Поликлиника онлайн

КАК БУДТО В БУРЯХ ЕСТЬ ПОКОЙ... Беседы о крейсерской регате "NovoCup-2015" и парусном спорте, яхтенном отдыхе в России

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

В Цемесской бухте Новороссийска с 10 по 19 сентября проходил открытый кубок Юга России по гонкам крейсерских яхт в рамках крейсерской регаты «NovoСup-2015» памяти В.В. Юшкова. Нашим корреспонденту и фотографу довелось пройти на яхте «Скифия», являющейся одной из фавориток нынешней гонки, в значимый для Новороссийска день - 14 сентября - разгар череды праздников, когда отмечались 177-я годовщина со дня основания города, 72-я - со дня разгрома гитлеровских войск у стен города и 42-я - со дня присвоения Новороссийску звания города-героя.  В этот день все яхты прошли парадным строем к Мемориалу, где со «Скифии» на воду был спущен венок в память о моряках-черноморцах, защитниках Новороссийска. Во время этой торжественной прогулки мы пообщались с членами экипажа, которые оказались профессионалами в парусном спорте. Знакомьтесь: капитан яхты Яков Станиславович Никитин, шкипер Геннадий Иванович Межаков и отвечающий за настройку парусов Александр Петрович Лудяков.

***

О регате

***

***Рядом со мной садится Александр, и я начинаю расспрашивать о регате.

На фото: Александр Лудяков

***- Регата проходит уже много лет, - рассказывает мой собеседник. - Относительно недавно она называлась «Новошип», сейчас – «NovoСup». Во времена СССР это был кубок Черного моря, на который съезжались желающие со всех городов Черноморского побережья. И тогда регата проводилась примерно так: Сочи, Поти, Евпатория, Севастополь, Новороссийск… Мы ее проходили, по трое суток не видя берегов. Сейчас же совершаются сравнительно короткие переходы не более 70 миль. Первый переход был Керчь – Большой Утриш, дальше Утриш – Новороссийск. Потом будут небольшие гонки на рейде, пойдем в Геленджик. Вообще серия «NovoСup» состоит из 10 гонок, из них 4 должны быть более 15 миль (такая гонка считается средней продолжительности), остальные 6 гонок должны быть на меньшие дистанции. На данный момент прошли 2 большие гонки в зачет регаты. А сегодня у нас в честь празднования дня города Новороссийска отдых, мы идем только на двигателе. Будет официальная часть, возложение венка на воду морякам-освободителям Новороссийска, венка к Вечному огню, экскурсия по крейсеру «Михаил Кутузов».

***- Сколько судов участвует в регате?

***- На данный момент - 15. На старте было больше, но в  первом переходе море сильно штормило, и две лодки были повреждены: у одной пробоина, у другой оторвался один из поплавков.

***- Ваша яхта прибыла, я знаю, из Ростова-на-Дону. А откуда приехали остальные участники, в курсе?

***- Со многих уголков страны: Анапа, Новороссийск, Геленджик, Сочи, Керчь, Саратов, Краснодар, Красноярск, Екатеринбург…


О лодке «Скифия»

 

***Пора представить "Скифию"!

***- «Скифия» – это 35-футовая морская крейсерская яхта, серийная лодка с европейскими сертификатами, и самое важное в ней то, что она построена на нашей верфи «Скиф» в Ростове-на-Дону, – рассказывает Яков. В Ростове строят лодки с 1991 года, мое предприятие работает с 2006 года. Эта конкретная лодка построена в 2014 году, и она первый раз участвует в крупной морской регате.

На фото: Яков Никитин

***- Как возникла идея открыть такой бизнес?

***- Лучше так задать вопрос: почему я вообще такое предприятие создал? Потому что на Юге России есть большой опыт строительства лодок и высококлассные мастера, которые умеют это делать хорошо. Только поэтому я смог решиться на такой отчаянный шаг, как создание лодочного производства. Но сейчас кризис…

***- Цена ваших лодок сравнима с аналогами европейского производства?

- Да, не выше, но и не ниже. Цена такой лодки, как «Скифия», в базовой комплектации - 100 тыс. евро. Однако за нашу лодку вы не будете платить госпошлину в 40% от стоимости, как при ввозе судов из других стран. Получается, что здесь вы покупаете яхту по заводской цене, как и заграницей.

***- Яков, а вы здесь, в первую очередь, как производитель или как спортсмен?

***- Я здесь как спортсмен, потому что первое в гонке – это сама гонка. Другое дело, что я лично здесь, хоть и являюсь капитаном, но даже рядом не стою с теми профессионалами, которые сегодня собрались в экипаже. И лодку оценить должны, прежде всего, они, узнав ее возможности в сравнении с другими судами. Только так можно понять, что мы построили.

