ЧТО ЗА МОЛОДЁЖЬ НЫНЧЕ ПОШЛА! Яркой вспышкой уходящего лета оказался для 120 старшеклассников различных школ Новороссийска августовский сбор популярного в городе образовательного проекта «Наше время»
Автор: Текст: Анна ЕДАЛИНА, фото: Марина ДАРКИНА и предоставленные "сколковцами" (отмечены *) 23.08.2015 23:39
«Недетское время – наше время!»
***Яркой вспышкой уходящего лета оказался для 120 старшеклассников различных школ Новороссийска августовский сбор популярного в городе образовательного проекта «Наше время». Раньше этот проект назывался еще «Новороссийское Сколково», и содержание его было во многом похожим, а в чем-то и другим. Проект уже солидный, ему 5 лет, по 4 сбора в году в каникулярное время, серьезный, интересный, творческий, бесплатный… Но такую характеристику имеют многие молодежные проекты. В чем же секрет неизменного и большого успеха именно этого проекта? Давайте оставим все восторги, сопли и слова восхищения детям (см. записи на сайте вконтакте), а сами попробуем разобраться в этом феномене, посмотрев на него глазами взрослых.
Что такое «Наше время»?
***Это программа дополнительного образования, в которой применены технологии личностного роста и социального ориентирования подростков. Достоинство программы в том, что она выстроена в точном соответствии с психологическими особенностями этого сложного возраста. Внешне – это игровая деятельность. По содержанию – сложные проекты различной направленности: творческие, спортивные, политические, психологические, культурологические, медицинские и т.д. Но у всех проектов одно условие: в конце обязательно должен быть представлен реальный результат деятельности, какой-то осязаемый продукт. Как пример: ребятам этого летнего сбора нужно было снять в заданном жанре фильм о том, как может пройти «Сколково» в других странах (китайский ужастик, русская комедия, индийская мелодрама, бразильское фэнтези). Результат – короткометражки, снятые, озвученные и смонтированные самими участниками. Огромный плюс такого подхода – дети проходят все этапы какой-либо деятельности, что в «большой» жизни им не всегда удаётся сделать.
***И тут организаторам должны поаплодировать психологи, потому что такое построение деятельности подростков отвечает их главному стремлению: найти себя. В этот период подростки начинают перебирать множество вариантов отношений и деятельности, чтобы ответить себе на основные вопросы. Кто я такой? На что я способен? Плюс им нужны новые впечатления. Поэтому они постоянно испытывают, узнают самих себя. И главным требованием в это время становится безопасность. Потому что можно проверять себя, шагая по парапету девятиэтажки, а можно – осваивая оригами или уличные танцы. И такие вот творческие сборы, которые организовывает «Наше время», дают безопасную площадку для всех этих поисков. Дети попадают в среду, в которой учатся генерировать идеи, начинают «креативить». Конечно же, при наличии ведущего за собой и поддерживающего взрослого.
Как все происходило в этот раз?
***Название нынешнего летнего сбора – «Я в ритме города». А основной ритм нашего города нынче – это подготовка к выборам, поэтому многое было посвящено этой теме. Так, ребятам запомнился тренинг Евгения Азизова, который помимо политического ликбеза поведал детям и свою историю восхождения по карьерной лестнице. А перед самими подросткам была поставлена конкретная задача: каждому отряду подготовить агитационный проект, который помог бы привести на выборы родителей. Например, 1ый отряд сделал социальную рекламу, суть которой состояла в том, что родитель, пропуская выборы, по сути, стирает будущее своего ребенка.
***"Мы имеем право участвовать в жизни города и страны. Нас спрашивают, и мы должны отвечать" - вот так понимает суть выборов комиссар первого отряда, ученица 10 класса 8 гимназии Анастасия Назарьян.
***Ей же мы задали вопрос, что для нее - гражданская позиция и получили такой ответ: «Активная гражданская позиция – влиять на будущее своего города, своей страны. Это каждый наш шаг на благо города: участие в субботниках, экологических и военно-патриотических акциях. Если ты вышел на субботник, если ты покрасил забор, то ты этим показал, что ты любишь свой двор, свой город, а если ты просто репостнул запись вконтакте, то это еще ни о чем не говорит».
***Помимо политики еще были КВН, день Нептуна, день здоровья и множество тренингов. У ребят на сборах очень жесткий график, свободного времени почти нет. День начинался зарядкой в 7.00 и заканчивался в 22.00 так называемой «свечкой», когда подводились итоги, обсуждались дела, которые были сделаны в течение дня.
