Поликлиника онлайн

Детский театр: учить, играя!

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Из опыта работы музыкального руководителя МДОУ ЦРР детский сад №4 Ирины Валерьевны Трусеевой

***Важное значение в жизни ребенка имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность этой  игры состоит в том, что со временем детей уже не удовлетворяют игры, изображающие деятельность взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре. Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. И сюжетно-ролевая игра, и театрализованная игра развиваются параллельно, но в средней группе приоритет остается за сюжетно-ролевой игрой, а в подготовительной группе дети стремятся уже выразить себя более эмоционально.

***В нашем детском саду стало уже традицией показывать театрализованные представления.  Конечно, не все получилось сразу. Работая совместно, музыкальный руководитель, хореограф и воспитатель, вначале обсуждают выбранный сюжет. Мы распределяем роли, стараемся, чтобы каждый из детей принял активное участие. Если дети  играют не  главную роль, они либо танцуют, либо принимают участие в массовых сценах. Все заняты, и это способствует раскрепощению детей, они чувствуют свою значимость.
***Сначала мы вставляем небольшие сценки с участием взрослых и детей в младших группах. В средней группе дети принимали это уже как само собой разумеющее. Вставляем  сценки на осеннем утреннике («Машенька и медведь», «Колосок», «На птичьем дворе»),  на новогоднем  празднике («Приключения гномиков», «Проделки Лизки-лисы»). А весной дети уже самостоятельно показывают драматизации сказок («Теремок», «Курочка Ряба», «Как цыплёнок хотел стать взрослым»).
***В старших группах мы пошли дальше. Дети показывают театрализованные  представления с музыкальными  номерами (песни, танцы, сценки) - такими, как «Приключение Волка» (по сказке «Волк и лиса»), «Пожар в лесу», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Муха-Цокотуха», «Чудесное превращение Федоры». Каждая сыгранная ребенком роль - это  маленькая его победа над своими страхами, комплексами.
***Ребята подготовительных групп уже подходят к выступлению сознательно. Многие  чувствуют и видят  себя  в какой-либо роли и предлагают свои кандидатуры на эту роль. Здесь уже идет совместный процесс взрослых и детей. Никогда не отказывают в помощи родители, помогают с костюмами, оформлением декораций.

***Каждую весну в рамках проекта «Театральная весна» ребята подготовительных групп показывают спектакли - это как «экзамен» перед школой. Смотреть приходят все дети детского сада и родители. Были уже такие постановки как «Золушка» по сказке Ш.Перо, «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Конёк-Горбунок» по сказке П.Ершова, «Царевна Лягушка».  Мы, педагоги, знаем, что чем активнее ребенок проявляет себя в детском саду, тем  легче проходит адаптационный период  в школе. И чаще всего эти дети остаются активными на протяжении всего школьного периода.

***Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
***Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

- в процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
- происходит развитие различных анализаторов;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- развивается эмоционально-волевая сфера;
- происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.