Наши интервью. МУП "Водоканал города Новороссийска": ПРОБЛЕМ СТАЛО БОЛЬШЕ, НО ОПТИМИЗМ ОСТАЛСЯ

Автор: Текст: Людмила ШАЛАГИНА, Анна ЕДАЛИНА, фото: Анна ЕДАЛИНА, Марина ЭКСТЕР 20.07.2015 13:52

Печать

Нынешнее интервью с руководством МУП "Водоканал города Новороссийска" получилось необычным. Дело в том, что через небольшое время после того, как материал был готов к печати и опубликован, у этого муниципального предприятия сменился директор. Мурат Алтуев пошел на повышение. Что не поменялось, так это проблемы, хотя, понятно, у каждого руководителя свое видение, свои приоритеты и акценты. Что ж, в таком случае наилучший выход - дать возможность высказаться на публику каждому из боссов.

1. ПЕРЕЕЗД И ГОД СТАБИЛЬНОСТИ

***16 июля директор Мурат Алтуев ответил на все вопросы, заданные журналистами, даже из разряда неприятных. Переезд Горводоканала - один из них.

***- Мурат Мурадинович, переезд горводоканала обсуждался уже давно, и вот предприятие обрело новое расположение. Надо прямо сказать, что жителям разных районов города сюда непросто добираться, фактический адрес предприятия теперь: ул.Мысхакское шоссе, 48 (рядом - автосалон «Ауди»-«Шкода» и хирургическая клиника),  а  подразделения Водоканала находятся в различных районах города. Насколько это удобно?

На фото: М.М. Алтуев, из архива "Новороссийских известий"

***- Очень неудобно. Эта разбросанность отрицательно сказывается на работе.  Поэтому  муниципалитет ищет свободные помещения и территории поблизости от головного офиса, чтобы разместить   все  службы рядом, собрать водоканал в "один кулак".

***- Какие еще сложности возникли в связи с переездом?

***- В том числе, очень мало места для лаборатории, которая контролирует качество воды. Сейчас ведем переговоры с представителями Спецстроя России о том, чтобы расположиться на территории одного из их предприятий, расположенного рядом с нами. Надеюсь, в течение осени нам удастся договориться.

***- Что за "войну" объявило предприятие фирмам, которые меняют водомеры в квартирах?

***- Дело в том, что в городе появилась компания, начавшая активно рекламировать услуги по замене приборов учета водопотребления. Наших контролеров они не приглашают, пломбы ставят самостоятельно. Однако замена прибора учета должна происходить по согласованию с ресурсоснабжающей организацией или управляющей компанией, а его пломбировка проводится нашими специалистами.  от почему акты, которые выдают жителям специалисты этой фирмы, мы не признаем. Боюсь, что такая деятельность может закончиться для потребителей штрафными санкциями, владельцы квартир будут переведены на расчеты потребления по нормативу. Сейчас для предупреждения возможных скандалов, связанных с заменой водомеров, мы обратились с заявлением в правоохранительные органы, они проверят деятельность той фирмы.

***- А чем закончилась история, связанная с  ветераном-малоземельцем, который был вынужден заплатить штраф в размере 10 тысяч рублей?

***- Это на самом деле  просто возмутительная история.  Контролер участка халатно отнеслась к своим обязанностям, не отметила в документах, что дом, в котором проживал 92-летний ветеран Великой отечественной войны, снесен. В результате с ветерана через суд взыскали 10 тысяч рублей. Когда история всплыла, мы провели служебное расследование. Контролер была уволена, а представителям ветерана вернули деньги.

***- Какова сейчас ситуация с долгами за потребленную воду?

***- На сегодняшний день нам должны более 200 миллионов рублей. И эти  долги - одна  из главных бед предприятия.  Не прекращаются суды со всеми управляющими компаниями. У судебных приставов лежит более двух тысяч исполнительных листов. Работа нового руководителя Новороссийского городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю внушает оптимизм относительно деятельности по взысканию накопившейся задолженности. Если бы ее не было, то наше предприятие из убыточного превратилось бы в прибыльное. Стоит еще проинформировать наших абонентов  о том, что горводоканал начал рассылку квитанций нового образца, где указаны показания общедомового прибора учета и расчеты о том, сколько должен оплатить каждый жилец многоэтажки.

