ВЛАСТЬ И СМИ. КТО И ЗАЧЕМ «ПРЕССУЕТ» ПРЕССУ?..

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

***…Новый год, Рождество, старый Новый год, и – так уж совпало – День Российской журналистики. Когда как не сегодня подвести своеобразные итоги нашей деятельности, поговорить о будущем пишущего сообщества.

***Журналистов часто называют представителями «второй древнейшей профессии». Многие из нас обижаются за такое сравнение. Но очень многие при этом виновато улыбаются, дескать, что уж тут поделаешь, судьба у нас такая… Действительно, практика показывает, что в нашей сегодняшней журналистской реальности порой труднее оставаться человеком, чем на поле боя.

***

О власти – либо хорошо, либо никак!

***

***Говорить о стойкости или продажности людей нашей профессии можно бесконечно. На слуху у всех россиян множество примеров как того, так и иного. Но что происходит с прессой здесь, на Кубани и, в частности, в Новороссийске?
***В центральных СМИ уже не раз звучала озабоченность тем, что в регионах властные структуры всячески «прессуют» независимые от них средства массовой информации. Где не получается закрыть газету или телеканал по закону – делают предложение, от которого нельзя отказаться: попросту покупают издание. В качестве свежего примера можно привести тот же Новороссийск.

***«Новороссийский рабочий» - газета, издающаяся в городе с 1920 года. Понятно, при власти коммунистов она, как и все прочие, была органом горкома, горисполкома и т.д. Когда власть сменилась, на какой-то период коллектив почувствовал себя «независимым». Но иллюзия свободы со временем прошла. «Новороссийский рабочий» стал ГУП КК (Государственное унитарное предприятие Краснодарского края). Надо ли говорить о том, что издание, и до этого не отличавшееся особой смелостью по отношению к властям, превратилось, по сути, в очередной «вестник»?..
***Возникает, правда, вопрос: а для чего, собственно, власти финансировать ещё одно СМИ, когда есть в городе «Новороссийские вести», «официальная газета администрации города и городской Думы»? Да ещё есть и «Вечёрка. Вечерний Новороссийск», издаваемая этим же МУПом (Муниципальное унитарное предприятие). Зачем, казалось бы, администрации края газета города-героя? Да затем, чтобы исключить саму вероятность неподконтрольной деятельности новороссийского издания во время предстоящих выборов мэра города. Версия имеет право на существование, особенно если учесть всё возрастающий интерес краевой администрации и лично губернатора Александра Ткачёва к продвижению своих ставленников в главы различных уровней.

***Краевая власть, отчётливо понимая значение и силу прессы во время выборов, в решении кадровых вопросов фактически подмяла под себя средства массовой информации. Вред, причиняемый государству подобными действиями, трудно переоценить. Коррупция, запредельный бюрократизм и откровенное воровство из бюджета, объявленные с высоких федеральных трибун угрозой №1 государству, на Кубани выглядят как некое абстрактное зло от инопланетян. Создаётся иллюзия непогрешимости власти, правоты её во всех начинаниях, откуда остаётся последний шаг до диктатуры, пока – информационной. И этот шаг в Краснодарском крае, похоже, уже сделан.
***Используя возможности СМИ, власть просто воспроизводит сама себя. Не стоит нам посмеиваться над Белоруссией или авторитарными режимами более отдалённых стран. Давайте посмотрим, что происходит под боком. У нас на Кубани уже вовсю сияет своё административное «солнце»…

***

Почём административный ресурс?


***
***В Краснодарском крае на 5 млн населения приходится свыше 350 печатных изданий и около сотни телеканалов. И хотя перед Законом, в том числе и «О средствах массовой информации», в России все равны, выясняется, что некоторые из изданий «равнее» других. Кто работал в СМИ, тот знает, в какую копеечку обходится их выпуск. И немудрено, что в последнее время многие из них закрываются, не выдержав финансового бремени. Но – не все. Некоторые редакции позволяют себе не только выходить полумиллионными тиражами, но и бесплатно(!) рассовывать газеты по почтовым ящикам. Но давайте посмотрим, для чего же такие затраты и кто может их себе позволить?