***- И какова оценка? Вы довольны своим творением?

***- Я дико доволен, просто счастлив безмерно! Мы пока в своей группе занимаем первые места (ред.- «Скифия» по итогам семи этапов общей протяженностью около 200 морских миль стала победителем во второй зачетной группе). Кроме того, что она красивая, удобная, я знаю теперь, что она ходит не хуже, чем спортивные лодки, хотя мы строили круизёр, т.е. прогулочную яхту. Она оказалась лучше. Она может участвовать в гонках наравне с большинством яхт России, да и всего мира. Понятно, что у спортивной лодки возможностей для гонок больше, но там жить неудобно, а на этой лодке можно и жить, и путешествовать, и соревноваться.

***- Хождение под парусом - ваше хобби?

***- Это жизнь. Когда бизнес был в самом начале, и я купил первую свою лодку, то сделал для себя открытие: через 20 минут после отплытия от берега, занимаясь только лодкой, я переставал думать о своих рабочих делах вообще. Город вдруг рррраз – и  исчезал  совсем. Это такое удовольствие!

***- А вы ходите только в российских водах?

***- На этой яхте пока да. Планирую в следующем году пойти за рубеж, поскольку у нас в России мест, где можно нормально ходить, очень мало. Возможно, "угоню" ее в Турцию, там есть вся инфраструктура для комфортного плавания.


О парусном спорте в России

 

***Наш разговор продолжается, мы говорим о занятии парусным спортом в России, отдыхом на яхтах. Какие для этого есть условия?

***- В России этих условий нет, - считает Яков Никитин. - Парусным спортом у нас могут заниматься только одержимые люди, к которым я себя, безусловно, причисляю. Только сумасшедшие могут жить в этих условиях. Нет портов, нет яхт-клубов. По большому счету, на Черном море есть только две марины, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к подобного рода местам: Большой Утриш и крымская Балаклава. Ведь что нужно человеку, путешествующему на яхте: зайти в марину, вымыться в душе, заправить и поставить без проблем лодку, чтобы за ней следили, поселиться в гостиницу. А это значит, что яхт-клубы должны находиться друг от друга на расстоянии дневного перехода, т.е. 30-40 миль. А по факту, чтобы прийти на гонку из Ростова в Новороссийск, я должен идти через Керчь без надежды на какой-нибудь порт. Если меня будут трепать шторма, я не могу остановиться, потому что там либо Украина, либо вообще нет портов, где можно было бы спрятаться. И мне приходится идти в шторм полтора суток, без сная и отдыха.

"Владимир Шапурко" собрал на борту коллег-журналистов

***По Крыму от Керчи до Ялты я тоже не могу нигде остановиться. На этой линии есть одна марина, но ее забрали военные. А еще есть пограничники, которые начинают каждые 30 миль спрашивать, кто я, что за яхта, куда идем, зачем мы туда идем и т.д. Для сравнения: в Турции, приходя на своей (для них импортной) яхте, я покупаю транс-лот и один раз себя заявляю, и меня 3 месяца больше никто ни о чем не спрашивает. У нас в России, что к танкеру, что к прогулочной яхте требования практически одинаковые. То есть у нас море не для людей. Я считал, что эта ситуация изменится, что парусный спорт в России будет, но прошло уже очень много времени (я серьезно занимаюсь и  смотрю на это с 2000 года), и пока ничего не улучшилось.

На фото: Александр Лудяков (слева) и Геннадий Межаков

***В разговор вступает Александр Лудяков:

***- Соглашусь с Яковом. Можно сказать, что за последние годы ситуация не улучшилась, а наоборот, ухудшилась. Например, в 80-е годы в Таганроге, относительно небольшом городе, было около 30-40 яхт, соревнования проводились каждые 2 недели, были ночные гонки. А сейчас есть две яхты, которые катают людей, и всё. Да и стоимость содержания яхты в России просто грабительская: 3 года назад 3 месяца стоянки на Большом Утрише для яхты Святая Анна стоила столько же, сколько год (!) в турецкой марине, которая полностью всем обеспечивала.

***Геннадий Межаков:

***- А вообще я хочу сказать, что парусный спорт уникален. Это единственный вид спорта, где дедушка, гоняясь с внучкой в одном экипаже в олимпийской лодке, может стать олимпийским чемпионом. И это реальный факт. Более того, присутствие дедушки очень желательно, потому что в парусном спорте опыт – незаменимая вещь. Ведь что такое парусная гонка? Это умение проложить свой курс, такую применить тактику, чтобы соперники остались позади. Причем ты должен это сделать, не нарушая правил.


«Экипаж машины боевой…»

 

***Геннадий Межаков по нашей просьбе рассказывает об экипаже лодки.

***- Наша команда сборная: 2 человека из Ростова, 3 – из Таганрога, 1 – из Брянска. При имеющейся квалификации такого количества человек достаточно, чтобы управлять яхтой.

