Из истории Новороссийска

В ПЕРВЫЕ ДНИ ОСВОБОЖДЕНИЯ НОВОРОССИЙСКА ОТ ФАШИСТОВ

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Сергей Шило, краевед 15.09.2011 16:10

МПВО - местная противовоздушная оборона - была развернута сразу же после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Уже 16 сентября 1943 года в 22.00 в Новороссийск прибыла оперативная группа МПВО в составе 18 человек. Остальной состав прибыл в город 23 сентября. Прибывшая оперативная группа начала выполнение плана развертывания МПВО.

***На день прибытия МПВО имело две поломанные сирены, одну из которых еще можно было исправить, если бы в городе была электросварка, а другая требовала заводского ремонта. Бывшие в распоряжении МПВО электросирены были уничтожены. Также имелось 2 комбинезона, около 10 противогазов, 3 неисправных ВДП и 2 РДП. Поэтому в первые дни велась работа по розыску оснащения в городе.
***На 25 сентября 1943 года в рядах МПВО состояло 27 человек личного состава. Из них 7 человек были работники штаба, а остальные 20 человек состояли в формированиях. В числе последних 13 человек были малопригодны для службы в формированиях МПВО. Однако людей для пополнения формирований взять было негде. Также не было и надежды на поступление в ближайшее время. Местный военкомат контингента не имел, а население состояло из прибывших в город 800 человек – преимущественно женщин с малыми детьми.

***Несмотря на трудности МПВО Новороссийска уже в первые дни располагало оперативной группой руководящего состава и тремя милиционерами, только что начавшей развертываться службой связи, противопожарной службой, имевшей 2 автомашины с расчетами, и медико-санитарной. Правда, последняя пока еще была без медицинских учреждений. Службу возглавляли заведующий горздравотделом и заведующий аптекой.
***В это же время начали развертываться категорированные объекты: цементные заводы, СРЗ, электростанция, железнодорожный узел , хлебозавод, но везде имелся только руководитель и два-три рабочих. Только на хлебозаводе удалось пустить производство и начать выпекать небольшое количество хлеба. Остальные объекты, да и город в целом еще не были разминированы, так что к работе не приступали.

***В этой обстановке МПВО начало развертывать свою систему. В виду сильного заминирования центральной части города, здания Горисполкома, дворца пионеров, штабу МПВО пришлось разместиться в маленьких зданиях.
***В кратчайшие сроки была налажена система связи с Горисполкомом, Горкомом, НКВД, НКГБ и прокурором. Следующим шагом в работе было восстановление связи с базовым районом ПВО и службой ВНОС. Все средства артиллерийско-зенитного огня еще находились в Геленджике, а в Новороссийске имелись только оперативная группа и две зенитные батареи. Телефонной связи с оперативной группой не было, и неотложной задачей была её установка в ближайшее время.

***В последующие дни работа продолжалась, учитывались убежища и укрытия, нужно было добиться от Крайисполкома выделения автотранспорта, без которого невозможно было ничего сделать. Также остро стоял вопрос о противохимическом оснащении, выделении из других военкоматов хотя бы небольшого количества личного состава и хотя бы трех ручных сирен.

 

Флаг-памятник на Сахарной голове будет восстановлен!

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Владимир ДАРКИН 13.09.2011 20:44

***События развивались в ускоренном темпе. Ночью мы разместили материал Константина Подымы, который он написал с болью в душе в тот же день, когда узнал о ликвидации неизвестными вандалами Флага-памятника, который "реял над Новороссийском 44 года, непобедимый и гордый".

***Уже утром размещенную в "Новороссийских Известиях" публикацию прочли в пресс-службе администрации, и начальник городского отдела информации и социально-политического прогнозирования Александра Позднякова сразу сообщила о случившемся главе Новороссийска Владимиру Синяговскому. Владимир Ильич распорядился в кратчайшие сроки восстановить памятник, поручив это главе Восточного района Вадиму Дудакову и начальнику отдела по делам молодежи Олегу Дыннику.

