Из истории Новороссийска
ПЕРВЫЕ КУПЦЫ НОВОРОССИЙСКА
Автор: Сергей Шило, краевед 24.11.2010 20:09
***В августе 1865 года в «Кубанских войсковых ведомостях» было напечатано объявление от комиссии по открытию города Новороссийска. В нем говорилось, что «дома и другие торговые заведения, существовавшие в Новороссийске до последней Крымской войны, будут отдаваться прежним владельцам в собственность преимущественно перед другими».
***10 марта 1866 года было ВЫСОЧАЙШЕ утверждено «Положение о заселении Черноморского округа и управление оным», которое возрождало города Анапу и Новороссийск и причисляло их к пятому разряду торговых местностей.
***Прошения от купцов, желающих открыть в г.Новороссийске мелочную торговлю, а также завести питейное заведение, трактир, харчевню или постоялый двор, стали поступать с июля 1867 года.
***Капитан Шереховский, исполняющий дела полицмейстера г.Новороссийска, принимал заявления, проверял выданные купцам паспорта и выдавал аттестаты и специальные удостоверения, «билеты на торговые и промышленные заведения» - документы, разрешающие вести торговлю.
***Аттестат, выдаваемый полицией с «подписью и приложением казенной печати», удостоверял, что владелец аттестата благонадежен, по суду наказываем не был, и что по общественным и другим повинностям в недоимках не числится.
***Билет на торговлю мелочным товаром стоил 2 рубля, а на торговое промышленное заведение - 5 рублей.
***За семь месяцев по февраль 1868 года было выдано 84 «билета» на торговые заведения, а также на торговлю мелочным товаром. Выдавались «Билеты на торговое и промышленное заведение» в Полковом правлении Адагумского полка Кубанского казачьего войска за подписями председателя правления П. Крюкова и казначея сотника Совули.
***В самом Новороссийске торговали более 65 купцов. Из них самыми знатными были купец 1-й гильдии Темрюкский мещанин Семен Рафаилов, имевший несколько лавок, и семь купцов 2-й гильдии. Братья Семен и Григорий Бублейниковы имели две лавки, где торговали разным товаром, Сухумкальский мещанин Иван Черкасов, Темрюкский купец Вартан Агаджанов (содержатель ренскового погреба), Темрюкский купец Юрий Рясов, имевший табачную лавку, Григорий Фристофорович и Ставро Фристофорович Макриди , которые имели пекарню.
***Предприимчивый люд был разных национальностей, разного сословия и подданства. Среди купцов были мещане, государственные крестьяне, временно-обязанные крестьяне и отставные рядовые. Исключением был лишь Ливон Иванович Абдуладзе, тифлисский дворянин, открывший в Новороссийске на Серебряковскоой улице лавку резки и продажи мяса.
***Торговлей занимались турецко-подданные и турецко-подданные греки Иван Гиоргий , Спиридон Катосиви, Василий Харлампий, Георгий Харламби, Николай Танаси, Афанасий Катосиви, Георгий Александров, Яни, сын Георга. Все они имели мелочные лавки и торговали всевозможным мелким товаром, табаком.
***Русские торговые люди содержали разные заведения. Так, содержателями питейных заведений в Новороссийске были Федор и Василий Никитины, отставные рядовые Григорий Шимякин, Яков Здыбель и Иван Макеев. Вакула Петровский имел хлебную пекарню, постоялые дворы содержали Иван Фурсов и Антон Бордун, продажей мяса занимался Наум Ткаченко.
***Среди тогдашних предпринимателей были и евреи, в подавляющем большинстве открывавшие мастерские по пошиву одежды. Так, дамское платье можно было сшить у Вениамина Османа. Заказать обнову в Новороссийске можно было еще у нескольких мастеров, таких как, Абрам Янкелевич, Михель Беркович Пизпюрик, Вагдер Мислер Вербовский, Давид Фукс, Хаймо Мейер.
***Торговые заведения, где можно было вкусно покушать, а если не хватало времени, то быстро перекусить пирожками с квасом, также существовали в городе. Горячих кушаний, печеных изделий и виноградных вин обыватели могли отведать в трактирах Николая Проценко и Абрама Фельдмана. Существовали и более дешевые заведения, где также можно было утолить голод и жажду. Харчевни содержали Керч-Еникальский грек Георгий Остерот Амир и темрюкский мещанин Яни Дананди Комбур Оглы , открывший заведение в собственном доме.
