СВЯТОСТЬ И СВЯТЫНИ. На чём основан протест против строительства храма в Новороссийске, на Малой земле? В чём главный нерв этого протеста? Попробуем понять, и для этого внимательно вчитаемся в петицию противников строительства. Анонс статьи

Автор: Текст: Владимир ЧУБУКОВ, фото: по ссылкам при кликах

Печать

Внимание! Опубликованы все части статьи! ПОЛНЫЙ ТЕКСТ - ЗДЕСЬ

СВЯТОСТЬ  И СВЯТЫНИ

На чём основан протест против строительства храма в Новороссийске, на Малой земле? В чём главный нерв этого протеста? Попробуем понять, и для этого внимательно вчитаемся в петицию, которую противники строительства направили Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, а также президенту РФ В.В. Путину.

В действительности собор наверняка будет выглядеть еще эффектней, чем на этой проектной картинке

1. КТО  И  КУДА  «ВТОРГАЕТСЯ»?

***Самый первый аргумент в петиции звучит так: «Обширный храмовый комплекс ВТОРГАЕТСЯ в СВЯЩЕННУЮ для нас мемориальную зону Малой земли».

***Я выделил два ключевых слова: «вторгается» и «священную». Под этими двумя словами скрыт целый смысловой пласт.

***«Вторжение» означает, что в некую систему (в данном случае, это мемориальная зона) вносятся чуждые и даже враждебные ей элементы, которые совершенно не гармонируют и не сочетаются с системой; а понятием «священная» подчёркивается, что потому-то и не гармонируют они со священной мемориальной зоной, что сами не являются священными и присутствием своим только оскверняют святыню. Такая мысль выводится из первого аргумента петиции.

***И получается вот что. Фестиваль «Морской узел» со своими пошлыми песенками НЕ ВТОРГАЕТСЯ в священную зону, а мирно с ней гармонирует. Пляж на Косе и кафе «Барракуда» тоже НЕ ВТОРГАЮТСЯ. ВТОРЖЕНИЕМ и осквернением святыни считается только присутствие православного храма.

***Нет ничего плохого в мирном отдыхе там, где некогда шла война, но если этот отдых взвешивается на одних весах с молитвенной памятью и признаётся более ценным, даже чуть ли не священным действом, во имя которого следует запретить молитву, чтобы не мешала и не отвлекала от «главного», – то это уже какая-то новая религия, где на место Бога ставится культ праздности.

Город-герой Волгоград показывает городу-герою Новороссийску пример

2. О  ПРОПОРЦИЯХ И ЗАТМЕНИЯХ

***Теперь читаем второй аргумент из петиции против строительства храма: «Проектируемый храмовый комплекс не только уничтожает значительную часть мемориальной зоны, но и полностью ИСКАЖАЕТ ПРОПОРЦИИ монументальных сооружений, ЗАТМЕВАЯ собой памятники войны» (выделения в тексте мои).

***Мне как бывшему художнику-оформителю и армейскому чертёжнику, занимавшемуся изготовлением военных схем и карт в Оперативном Управлении штаба СКВО, очень понятно употреблённое здесь слово «пропорции», и также понятно то, что употреблено это слово в данном случае глупо и безграмотно.

***Пропорции в архитектуре – это согласование отдельных частей конструкции между собой и в отношении ко всей конструкции в целом (скажем, отношение диаметра колонны к её высоте или, если диаметр колонны меняется с высотой, то соотношение друг с другом диаметров на разных её отрезках и т.д.). И в чью же «мудрую» голову первой пришла эта дикая и антинаучная идея, что храмовый комплекс может ИСКАЗИТЬ ПРОПОРЦИИ монументальных сооружений? Да ещё «полностью»!