***Вопрос о том, кто уничтожил Флаг-памятник, пока остается открытым. Разумеется, мы сообщим вам, читатели, подробности, когда памятник восстановят, отыщут "терминатора". Читайте "Новороссийские Известия"!

   

ЧП вопреки праздникам. ПРОЩАЙ, ФЛАГ-ПАМЯТНИК!

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Обновлено 12.10.2011 00:29 Автор: Константин ПОДЫМА

***Сегодня, вечером 12 сентября, получил я письмо из Новороссийска. Прочёл и обомлел. Не хотелось верить своим глазам.

***Писали ребята-шхунатики, курсанты Морской Академии, члены историко-патриотического клуба "Шхуна ровесников". Те, что из года в год поднимаются в горы, чтобы сменить на склоне сопки Безымянной цифру, говорящую о том, сколько лет прошло со дня разгрома врага у стен Новороссийска:

***"Сегодня "перелистали" "каменный календарь" - на 68.  Пошли затем к Флагу-памятнику, чтобы сменить его полотнище. А на Сахарной голове памятный знак разрушен. Сравняли трактором и деревья срезали на горе... Это ещё мы 22 июня обнаружили, но не стали расстраивать вас..."

***Сахарная голова... Как величавый памятник высится она над городом. Начало "знаменитой и неприступной" "Голубой линии", как вещали о том фашистские вояки.
***Высота 555,9 - символ подвига, героизма наших воинов. Один из них - Павел Коган, военный переводчик, поэт, автор гимна романтиков 60-70-х лет - песни "Бригантина", пал смертью храбрых у подножия Сахарной в ночь с 22 на 23 сентября сорок второго года.
***В память о нём и героях, защищавших наш город, 12 марта 1967 года "Шхуна ровесников" водрузила на вершине Сахарной Флаг-памятник.
***Он реял над Новороссийском 44 года, непобедимый и гордый. Тысячи мальчишек и девчонок из 98 городов вместе со "Шхуной" поднялись за эти годы (почти полстолетия!) на вершину, чтобы сменить полотнище необычного памятника (об этой традиции написано в 35 книгах), чтобы тремя глотками солёной морской воды подтвердить свою верность "Шхуне" и стать членами её экипажа. 268 полотнищ сменили ребята...
***294 палубных сбора было проведено на горной вершине, одном из самых святых мест для молодёжи Новороссийска...
***Здесь звучал неповторимый голос Глашатая Победы Юрия Левитана. Впервые была исполнена песня "Утро ровесников" Александры Пахмутовой. Сюда, к Флагу-памятнику, поднимались замечательные люди - юные кинозвёзды Серёжа Остапенко ("Сказка о Мальчише-Кибальчише") и Марат Серажетдинов ("Юнга Северного флота"), писатель Евгений Волков (создатель знаменитой юношеской поисковой бригады "Искатель") и человек, названный в энциклопедиях "основоположником педагогики 21-го века",  философ, писатель и журналист Симон Соловейчик...
***Вместе с ребятами он участвовал в операции "Парус"...

***Сахарная голова и Флаг-памятник - в памяти тысяч новороссийцев.
***Кому помешало скромное символическое надгробие на горной вершине?
***Как поднялась рука?

***И мы ещё возмущаемся, что кто-то когда-то, пусть и ночью пытается порушить кладбищенские кресты, память об ушедших безвозвратно?
***Вот урок, преподанный молодым: беззастенчиво и напористо рушить всё, не заботясь ни о Памяти, ни о Чести, ни о природе. Разрушить то, что создано не тобой. Так и доживём до того, что сроем наши горы, посеем хаос, изменим климат Черноморья?
***А тут - буквально на виду у всего города, прилюдно, в ясный летний день уничтожена частица великой Памяти.