***Развитие торговли было главным фактором возрождения городов Черноморского побережья, поэтому полицмейстер не тянул с выдачей билетов. Как видно из документов, вопрос об открытии очередного заведения решался быстро и без волокиты. Первым промышленным предприятием, открывшим свои действия в Новороссийске, стало «Русское Общество Пароходства и Торговли». Выданный конторе этого общества «Билет» был зарегистрирован в книге выдачи билетов на торговые и промышленные заведения 21 декабря 1867 года.
ЧЕХИ ДЕРЕВНИ МЕФОДИЕВКА. Полевые исследования 2008 года
Автор: Сергей Шило, краевед 20.11.2010 20:46
***В последнее время периодические издания частенько затрагивают вопросы историографии, источниковедения, исторического прошлого и духовного наследия славянских народов Кубани. Во второй половине ХIХ века на Черноморском побережье были основаны первые чешские поселения. Краткость и скупость исторических архивных источников о чешских переселенцах не даёт полной ясности. А значительная их ассимиляция с русским населением привела к почти полной утрате национального языка, быта, традиций. Сегодня русские чехи требуют нового и пристального изучения.
***Первые поселения (деревни) австро-венгерских чехов появились в окрестностях Новороссийска в 1869 году. В различных источниках говорится о прибытии первых партий чешских переселенцев из Одессы в Новороссийск на гражданских пароходах в количестве 360 семей, а также о доставке партий чехов из Ялты на военных кораблях.
***Город выделил переселенцам земли на северной стороне бухты, за рекой Цемес и Цемесским болотом. В этих необжитых местах зимой свирепствовал норд-ост, а летом малярия. Чехи основали здесь деревни Мефодиевку и Кирилловку. Современные чехи считают, что названия были приняты по именам святых, в праздник которых первые поселенцы заложили свои деревни.
***Из всех чешских поселений, сохранившихся и существующих ныне в окрестностях Новороссийска, более всего не повезло деревне Мефодиевке. Она находилась в лесу, в шести верстах от города Новороссийска, была ближе всех расположена к городу. С прокладкой железной дороги и строительством железнодорожных предприятий рядом с Мефодиевкой возник многотысячный рабочий железнодорожный поселок с русским населением. Это и стало главной причиной изменения крестьянского уклада в жизни деревни. Многие чехи предпочли работу в поле работе на промышленных предприятиях. Они трудились на железной дороге, нефтеперегонном заводе, на элеваторе и в порту. Чехи были грамотны, трудолюбивы и исполнительны, поэтому многие из них стали специалистами и мастерами своего дела.
***Большие наделы земли, выделенные им по закону о переселении, стали пустовать. И как уже ненужные под хлебопашество начали продаваться частями под строительство жилых домов.***
***Землю покупали рабочие железнодорожного поселка, где нужда в жилье была огромной. Так постепенно деревня Мефодиевка, первоначально состоящая из одной улицы, имеющей чуть более 20 домов, расположенных по обочинам дороги, стала расстраиваться.
***За домом появлялся дом, стали возникать переулки и новые улицы. В 1917 году в деревне Мефодиевке было уже более 545 домов. Летом 2008 года мне довелось встретиться со старожилами, они рассказали мне всё то, что сохранилось в их памяти.
Иосиф Францевич Гоуфек
***Его предки добирались из Австро-Венгрии в Кубанскую область в составе небольших партий переселенцев, которые состояли из 5-10 семейств. Ехали в телегах со всем домашним скарбом, на своих лошадях. Дорога из Чехии до места назначения занимала от 3-х до 4-х месяцев пути. Местом поселения была назначена станица Крымская. Когда же чехи приехали в назначенное место переселения, местные казаки были недовольны. Власти, дабы не вышло беспорядков, отправили чешские семьи дальше под Анапу. Впоследствии семейство Гоуфек перебралось в деревню Мефодиевку. Сами чехи называли свою деревню Метходейка.
***В детстве он трудился подпаском у мефодиевского пастуха. В то время, вспоминает Гоуфек, на деревне почти все держали коров, и деревенское стадо насчитывало более 80 голов. Были также и козы. Стадо собиралось рано утром на самой широкой улице. Называлась она Прогонной, потому что по ней гнали стадо в тоннельку под железной дорогой на выпас в горы. Коровы не слушались, не хотели идти в темный тоннель, и приходилось изрядно побегать.
