ПУШКИН НА ФОНЕ БАРАКА. Новороссийск продолжают убивать унылой архитектурой, а общественность безмолвствует...

Автор: Текст: Виктор ПАХОМОВ, фото: Марина ДАРКИНА 21.01.2017 20:08

Печать

***Парковая аллея на улице Советов в Новороссийске представляет собой бульвар с нанизанной на него анфиладой площадей. При этом трудно определить, какую из них считать главной: то ли расположенную перед нашим «Белым домом», с задумчивым бронзовым Ильичём на постаменте, то ли напротив круглого «Колизея», с динамичным памятником Освободителям города, то ли наискосок от библиотеки Баллиона, с двуглавым орлом, надо полагать, символизирующим победу царского самодержавия над Новороссийской республикой. Впрочем, можно придерживаться мнения, что смысловым, духовным центром города является памятник А.С. Пушкину, поставленный к двухсотлетию великого поэта и ставший доминантой уютного тенистого сквера с фонтанами, красивыми фонарями, удобными скамейками для романтических и литературных встреч.

***Бронзовый поэт с пером в руке в вальяжной позе восседает на скамье, глядя поверх голов идущих мимо прохожих. Через дорогу от него находится лучшее архитектурное сооружение Новороссийска – напоминающий дворец Городской дом, построенный ещё до революции по проекту замечательного архитектора С.А. Каллистратова. За спиной же поэта громоздится недостроенный театр, выполняя роль сразу двух символов: расточительности советской империи и всевластия права частной собственности, не позволяющего вернуть городу и его жителям злосчастное здание, некогда приватизированное местным дельцом. При попытке сделать парадную фотографию на фоне Пушкина угрюмые руины театра обязательно попадали в объектив, что, однако, нисколько не смущало гостей Новороссийска, поскольку они думали, что грандиозный дворец Мельпомены и Терпсихоры в скором времени обязательно достроят.

***И вот, наконец, свершилось: на месте обширного пустыря на улице Советов завершилось строительство здания, которое частично заслонило наш самый знаменитый и позорный долгострой. Нет нужды говорить о том, что архитектурное обрамление сквера Пушкина имеет огромное значение для облика Новороссийска. Это понятно каждому, кто обладает сколько-нибудь развитым эстетическим чувством. К великому сожалению, ни среди местных чиновников, ни среди архитекторов подобных ценителей прекрасного не оказалось! Иначе как объяснить тот факт, что в самом лучшем, престижнейшем месте города возведён очередной прямоугольный торгово-офисный барак, которых в Новороссийске в постсоветскую эпоху отгрохали огромное количество. Одних только похожих на ангары «Магнитов» – десятки!

***А ведь можно было за спиной Пушкина, создавая памятнику достойный фон, возвести прекрасное оригинальное здание, используя традиции дореволюционного модерна или сталинского классицизма – стилей, которые нашли воплощение в лучших постройках Новороссийска. Вспомним, например, сгоревший во время войны театр или красующийся на набережной «Дом со шпилем». Вероятно, идеальным решением было бы построить напротив Городского дома некую реплику величественного и помпезного «Дома с орлом», служившего некогда резиденцией главы Черноморской губернии и разобранного из-за больших повреждений после войны. Честное слово, такое здание придало бы городу некий столичный шарм!

***Увы, уничтожение остатков старого Новороссийска продолжается ускоренными темпами: сносятся даже прочные дореволюционные здания, которые вполне можно было отреставрировать с надстройкой одного этажа. В качестве свежего примера приведу исчезнувший в одночасье кирпичный дом на углу улиц Лейтенанта Шмидта и Льва Толстого.

***Кстати, в краевой столице к архитектурному наследию отношение исключительно бережное, да и возведение многоэтажных башен в центре при новом губернаторе фактически запрещено! В Новороссийске, напротив, строится несколько огромных многоэтажек, совершенно подавивших историческую застройку. Впрочем, у меня нет никаких иллюзий насчёт профессионализма местных Растрелли и Щусевых. К Городскому дому при их попустительстве или с молчаливого одобрения был пристроен стилизованный под старину флигель, сам по себе вполне удачный, но нарушивший композиционное равновесие шедевра Каллистратова. А ведь можно было просто отступить от его правого фасада на несколько метров, создав уютную улочку, ведущую на Площадь Героев! Кстати, подобная метаморфоза произошла и с памятником архитектуры брежневских времён – изначально изящным и гармоничным морским вокзалом, к которому тоже приткнули объёмную пристройку. Только кому она теперь нужна, если пассажирские суда в Новороссийск не заходят?

***Пушкин то и дело бросает рассеянные взгляды на сидящую в карете Неизвестную, смотрит мимо испорченного Городского дома и – это уж точно! – не станет оборачиваться к примитивному, похожему на коробку торгово-офисному зданию за своей спиной. Поэт молчит, он бронзовый. Но почему безмолвствует общественность Новороссийска?