***Хорош же "подарочек" к годовщине разгрома врага у стен славного и легендарного города-героя Новороссийска...

   

НЕСБЫВШИЙСЯ НОВОРОССИЙСКИЙ ТРАМВАЙ НА РЕЛЬСАХ ИСТОРИИ

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Сергей Шило, краевед 29.08.2011 21:46

Для развития Новороссийска, раскинувшегося в конце XIX века на протяжении 6 верст, и в целях предоставления населению удобного и дешевого сообщения между двумя частями города новороссийское городское управление не раз поднимало "трамвайный вопрос" на своих заседаниях. Первая попытка устройства трамвая в Новороссийске относится к 1898 году . Тогда городское управление возбудило через главноначальствующего гражданской частью на Кавказе ходатайство перед министерством путей сообщения о разрешении проложить рельсы электрической железной дороги (трамвая) на находящемся в ведении министерства береговом шоссе через рельсовые пути железной дороги и далее по железнодорожному шоссе к вокзалу.

***Ходатайство было передано в министерство путей сообщения. Вместе с ходатайством был представлен общий план расположения сети электрической железной дороги и проект условий на эксплуатацию.
***В ответ на это ходатайство министерство путей сообщения от 8 декабря 1898 года за №4592 уведомило главноначальствующего на Кавказе, что правление Владикавказской железной дороги, которой было поручено обсуждение этого ходатайства, пришла к следующему заключению.
***Как оказалось, расположение путей электрической железной дороги на полотне портового шоссе может представлять значительное стеснение и опасность для экипажного движения. Движение вагонов электрической железной дороги по условиям эксплуатации предполагали отправку поезда через каждые 15 минут. Ввиду этого, по мнению комиссии, рельсовые пути должны были проходить по обочине шоссе, не занимая проезжей части.
***Что же касалось проведения трамвайных путей через территорию Владикавказской железной дороги, то здесь прокладка путей возможна только на высоте трех саженей над железнодорожными рельсовыми путями. Которых, по сообщению министерства, ныне от реки Цемес по шоссе до вокзала пересекали на одном уровне 19 рельсовых путей Владикавказской железной дороги. Все эти пути были направлены к 6 железнодорожным пристаням. Кроме того, здесь же были расположены 4 пути, ведущие в порт и к обществу Русский Стандарт, а также 4 пути шли к таможенному двору. По всем этим 27 путям почти непрерывно производилась подача вагонов.
***Самым неудобным местом дороги был отрезок возле эстакадной пристани №1. За ней дорога к вокзалу сворачивала к железнодорожной арке, перед которой были проложены несколько пар рельсовых путей к амбарам русского общества пароходства, таможне и нефтеперегонному заводу. Все пути были огорожены шлагбаумами. На этом переезде постоянно двигались вагоны с грузом, цистерны с нефтью, и у этого переезда была самая долгая задержка, особенно в зимнее время, когда происходила усиленная погрузка хлеба в пароходы.
***Следовательно, при переходе электрической железной дороги (трамвая) на железнодорожную территорию станции должны быть устроены железнодорожные мосты-виадуки или эстакады на протяжении 400 погонных саженей. Данное таким образом разрешение было равносильно отказу, и город потерял предпринимателей,  желающих взяться за  сооружение городского трамвая,  но не пожелавших строить дорогостоящий виадук. Так окончилась в 1898 году первая попытка городского управления устроить в городе трамвайное движение.

***В 1901 году городские гласные обращают внимание Думы на необходимось устройства в городе трамвайного сообщения. На очередном заседании Дума решала вопрос о предоставлении отсрочки концессионеру господину Миллеру внесения денег в залог договора по устройству в Новороссийске трамвая.
***По этому вопросу горячо высказался гласный Аксельбанд: «Вопрос о трамвае – жгучий вопрос. Осуществление его ждет все население города. Правительство не раз высказывало свой вгляд, чтобы города брали на себя ответственность за сооружение крупных капитальных построек, поэтому я полагаю более целесообразным, чтобы город взял на себя устройство трамвая и электрического освещения посредством возбуждения ходатайства займа на эти цели».
***На это требовались огромные деньги, которых у городского самоуправления как всегда не хватало, да и рассчитывать на крупный правительственный денежный займ Дума посчитала не целесообразным. Поэтому после голосования 15 "за", 5 "против" доклад Управы о предоставлении отсрочки на 4 месяца по внесению залога концессионеру господину Миллеру был принят.
***За эти месяцы господин Миллер должен был найти несколько фирм по устройству трамвая и электрического освещения. Однако благие намерения так и остались невыполненными.