***Анна Тридчина, комиссар 3 отряда: «Вечерняя «свечка» – самый интимный момент дня. Там никто не врет, и стоит полнейшая тишина. Мы в этот момент становимся большой семьей, когда важно мнение каждого».
***Вообще, в разговорах и с ребятами и с главным специалистом проекта Валентиной Пилипчук многократно повторялись слова "работа", "работать", "работали"… Они приезжали не отдыхать на берегу моря, а учиться и развиваться, а это, несомненно, требовало сил. Но эти усилия возвратились им сторицей новыми друзьями, фейерверком эмоций и знаний.
Что в итоге проект сейчас дает ребятам?
***Очень важное: видение взрослой социальной модели мира, которая существенно отличается от детской. Они учатся конструктивно взаимодействовать в свою пользу и пользу других людей. По большому счету, все это приводит к появлению чувства ответственности, т.е. к формированию взрослой личности с развитыми волевыми, творческими и коммуникативными качествами.
Что этот проект дает городу?
***Ответственную, активную, творческую, неравнодушную к жизни города молодежь. И их проекты, некоторые из которых были уже реализованы в городе:
1) велосипедная дорожка на Набережной;
2) фонтан возле центрального рынка по ул.Чайковского;
3) субботник на Мефодиевке, на котором были собраны и вывезены 200 мешков мусора, каждый по 120 литров;
4) и даже волонтерский проект помощи бывшим заключенным «Крылья мечты», когда ребята устраивали концерты в колонии-поселении на Шесхарисе, чтобы показать живущим там девушкам, что они не отвергнуты, они вместе с городом.
Как попасть на проект?
***Сразу скажем, количество желающих попасть на сборы гораздо больше, чем мест, которые может выделить Управление образования муниципалитета для «Нашего времени». Попадают туда по заявке от школы те дети, которые принимают активное участие в жизни своего образовательного учреждения, в основном, из школьного самоуправления. На трехдневные сборы в осенние, зимние и весенние каникулы попасть проще. Они проходят на базе какой-либо школы в режиме полного рабочего дня. На летние выездные сборы, которые интенсивнее и длиннее остальных, предпочитают брать детей, уже знакомых с правилами работы в «Нашем времени», т.е. тех, кто прошел сезонные сборы.
***Теперь мы знаем, почему и как именно этот проект «работает», насколько он профессионально сделан. И долгих лет жизни ему в нашем Новороссийске. А строчка из песни группы «Дискотека Авария», которая является девизом сколковцев и вынесена нами на самый верх публикации, «Недетское время – наше время», как нельзя лучше характеризует результат этого проекта: наличие той самой редкой разновидности подростков, о которой так любят вспомнить бабушки разговорами на вечную тему «Что за молодежь нынче пошла…».
Напоследок - в качестве постскриптума -
***записи из журналистского блокнота, сделанные в "Лукоморье" (Широкая балка), где проходил сбор. На отряд приходится двое вожатых, которые сами - недавние выпускники «Сколково». По своему возрасту они очень незначительно отличаются от своих подопечных, которым 13-16 лет. Получается, что подросток взаимодействует с почти что сверстником. Это эффективно, потому что язык общий, общее коммуникативное поле. У подростков ведь есть еще одна особенность: приходит "трудный" возраст, когда подросток максимально отдаляется от взрослого. Он сознательно дистанцируется, потому что отстаивает, отстраивает свою самостоятельность. Ведущей деятельностью в это время становится коммуникация, общение. И очень важно, когда есть ребята твоих интересов, твоей психологии. Мы говорим о вожатых. Они являются прекрасным каналом для подростков при условии того, что эти ребята обучены. Те фильтры, которые подросток выстраивает по отношению к взрослым, они проходят.
***Еще один момент. Человек здесь учится работать в команде с другими людьми. Он начинает видеть и слышать не только себя, но и рядом стоящего товарища. Он понимает, что в каких-то случаях надо идти на компромисс. А подростку опять же это не свойственно. Они максималисты. С одной стороны, они учатся отстаивать свое мнение, с другой стороны – понимают, что их мнение стоит в ряду других таких же. И важно не только продавить свою точку зрения, но согласовать ее с другими. Кстати, раньше, в первые годы существования "НС", ставку больше делали не на коллективизм, а на лидерство. И то, и другое важно, но согласитесь, уметь работать в команде все-таки полезнее для абсолютного большинства "начинающих взрослых". Ибо лидеров априори намного меньше в природе...
Следующая > |
---|