***Ежегодно в краевой бюджет закладывается более 250 млн рублей для финансирования средств массовой информации, входящих в краевой реестр городских и районных газет. Большая часть этих денег уходит на нужды телевидения и печатных СМИ, освещающих деятельность краевой власти. У газет, представляющих собой ГУПы (Государственные унитарные предприятия), три учредителя: ГУП «Периодика Кубани», администрация города или района и журналистский коллектив. Как правило, главный редактор – он же и директор, а потому зависим от власти со всех сторон. О финансовой самостоятельности не идёт и речи, зарплата и распределение прибыли, если таковая есть, контролируются краевым департаментом по СМИ.
***«Кубанские новости», «Кубань сегодня», «Краевые новости», «Краснодарские известия», всевозможные «вестники» - газеты, учреждённые краевой администрацией и финансируемые через договоры об информационном обслуживании, полностью зависят от власти. Частная «Вольная Кубань» в какой-то мере может похвастаться независимостью, но лишь в какой-то, ибо также работает по договорам с администрацией и ЗСК…

***Средний тираж 47 районных газет края колеблется от 6 до 12 тыс. экземпляров каждой, покрывая информационной паутиной всю Кубань. И все они связаны договорами об информационном обслуживании городских и районных администраций, зависят от департамента по СМИ, отчитываясь по финансам, утверждая кадры и входя в краевой реестр. Рекламные издания – не в счёт. Указанные в реестре издания полностью финансово зависимы и  не могут даже помышлять о какой-то самостоятельности. В 2005 году назначенным департаментом редакторам таких изданий была установлена зарплата от 20 до 25 тыс. рублей, рядовые журналисты не получают порой и трети этой суммы. Своеобразный стимул для размышлений о справедливости и журналистской свободе…

***Но о чём же конкретно рассказывает читателю, к примеру, газета «Краевые новости», выходящая тиражом 60 тыс. экземпляров?
***«Губернатор поставил задачу – в десять раз увеличить число судебных приговоров браконьерам». Александр Ткачёв, правда, не судья, всего лишь губернатор, а вот поди-ка, задачу поставил. О том, что он же провёл совещание с заместителями. О том, что поздравил многодетных матерей, или – главу Туапсинского района, о том, что совершил (или планирует совершить) рабочие поездки по краю…
***Не отстаёт от текста и изобразительный ряд. Вот мы видим А.Ткачёва на стройке, среди детей, животных, здесь он награждает певицу, тут – у иллюминатора вертолёта, оглядывает владения, там – в камуфляже на фоне военной техники, посещает храм, задумчиво мнёт в пальцах пшеничный колос, играет в футбол, встречается с китайцами, гладит коня…
***Зачем всё это? Ведь раз в неделю «Краевые новости» могли бы сделать свои газетные полосы более насыщенными, интересными не только губернатору и иже с ним, но и тем сотням тысяч читателей, для которых, видимо, и планировалось издавать газету! А может, такой задачи и не было?

***Посмотрите, на четырёх страницах фамилия губернатора встречается до 30 раз! И возникают мысли о том, что Александр Николаевич за бюджетные деньги, по сути, за деньги налогоплательщиков, рекламирует себя, любимого, и рекламу эту почтальоны бесплатно разносят по сотням тысяч почтовых ящиков! Но для кого бесплатно? Для губернатора, но не для жителей Кубани, многие из которых и не догадываются, что вся эта пропаганда и есть пресловутый административный ресурс, который сыграет потом решающую роль на выборах… Однако эти «вести-новости» в городах и весях края издаются не на деньги гражданина Ткачёва, а на наши с вами, поступающие в казну в виде налогов!
***Могут возразить: но и у власти должна быть пресса, освещающая её деятельность. Да никто и не спорит! Конечно, должна. Но должна быть и другая, говорящая о недостатках в работе, отражающая не только «лучи благодарности» граждан губернатору, но и содержащая конструктивную критику, позволяющая рассказать о жизни, какая она есть, простому жителю края высказать наболевшее. Без этого нет нравственной составляющей журналистики, а остаётся лишь преимущественное холопство.

***

Реестр для холопов?

