ПОСЛЕ ПОДВИГА. В прошлом году мы написали о трагической морской аварии, случившейся в Цемесской бухте Новороссийска. Недавно все трое спасателей награждены Указом Президента России медалью «За спасение погибавших»

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

В прошлом году коллектив редакции нашей электронной газеты «Новороссийские известия», руководство Новороссийской транспортной прокуратуры, а также Сергей Шишкарев ходатайствовали о награждении троих спасателей, пришедших на помощь потерпевшим морскую аварию. Недавно все трое награждены Указом Президента России медалью «За спасение погибавших».



20
июля 2013 года новороссийцы Вадим Дядюра и супруги Ласуковы спасли владельца и четырех пассажиров моторного катера, потерпевшего аварию на море, в Цемесской бухте города-героя. Еще двое погибли. Пятерым из семи находившихся на злополучном катере очень повезло! Если бы не своевременная помощь, их судьба почти наверняка также была бы трагической. О случившемся со всеми подробностями вы можете прочитать здесь.



О
чень приятно, что наше ходатайство возымело свое действие, и герои – будем называть их так, как они заслуживают – теперь награждены государственными наградами. Скоро они их получат в торжественной обстановке. А пока самое время рассказать о том, как прожили Вадим Дядюра, Андрей и Елена Ласуковы минувшие год и три месяца. Мы вновь повстречались с ними, поговорили «за жизнь». Общение получилось совсем разное, но мы узнали, услышали много интересного и даже неожиданного! У каждого человека – своя вселенная, а здесь их трое! За рубежом некоторые до сих пор представляют Россию как царство бандитов и диких медведей. Да и от скептически настроенных россиян нередко приходится слышать всякую несусветицу. Эти рассказы о реальных событиях, будничной жизни, на наш взгляд, куда круче, чем иные вымыслы.

 

1. Вадим Дядюра: «Возрождение российского судоремонта – это патриотическая задача»


***В прошлом году, когда мы познакомились, Вадим Анатольевич, руководил яхт-клубом «РУССКОЕ МОРЕ». Оттуда и шло спасение. Теперь к должности управляющего у него прибавилась вторая, не менее ответственная. С 17 июня 2014 года Дядюра – генеральный директор комплекса «АЛЕКСИНО ПОРТ МАРИНА». Это предприятие - новое и во многом уникальное, так что о нем стоит рассказать подробнее. Тем более что в прессе упоминаний о комплексе, который располагается на прославленной Малой Земле, на месте бывшего рыбзавода в Алексино, практически нет. Да и мы сами о нем не знали!



***
Мини-справка.
«АЛЕКСИНО ПОРТ МАРИНА» имеет специально оборудованные площади для хранения яхт и катеров, комплекс для зимнего хранения, а также специальный подъемник на пневмоходу грузоподъемностью 160 тонн. Сам по себе подъемник – уникальный кран (из моря – в любое место территории), а нужен он, в том числе, и для судоремонта. Здесь оказывают полный спектр услуг по обслуживанию коммерческих и частных судов, выполняют весь комплекс работ – от мелкого до регистрового ремонта.



***
Вадим Дядюра ведет нас по территории, показывает, что уже сделано, и рассказывает о задачах и планах, а также о важности комплекса в масштабах всего Юга России.



***
- Мы возрождаем судоремонт, выполняя задачу, поставленную Президентом России Владимиром Путиным и заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Рогозиным. Во многих городах судоремонтные заводы закрыты или перепрофилированы. В частности, в Туапсе, Сочи. И в Новороссийске СРЗ всё больше занят перевалкой грузов. Есть крупные мощности в Крыму – Керчи и Севастополе. Но старых добрых судоремонтных мастерских совсем не осталось, и небольшие суда выгоднее всего ремонтировать именно у нас.



***
Одному из авторов этих строк лет 7 назад самому довелось некоторое время заниматься промышленным рыболовством. В качестве директора рыболовецкого предприятия. Так что о правоте Дядюры знаем не понаслышке. Судового электрика – днем с огнем не найти, приходилось «выписывать» из Ростова, а ремонт вести – где придется. На регистровый ставили судно в Батайске… Прикиньте, во сколько обойдется горючее, чтобы перегнать судно из Новороссийска в Батайск и обратно. Правильный ответ: чем дальше – тем дороже, сколько бы ни падала нефть в цене. Если только завод в Батайске не закрылся. Уже тогда его «лихорадило».



***
- В судоремонте мы стараемся применять современные направления, - продолжает гендиректор. – Прежде всего, это система субконтрактинга. Дело в том, что у большинства судоремонтных заводов есть своя специфика. Одни специализируется на ремонте двигателей, другие – корпусов, третьи – средств радионавигации, другие – электроники, электрики. Мы всех специалистов «подтягиваем» к нам, на нашу территорию, чтобы дать судовладельцам максимальную эффективность. При таком подходе сроки ремонта сокращаются, а стоимость уменьшается.