***- Как команда набиралась? Вы все профессионалы?

***- Набиралась просто: созвонились, договорились. Мы не профессионалы, мы любители, но настроенные на победу. Когда мы только собирались участвовать в гонке, я спросил у капитана: мы идем кататься или гоняться? Потому что разница есть. Если цель – покататься, то мы не поедем, а если цель – победить, то тогда лодку мы жалеть не будем.

***- Какие функции у каждого члена экипажа? Кто что делает?

***- На самом деле каждый умеет делать всё, функции заменяемые. Но мы старались расставить людей в соответствии с тем, что у кого лучше получается. На борту есть капитан, есть рулевой, есть шкотовые, кто физически сильный – вытягивает парус.

***- А где и когда учились всему этому?

***- Это к вопросу о профессионализме. Профессионал – это тот, кто получает за свою работу деньги. Мы это делаем ради удовольствия. Если говорить о нас с Александром, то, по большому счету, по своему опыту мы «последние из могикан», потому что успели еще при Советском Союзе пройти очень сильную школу по олимпийским классам в Таганроге. Еще захватили СССР, когда крейсерский флот был очень большой. Побеждали в очень многих гонках. Мы в свое время были призерами и победителями всероссийских регат, первенства России, первенства СССР. Я в свое время был победителем чемпионата СССР. Александр вообще имеет больше 60 парусных побед в различных гонках, из последних самая значимая – на чемпионате Европы в 2010 году в гонке на спорт-ботах.


Память и ожидания

 

***В это время началось так называемое форсирование, яхты стали выстраиваться в ряд, экипажи встали на бортах своих лодок, и «Скифия» под звуки российского гимна спустила венок на воду, отдавая дать погибшим морякам, освободителям города Новороссийска.

***- Чего вы ждете от этой регаты?

***Г.Межаков:

***- Удовольствия. И я его получаю. А победа… У меня принцип банально простой: я еду не за первым местом, я еду обогнать противников. А если я их обогнал, то первое место будет! Вообще те, кто давно уже участвует в гонках, получают удовольствие по нескольким пунктам. Во-первых, во время гонки ты получаешь хорошую эмоциональную и физическую встряску. Во-вторых, ты встречаешься со старыми друзьями, знакомишься с новыми людьми, общаешься, обмениваешься опытом, впечатлениями… И в третьих, радуешься всему, что происходит, просто как человек!

***Я.Никитин:

***- Я жду победы. Жду признания этой лодки профессиональным сообществом. А еще… Вот что вам скажу не как производитель яхт  или спортсмен, а просто как человек: в море на лодке я чувствую себя МУЖЧИНОЙ, а это ощутить ни в каком возрасте не вредно. Здесь именно так. Здесь все настоящее. Когда меня мутит и швыряет из стороны в сторону во время перехода, когда я прикидываю, сколько денег я на все это потратил, я думаю: зачем все это? Но когда приходишь в порт или светит солнышко, или купаешься посреди моря, или сидишь с командой за столом, понимаешь, что всё не зря.

***Тем временем «Скифия» вместе с остальными участниками регаты подошла к причалу морского вокзала, где все и ошвартовались под музыку духового оркестра. Далее спортсмены прошли на площадь Героев, их поприветствовали президент Федерации парусного спорта Краснодарского края Владимир Сакович, начальник Центральной инспекции государственного портового контроля Андрей Колосов и другие. После возложения венков и цветов к Вечному огню участники регаты посетили одну из достопримечательностей города – крейсер-музей «Михаил Кутузов». И отправились готовиться к следующему этапу: маршрутной гонке до Геленджика.

Еще о регате

***Крейсерская регата «NovoCup 2015» является Открытым Кубком Юга России по крейсерским гонкам. На данный момент это единственная регата на Черном море, проходит один раз в году. Главным организатором ее является Антон Тимаков, новороссиец, спортсмен (член яхт-клуба «7 футов»). Проведение соревнования – его личная инициатива, воплощенная в жизнь при содействии спонсоров и согласованная со всеми инстанциями, поддержанная ими: администрацией города, пограничниками, федерацией спорта и т.д.

***Нынешняя всероссийская регата когда-то была гонкой «выходного дня», которую придумали для членов новороссийского яхт-клуба «7 футов». А потом случилось так, что на Черном море эта гонка оказалась единственной, и, естественно, она стала привлекать внимание яхтсменов из других городов Черноморского побережья и России в целом.

На фото: Антон Тимаков

***Цели соревнования: популяризация и развитие парусного спорта, укрепление дружественных связей между яхтсменами, повышение мастерства и яхтенной квалификации, приобщение начинающих спортсменов и владельцев яхт к участию в соревнованиях, воспитание молодежи в духе патриотизма, хорошей морской практики и морской культуры.

Перед возложением цветом на площади Героев