ПОСЛЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ. ГЛАВА 2. Мефодиевка и Кирилловка.
Обновлено 16.11.2010 21:57 Автор: Сергей Шило, краевед 12.11.2010 18:39
Глава 2. Мефодиевка и Кирилловка.
Основание Кирилловки и Мефодиевки. Именем святых. Попечительство. Деревенский быт. Жители деревни. Отдых и праздники. Деревенское кладбище.
Часть 1. Основание.
***Весной 1869 года из Одессы в Новороссийск на пароходе прибыло 360 семей чешских переселенцев. Это были крестьяне из Австро-Венгрии. Из них 60 семей, составивших примерно 270 человек, основали пригородные деревни Кирилловку и Мефодиевку.
***Люди прибывали с таким расчетом, чтобы за осень и зиму уладить все формальности, связанные с переселением - получить разрешение на жительство, надел земли и сделать обустройство на новом месте - с тем, чтобы следующей весной им ничто не мешало приступить к обработке земельного участка, начать весеннюю посевную.
***В то время город Новороссийск, расположенный на западном берегу Цемесской бухты, имел 90 домов, почтовую станцию, постоялый двор, 2 трактира, 8 питейных домов и 1 харчевню. Это и был весь город. Постоянных жителей числилось 488 человек.
***Прибытие чешских поселенцев, составляющих почти что половину города, внесло небывалое оживление в городскую жизнь. Заработала канцелярия начальника Черноморского округа, выдавая разрешения на поселения, прибавилось хлопот у архитектора, землемера и полицейского пристава. Нужно было регистрировать и размещать людей. Наконец, начальником Черноморского округа было решено отдать переселенцам пригородные земли, находящиеся в шести верстах от города за рекой Цемес и Цемесским болотом. Земли эти, расположенные на Северо-Западе Маркотхского хребта, представляли собой пологие склоны, переходящие в межгорные долины. Местность в большей своей части была в зарослях леса и кустарника, но в отличие от каменистых склонов давала большие надежды на то, что после раскорчевки и расчистки будет пригодна для обработки и станет плодородной. На ровных участках было и самое удобное место для возведения домов. Здесь, невдалеке от плавней и ближе к городу, изъявили желание поселиться чуть менее ста человек.
***В первое время переселенцы жили на выделенных им участках прямо под открытым небом в наскоро сделанных из камыша шалашах и вырытых землянках. Сложенные в полукруг камни служили домашним очагом, на котором готовились незамысловатые кушанья. И каждый день начинался с работы.
***А работы было очень много: заготовка строительного материала, расчистка и раскорчевка под усадьбу участка, а затем и строительство дома. Это требовало от поселенцев напряжения всех сил. Люди знали, что если они не сделают хоть какие-то жилища, то останутся без угла и крыши над головой. А надвигалась зима, еще неизведанная и поэтому страшная. Жители города рассказывали поселенцам об ужасающей силе зимнего ветра, называемого в здешних местах Борой, о чудовищной его мощи, с какой он играючи выбрасывает на берег корабли, выворачивает с корнем столетние дубы и срывает с домов крыши.
***Осенняя теплая и сухая погода как бы входила в трудное положение людей и благоволила им своим постоянством. Деньки стояли хорошие, ясные и солнечные. Однако люди, зная цену этим последним дням, этому последнему теплу щедрой кавказской природы, торопились. Поэтому к концу октября между плавнями реки Цемес и отрогами Маркотхского хребта среди необозримого лесного "моря" появились первые признаки цивилизованной жизни - крыши домов.
***Свои дома чехи строили из самана и камня-"дикаря", крышу крыли камышом. Глину добывали в одной из межгорных балок, расположенной недалеко от деревни, которую до сих пор называют Саманной. Камень ломали на Гузовой горе. Камыш обильно рос в плавнях. До наших дней на Мефодиевке сохранились несколько таких домов.
***Сохранилось описание деревни Мефодиевки и в творчестве чешского поэта, писателя и журналиста Святополка Чеха, посетившего Кавказ в 1874 году: « В глубине новороссийских лесов в долине Цемеса находилось село Мефодиевка, вдоль жердей и тынов тянулись баклажаны, вился плющ и лесной хмель. Низкие хаты, выстроившиеся в ряд, построены людьми из дальних чешских земель».
***Один из домов деревни Мефодиевки, построенных чешскими поселенцами и сохранившийся до наших дней. Фото автора. 2008 год, ул. Мефодиевская, д. 99.
***
Дома, сложенные из камня-"дикаря", имели толстые стены, они защищали поселенцев от ураганной Боры и непогоды в холодное время года.
***Со временем первоначальные постройки не раз перестраивались, переделывались, стены штукатурились, оформлялись наличники окон и пилястры углов фасадной части дома. Камышовые, а затем красные черепичные крыши менялись на серые шиферные. Все эти переделки привели к утрате первозданного вида. Сохранившиеся до наших дней дома теперь выглядят совсем не так, как в ХIХ веке.