***Участвовали чехи и в строительстве железнодорожных объектов. Железнодорожная петля в конце Мефодиевки, ныне служащая для спуска грузовых составов в парк прибытия, тогда была построена совершенно для иных целей: чтобы предотвращать крушение поездов. В случае отказа тормозов паровозы и составы по стрелочному переводу направлялись не вниз на железнодорожную станцию, а по улавливающей петле. Петля в те годы была гораздо круче нынешней, и движение в кривой сильно гасило скорость. В конце петли была огромная земляная призма. Работы по насыпке земляного полотна под петлю требовали большого количества рабочих рук. На её строительство приезжали на своих телегах не только крестьяне Мефодиевки, но и чехи из окрестных деревень.
Людмила Карловна Пятцо
***Её дед инженер Роман Фиджини возможно (Физини) Пятцо был итальянец, и прибыл в Новороссийск в 1880-х годах на строительство железнодорожной ветки Владикавказской железной дороги Тихорецкая-Новороссийск. В ту пору ему было примерно 26-28 лет. Роман Фиджини вместе с другими инженерами (Барни и Мадлени) в 1885 году выполняет сложное и ответственное дело строительство тоннеля.
***Женился Роман Фиджини Пятцо на красивой молодой девушке Марии, по национальности чешке из пригородной деревни Мефодиевки. Вскоре молодой инженер стал отцом большого семейства. Первый сын Ян родился в год окончания строительства железнодорожной линии в 1888 году. Дочь Наталья появилась три года спустя примерно в 1891 году. Затем Мария через небольшой интервал в год и два подарила мужу ещё три сына. Петр родился в 1895 году, затем в 1896 году и в 1898 родились Рудольф и Карел.
***Пока шли работы по строительству тоннеля, семья Пятцо жила во Владимировке, рядом со строящимся тоннелем. Когда строительные проекты в Новороссийске были завершены, инженер Пятцо принимает решение ехать на строительство железной дороги и железнодорожных тоннелей в Забайкальский край. Решение его было непреклонно, и, оставив семью в Мефодиевке, Роман Фиджини уезжает. В продолжении долгих лет от него не было никаких известий. Впоследствии стало известно, что инженер Роман Фиджини Пятцо вел работы по прокладке тоннеля в Забайкалье. В одну из зим Роман Пятцо сильно простудился, началось воспаление легких, от которого он и умер. Долгие десятилетия семья Пятцо ничего об этом не знала, и только в 1980 году, почти век спустя, родственникам стало известно место, где он похоронен.
***Мария Пятцо одна растила пятерых детей и надеялась на возвращение своего мужа. А дети росли, старший сын Ян стал боевым офицером и участвовал в Первой мировой войне. За храбрость, проявленную в боях, был награжден георгиевским крестом. Наталья вышла замуж. В 1924 году самый младший сын Карел Пятцо построил свой дом в деревне Мефодиевке, где и жил всю свою жизнь.
***Ныне живущий старейший житель Мефодиевки – Михаил Пименович Сухоруков - родился в 1916 году. Но хотя он и не чех по национальности, вся его жизнь прошла среди чехов. Его предок, выходец из села Русская Буйволовка Воронежской области, пришёл в Новороссийск на заработки в 1870-х годах. Заработав денег, купил для сына надел земли в деревне Мефодиевке у землевладельца Франца Елинека. Сын женился, построил дом, вот так и стали Сухоруковы мефодиевскими.
***По рассказам его родственников (деда, отца) деревня в те годы состояла из длинных каменных домов, построенных чешскими переселенцами рядом с грунтовой дорогой, ведущей в город. Чешские строения утопали в пышной заросли лесной растительности, особенно дубрав. Дубы росли древние, в три обхвата. Росли они и возле домов, и на участках, выделенных под хлебопашество. Запомнилось Михаилу Пименовичу и то, что на одной из улиц - Прогонной - посреди проезжей части рос огромный граб. Несмотря на то, что дерево росло на дороге, его не спилили и не выкорчевали. А мужики на телегах объезжали это дерево то слева, то справа.
***В деревне, в основном, жили чехи: Мирук, Мазал, Кубеш, Данек, Бауер, Годлач, Вандрашек, Елинек, Варачек, Гоуфек, Машек, Шусс, Пятцо, Патек, Кабарда, Чех, Крепс, Репш, Сенатос, Плохой, Копецкий.
