История с Флагом-памятником превращается в плохой детектив. Трагическое предсмертное интервью Галины Крымпохи
17.09.2011 22:53
Последнее, предсмертное интервью, которое покинувшая белый свет в минувшем августе Галина Крымпоха дала известным новороссийским журналистам Людмиле Шалагиной и Владимиру Зуеву, как оказалось, неожиданно продолжает нашу грустную тему. Четыре предыдущие публикации о судьбе Флага-памятника вы найдете здесь, здесь, здесь и здесь. Дополнительно настораживает и то, что основные средства массовой информации в Новороссийске молчат о случившемся.
«Капитан, обветренный как скалы,
Вышел в море, не дождавшись дня.
На прощанье подымай бокалы
Молодого терпкого вина.»
Павел Коган
Памяти Галины Крымпохи.
22 июня 2011 года. Руины Дворца цементников. Последнее интервью.
***- Галина Алексеевна, а что для вас этот день - 22 июня?
***- Я была маленькая, но очень хорошо запомнила тревожное состояние родителей. Они примкнули к репродуктору, и растерянно слушали передачу. Папа пытался успокоить маму. Он обещал ей, что все очень быстро закончится, а мама была напугана. Она носила третьего ребенка. Мама, старший брат и я эвакуировались из Ростова с железнодорожного вокзала. Поезд, в котором мы должны были ехать, здесь же, у нас на глазах разбомбили. До сих пор слышу крики детей, крики родителей, которые искали детей. Было безумно страшно. Когда бомбежка закончилась, какой-то взрослый мужчина начал собирать всех, кто остался в живых. Собралось человек пятьдесят. Моя семья вся уцелела. И он нас повел через Калмыкию к Сталинграду. Помню, как на понтонах мы ночью переправлялись через Волгу. Нас было трое - оборванные дети и беременная мама. Без документов, без денег. Голодные, с распухшими ногами. Какая-то казашка забрала нас всех к себе. Я месила навоз с глиной и помогала ей обмазывать хату и забор. А еще я пасла верблюда. Сначала верблюд был спокойный. Никаких проблем. А потом я, видно, ему надоела, и он на меня плюнул. Домой я пришла с засохшей лепешкой на голове. Пришлось срезать все волосы. А еще запомнился немецкий шелк. На озеро Баскунчак был высажен немецкий парашютный десант. Брат вместе с другими мальчишками лазил на озеро и приносил куски парашютного шелка. Мама пошила нам всем одежду из него. У меня были зеленые платья, у брата - рубашки. И даже наша новорожденная сестричка была в пеленках из зеленого парашютного шелка. Вот таких, зеленых, нас в 1944-м и встретил отец. Я ничего не забыла. Все помню, до мельчайших подробностей. Дети войны - это огромная трагедия.
***- А что, по вашему, Дворец цементников для новороссийцев?
***- Наверное, достаточно уже и того, что автором Дворца был архитектор Алексей Щусев. Знаменитый зодчий, который строил Мавзолей В.И. Ленину. Строился дворец очень быстро. За дворцом располагался великолепный турецкий сад. Открытие готовилось пышное. Никто из цементников понятия не имел о внутреннем убранстве дворца. Это держалось в строжайшей тайне. На открытие были приглашены прекрасные артисты. У меня есть мечта, которую я непременно должна осуществить, - этот концерт все равно должен состояться. Я непременно сделаю программу того концерта. И здесь, в день открытия - война. Первые самолеты появились над Новороссийском 23 июня 1941 года. Одна из первых бомб упала на Дворец. В довоенном Новороссийске он был самым высоким зданием. Увы, рождение его так и не состоялось. Но концерт, пусть даже через 70 лет, должен прозвучать!
***- Уже много лет вы руководите легендарной «Шхуной ровесников». Собственно, благодаря вам сохраняются традиции, Шхуна продолжает свой путь…
***- За моей спиной большая трудовая жизнь. С моим участием в городе появилось четыре музея, а сейчас я создаю пятый, на территории морской академии им.Ушакова. Я преподаю в академии, пишу книги о Новороссийске. За строительство музея цементной промышленности получила самую высокую свою награду - Заслуженный работник культуры Российской федерации. Но главная моя цель - донести до молодежи историю города. Они должны любить Новороссийск и гордиться им так, как любит город и гордится им наше поколение. Как-то с центральным телевидением я готовила программу «Стены не молчат». В съемках принимала участие и «Шхуна ровесников». Я гордилась своими ребятами. И сегодня третье поколение шхуны пошло на Сахарную голову. Ребята будут салютовать в память о страшном дне начала войны. О дне, который 70 лет назад перевернул жизнь целого поколения Советских людей. Впервые я не пошла с ребятами. Сложный подъем, а я слишком медленно хожу. А вообще я в «Шхуне ровесников» уже 46 год. Начинала я рулевым, а в этом году мне присвоено самое высокое звание - флаг-капитан или адмирал Шхуны.
***- Вы счастливы?
***- На самом деле я в глубочайшем горе. На днях я узнала, что на месте гибели Павла Когана, где стоял памятный знак - теперь карьер. Это место стерли с лица земли. И если честно, то я теперь не знаю, как жить. Павел написал: «Бригантина поднимает паруса». А мои паруса после этого известия опустились. И… я не знаю, как жить дальше…
***От администрации портала Новодар. От последнего абзаца, честно говоря, идут почти мистические мурашки по коже. Но почему Галина Крымпоха, не прожившая после омрачившего жизнь известия и месяца, ничего не сообщила об этом Константину Подыме? И не только она, а все те в морской академии и за ее пределами, кто знал об этом и запросто мог сообщить? Почему автор легендарной операции "Бескозырка" и многих других патриотических акций "Шхуны ровесников" узнал о ликвидации (по официальной версии - переносе) памятного знака от нынешнего руководителя "Шхуны" капитана первого ранга Ивана Михайловича Сидорова только 12 сентября, а не в июне?
*** Мы попытались прояснить истину у Ивана Сидорова, он обещал перезвонить. На эту минуту еще не перезвонил. Ей Богу, мы не нагнетаем страсти, а основываемся на том, что нам рассказали те, кому мы доверяем. Только, как известно, разговоры к делу не пришьешь. Будем искать что-нибудь посущественнее, чтобы рассказать вам, читатели. Да и, в конце концов, важнее всего не "детектив" с "заговором молчания", а именно то, чтобы Флаг-памятник побыстрее восстановили, как нам обещают власти и "человек в Новороссийске известный - директор музея-заповедника Лариса Колбасина".
Фото Галины Крымпохи: Марина ЭКСТЕР.