***Мефодиевка, современный вид чешского дома. Фото автора. 2008 год, ул. Мефодиевская, д. 48.
***В Саманной балке люди копали глину, месили её с соломой и формовали блоки, сушили их на солнце до полной готовности. Камень особой прочности «дикарь» добывался на Гузовой горе и на телегах перевозился к месту постройки. Как переселенцы чехи получали денежные субсидии на строительный материал, что было большим подспорьем. Разрешалось им также добывать строительный материал и самостоятельно.
***За перевалом и прямо на участках поселенцев рос лес, а с южной стороны расстилались обширные плавни, густо заросшие высоким камышом. День-деньской мужчины валили деревья, рубили ветки и сучья, складировали бревна в штабеля, подготавливая их для строительства. Женщины и дети трудились в плавнях, срезая и скручивая в снопы камыш – основной по тем временам кровельный материал.
***Возможность увидеть, как выглядели жители деревни Мефодиевка, дает старинная фотографическая карточка, запечатлевшая поселенцев примерно в 1880-е годы.
***Поселенцы деревни Кирилловка. Фото 1880-х г. Справа стоит Франц Янович Студиград, рядом сидит его жена Розалия Студиград (в девичестве Немец).
***Каждой семье выдавался большой земельный надел, и вскоре над проселочной дорогой стали появляться первые дома, сначала расположенные друг от друга на большом расстоянии.
***Дома строились особенные, длинные. Под одной крышей такого строения находились жилые помещения, кладовые, за кладовыми шли помещения для домашних животных, коров, лошадей, коз... Через весь дом проходил длинный коридор, и обитатели такого дома могли попасть в любое из помещений, не выходя на улицу, что было особенно важно в холодное и ветреное зимнее время.
***К началу зимы дома были построены, и с первыми холодами над деревенскими крышами закрутил ветер дымки, а в окнах по вечерам загорался свет лучины или сальной свечи.
***Днем камышовые крыши выделялись в лесной зелени и были похожи на стога сена, как будто бы кем-то разбросанные среди просеки то слева, то справа, образуя ломаную желтую линию. Первозданную тишину окрестных мест теперь стал нарушать яростный, а иногда ленивый собачий лай, крик петухов, блеяние коз и овец, мычание коров.
***Сохранились сведения о семьях самых первых чешских поселенцах Мефодиевки, которые здесь обосновались. В лесу за ручьем поселились сначала две семьи братьев Годлачь, семьи по фамилии Мингарт, Ворачек, Мазал, Калайда, Пяцо, Патек, Новотный, Дивиш, Данек и две семьи Пуншохашей. Вот это и были первые жители Мефодиевки.
***Затем прибыли: Выстрчил, Петучек, Пенмешек, Вострий, Зеленка, Гоуфек, Сватань, Корбель, Соботка. Среди первых поселян был и Иосиф Иванович Шванцер, получивший в 1869 году участок земли по уделу казны, а также его соседи по меже: Франц Осипович Елинек и Филимон Францевич Лишка.
***Все они были крестьянами-хлебопашцами, которые видели смысл своей жизни и будущее своих детей в возделывании земли и получении хороших урожаев. Наделение землей происходило на общинном праве, то есть землю давали в общественное пользование в размерах, не превышающих 30 десятин, считая одну удобную землю: пахотную, сенокосную и выгонную на каждый двор или семью. Поля находились на ровной низменности недалеко от деревни и примыкали к плавням, за которыми шла болотистая пойма реки Цемес. Весною 1870 года стальной рухадловский плуг подымет и взрыхлит нетронутую веками землю. Для пропитания сеяли озимую и яровую рожь, пшеницу, овес, просо. Лен, конопля, горох, бобы, чечевица засевались для домашнего обихода.
***К концу лета 1870 года поселение уже оформилось, и дома деревни Мефодиевки вытянулись по обочинам проселочной дороги. Через 4 года после основания деревни её население состояло из 47 мужчин и 44 женщин.
***За домами в отдалении с одной стороны было место, отведенное под кладбище, с другой - под огороды, пастбища и сенокосы. Так затеплилась жизнь одного из первых пригородных поселений, которому в будущем было суждено стать крупным районом города.
***Основанная деревня располагалась у северо-западного склона Маркотхского хребта, и из окрестных деревень была ближе всех расположена к городу, находясь от него всего в шести верстах.
***Но не все чехи поселились в Мефодиевке, большая их часть ушла подальше от плавней, где и было основано более крупное поселение Кирилловка.
***Деревня Кирилловка расположилась в двух верстах от Мефодиевки и в восьми верстах от города. Она была крупнее не только Мефодиевки, но и остальных пригородных поселений и состояла из 40 семей.
***Новообразованные поселения причислили к новороссийскому участку Черноморского округа, а волостным (районным) центром стала деревня Кирилловка.