***Иосиф Кубеш работал сначала плотником, а затем стал мастером производственного обучения в железнодорожном училище № 3. Владимир Владимирович Данек работал заместителем директора завода «Красный двигатель». Франц Францевич Варачек трудился токарем на элеваторе. Бауер занимался частным предпринимательством: продавал новые швейные машинки, а старые чинил бесплатно. Николай Николаевич Вандрашек работал мастером инструментального цеха на «Красном двигателе». Степан Степанович Годлач работал на элеваторе. Василий Иванович Чех был бригадиром колхоза имени Кирова. Иван Плохой занимал должность директора новороссийского винзавода. Копецкий был лесником, а Кабарда извозчиком.
***В советское время деревня Мефодиевка подчинялась Цемдолинскому сельсовету. Здесь была организована сельскохозяйственная община и создан колхоз имени Кирова, но население уже было не крестьянским, а рабочим в большинстве своем, не занимающимся сельским трудом. Несмотря на это долгое время жители считались крестьянами и облагались сельским налогом по сдаче государству сельхозпродукции. Каждый житель Мефодиевки должен был ежемесячно сдавать государству 10 литров молока, 1 килограмм сливочного масла, 20 штук яиц и прочую сельхозпродукцию. Это обстоятельство выводило рабочих из себя, потому что им приходилось покупать продукты в магазинах и сдавать их обратно государству. В 1936 году активисты деревни Мефодиевки собрали деревенский сход, на котором присутствовало более 80 жителей деревни.
***Председатель колхоза имени Кирова тов. Шевченко пытался прекратить это собрание, но с помощью инструктора горкома партии и жителя деревни Мефодиевки Владимира Юрченко собрание было всё же проведено. Постановлением общего схода деревни единогласно было решено просить исполком о включении деревни Мефодиевки в черту города. Желанию поселян помешала война. Только в 1957 году, когда вышло постановление Президиума Верховного Совета «О порядке отнесения населенных пунктов к категории городов, рабочих и курортных поселков», деревня Мефодиевка прекратила своё существование, влившись в черту города Новороссийска, а её жители стали горожанами.
***Память о первых поселенцах сохраняется и ныне в названии переулков этого района. Так, переулок Особый назван по имени Яна Францевича Особы, дом которого стоял на этой улице. В 90-х годах XIX века Ян Особа был избран поселянами старостой деревни. Есть и другие переулки, названные в честь чехов: Вандрашевский, Панчухаровский. Одна из балок Маркотхского хребта до сих пор называется Стегликовской по имени землевладельца Стеглика, возделывавшего в этой балке фруктовый сад. Есть и переулок Славянский являющийся символом дружбы и духовного единства всех славянских народов.
***Примечание. Эта научная статья новороссийского краеведа Сергея Шило опубликована ранее в сборнике «Мир Славян Северного Кавказа», выпуск № 5, Краснодар, изд. "Традиция", 2009 год. Библиографические ссылки мы не публикуем, их можно найти в сборнике.
ПЕРВЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
Автор: Сергей Шило, краевед 17.11.2010 18:06
***Первые велосипеды в Новороссийске появились в последние годы уходящего XIX века. И хотя новый вид транспорта пока можно было сосчитать по пальцам, также, как и их владельцев, велосипедисты доставляли горожанам массу неприятностей.
***Дело в том, что правил езды для велосипедистов в то время ещё не было, и, пользуясь этим, "люди на колесах" ездили по городу, как им вздумается. Это продолжалось до тех пор, пока в канцелярию Черноморского губернатора не «посыпались» частые жалобы, подаваемые жителями. В них указывались случаи сталкивания велосипедистами прохожих с тротуаров с причинением более или менее значительных ушибов.
***8 мая 1900 года губернатор в своем распоряжении за № 3653 просил городского голову войти в Думу с предложением выработать обязательные постановления для велосипедистов.
***Управа, взяв на себя труд разработать правила езды по городу на велосипедах, по истечении пяти месяцев представила проект на утверждение Думы.
***28 октября 1900 года Новороссийская городская Дума на своем заседании единогласно приняла обязательное постановление «О порядке езды по городу Новороссийску на велосипедах».
***Постановление давало право езды по городу только тем лицам, которые уплатили городской сбор с велосипедов и получили свидетельства, номерной знак в городской Управе. Годовой сбор с велосипедов гласными Думы был назначен в 5 рублей и составлял по тем временам значительную сумму. К примеру, содержатели лошадей, занимавшиеся извозным промыслом, также облагались годовым налогом, который был на 1 рубль ниже.