***Вновь к вопросу о трамвае гласные вернулись в 1904 году. На заседании Думы, состоявшемся 22 июня, возбудился вопрос «Об устройстве постоянного движения поездов между городом и Зацемесской стороной». Предполагалось построить в городе вокзал для проезда публики и одновременно запретить движение по портовой территории.
***Надо заметить, что в то время существовало железнодорожное сообщение между городом и цементными заводами частного характера. На линии, шедшей от цемзаводов по береговому шоссе, ходила кукушка с одним пассажирским вагоном и несколькими (по надобности) хозяйственными платформами. Однако и этот проект постройки городского трамвая остался невыполненным.

***С развитием промышленной части города за Цемесом между новым и старым городом возникло оживленное транспортное грузовое и пассажирское движение. После присоединения Зацемесской стороны земли железной дороги и единственная транспортная дорога города, идущая по этим землям, породила сложные городские проблемы, решить которые без ходатайства в столице было уже невозможно.
***Город был един, но отчужденная Владикавказской железной дорогой земля находилась посредине города. На этой территории располагались многочисленные подъездные пути к пристаням и складам. Береговая дорога, соединяющая обе части города, в то время по описанию современников была такой:
***"К массовым движениям подвод с грузом в часы прихода пассажирских поездов и пароходов присоединялись и легковые экипажи с пассажирами. После остановки перед закрывающимися шлагбаумами лошади ломовиков надрывались, чтобы сдвинуть непомерно нагруженные тяжести, разбивали себе ноги и нередко срывали копыта на железнодорожных рельсах".

***Новая и последняя попытка осуществить устройство электрической железной дороги беспрепятственного сообщения была предпринята новороссийской городской Думой в 1912 году. Теперь городская Дума подошла к этой проблеме очень решительно, и городское управление, приступив к тяжбе с Владикавказской железной дорогой, опиралось на следующие факты.
***Во-первых, обвиняли Владикавказскую железную дорогу в захвате шоссейной дороги и нарушении основного закона «о праве участия общего пользования» ст.434 законов гражданского уложения и ст.523 устава путей сообщения.
***Во-вторых, законно ссылались на то, что перевозка по такой дороге грузов и пассажиров с задержками перед шлагбаумами становится почти невозможной и опасной.
***В-третьих, подчеркивали, что город Новороссийск (старая часть) лишен возможности иметь беспрепятственное сообщение с Кубанской областью и ближайшими населенными пунктами Черноморской губернии в направлении Новороссийско-Сухумского шоссе.
***В-четвертых, фиксировали, что затруднительный проезд и проход по портовой набережной лишает возможности горожан получать сельские продукты из Кубанской области.
***В-пятых, подчеркивали, что с постройкой шестой таможенной пристани движение по береговому шоссе тяжелых грузов станет невозможным и еще более опасным для проезжающих.