***

***Чиновник знает, как «правильно» применять инструмент в виде подконтрольных СМИ. Главы муниципальных образований внимательнейшим образом следят за публикациями в газетах и сюжетами на ТВ. Да и как иначе? Благополучие их напрямую зависит от лояльности к губернатору, и не только оно. Несмотря на выборность местных глав, практика свидетельствует о другом: всё решается «наверху».
***Всего за последние пять лет лишились своих постов более двух десятков глав городов и районов. В их числе мэры Краснодара и Сочи, глава Темрюкского района и другие. Хозяин скомандовал «Ату его!» и челядь бросилась исполнять приказ. К процессу травли неугодных сразу же подключаются все СМИ системы. Например, даже местные телеканалы Новороссийска, не имеющие никакого отношения ни к Темрюку, ни к Сочи. Видимо, в назидание другим…
***Как в старые советские времена крайком партии, департамент по СМИ бдительно следит за информационной политикой в местной прессе. Да что там следит! Он же её и проводит. А как иначе? Ведь даже руководитель остался тот же…

***Но что же происходит, если какое-то СМИ вдруг «взбрыкнёт» и рискнёт иметь своё мнение?
***Г.Кропоткин - редактор газеты Л.Махиборода решила по-своему освещать деятельность главы города. Уволена.
***Пос.Мостовской - редактор А.Салов решил баллотироваться на выборах главы района. Уволен, снят с предвыборной гонки.
***Г.Усть-Лабинск - редактор И.Грахов, решил работать самостоятельно, без влияния главы района. Уволен.
***Ст.Красноармейская - ТВ «Пульсар», редактор и владелец В.Кобиц на выборах главы района симпатизировал оппоненту действующему руководителю. По заявлению главы возбуждено уголовное дело по ст.129 УК РФ «Клевета». Осуждён, штраф 30 тыс. рублей. Бизнес разрушен, телекомпания закрыта.

***Примеры можно приводить ещё. Но и без того понятно, кто «заказывает музыку» в кубанских газетах. Сотни миллионов рублей (сумма, сопоставимая с бюджетом кубанского города), затраченные на повышение рейтинга глав администраций всех уровней, лишь видимая часть расходов. Кроме того, пресс-служба департамента по СМИ рассылает на места концентрированную информацию о деятельности краевых властей. Местные пресс-службы в городах и районах также курируют подконтрольные издания. Случается, что они требуют доставлять газетные полосы до выхода в свет на «контрольную читку» (как бы чего не вышло!). Что уж говорить о телефонных звонках и «приглашениях» редакторов газет «на ковёр» для «разборки полётов»!..
***…В Краснодарском крае 1200 членов Союза журналистов России. Всего в СМИ работают около 3 тыс. человек. Очень многие журналисты, обладающие большим опытом работы, трудятся не по специальности. Они не вписались в выстроенную властью систему, а потому оказались лишними. Повлиять на процесс наши коллеги не могут, а потому выживают лишь те, кто способен прогибаться.

***По краю создаются многочисленные пресс-службы. Именно через них власть общается с народом. Доступ к «сановным телам» без аккредитации простым смертным закрыт. Примеру краевых и муниципальных администраций следуют более-менее крупные предприятия, содержащие пресс-секретарей. И дело здесь вовсе не в удобстве работы, а в элементарном желании отгородиться от людей.  
***Идейно-финансовое сутенёрство, осуществляемое департаментом по СМИ, краевой реестр – клетка, из которой нет выхода. И на фоне всего этого – самодостаточная, самовлюблённая власть конкретных людей, легко расправляющаяся с неугодными при помощи средств массовой информации, кормящихся за счёт жителей края.

***В сложившейся системе трудно говорить о независимости прессы, свободе слова. Свобода, конечно, прежде всего – состояние души. Но бренное тело тоже надо поддерживать в форме. И вот мы видим коллег, живущих и работающих по принципу «чего изволите?». Кто-то скажет, что надо как-то выживать. Ну что ж, чему служить или кого обслуживать – каждый выбирает сам. И если кто-то приравнивает себя к представителям «второй древнейшей», это тоже выбор. Вот только к собственно журналистике он не имеет никакого отношения.

***

Валерий ВОЛКОВ, член Союза журналистов России с 1987 года.