***Выдаваемое свидетельство на право езды было именное и давалось только тем, кто выдержал испытания в умении свободно управлять велосипедом. Срок действия свидетельства истекал ежегодно 31 декабря. Причем выдача свидетельств лицам, не достигшим 15 лет, запрещалась. Испытания проводил полицмейстер города совместно с лицами, приглашенными для этого городской Управой. При получении свидетельства выдавался и металлический значок с номером, который крепился к велосипеду у седла таким образом, чтобы его было видно проходящим.
***Каждый велосипедист при езде был обязан иметь при себе именное разрешение с напечатанными на нем правилами, номер, исправный тормоз, звонок, фонарь.
***Передача другому лицу свидетельства на право езды и номера не допускалась. Воспрещалась быстрая езда по городу, езда без управления велосипеда руками, а также езда наперегонки.
***Велосипедист был обязан держаться правой стороны проезжей части, как можно ближе к тротуару. Объезд пешеходов и едущих в экипажах допускался только с левой стороны. При обгоне пешехода или экипажа заблаговременно подавался звонок. Сбавив ход, велосипедист завершал маневр.
***Были случаи, когда лошадей беспокоило появление велосипедиста, и тогда «последний был обязан остановиться, сойти с велосипеда, чтобы по возможности скрыть его от испуганной лошади». Огибать углы и пересекать улицу дозволялось лишь тихим ходом, давая знать о своем приближении звонком. В местах большого скопления публики и экипажей надлежало сойти с велосипеда и вести его в руках. Оговаривалось и то, как должен был одеваться велосипедист: «в городе гоночные «декольтированные» костюмы не допускались». Также запрещалась езда в городском саду и по тротуарам.
***Виновные в нарушении правил подлежали привлечению к ответственности, причем в случае обнаружения неумелости пользования велосипедом свидетельство на право езды отбиралось.
***В последующие годы налог на велосипеды был снижен. Он составлял по постановлению Думы от 19-26 апреля 1903 года 1 руб. 50 коп., в том числе и за номерной знак.
***Снижение налога сыграло свою положительную роль, и число владельцев велосипедов продолжало расти из года в год, а езда на велосипедах становилась популярной. Так, например в 1907 году в городе было 10 велосипедов, и городской сбор с них составил 15 рублей. В следующем, 1908 г. велосипедов прибавилось, и сбор увеличился до 25 рублей. С ростом числа владельцев велосипедов годовой налог снижался и в 1909 году на 57 единиц транспорта заявленных к регистрации Думой был определен годовой налог в 57 рублей.
***Несмотря на понижение налога купить велосипед, содержать и ремонтировать его было накладно для простых граждан. Поэтому первые велосипедисты нашего города были людьми состоятельными.
***Среди владельцев первых велосипедов были гласные городской Думы, крупные торговцы и промышленники, владельцы магазинов и издательств, директора торговых домов, учителя и врачи.
***Владельцем велосипеда под № 1 был некий Слотинский, № 2 - Чернов, № 3 - Рубенштейн, № 4 - Голиков, №5 - Никонор Рыбкин, № 6 - Моисей Скляр, № 7 - Василий Минаков, № 8 - Грибеношка, № 9 - Абрам Черномордик, № 10 - Дмитрий Афанасьев. В списке владельцев велосипедов, состоящем из 57 фамилий, значилась всего одна женщина. Ксения Мищенко имела велосипед под № 45.
***Владельцами велосипедов были и такие известные в нашем городе люди как депутаты городской Думы: Гаръ и Э.Г.Тенедиев, владелец писчебумажного магазина и издатель открыток Петр Иванушкин, учитель рисования и художник мужской гимназии Петр Краузе и его сын Александр, лесопромышленник Абрам Черномордик и учредитель товарищества Николаевско–Журавского завода арендатор городской земли под пороховые склады и взрывчатые вещества Виктор Попов.
NB. Фото сделаны не в Новороссийске.
НИКОЛАЙ НИКИФОРАКИ – первый попечитель Черноморских прибрежных поселений.