***
- Значит, поддерживаете тесные рабочие отношения с коллегами-судоремонтниками?

***- Совершенно верно. И не только с ними. Например, и с регистром, администрацией морских портов Черного моря, Росморпортом тоже. Мы выступаем в роли «суперинтендантов», связующего звена. И наша задача – создать наилучшие условия и для судовладельцев, и для членов экипажей судов, и для ремонтников. Сейчас вот гостиницу строим, в которой помимо номеров будут и душ, и прачечная, и многое другое, о чем экипажи на борту мечтают. Буквально вчера уже открыли магазин, чтобы команде судна не приходилось бросать дела и в город за продуктами ехать.



***
- А кто финансирует стройки, реконструкции? Рыбзавод мы знаем как облупленный. Какой тут беспорядок был, какая разруха, прекрасно помним. Что называется, не узнать! И при том, что много работников встретили, в том числе, занятых непосредственно ремонтом судов, ни одного праздношатающегося или хотя бы отдыхающего не увидели.



***
- Насчет работы у нас строго – бездельников и неучей не терпим, персонал соответственно переориентировали. А деньги сами зарабатываем. Отремонтировали судно, получили доход – заменили коммуникации, кстати, изношенные на 80%. Вот здесь был старый сарай. Снесли – построили парковку для автотранспорта. И так постепенно всё приводим в порядок. Наша деятельность востребована, в рекламе мы не нуждаемся. Сейчас вот на доковой площадке сразу 4 судна. Откуда? Из порта Кавказ, Азова, Темрюка, к примеру, приходят к нам на ремонт.



***
- Понимаем, небольших судов разного назначения везде много, а найти место, где их ремонтировать, все труднее.



***
- Возьмем для примера нашу Цемесскую бухту. Без судов портового флота порт просто «замрет». Нужно ремонтировать и буксиры, и лоцманские, рейдовые катера, и суда снабжения. На последней морской коллегии Дмитрий Рогозин отметил, что необходимо возрождать морское сообщение между портами Черноморского побережья Кубани, Крыма. Где обслуживать такую технику? Военная гавань у нас обустраивается, там тоже суда обеспечения. Где их ремонтировать? У нас мы делаем всё – от очистки подводной корпуса от биологического обрастания до замены элементов палубного оборудования, от дефектовки до последующего ремонта обшивки, двигателя, электрической части, всевозможного оборудования.



***
- О планах расскажете? Вы ведь по специальности, насколько помним, моряк, значит стихия тут для вас хорошо знакомая?

***- Верно, стихия для меня родная и тут, и в яхт-клубе. В первую очередь надо доделать гостиницу, в дальнейших планах – создать многофункциональный эллинг, закрытое помещение, дополнительную площадку для хранения яхт, принимать суда большего тоннажа.



***
- Спасибо. А что скажете насчет награды?

***- Медаль «За спасение погибавших» пока не вручили. Те события вспоминать тяжело. А вот медаль «За отличие в морской деятельности» из рук председателя Морской коллегии Дмитрия Рогозина на недавнем гидроавиасалоне в Геленджике получил. В частности, коллегия признала заслуги в обслуживании судов международной регаты «СКФ Черноморская Регата Больших Парусников 2014».



***
- Поздравляем. Больших успехов вам в больших делах!
 

2. Елена Ласукова: «Хотелось бы награду получить за что-то сугубо позитивное, а нам ведь удалось спасти не всех…»


***Мы беседуем с Андреем Ласуковым в его офисе в центре Новороссийска. Сейчас он занимает должность начальника отдела торгово-транспортного центра – филиала ФГУП «Торговый дом Кремлевский». Вскоре к нам присоединяется супруга Андрея Ивановича Елена. Она по-прежнему домохозяйка, дочка еще маленькая. Но девочка ходит в детсад, так что Елена сейчас подыскивает работу по душе.



На снимке: Елена Ласукова с дочерью


***
- После той трагической аварии ничего особенного с нами не происходило, - рассказывает А.Ласуков. – Ну, разве что собаку мы завели уже после этого случая.

***- А какой породы?



***
- Дратхаар. Согласно классификации эта порода относится к охотничьим подружейным собакам. Также дратхааров называют немецкими короткошерстными легавыми. Я с ней на охоту хожу.

