КАКОЕ ЧУДО ОЖИДАЛО НАС… К 115-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ В НОВОРОССИЙСКЕ ПЕРВОГО В РОССИИ КИНОТЕАТРА

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

К 27 августа - Дню  Российского Кино

***ЗА ГОД ДО СОБЫТИЯ, ВАЖНОГО ДЛЯ НОВОРОССИЙСКА…
***1896-й…

***… Он проснулся внезапно, как от толчка.
***Светало. Всё было привычно и знакомо: тесный, качающийся кубрик, верхняя койка, куда он теперь, ловко подтянувшись, взбирался прыжком, как бывалый моряк (а ещё недавно не раз стукался головой, и пребольно), спящий внизу на рундуке Женька, наглухо задраенный иллюминатор, до толстого стекла которого то и дело дотягивались зелёные, с сединой волны…
***Штормило, и пароход, стоящий у причала, раскачивало, как на качелях.  Скрипело, кажется, всё, что могло – старый «Платон», пароход Российского общества транспорта, доживал свой век в неспешных переходах от Одессы до Батуми, хоронясь в портах при штормовых предупреждениях.
***Вот и сейчас, кажется, надолго застряли в Новороссийске.
***Осень в тот год, 1896-й, пришла на Юг необычайно рано: холодами, северными ветрами. Который день дул норд-ост, знаменитая черноморская «бора», гроза мореходов, и немало горестных тайн хранит Цемесская бухта…

***Не вставая, Саша закатил рукава полосатой тельняшки. Это – его первое морское приобретение. Не жалея, продал в Одессе новую ученическую куртку, ремень с бляхой Вятского городского училища, серые брюки, сапоги – высокие, до бёдер, с ремешками под коленями.
***Зато что купил! Тельник, парусиновые моряцкие штаны и белую матроску с синим воротником. Купил матросскую шапку и ленту с надписью «Платон». Да ещё и остались деньги – заплатить старпому за еду в рейсе…
***Три дня уже болтаются они в Цемесской бухте, время от времени скалывая лёд с замёрзшей палубы…
***Зелёная вода гневно плескалась в иллюминатор Сашиного кубрика.
***… Когда вечер чуть стих, Саша отпросился у боцмана на берег. Ему хотелось посмотреть город.
***- Грыневский, к восемнадцати, как штык – на борт!
***- Есть! – как положено, отчеканил Саша.

***Придерживая бескозырку рукой, чтобы её не унёс ветер, Александр спустился по трапу. Прошёл по порту. Порывы ветра словно подмели его начисто, причалы, обычно многолюдные, опустели. Какая может быть погрузка-разгрузка, когда норд-ост сбивает с ног?
***Закрыты были и тяжёлые ворота пакгаузов, но и проходя мимо, Саша, кажется, ощущал чудный запах заморских стран – лимонов, корицы, ванили и душистого кофе. Он любил и резкий запах моря, гниющих водорослей, угля и нефти. Всё смешивалось в неповторимый аромат…
***Выйдя из порта, Гриневский подошёл к греку, стоявшему у ворот с коробом. Не торгуясь, купил за три копейки полдюжины пирожков с ливером. Не торопясь, пошёл по набережной, жуя вкуснющие пирожки. Не пожалел сын Эллады ни ливера, ни масла!
***Прохожих в городе было немного, хотя ветер здесь, вроде бы приутих. Где ему тут разгуляться?
***Новороссийск располагался вдоль бухты, подковой. И повторял изгиб береговой полосы, пересекаемый чёткими, по-морскому расчерченными, как на карте, линиями улиц – Александровской, Мартыновской, Раевской… Высоченные трубы цементных заводов поднимались над бухтой, на её восточном берегу. Ветер относил дым в море.
***Пройдя через рынок, Саша вышел на главную улицу, Серебряковскую.
***Недавно Новороссийск стал губернским городом. Только это пока никак не отразилось на его облике. Двухэтажные дома – лишь в центре, а в остальном – полное захолустье, задворки Российской Империи. Всё у него, видно, впереди…

***Саша любил рассматривать витрины. Медленно идя по Серебряковской, увидел в окне объявление: «Ф.А.Матиевич. Агентство иностранных пароходов. Прямая линия: Нью-Йорк, Филадельфия, Новороссийск.»
***Вот это да! Сколько же плыть отсюда до Америки? Месяц? Два?
***Дойдя до угла, где красовалась скромная вывеска: «Городская библиотека профессора Эрнста Баллиона», Гриневский свернул налево, на Раевскую улицу. Ветер подул с новой силой, так, что Саше пришлось по уши нахлобучить бескозырку.
***Улица вела к морю, да и пора возвращаться на пароход.

