Горячие портовые новости. План Х: поделить и заменить. Правительство РФ одобрило схему раздела активов Новороссийского морского торгового порта

Автор: Текст: агентство "Интерфакс", портал Кавполит (Филипп Громыко), фото: из архива "Новороссийских известий", taganrogtv.ru, скан видео 1tv.ru и с сайта НМТП 04.07.2014 15:45

Печать

Гендиректором НМТП вместо Матвиенко может стать глава "Балтийской стивидорной компании" Батов

Москва. 3 июля. 18:11:51 MSK ИНТЕРФАКС - Гендиректором ОАО "Новороссийский морской торговый порт" вместо Юрия Матвиенко может стать глава "дочки" НМТП - ООО "Балтийская стивидорная компания" (БСК) - Султан Батов, заявили "Интерфаксу" два источника, знакомые с деталями заочного заседания совета директоров НМТП, прошедшего в четверг.

***По словам источника, на этом заседании было принято решение назначить С.Батова сначала первым заместителем гендиректора НМТП, а затем через месяц назначить главой НМТП. Также на этом же заседании было принято решение назначить на август внеочередное собрание акционеров НМТП, на котором и будет утверждаться кандидатура С.Батова.

***По словам источника, по сути С.Батов станет главой группы НМТП уже в новом ее виде - после разделения между группой "Сумма" Зииявудина Магомедова и "Транснефтью". Сейчас он возглавляет контейнерный терминал БСК в Калининграде и хорошо себя зарекомендовал, говорит источник. Еще один источник близкий к НМТП подтвердил "Интерфаксу" эту информацию. Однако в пресс-службе НМТП "Интерфаксу" заявили, что пока ничего не слышали про это решение (вряд ли лукавят, просто руководство не успело или не захотело поставить в известность, так что журналисты "со стороны" оказались информированней - ред. "Нов. известий").

***Сегодня основными акционерами НМТП помимо государства (владеет 20%) являются группа "Сумма" и "Транснефть". Эти две компании через Novoport Holding (СП на паритетных началах) владеют 50,1% НМТП. Отдельно "Транснефти" через "дочку" принадлежит еще 10,5%, а "Сумме" также отдельно - 2,75% НМТП. Таким образом "Транснефть" контролирует в общей сложности 35% НМТП, "Сумма" - 27,75%.

***В конце прошлого года после корпоративного конфликта эти два акционера решили разделить бизнес. Изначально речь шла только о разделе сфер влияния внутри НМТП - "Сумме" переходит контроль над "сухими" терминалами, "Транснефти" - над наливными. Однако затем появилась информация о разделе НМТП, и президент "Транснефти" Николай Токарев подтверждал ее.

***По словам источников "Интерфакса", акционерами рассматривалась как основная следующая схема: "Транснефть" продает свои 35% "Сумме" (стоимость сделки может составить $1 млрд), затем "Транснефть" выкупит у НМТП дочерние компании в Новороссийске и Приморске, связанные с перевалкой наливных грузов, а также нефтяной терминал "Шесхарис", который в настоящее время находится на балансе порта.

***Однако эту сделку должно одобрить правительство РФ. Источник "Интерфакса" заявлял, что такое решение было принято во вторник 30 июня, такая же информация у агентства Bloomberg, также со ссылкой на источники. Официального подтверждения пока нет. Не известно также, по какой все-таки схеме будет проводится раздел НМТП и изменятся ли в связи с этим планы правительства по продаже госпакета НМТП (продажа запланирована на текущий год).

***Акции НМТП котируются на московской и лондонской биржах. Free float компании на конец 2013 года составлял 5,6%. Группа НМТП объединяет следующие компании: ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП, головная компания), ООО "Приморский торговый порт" (ПТП), ОАО "Новороссийский зерновой терминал" (НЗТ), ОАО "Новороссийский судоремонтный завод" (НСРЗ), ОАО "Флот НМТП", ОАО "Новорослесэкспорт" (НЛЭ), ОАО "ИПП", ООО "Балтийская стивидорная компания" (БСК) и ЗАО "СФП".

Новороссийский порт может возглавить бизнесмен из Кабардино-Балкарии, кандидат от "Суммы"

4 июля. 15:12 Филипп Громыко, портал Кавполит - Совет директоров Новороссийского морского торгового порта (НМТП) предложил в качестве кандидата на должность генерального директора компании Султана Батова, который возглавляет Балтийскую стивидорную компанию – дочернюю структуру НМТП в Калининградской области. Избрание нового гендиректора должно состояться на внеочередном собрании акционеров 13 августа.

***Султану Батову, карьера которого начиналась в Кабардино-Балкарии, предстоит руководить портом в новых условиях – после ожидаемого раздела активов НМТП между ключевыми акционерами, группой «Сумма» Зиявудина Магомедова и «Транснефтью».

Портовик из Нальчика

***О назначении Султана Батова в совет директоров НМТП прессе первоначально стало известно из источников, близких к акционерам порта. Утром 4 июля информация о том, что Султан Батов включен в список кандидатур для избрания генеральным директором НМТП, появилась на официальном сайте компании. Председателем совета директоров был переизбран Максим Гришанин, одновременно являющийся первым вице-президентом  «Транснефти».