***Исказить пропорции фигуры возможно только одним способом – изменив длину каждой из её сторон так, чтобы их процентные соотношения больше не соответствовали прежним значениям. Но эти изменения внутри самой фигуры невозможно произвести посредством расположения рядом другой фигуры. Никакое архитектурное сооружение не может исказить пропорции другого сооружения тем самым, что второе сооружение будет построено близ первого. Точно так же, как не может, например, один человек, став рядом с другим, исказить своим близким присутствием пропорции тела первого человека, которые могут меняться только в том случае, если сам человек будет расти, физически развиваться или деградировать, худеть или толстеть.

***Вот он где, нерв проблемы – банальная зависть, смешанная с комплексом неполноценности. Им завидно, что у верующих святыня собирается быть выше и красивее, чем святыни военной памяти, возведённые коммунистами. Ведь на фоне красивого и высокого храма всем будет очевидно, что и военные памятники можно было бы построить не менее высокими и красивыми, если б коммунистические власти только захотели и отважились бы на более масштабный проект.

***Известно, что на стенах храма, который планируют построить на Малой земле, намерены увековечить имена всех 18 тысяч воинов, погибших в боях за Новороссийск. И это тоже вызывает раздражение атеистов, выступающих против строительства храма, потому что в этом содержится хоть не прямой, хоть и косвенный, но болезненный упрёк: советская власть, при всех её средствах и возможностях, не озаботилась тем, чтобы увековечить все эти имена на стенах какого-либо памятника, зато Церковь хочет сделать это…

***Для кого-то, возможно, очень неприятно сознавать, что Церковь отдаёт долг памяти именам погибших, который давным-давно должны были отдать советские коммунистические власти. Отсюда и желание – запретить и не допустить. Логика тут проста: мы не увековечили эти священные имена, так пусть никто их не увековечит, чтобы нам не было стыдно за упущенную нами возможность, – вот какие побуждения, если вникнуть, движут противниками храма.

***И каких только причин не выдумывают, лишь бы не было имён воинов на храмовых стенах, да и самих стен этих не было бы.

***Говорят: «Да как же можно там храму стоять, если мы хотим в тех местах почти голыми ходить – в плавках и купальниках?! Этак ведь, того гляди, попы начнут пенять нам за неприличный внешний вид и ущемлять нашу свободу обнажения!»

***Или с другой стороны подходят к этой теме: «Не хорошо храмы ставить в тех местах, где люди оголяются – соблазн для верующих выходит!».

***Церковь-то ничего не имеет против того, чтобы вблизи храма люди купались в море, – пожалуйста! Например, в православной Греции, откуда христианство пришло на Русь, есть храмы вблизи пляжей, даже настолько вблизи, что прямо на самом пляже, рукой подать до моря. И когда наши противники строительства храма начинают ссылаться на соседство храма и пляжа, это звучит нелепо. Если уж вы далеки от Церкви, то не стройте из себя экспертов по вопросам христианских приличий и морали, а лучше подумайте о том, как ваш пляжный вид сочетается с вашими же собственными представлениями о священном статусе Малой земли.

3. АТЕИЗМ  И  НЕВЕЖЕСТВО

***Говорят ещё: «В городе школ не хватает – лучше бы их строили, вместо храмов!». Так кто вам мешает? Собирайте пожертвования на школы и стройте их. Пусть Церковь на свои нужды собирает пожертвования, атеисты – на свои; пусть каждый занимается своим делом, копит деньги на то, что считает для себя важным, и не лезет в чужую тарелку. К тому же при храме на Малой земле планируют построить гимназию – вот вам и школа, если так она вам нужна.

***Говорят: «Храмов в Новороссийске и без того достаточно, они стоят почти пустыми». А это уже откровенная неправда. Придите в любой новороссийский храм на Пасху или на Рождество Христово – и увидите, какая там давка. Раньше в храмах было свободнее, я помню этот период, но теперь православных прихожан в городе становится всё больше, а свободного места в храмах всё меньше. Даже по обычным воскресеньям в храмах с трудом можно протолкнуться.

***Это лишь анонс большой статьи. Полностью все пять частей и постскриптум читайте  ЗДЕСЬ.