***Для решения вопроса о постройке моста-виадука Думой было постановлено отправить депутатов в Петербург. В состав делегации входили городские гласные М.А. Векслер, Ф.В. Лях, М.Е. Певунов и Н.Г. Зильберминц. Затем численность делегатов сократилась, и в столицу поехали только трое: городской голова П.К. Калинин, М.А. Векслер и юрисконсульт Н.Г. Зильберминц.
***Депутации поручалось отстаивать в Петербурге интересы города и ходатайствовать об устройстве железной дорогой беспрепятственного сообщения между обеими частями города, разъединенного железнодорожной территорией. Собрав нужные документы, 28 февраля 1912 года делегация гласных выехала из Новороссийска и 2 марта прибыла в Петербург.
***На другой день новороссийцы были приняты председателем Правления Общества Владикавказской железной дороги Г.Печковским. Выслушав заявление просителей о затруднительном и небезопасном грузовом движении между обеими частями города и об устройстве нового подъездного пути к вокзалу, последний ответил, что такого дорогостоящего моста-виадука никто не построит, да и правительство не разрешит строить железной дороге такой мост.
***В этот же день побывали и в Департаменте железных дорог, где узнали, что Обществу Владикавказской железной дороги предоставлены права занимать под намеченные железнодорожные ветви в Новороссийске частные и казенные земли до соглашения о вознаграждении. Делалось это в связи с ВЫСОЧАЙШИМ указом Правительствующему Сенату от 28 Февраля 1912 года «Об отчуждении земли для железнодорожных линий, прилегающих к Владикавказской железной дороге, отчуждения прилегающей к городу территории для развития портовых сооружений и новой таможни». В виду безотлагательности строительных работ повелено было занимать необходимые земли для дороги вслед за совершением описи их, так как на выполнение всех работ давался 4-летний срок.

***Пользуясь пребыванием в Петербурге, городской голова и гласные сочли необходимым посетить бывшего новороссийского губернатора генерал-майора Е.Н. Волкова, занимавшего теперь должность управляющего кабинетом Его Императорского Величества. Евгений Николаевич принял земляков 7 марта, выслушал и ознакомился с положением дел и целью приезда. В беседе на предложение обратиться с всеподданнейшим прошением к Государю Императору в случае отказа министерствами устройства моста-виадука к вокзалу он ответил, что в данном случае между городом и железной дорогой идет спор о праве пользования этой территорией. Разрешение этого спора выходит из пределов единоличной ВЫСОЧАЙШЕЙ воли и будет зависеть от докладов соответствующих министерств. А городу предстоит в этом серьезном деле сложный судебный процесс с министерством путей сообщения.
***9 марта 1912 года П.К. Калинин и М.А. Векслер передали записки Председателю Совета Министров и Министру Путей Сообщения. Представленная записка была подана с выражением надежды, что вполне законная и справедливая просьба города Новороссийска об устройстве моста-виадука встретит сочувствие и понимание. К записке прилагался новый план города с нанесением трамвайной дороги.
***На следующий день 10 марта в назначенный час новороссийцев принял министр путей сообщения. Беседа закончилась безрезультатно. Выслушав представителей Новороссийска, министр ответил, что он сомневается, вправе ли министерство заставлять Владикавказскую железную дорогу строить намеченный городским управлением мост-виадук, который будет стоить не один миллион.

***Визит к министру финансов состоялся 12 марта и оказался хуже прежнего, так как беседа носила резкий характер. Министр много говорил о том, что им были предприняты огромные усилия для принятия закона о развитии порта и таможни в Новороссийске. Что в дальнейшем будет развиваться и расширятся территория порта, таможни, железнодорожной станции. Все это и послужит быстрому развитию промышленности и города. В завершение беседы министр заметил, что городское управление своими ходатайствами начинает чинить препятствия. На этом прием был окончен и в этот же день, вечером, ничего не добившись, делегаты выехали из Петербурга. Таким образом, в дореволюционный период несмотря на усилия городской Думы и гласных трамвайное движение в Новороссийске так и не было осуществлено.

   

КОНСТАНТИН ПОДЫМА ПРОДОЛЖАЕТ ПЕСЕННУЮ ЛЕТОПИСЬ ГОРОДА-ГЕРОЯ

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Евгений ВАСИЛЬЧЕНКО-младший 27.08.2011 20:26

"Новороссийск. Любовь и песня моя" - так называется Интернет-группа, которую открыл во Всемирной паутине наш земляк, писатель и кинодраматург Константин Подыма. За полгода её существования в группу добавились новые записи. Теперь их - 360!