***Султан Батов возглавляет ООО «Балтийская стивидорная компания» (БСК) с момента ее образования в декабре 2002 года. Основной профиль компании – развитие перевалки контейнерных грузов в порте города Балтийска в Калининградской области. С начала 2008 года БСК входит в структуру Группы НМТП. По итогам 2013 года ее грузооборот, согласно данным годового отчета НМТП, составил 0,96 млн тонн. Под руководством Султана Батова был реализован первый этап развития контейнерного терминала в Балтийске с доведением его мощности до 200 тысяч TEU (условная единица измерения контейнерооборота). Компания планировала активное развитие: в конце мая стало известно, что БСК приобрела в порту Балтийска участок площадью 14 га за 11,5 млн рублей.

***Карьерный путь Султана Батова больше двух десятилетий был связан с Кабардино-Балкарией. После окончания КБГУ в 1980 году он работал в тресте «Каббалкпромстрой», а в 1989 году перешел на работу в правительство республики. Связи Батова с северо-западом страны начали развиваться в середине девяностых, когда он возглавил представительство на Северном Кавказе одной из структур «Газпрома» – ЗАО «Балтгазстройкомплект». Последняя должность Султана Батова в Кабардино-Балкарии – руководитель департамента потребительского рынка и услуг администрации Нальчика.

Развод по сценарию

***В схеме управления Группой НМТП после вхождения в ее капитал в начале 2011 года «Суммы» контейнерные перевозки были закреплены за группой Зиявудина Магомедова. Это означает, что Султан Батов является кандидатом «Суммы», которой уже удавалось провести на должность гендиректора НМТП своего человека. В 2012 году этот пост занял словенец Радо Антолович – найденный группой специалист экстра-класса. Однако в результате конфликта акционеров в начале прошлого года ему пришлось покинуть Россию после того, как против него было заведено уголовное дело.

***В этой ситуации новым руководителем НМТП год назад был назначен Юрий Матвиенко, ранее занимавший пост исполнительного директора группы. Но его фигура изначально рассматривалась как промежуточная, поскольку в результате конфликта «Сумма» и «Транснефть» пришли к выводу о необходимости оформить «цивилизованный развод».

***В апреле этого года источниками, близкими к акционерам порта, называлась следующая схема раздела активов. «Транснефть» получает все нефтеналивные терминалы и флот, а «Сумма» – остальные активы Группы НМТП, и становится самым крупным акционером порта. Причем 20-процентный госпакет, за который уже несколько лет идет серьезная борьба, тоже достается группе Зиявудина Магомедова с сохранением за государством «золотой акции». Таким образом, под контролем «Суммы» оказалось бы более 83% акций, включая ее нынешнюю долю (27,7%), госпакет (20%) и акции «Транснефти» (35,57%), которые, как предполагается, «Сумма» должна выкупить у своего нынешнего партнера.

***Второго июля агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщило, что правительством России этот план одобрен – и уже на следующий день «Сумма» выдвинула своего человека на пост генерального директора НМТП. Теперь остается получить одобрение плана раздела активов порта со стороны президента Владимира Путина.

Контейнерный акцент

***Выдвижение кандидатом на пост гендиректора НМТП директора контейнерной компании вполне наглядно говорит о грядущих приоритетах «Суммы» в работе с портом. Собственно, ключевой акцент на развитии контейнернего направления планировал сделать еще Радо Антолович, но это обстоятельство внесло свою лепту в разгоревшийся конфликт с «Транснефтью»: госкомпания заявила, что менеджмент порта не уделяет наливным грузам должного внимания.

***После грядущего «развода» новое руководство порта сможет посвятить контейнерным перевозкам столько времени и сил, сколько нужно. В среднесрочной стратегии НМТП, принятой при Антоловиче в 2012 году, предполагалось расширить пропускную способность обоих контейнерных площадок группы – ОАО «Новорослесэкспорт» (с 266 до 330 тысяч TEU в год) и ООО «БСК» (с 200 до 400 тысяч TEU в год). А в рамках долгосрочной стратегии планировалось строительство ряда новых контейнерных терминалов и расширение существующих. В новой структуре владения портом реализации этих планов вряд ли смогут помешать какие-то внутренние риски.

***В прошлом году перевалка контейнеров в НМТП несколько снизилась, но сейчас этот сегмент снова демонстрирует довольно активный рост. За первые пять месяцев этого года контейнерооборот группы НМТП составил 293 тысячи TEU, или на 8,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А в тоннах он вырос на 14% в сравнении с январем-маем 2013 года – до 2,385 млн тонн.

***При этом общие показатели грузооборота Группы НМТП уже давно демонстрируют снижение. В прошлом году он сократился на 11,3%, а за первые пять месяцев этого года грузооборот снизился на 5,2% в сравнении с январем-маем 2013 года.

***Сколько заплатит «Транснефть» за активы НМТП — не ясно. Обсуждался вариант, что нефтетранспортная монополия возьмет на себя часть долга НМТП ($1,9 млрд на конец 2013 г.), остальную часть — деньгами. Вчера 100% НМТП на LSE стоили $1,2 млрд, эффективная доля «Транснефти» (35,5%) — $430 млн.