МАСТЕРА СВЕТОПИСИ. Из истории новороссийской фотографии

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

***В конце XIX и начале XX века услугами фотографии, или иначе светописи, пользовались широкие массы населения: чиновники, учителя, купцы, духовенство, казаки, крестьяне, военные. На одиночных и групповых снимках сидели на креслах и стояли возле декоративных колон, тумбочек и лавочек важные усатые чиновники и пушистые гимназисты. Снимались целыми семьями с бабушками и дедушками, дабы запечатлеть  сплоченность семьи  и благополучие  бытия.

***В то время фотография была удивительна своей новизной, точностью и скоростью воспроизведения, поэтому в городские портретные мастерские публику привлекало любопытство  и  сравнительная  дешевизна снимков. 

***В каждом городе было несколько фотомастерских, конкурирующих между собой и зазывающих обывателей особой неповторимой рекламой и перечнем выполнения работ самого высокого качества.

***Для своей мастерской каждый мастер заказывал в типографии паспарту - художественно оформленный картон с  указанием  фамилии  мастера, города, где был сделан снимок, и наград фотографа, полученных им на фотографических выставках. На оборотной стороне иногда указывался адрес и название мастерской или фотосалона, а также сообщалось о сохранности негативов. В оформлении паспарту применялось тиснение, золочение и серебрение, пышные виньетки и узоры, поэтому снимок, наклеенный на него, выглядел шикарно.

***В губернском Новороссийске, как и в других городах, существовало несколько фотоателье. Одно из самых ранних принадлежало Амазаспу Мимиконянцу. Снимки, выполненные  в  мастерской этого фотографа,  датируются 1893 годом.

***Также были фотоателье В.А. Поповой (Семеновой), И.М. Полити, Жоржа Леконте,  Г.С. Мовсесяна, И.Ф. Таракановского, И.М. Янковича.

***Новороссийские фотографы не только работали в своих мастерских, выполняя частные заказы. Они принимали активное участие в издании видовых фотографических почтовых карточек, сохранивших облик нашего города на века, а также фотографировали разные события в жизни города.

***Ныне работы этих мастеров занимают достойное место в новороссийском музее-заповеднике и хранятся в коллекции фотопортретов людей, чья судьба  была связана с нашим городом. Вот только хотелось бы, чтобы и судьбы мастеров светописи, чьими трудами вершилась фотолетопись нашего города, также заняли в истории города достойное место. Но, к сожалению, о многих из них сведений почти не сохранилось. К наиболее знаменитым новороссийским фотографам относится Иван Маркович Полити и Жорж Леконте. Работы этих мастеров неоднократно отмечались почетными дипломами на фотографических выставках.

***Многие работы вышеперечисленных мастеров фотографии хранятся в  новороссийском музее-заповеднике и занимают достойное место в коллекции фотопортретов людей, чья судьба была связана Новороссийском.Немало работ этих фотохуджников находится и в семейных архивах - как в нашем городе, так в других городах и даже странах.

***Так, из города Еревана вернулась к нам в город фотография Отто Робертовича Пенцлина, снятая в 1913 году. О.Р. Пенцлин был знатным горожанином и управляющим имением и землями  Л.Е. Адамовича в Новороссийске. Заслуга О.Р. Пенцлина перед городом была в том, что он как управляющий и доверенное лицо землевладельца активно участвовал в деле передачи  городскому управлению в безвозмездное и вечное пользование частных земель генерала. Ныне этот район города носит название Балка Адамовича или просто Балка.

***Полевые исследования позволили мне также обнаружить возможно еще неизвестную  фотографию Сергея Александровича Гнедова 1907 г.р. «Младенец в распашонке». Фотография выполнена в мастерской  И.М. Полити. Вот что мне удалось узнать из воспоминаний родственницы Надежды Сергеевны Велигоцкой.

***Сергей Александрович Гнедов - из рабочей семьи. Работал на цементном заводе «Пролетарий». Учился в Ленинградском летном училище. Затем он - кадровый летчик, который воевал, имел ранения, участвовал в Сталинградской битве. После великой отечественной войны работал на  цементном заводе «Октябрь». Потом ушел на пенсию. Прожил 87 лет и умер в 1995 году. Был хорошим человеком.

***Некоторые  новороссийские "кабинетки" иногда появляются на Интернет-аукционах. Из Санкт-Петербурга мне прислали три замечательных фотографии. Две из них принадлежат мастерской Жоржа Леконте: «Мальчик в в турецкой феске» и «Гимназистка». Мастерская  знаменитого художника светописи Жоржа Леконте находилась в Новороссийске на Мартыновской улице в доме №15 и называлась «РЕНЕСАНСЪ». Также замечателен фотопортрет «Сестра милосердия», выполненный в фотографической мастерской И.М. Полити. Определить, кто изображен на данных фотографиях, пока не представляется возможным.

***Посмотрите на эти фотографии наших бывших горожан! Разве они не замечательны? Каждая по своему колоритна и как бы духовно осмыслена. Своим искусством старые мастера светописи умели подчеркнуть в каждом человеке только ему присущую и неповторимую индивидуальность...