***- Давно охотитесь?



***
- Уже 20 лет, правда, раньше без собаки. Перепелка, голубь, фазан, - для меня охота – дело обыденное. Как и рыбалка. У нас компания ребят своя, мы все друг друга по 20-30 лет знаем. Где охотимся? В Славянском, Абинском районах. В рисовых чеках утку стреляем, в полях – перепелку, в лесополосах – голубя. Ничего выдающегося…

***- А рыбу какую считаете самой вкусной?

***- Да я рыбу вообще не ем никакую, только ловить люблю. После работы выйдем в море на несколько часов, ведро-полтора ставриды возьмем и домой. Когда как, конечно. Но вообще в море другая рыбалка. Опустил, поднял, следующая! Мидии, крабы, горбыль, - добыча разная. Да-да, вы правильно поняли, дайвингом с удовольствием летом занимаюсь. Нет, Лена с аквалангом не плавает. На охоту жена не ходит, на рыбалке бывает, ей нравится, но чаще вместе выходим на катере больше отдохнуть, чем рыбу ловить. Лишь бы качки не было – дочка не любит. Вот совсем недавно еще купались. Вода теплая была. Да я еще и в бассейн хожу в седьмом микрорайоне. Уже лет пять. И в море - в теплое время - купаюсь часто. Километра полтора проплыву и выхожу. Я считаю, что надо жить на всю катушку!



***
- Всё как всегда, совсем ничего нового?

***- Ну, вот дельфинов в море больше стало. Нам они были бы безразличны, если бы рыбу не пугали, рыбачить не мешали.

***- Раньше награды получали?

***- Часто, я ведь спортом занимался, в соревнованиях участвовал. Грамоты, медали, кубки. Но то награды другие, конечно. А государственная – первая. Ребенка, понятно, вместе воспитываем. Девочке нравится покупаться, подурачиться, порыбачить. На дачу к маме тоже ездим. Там большой бассейн, в нем дочка подолгу купается. Радости – немерено! У матери на даче скважина, с водой никаких проблем. У меня двое взрослых детей от первого брака. Это я к тому, что сейчас дети совсем другие. Развитые! Столько стало игр, мультиков развивающих. Мне 53, а, бывает, узнаю от дочки новые слова и выражения, которые, как потом выясняется, в очередном мультфильме услышала. Вот, оказывается, существует робот-рикша. Нет, это не из анимации. В Геленджик ездили, там этот робот дочку катал.



***
- С теми, кого спасли, как-то общаетесь?

***- В прошлом году отец и дочка в гости к нам домой приходили. Сейчас они, вроде, из Омска в Санкт-Петербург переехали. Приятные, доброжелательные люди. Лена с ними и другими участниками той аварии, их родственниками поддерживает связь в Интернете.



***
- Да, очень плотно общаюсь в соцсетях, - подтверждает пришедшая Елена Владимировна. – И с Юлей Жуковой, младшей сестрой погибшего Артема. И с его девушкой, которая была с ним в момент трагедии – Юлией Ерещенко. Но больше всего с ее мамой – Ларисой (Фельде) Ерещенко. Рассказываем друг другу, как жизнь складывается. Кстати, страничку Артема на сайте «Вконтакте» родные решили сохранить. Совсем недавно отметили его 20-летие. У Артема было много друзей, все они очень тепло о нем отзываются, вспоминают с душой.



***
- Что вспомните из событий, происшедших за год после трагедии?



***
- Согласна с мужем, что ничего особенного не происходило. Жизнь течет. Есть и хорошее, и всякое. Главное - растим дочку. Хожу в тренажерный зал. Стараюсь развиваться и духовно. Согласитесь, даже саму себя познать не так уж просто. Если вы не забыли, я во время магистратуры в Пятигорске изучала психологию. После аварии у меня пошла защитная реакция. Будто все детали стерлись. Только спустя время память стала возвращаться. Теперь вот о награде узнали. Приятно, да, но хотелось бы ее получить за что-то позитивное, а в аварии ведь удалось спасти не всех. Радость со слезами на глазах…

***- Как дела у дочки в детском саду?


***
- Ну, ее все любят, хвалят, она там прима! Мы с ней много и отдыхаем, и чем-то полезным занимаемся. Вот ходим в семейный клуб «Котик». Там малышка рисует песочком. Это и творчество, и для развития мелкой моторики рук. Как песком рисовать? А там стол с подсветкой, на нем песочек. Его или сыплют, или по нем пальцами водят, чтобы картина получалась. Мне и самой нравится! Короче, год прожили неплохо, сейчас строю планы на работу, но помимо награждения чего-то «сверхъестественного» у нас не было.
 

***Ну, с этим, возможно, многие читатели поспорят. А уж тем более насчет года, который прожил Вадим Дядюра. Как говорится, дай Бог каждому и работу не просто интересную, а яркую, значимую да с хорошим заработком, и отдых такой, как у наших спасателей. Само собой разумеется, награждение Указом Президента России медалью «За спасение погибавших» - событие неординарное. Уже поэтому год можно считать необычным. Поздравляем от всего сердца! Но действительно, если будут новые награды, то пусть без горького привкуса. Счастливой судьбы!