***Но как не остановиться? Вывеска зазывала: «ФОТОГРАФИЯ  И  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ КАРТИН ДЛЯ ВОЛШЕБНЫХ ФОНАРЕЙ  И.М.ПОЛИТИ».

***- Грек или итальянец? – подумал Саша, и так не пришёл к одному мнению.
***А тут на пороге показался черноволосый малый в синей поддёвке.
***- Милости просим! Желаете запечатлеть свой облик?
***Саша неопределённо мотнул плечом. Когда в кармане – ветер, какой там…
***- Милости просим, - был настойчив малый, похожий на приказчика из бакалейной лавки, но от того пахло свежеиспечённым хлебом, а от этого… - Вмиг запечатлим!
***Саша застыл смущенно. Но будто подчиняясь чьей-то невидимой, но всесильной воле, шагнул на порог…
***Мастерская сияла чистотой, на стенах её висели – от потолка до пола – бархатные шторы, слабо пахло не то красками, не то как на уроке химии…
***- Иван Маркович, вот… - шепнул малый в поддёвке, - натура какая…
***Темноглазый барин в малиновом пиджаке внимательно, изучающе посмотрел на Гриневского.
***Саша смущённо застенчиво снял бескозырку, скомкал её в руках:
***- Да я…
***- Ничего-с… - подбадривающее сказал барин, продолжая рассматривать юношу. Даже прищурил глаза.- Так, молодой человек, попрошу сюда-с…
***Саша ничего не понимал. Потом догадался: никто не собирается его выгонять.
***- Сделаем художественное фото-с. Для витрины…
***- Для витрины? – удивился Саша. Но хозяин мастерской уже усаживал его на высокий стул, стоявший отчего-то посередине комнаты.
***- Бескозырку попрошу-с водрузить на положенное ей законное место-с…
***- Смешной господин, - успел подумать Александр, прежде чем почти вплотную к его носу придвинули огромный ящик с круглым стеклом посередине.
***- Попрошу сюда-с! – требовательно прозвучал голос Полити.  - Внимание-с! – Саша напрягся. – Раз! Два! Три! – Ярко, нестерпимо ярко вспыхнул магний. - Готово-с!
***Радужные круги остались в глазах Саши.
***- Василий, - строго сказал хозяин малому в поддевке. – Возьми  кассету…
***Гриневский огляделся. На полках, стоявших слева, теснились деревянные и картонные ящики, сгрудилась кипа холстов.
***А это? Какие-то блестящие, круглые. Жестяные коробки…

***- Интересно у вас… - осмелев, сказал Саша. – Фотография - такое… - он замялся, подыскивая верное слово.
***- Нет-с! - Отчего-то возразил Полити. – Неверно! – и добавил восторженно:
***- Картины с движением из Парижа… вот это-с будущее, молодой человек! – он показал на жестяные, блестящие коробки. – Вы слышали про синематограф?
***Саша отрицательно покачал головой.
***- Это – чудо грядущего, двадцатого века! Увидите, оно завоюет мир! Мне привезли десяток картин-с… Гляньте – про приход поезда, смешная такая-с, говорят, политый поливальщик, выход рабочих с фабрики Люмьеров… - Полити перебирал коробки. - Но вот-с, казус, - не увидеть. А надо бы на полотне, как театр теней… Я уже заказал машину специальную – для показа картин с движением-с. Редкость пока. Через месяц-два на пароходе привезут. В прошлом, 95-м, в Париже-с, были первые сеансы, прямо в кафе-с… Но – не для балаганов это чудо-с! А я говорю: надо зал специальный для этого-с! Нашим властям твержу:  дайте из казны какие-то крохи-с – первым в России зал для синематографа откроем-с! Альвин Львович Гуцман и я бьёмся… Гуцман и свои деньги готов  вложить-с… На Стандарте  дом уже присмотрел…

***- А в Москве и в Петербурге такого ещё нет? – засомневался Саша.
***- Нет-с! Почему там? – отчего-то обиженно сказал Полити. – А у нас – будет! В столице Черноморской губернии-с! Видели, молодой человек, у порта – элеватор? Махина какая-с! Второй в мире-с! А года три назад – рядом с ним-с, электростанцию соорудили-с, трехфазного тока-с, первую в мире-с!
***- Любите вы свой Новороссийск, - вздохнув, произнёс, Александр. – А у нас, в Вятке – скука смертная…
***- Не правы-с, молодой человек!- отчего-то строго заметил Полити. Чем Вятка-с – не город? Да вы, быть может, прославите свою Вятку!

