"САМОЕ СТРАШНОЕ БЫЛО ВИДЕТЬ, КАК МУЖЧИНЫ СРЫВАЛИ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЖИЛЕТЫ С ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ". 37 лет назад затонул круизный пароход "Адмирал Нахимов"
Автор: Из архива @novodar 31.08.2023 08:49
***31 августа 1986 года в Цемесской бухте всего в четырех километрах от берега произошла одна из самых страшных катастроф на Черном море. За несколько минут затонул пароход "Адмирал Нахимов". Погибло 423 из 1234 человек.
Фото венка с ежегодного рейса "памяти и скорби": Наталья Герасимова, 31 августа 2015 года
***Днепропетровчанка Наталья Терехова: "Самое страшное было видеть то, как мужчины срывали спасательные жилеты с женщин и детей…"
***Так вели себя далеко не все. Человеческая подлость и трусость перемежались с героизмом, храбростью и добросердечием.
***Геннадий Царев: «Огни с берега, казалось, находились рядом, хотя на самом деле до него было не менее 3,5 километра. Я молодой, думаю, доплыву. Спускаюсь по задравшемуся борту, подводная часть уже показалась, у меня мысли, что она, наверное, ракушками обросла, сейчас точно порву себе одно место. И в этот момент срывается сверху знакомая бортпроводница Люда, летит и меня сбивает. Пока летел метров пять, я еще успел подумать, какая же у нее обувь? А вдруг на каблуках? И я прыгнул глубже и чуть в сторону. Она рядом плюхнулась. Начали подальше отплывать, чтобы воронкой не затянуло. Отплываю и слышу стон, страшный такой стон над водой. Люди кричат, прощаются с жизнью. Есть выражение: волосы дыбом встают. У меня было именно такое ощущение: казалось, как будто гвозди на голове. Плыву и машинально глажу волосы. Тот страшный стон я долго помнил, за сердце хватался, это сейчас прошло столько лет, так полегче стало немного… Смотрю, девушка знакомая в жилете, как закричит, меня сначала не узнала. Я ей говорю: «Можно хоть немного за тебя подержусь?» И сразу сил у меня прибавилось, как второе дыхание открылось. Вскоре мы к плотику спасательному подплыли, вокруг него шло леерное ограждение, за которое люди зацепились. Женщина какая-то кричит: «Я не могу держаться, спина болит!» Ее закинули на плот, потом еще человек пять, которые уже не могли держаться на воде. С одной из девчонок из команды случилась истерика, но мы ее быстро успокоили. Рядом в спасательном круге держалась девочка маленькая, лет пяти. Я говорю: «Ты посмотри, ребенок маленький и то не плачет, а ты воешь». А вскоре начали и военные катера подходить. Меня какой-то прогулочный катер подобрал, помню, забирался последним, подсаживал всех, потом уже сил не было руку поднять. Бросили мне от жилетной веревки конец, только начали тянуть, веревка оборвалась, бах, я опять в воду. Меня за шкирку подняли и на палубу бросили».
***Смертный приговор сам себе вынес 2-й помощник капитана "Адмирала Нахимова" Александр Чудновский, который управлял судном в момент столкновения: понимая, что судно обречено, он спустился в свою каюту и закрылся на ключ. Чтобы извлечь его тело, водолазам впоследствии пришлось взламывать дверь.
***«Адмирал Нахимов» тонул толчками. Крен на правый борт уже был около 45°, люди держались за леера и всё, за что можно было ухватиться. Многие перелезали на левый борт и по нему сползали в воду. Многие люди оказались заблокированными в своих каютах. С тонущего парохода матросам, под командованием боцмана В.Г. Лободы, удалось сбросить большинство надувных спасательных плотов, которые стали единственными средствами спасения для утопающих. Через 7 минут после столкновения, имея крен на правый борт около 60°, «Адмирал Нахимов» полностью ушёл под воду. На месте крушения на поверхности воды одновременно барахталось около 1000 человек, перепачканные краской и мазутом, плавало множество предметов и обломков.
***Судьба капитанов — Маркова и Ткаченко — была фактически предрешена, и суд, проходивший в ДК железнодорожников в Одессе, являлся лишь пустой формальностью. Обоих приговорили к 15 годам тюрьмы. Через 6 лет последовала амнистия. Маркова после этого даже назначили капитаном-наставником в пароходство, что многие восприняли как издевательство. Из бывших членов команды он ни с кем не общался. Умер в Одессе в 2007 году. Виктор Ткаченко, уехавший на жительство в Израиль и сменивший фамилию на Тальор, погиб в 2003 году при крушении собственной яхты у берегов Канады.
***Судовой механик Черноморского пароходства, а ныне писатель Аркадий Хасин:
***"Случилось в Цемесской бухте то, что было заложено в характере Ткаченко. Он никогда никого не слушал, считал, что все знает, все понимает. И он спешил. Было 31 августа, конец месяца, ему нужно было выполнить месячный план, и он хотел к нулю часов встать к причалу. «Нахимов» был преградой к выполнению плана, и он решил проскочить перед его носом, но просчитался.
***Марков тоже виновен, но по-своему. Не имея заграничной визы, но мечтая о ней, он искал пути ее получения. В тот роковой день в Новороссийске к нему на борт сел начальник Управления КГБ по Одесской области генерал Крикунов. И Марков решил воспользоваться моментом. Накрыл в каюте стол, пригласил генерала. Он должен был оставаться на мостике, чтобы вывести «Нахимов» из Цемесской бухты, но ему не терпелось поскорее пойти в каюту поговорить с генералом о своих личных делах. Он доверился своему второму помощнику Чудновскому: «Ну расходись, ты ж парень опытный». Получилось, что трагедия произошла потому, что два человека спешили: один стать к причалу, а другой — сесть к столу. Кто в результате виноват в трагедии? Оба? Наверное".
Архивное фото
Главный редактор "Новороссийских известий" Владимир Даркин: Когда случилась трагедия с "Нахимовым", я только-только приехал в Новороссийск и стал работать корреспондентом в "Новороссийском рабочем". Весь случившийся ужас хорошо помню. Гласность была еще в зачаточном состоянии, но запрета на освещение темы катастрофы ни из горкома КПСС, ни от председателя правительственной комиссии Гейдара Алиева, ни от КГБ не было. Так что писали в каждом номере. Правда, упор делался исключительно на героизм спасателей и тех служб, которым приходилось общаться с родственниками погибших и заниматься трупами (их свозили на пятнадцатый причал порта). Еще находили тех приехавших в Новороссийск людей, чьи родственники спаслись при крушении, и брали интервью у них. Конечно, приехавшие и даже некоторые из спасенных редко отказывали, ведь им очень повезло. Помню, как человек с прибалтийским акцентом с дрожью в голосе рассказывал мне о спасении взрослой дочери. Пассажиров из Прибалтики было на "Нахимове" много.
О причинах трагедии тогда было говорить рано. Зато активно обсуждали прекращение работ по поднятию тел погибших, чтобы затем родственники их могли похоронить. Подняли не всех, потому что стали погибать водолазы, у которых запутались тросы во время поиска трупов в "лабиринтах" парохода.
Царствие небесное всем погибшим!
< Предыдущая | Следующая > |
---|