***- Если переезд и долги негатив, то что есть хорошего?

***- Несмотря на переезд коллектив предприятия считает этот год более стабильным и плодотворным. За два предыдущих года мы сделали больше, чем наш предшественник, коммерческое предприятие за  10 лет. Сейчас из 220 тысяч наших абонентов 176 тысяч переведены на круглосуточную подачу воды.  Конечно,  еще случаются перебои с подачей воды в результате серьезных аварий, но мы делаем все, чтобы минимизировать издержки для населения. Удалось серьезно снизить общие потери воды, усовершенствовать систему ее подачи, в разы уменьшить порывы сетей.

2. КУДА  УТЕКАЮТ НАШИ  ДЕНЬГИ?

***Почему кардинально разнятся показатели различных месяцев за начисляемую воду на ОДН, которые выставляются собственникам квартир? Почему квитанции выписываются на лиц, которые уже не являются собственниками квартир или уже умерли? Каковы зоны ответственности собственника, муниципального «Водоканала» и управляющих компаний, в ведомстве которых находится дом? На все эти вопросы нам ответила в начале августа Эльвира Михайловна Софронова, заместитель директора по сбытовой части МУП «Водоканал города Новороссийска», к которой нас переадресовал новый руководитель предприятия Виктор Константинович Сподин (при Алтуеве он работал его замом по эксплуатации).

На фото: Э.М. Софронова

***- Эльвира Михайловна, объясните, пожалуйста, почему так «прыгают»  показатели за начисляемую воду на ОДН? Например, у нас есть обращение от жильцов дома по ул.Карла Маркса, д.44, у которых в ноябрьской квитанции 2014 года, выписанной «Водоканалом», 16 кубов на оплату ОДН, а в апреле 2015 года – 0,016 куба на ту же самую квартиру?

***- Начисления за воду на общедомовые нужды (ОДН), выставляемые потребителям, напрямую зависят от того,  какая форма договора у дома с «Водоканалом». Есть два возможных варианта. Первый вариант, если дом находится на непосредственной форме управления «Водоканалом». Тогда мы, как ресурсная организация, имеем полное право распределять весь ресурс, который подали на дом, стопроцентно, и в этом случае вся сумма ложится на плечи собственника. А именно, возьмем отвлеченные цифры: подали на дом 100 кубов воды, 80 из них ушло по квартирам. Остальные 20 мы имеем право «разбросать» по всем этим квартирам в виде начислений за воду на ОДН.

***- Не разбираясь, куда они на самом деле ушли?

***- Мы просто не можем это сделать, поскольку внутридомовые сети находятся вне компетенции «Водоканала». Мы ответственны только за магистраль до фундамента дома и подаваемую воду.

***- Каков второй вариант договора с «Водоканалом»?

***- Второй вариант, если дом находится под управлением какой-либо компании. В таком случае «Водоканал» как ресурсник выставляет управляющей компании счет на оплату всей поданной на дом воды. Собственник при этом оплачивает воду согласно счетчику и ОДН, которые в данном случае рассчитываются по норме 0,03 м3 на 1 м2 мест общего пользования. А все остальное берет себе на убыток управляющая компания, так как она является исполнителем коммунальных услуг. Т.е. если подали на дом 100 кубов, 80 заявили жители согласно показаниям индивидуальных приборов учета, на ОДН начислили исходя из норматива, например, еще 2 куба на дом, то остальные 18 кубов должна оплатить управляющая компания.

***Если говорить конкретно о приводимом вами в пример доме по ул.Карла Маркса, то он с 1 октября находился на полной форме управления, отсюда и такие показатели: 16 кубов. С 1 марта он находится под управлением ГУКа (МУП «Городская управляющая компания» - ред. "НИ"), поэтому собственникам в апреле выставлялся счет исходя из нормативов, о которых я сказала ранее.