***Он в самом деле прославил свою Вятку, этот бывший мальчишка в бескозырке, черноглазый и худой, обладавший чистым и светлым, сказочным воображением. Имя его – Александр Грин.
***Более столетия назад судьба привела его, будущего писателя, в наш город, и он прикоснулся к чуду, которое – через время – стало называться строго и коротко: КИНО.
***К чуду, к истории которого наш город причастен накрепко и навечно, поскольку стал местом, где появился ПЕРВЫЙ В РОССИИ СТАЦИОНАРНЫЙ КИНОТЕАТР…

***Помню, как 45 лет назад историко-патриотический клуб «Шхуна ровесников» решил найти место, где находился первый в России кинотеатр.
***Короткие строчки из единственного документа городского архива ничего об этом не сообщали. Лишь обозначали дату создания кинотеатра – 1897 год (до 1905-го, когда синематограф впервые появился в Москве и Санкт-Петербурге).
***Было понятно, что искать такой кинотеатр надо было в районе Стандарта. Этот район начал особенно быстро заселяться в девяностых годах позапрошлого века, благодаря прокладке железной дороги, связавшей Новороссийск с центром страны…
***Адрес кинотеатра, о котором в то время никто ничего не знал, «Шхуна ровесников» установила точно: Жданова, 13 (сейчас - ул.Элеваторная). Это – двухэтажный дом, построенный французскими концессионерами.

***А вот людей, первых зрителей того кинотеатра, оказалось найти непросто. 
***Вот один из рассказов ветерана новороссийской журналистики Семёна Ивановича МАСАЛОВА.
***«Это было в девятьсот пятом или в девяносто шестом. В кинотеатр, расположенный на Стандарте, я пришёл с отцом, Иваном Федосеевичем, котельщиком железнодорожных мастерских.
***В то время кино мы называли биоскопом.
***Показывали какую-то картину о мире животных. Я сидел в первых рядах на грубой скамейке.
***На меня вдруг с полотна двинулись громадные слоны. Я испугался и закричал…
***Отец засмеялся и шепнул: «Чего боишься? Эти слоны на тебя не пойдут, они уже ушли с полотна…»
***Я успокоился и взглянул вверх. На экране были уже другие кадры. Шёл поезд, шли люди… Всё было очень интересно…»
***Семён Иванович добавил, что в то время кинотеатр на Стандарте был единственным в городе.

***Снимки и материалы, рассказывающие о первом в России кинотеатре, «Шхуна ровесников» передала в кабинет истории кино Всесоюзного государственного института кинематографии…
***Так случилось, что именно во ВГИКЕ, прославленном alma mater советского и российского киноискусства, учились девять наших земляков. Самый известный из них – признанный мастер кинодокументалистики Константин СЛАВИН, лауреат Ленинской премии. На главной студии страны – «Мосфильме»  трудились Валерий МАЛЬКОВ (заместителем Генерального директора) и Виталий ВАСИЛЬЧЕНКО  (директором творческого объединения «Телефильм»). Признанным кинодраматургом стала Елена ЛАСКАРЁВА (автор сценариев пяти художественных лент и целого сонма серий телевизионных сериалов). По нашей просьбе Лена, бывший капитан «Шхуны ровесников»,  вчера пересчитала их. Оказалось - 1508 серий!)  Вот так. Знайте наших, новороссийцев!
***Кстати, в будущем, всезнающий гид из экскурсбюро, везя туристов по нашему городу, и остановясь на минуту у дома по Анапскому шоссе, 50, вполне может, рассказывая о культуре Новороссийска, сообщить необычный факт. В домах у этого двора жило три кинодраматурга!
***Со своего балкона я смотрел на дом Елены, а в первом подъезде проживал Александр ГУСЕЛЬНИКОВ, переехавший позднее в Москву…
***Учились во ВГИКЕ кинодраматурги Евгений ВАСИЛЬЧЕНКО, Валерий ТИМОЩЕНКО, оператор Сергей МОСКАЛЁВ…

***Может, и сегодня кого-то позовёт к себе волшебное и великое искусство…
***С днём кино, дорогие новороссийцы!

Фото: Анатолий УШАКОВ, Сергей ШИЛО и др., из архивов Константина Подымы, Татьяны Прокопенко, фондов музея-заповедника