться", в любом случае - в суворовском памятнике всё наоборот: белогвардеец мужественно и красиво бежит из России, а его лошадь желает трусливо остаться в большевистском аду. Скульптору не мешало бы думать, прежде чем ваять.

***Что же касается орфографических ошибок в надписях, то это - ни что иное, как шифр - зашифрованное послание потомкам белых эмигрантов за рубежом: не вздумайте возвращаться, ибо на Родине вас встретит то самое безграмотное большевистское варварство, от которого бежали ваши отцы и деды. Да, шутка, но очень грустная...