***- Однако в обоих случаях квитанции выписывались «Водоканалом». Почему?

***- Потому что с 1 марта у «Водоканала» заключен агентский договор с «ГУКом» на право сбора и начисления денежных средств в домах, находящихся под управлением этой компании.

***- А из чего в реальности складываются эти внушительные объёмы ОДН? Создается впечатление, что название «общедомовые нужды» - лишь ширма, за которой прячутся другие статьи расхода воды, потому что во многих домах даже нет общего хозяйственного крана, из которого могла бы отбираться вода на эти ОДН.

***- Даже если нет общего хозяйственного крана, вода-то «Водоканалом» была подана, она куда-то ушла! Когда квартиры в доме оснащены счетчиками, чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией занижения показаний. У кого-то набежало бесконтрольно 30 кубов, например, подтекает тоненькой струйкой бачок или краник, а он подал 2 куба на оплату, и 28 кубов «уходят» в ОДН. Еще один вариант, когда квартира не оснащена счетчиками и собственник оплачивает воду по нормативу, исходя из количества зарегистрированных на этой площади жителей. По справке, выписке из лицевого счета паспортиста у нас, например, числится в квартире 1 человек, и мы начисляем на одного, а по факту проживает 5 человек. Разница же между потребленной и оплаченной водой опять идет в ОДН. Ко всему этому добавьте утечки, сознательные хищения воды и получите полный комплект того, из чего в реальности складываются ОДН.

***- А кто ответственен за все это? За правильность показаний счетчиков, их установку, проверку и замену в случае неисправности? За утечки во внутридомовых сетях?

***- За внутридомовые утечки несет ответственность управляющая компания, если таковая имеется у дома, или жильцы, если управляющей компании нет и дом находится на прямом расчете с «Водоканалом». За правильность показаний индивидуальных приборов учета воды несет ответственность только собственник. Раз в три месяца организация, с которой у дома заключен договор на оказание жилищно-коммунальных услуг (т.е. или «Водоканал», или управляющая компании) имеет право проверять правильность показаний счетчиков. Деятельность же по установке, замене, эксплуатации приборов учета воды также осуществляет та организация, которая предоставляет услуги  холодного водоснабжения и/или водоотведения: МУП  «Водоканал», управляющая организация, ТСЖ, ЖСК. Установка приборов учета может осуществляться абонентами самостоятельно либо по договору с организацией, выполняющей данный вид работ. При вводе в эксплуатацию прибора учета опломбировку  производит организация, предоставляющую услуги  холодного водоснабжения и/или водоотведения.

***- А как часто у вас обновляются данные о количестве проживающих в квартире людей, смене собственников и т.д.? Кто ответственен за достоверность содержащейся в выписке из лицевого счета информации?

***- Для нас получение таких данных является затруднительной и затратной операцией, поскольку «Водоканал» не имеет полномочий напрямую у собственников их запрашивать, т.е. просить показать паспорта, свидетельства о праве собственности и прочее. Все выписки из лицевых счетов, в которых отражены эти данные, мы получаем у паспортистов по запросу и платно. Строго говоря, об изменениях подобного рода нас должен информировать сам собственник: приносить соответствующие документы и делать запрос на перерасчет. На деле же нас никто не информирует, и действительно, случаются неприятные случаи, когда мы выписываем счета на людей, которые уже умерли или давно не являются собственниками или зарегистрированными жителями квартиры.

***-  Куда и какие надо принести документы жителям квартир, у которых произошли такие изменения? Обязательно надо ехать в новый офис по Мысхакскому шоссе?

***- В случае изменения количества проживающих в квартире людей, смены собственников и т.п. следует обратиться в службу «Одно окно» по известному адресу: г.Новороссийск, ул.Леднева, д.2, тел.: 8(8617) 30-35-64, 30-35-66. В службе «Одного окна» можно получить консультацию о документах, которые необходимо будет предоставить в каждом конкретном случае (свидетельство на право собственности, свидетельство о смерти и т.д.).

ВНИМАНИЕ! ЗДЕСЬ вы можете прочесть заметку о задолженностях водоканалов Новороссийска и соседних районов перед поставщиком воды - ООО "Югводоканал", что, очевидно, ведет предприятия к банкротству.