***Это и песни, созданные о городе-герое на протяжении последних лет новороссийскими композиторами и поэтами - Надеждой Чёрной, Вячеславом Морским, Анатолием Лысковым, Михаилом Глинистовым, Виктором Пахомовым, и музыкальные произведения прошлого столетия, отмеченные талантом  выдающихся исполнителей - Муслима Магомаева, Людмилы Зыкиной, Иосифа Кобзона, и музыка для театра Галины Сырохватовой, и творческие работы многочисленных вокальных групп - ВИА "Синева", студии "Орхидея", Стаса Павлюка, и тех, что принимали участие в Международном конкурсе "Морской узел".

***Порадовали и новые, найденные в Интернете, записи песен, исполняемые нашими земляками - знаменитой Руженой Сикорой (1918-2006), ныне москвичом Владимиром Брилёвым, петербуржцем Сергеем Бугаевым.
***А в альбоме "Звёзды будущего" новороссийцы теперь смогут услышать юное дарование - Машу Ефименко, семиклассницу гимназии №5.

***Верный своим пристрастиям к поиску нового, необычного, Константин Подыма поместил в Интернет-группу лаконично-ёмкие, но чрезвычайно интересные комментарии к ряду песен.
***Так, мы узнаём о том, что одна из песен Александры Пахмутовой, посвящённая ребятам историко-патриотического клуба "Шхуна ровесников", была ВПЕРВЫЕ исполнена ... в Новороссийске. "Утро ровесников" впервые прозвучала ... на вершине горы Сахарная голова в декабре 1969 года.

***Любовь создателя Интернет-группы к кинематографу проявилась и в том, что он ВПЕРВЫЕ поместил в Сети систематизированную подборку кинофильмов, снимавшихся в Новороссийске.
***С особым интересом смотрится "Гибель "Орла" (1940 г.), один из первых художественных фильмов, рассказывающий о подвиге моряков-черноморцев, совершенном в Цемесской бухте в 1918 году.
***- А фильм "Морской ястреб", снимавшийся у нас и в Одессе под фашистскими бомбардировками, в сорок первом, - живой памятник той суровой поры,- говорит Константин Подыма, - Недаром один из участников битвы за Новороссийск, ставший позднее Генеральным секретарем ЦК КПСС, высоко отзывался о том старом фильме. Леонид Ильич смотрел этот замечательный фильм в Геленджике, в матросском клубе. Тогда, в апреле 1943-го, фильм и песня, звучавшая там, произвели на начпоарма 18-й Армии такое впечатление, что  после войны, в 70-е годы, Брежнев попросил Кобзона вновь исполнить этот песенный шедевр. Иосиф Давидович выполнил просьбу ветерана. Прекрасная, волнующая, задушевная песня обрела новую жизнь... - завершил свой рассказ К. Подыма.

*** Интернет-группа, созданная писателем и кинодраматургом, - в поиске. Недаром Константин Иванович привлёк к ней и мастеров, и молодёжь. В необычном штабе виртуальной группы мы видим и композитора Вячеслава Морского, и известного аранжировщика Николая Алексеева, и юного певца Никиту Рогожина, и капитана "Шхуны ровесников" Сергея Ерина...
***- Незадолго до своей кончины, - вспоминает Подыма, - наш старший друг, известный краевед Галина Алексеевна Крымпоха, флаг-капитан "Шхуны", написала в одной из своих статей, что в нашем городе блестяще выступал не только знаменитый Леонид Собинов, но и великий Шаляпин. Запись песни в исполнении Фёдора Ивановича тут же вошла в альбом, посвящённый людям, бывавшим в славном Новороссийске. А вообще-то,  - добавляет Константин Иванович, - разве наша группа - не подспорье в вашей работе, уважаемые господа и товарищи учителя? Разве она не прививает любовь и уважение к истории, культуре нашего легендарного города?

***Верно, Константин Иванович!
***Присоединяйтесь, друзья!
***Адрес Интернет-группы: http://vkontakte.ru/club24196152

***Вместе будем писать песенную, кинематографическую, культурно-историческую Интернет-летопись города-героя Новороссийска!

Другую заметку по теме вы найдете здесь.

   

Страница 11 из 20