Часть 2. Именем святых.
***Чехи глубоко чтили веру и своих святых, соблюдали древние традиции своего народа. Поэтому здесь, вдалеке от Родины, основывая новые поселения, они в первую очередь отдавали дань своей вере, своей истории и культуре, давшей славянскому миру выдающихся людей, почитаемых как святых, - Кирилла и Мефодия. Именами этих людей они и назвали свои поселения.
***Кирилл (ок.827-869 г.) и Мефодий (ок.815-885 г.) известны как просветители славян, создатели славянской письменности, проповедники христианства.
***Происходили они из благочестивой славянской семьи, жившей в греческом городе Солуни. В семье было семь сыновей, старший - Мефодий, а Кирилл – младший. В то время Солунь (ныне Салоники) входила в состав славянской (болгарской) территории и являлась культурным центром Македонии. Древняя Солунь была двуязычным городом, в котором кроме греческого языка звучал и славянский говор.
***Кирилл (в миру Константин) был очень образованным для своего времени человеком. Еще до поездки в Моравию (до 863 г.) он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык. Таким же был и Мефодий. Приняв монашество в одном из монастырей на горе Олимп, он в трудах проводил свою жизнь. После завершения своего обучения в Константинополе к нему в монастырь удалился и Кирилл.
***Болгары первыми из славянских народов обратились к христианству. Кирилл и Мефодий своими проповедями способствовали укреплению христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию. Тогда же славянские племена объединились в Великоморавскую державу и приняли христианство.
***После того, как были просвещены Болгария (860 г.) и Сербия, в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с просьбой прислать учителей, которые могли бы объяснить христианскую веру на родном им языке. Император и патриарх обрадовались и, призвав братьев, предложили им идти к моравам.
***В течении трех лет святые братья жили в Моравии, продолжая переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучать славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Но на пути распространения христианства ожидали братьев и тернии. Так, среди некоторых епископов Западной церкви сложилось убеждение, что хвала Богу может воздаваться только на трёх священных языках: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Кирилл и Мефодий, проповедовавшие христианство на старославянском, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. С большим трудом Кириллу удалось убедить папу римского Андриана II в истинности своих с братом трудов, и тот утвердил богослужение на славянском языке. А братья были рукоположены в епископский сан. Теперь они надеялись найти поддержку в своей борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности.
***Несмотря на полученный высокий церковный сан, деятельность Кирилла и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма и славянского богослужения. В таких условиях братья не могли даже сделать священниками своих учеников. Для этой цели в 867 году они выехали из Великой Моравии в Венецию, рассчитывая посвятить учеников в столице Византийской империи - Константинополе. Получив приглашение от римского папы, Кирилл и Мефодий из Венеции направились в 868 году в Рим. Здесь папа Андриан II освятил славянские книги, ученики Кирилла и Мефодия стали священниками и дьяконами. В Риме Кирилл тяжело заболел и 14 февраля 869 года умер.
***Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжелой ноши один упал, другой должен продолжать путь».
***Мефодий с учениками вернулся в Паннонию, а позже в Моравию и продолжал просветительскую деятельность в славянских землях.
***В конце 869 года Мефодий был поставлен Архиепископом Паннонии, практически Великой Моравии, которая вместе с этим приобрела церковную самостоятельность.
***В 870 году Великая Моравия была оккупирована войсками Восточно-Франкского королевства, Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей Швабии. Освобождению проповедника в 873 году послужило восстание населения Моравии и вмешательство папы Иоанна VIII. Мефодию было запрещено совершать Литургию на славянском языке. Продолжая проповедовать христианство и посетив в 880 году Рим, Мефодий добился отмены этого запрета.
***С деятельностью Мефодия связан перевод на славянский язык сборника церковных канонов, так называемого «Номоканона Иоанна Схоластика», а также создание древнейшего памятника славянского права – «Закона судного людям».
***До последних дней своей жизни Мефодий вел борьбу с немецким духовенством, защищая славянские веру и письменность. Последние годы жизни Мефодий провел в Велиграде - столице Моравии. Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После смерти Мефодия его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многие ученики были казнены, и вновь из Рима последовал запрет на славянское богослужение. В такой обстановке уцелевшие ученики Кирилла и Мефодия вынуждены были перебраться в Болгарию и Хорватию. Только в Болгарии, а впоследствии в Сербии и Киевской Руси наследие проповедников нашло поддержку.
***Кирилл и Мефодий почитаются как святые и сегодня. Память их отмечается 24 мая в православии и 14 февраля в католицизме. Ранее в католической церкви день памяти Кирилла и Мефодия отмечался 5 июля.
***Праздник в честь Кирилла и Мефодия стал государственным праздником в России, Болгарии, Чехии, Словакии и республике Македония. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля. В России он называется Днем славянской культуры и письменности и проходит с 18 по 24 мая.