Это должен знать каждый! Стоит ли торопиться с оплатой общедомовых нужд?

Автор: Эксперт Общественной палаты МО г.Новороссийск Виктор ПОРТЯНОЙ 03.12.2012 15:58

Печать

***Прошло три месяца после того, как вступили в силу новые "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и домов", утвержденных постановлением Правительства №354 от 06.05.2011 г. Предусмотренная этими "Правилами…" оплата коммунального ресурса, расходуемого на общедомовые нужды, пока повсеместно и в полном объеме не производится по объективным причинам - не утверждены пока что на региональном уровне  новые нормативы  потребления коммунальных ресурсов и нормы расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды.

***Предполагалось  закончить разработку этих норм и нормативов в декабре 2012 года. Таким образом, если и начнется взимание платы с населения за ресурсы на общедомовые нужды, то для подавляющего большинства жилых многоквартирных домов в городе из-за отсутствия у них общедомовых приборов учета - в лучшем случае - с 01.01.2013 г. - с применением тех самых норм и нормативов, которые будут утверждены. И только в том случае, если региональные органы власти закончат работу по установлению и утверждению нормативов потребления коммунальных ресурсов и норм расхода ресурсов на общедомовые нужды в установленный срок!

***Определить объем ресурсов, необходимый по нормативам для общедомовых нужд, будет, при наличии таких норм и нормативов, просто. Для всего дома - это произведение нормы расхода ресурса на общую площадь дома, для конкретного собственника - это произведение  нормы расхода на отношение площади его квартиры к общей площади дома. Но и в этом случае, несмотря на время начала применения такой оплаты, следует перед оплатой убедиться в том, что нормы и нормативы расхода ресурсов на общедомовые нужды действительно утверждены соответствующим постановлением администрации или решением Думы, постановлением губернатора края или решением Законодательного собрания Краснодарского края и начали действовать.

***Совершенно другая ситуация с оплатой ресурсов, расходуемых на общедомовые нужды в домах, где уже имеются общедомовые приборы учета.  Для случаев, когда дом оборудован общедомовым прибором учета, "Правила…" содержат разъяснения и формулы расчета количества и стоимости ресурса, расходуемого на общедомовые нужды. Однако методика настолько несовершенна и сомнительна в возможности её применения, что, как мне представляется, не будет воспринята положительно населением и вызовет шквал судебных разбирательств. Лично я посоветовал бы, во-первых, не спешить с оплатой стоимости ресурса, якобы израсходованного на общедомовые нужды до тех пор, пока вы не убедитесь в првильности сделанных  начислений.

***Как гласят "Правила…", для определения количества ресурсов, расходуемых на общедомовые нужды в доме, оборудованном общедомовым прибором учета, в общем случае необходимо из объема ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета, вычесть объемы ресурсов, израсходованные в нежилых помещениях  дома (при их наличии - магазины, учреждения и прочее…), объемы ресурсов, потребленных  всеми гражданами, не имеющими приборов учета и пользующимися нормативами потребления, объемы ресурсов, потребленный всеми гражданами, имеющими квартирные приборы учета, объемы ресурса на другие цели, если они имеются…

***Не поняли? Не беда, главное в другом! Причем, и это очень важно, сделать вышеназванные расчеты необходимо одномоментно – т.е. в один и тот же день, в один и тот же час, иначе разность объемов окажется неверной.  Возможно ли такое в принципе?  Конечно нет!  Кроме того, в объем ресурса на общедомовые нужды, определенный таким способом, могут войти также и утечки воды в подвале дома, бороться с которыми мы доверили своей управляющей организации за наши средства. Кто-то из доверенных лиц собственников жилья в доме должен это проверить и зафиксировать документом отсутствие (или наличие) утечек, которые существуют по вине управляющей организации, а не граждан, исправно вносящих плату за содержание дома.

***А вот этого положения "Правила…", к сожалению, не содержат. В объем ресурса на общедомовые нужды (т.е. разницу в показаниях) могут войти и объемы ресурса тех граждан, которые потребили его, но не оплатили за это. За них придется по этой методике оплатить соседям. Почему?  Разве бороться с неплательщиками – это обязанность соседа, а не управляющей организации? И, наконец, в этот объем ресурса на общедомовые нужды могут (и наверняка войдут) сверхнормативные расходы ресурса граждан, не имеющих приборов учета и ведущих расчет по норме, но фактически превышающих свою норму в несколько раз.

***Итак, примененная в "Правилах…" методика расчета оплаты ресурсов, расходуемых на общедомовые нужды при наличии общедомовых приборов учета, скорее - показатель и оценка работы управляющей организации, чем объективная оценка количества и стоимости ресурсов на общедомовые нужды. И чем большей будет разница между показаниями общедомового прибора учета и суммарным потреблением ресурсов по индивидуальным приборам учета с учетом и объемов потребления всми другими потребителями, тем  ниже оценивается качество работы управляющей организации. Люди, конечно, разберутся и просто не примут эту несовершенную методику.

***До тех пор, пока не будут утверждены  и не начнут применяться нормы расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды на единицу площади жилого помещения собственника жилья в доме, определить справедливый размер оплаты за ресурсы на общедомовые нужды, как мне представляется, просто невозможно. Продолжение же применения практики начисления дополнительных платежей на общедомовые нужды по методике, которая содержится в "Правилах…", приведет лишь к большому количеству судебных тяжб. Такое мы уже проходили в начале периода действия старых "Правил…", утвержденных постановлением №307 еще в 2006 году…