Автор: Сергей Шило, краевед 16.11.2010 23:30
***Для успешной колонизации Черноморского побережья было учреждено попечительство о Черноморских прибрежных поселениях. Первым исполняющим обязанности попечителя был назначен Николай Егорович Никифораки. Родился Николай Егорович 4 января 1838 года. Он был родом из екатеринославских дворян и? с ранних лет выбрав воинское поприще, всю жизнь посвятил служению России. В службу вступил «пансионером Государя Императора» в Михайловское артиллерийское училище» в возрасте 14 лет. Далее служил фейерверкером, юнкером, портупей-юнкером, прапорщиком, подпоручиком. Активно участвовал в войне на Кавказе, показывая личное мужество и храбрость, за что неоднократно был награжден медалями и орденами. А в 1864 году в «августе 12 дня» «за отличие в делах против горцев произведен в чин штабс-капитана», затем, через три года, в чин капитана. В этом воинском звании он 1 сентября 1867 года удостоился чести «согласно отзыва начальника главного управления наместника Кавказского, последовавшего начальнику Кубанской области» быть назначенным исполняющим обязанности попечителя Черноморских прибрежных поселений. Капитану Никифораки исполнилось в тот год 29 лет.
***В задачи попечителя входили всесторонняя забота о быте и жизни прибрежных поселян и введении во всех поселениях гражданского управления, а также обязанность «сколь возможно чаще обозревать, лично или через доверенных чиновников, новые поселения, вникать во все нужды переселенцев и своевременно принимать необходимые меры».
***Кроме того, все находящиеся в ведении попечителя поселения для удобства правления разделялись, сообразно численности населения и местных условий края, на сельские общества.
***Попечителю выделялась казенная квартира в городе. А для разъездов по служебным обязанностям казной отпускалось 500 рублей. При попечителе служил письмоводитель, занимающийся ведением канцелярии попечителя, а также служебной перепиской.
***Обширные владения попечителя простирались по всему побережью от Новороссийска до Сочи. Инспекторские поездки занимали много времени, и исполняющего обязанности попечителя не часто можно было застать в Новороссийске.
***Николай Егорович Никифораки исправно исполнял свою должность, и 16 января 1870 года был утвержден в должности попечителя Черноморских прибрежных поселений. В этом же году в связи с упразднением Шапсугского берегового батальона произошли и административно-территориальные изменения. Поселения Черноморского округа разделились на три отдела: Новороссийский, Вельяминовский и Сочинский.
***Приказом начальника Черноморского округа от 31 декабря 1870 года Н.Е. Никифораки был назначен попечителем Сочинского отдела. Через год он вернулся в Новороссийск на должность попечителя Новороссийского отдела Черноморских прибрежных поселений.
***Непосредственно под его руководством проходило дальнейшее развитие прибрежных и пригородных поселений, в том числе и чешских деревень.
ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ НОВОРОССИЙСКА. Заведующий работами на станции Новороссийск Александр Николаевич Щенснович.
Автор: Сергей Шило, краевед 13.11.2010 23:11
***Александр Николаевич Щенснович (1845-1922) - один из талантливых русских инженеров, чья деятельность тесно связана со строительством и развитием железнодорожно-транспортного узла Новороссийска.
***Окончив институт инженеров путей сообщения в тридцатилетнем возрасте, А.Н. Щенснович с 1881 года стал работать в обществе Владикавказской железной дороги. Это было время, когда начиналось строительство новой железнодорожной ветки Тихорецкая – Новороссийск. Высокообразованный и энергичный инженер обратил на себя внимание и был назначен сначала производителем работ на новороссийском вокзале (1893), а затем и заведующим работами (технической частью) на станции Новороссийск.
***Александр Николаевич Щенснович внес огромный вклад в развитие транспортного узла. Под его непосредственным начальством осуществлялось строительство механических мастерских по изготовлению приспособлений на станции, строительство подъездных путей, формирование путей парков прибытия, строительство электростанции трехфазного тока.
***По воспоминаниям современников, знавших А.Н. Щенсновича, он был требовательным и пунктуальным начальником, знал иностранные языки. Всё это не мешало ему решать не только сложные технические задачи, но и с пониманием относиться к нуждам своих подчиненных.
***А нужд у простых рабочих-железнодорожников было много. И к господину, заведующему работами на станции Новороссийск, в надежде решения той или иной проблемы или просьбы обращались очень многие. Среди них были и простые рабочие, и учителя, и заведующие железнодорожных школ, врачебных санитарных частей, принадлежащих дороге. Шли к А.Н. Щесновичу и тогда, когда в дом приходила беда. За пособием на погребение и за финансовой помощью на детей обращались вдовы железнодорожников, оставшиеся без кормильцев. Не отказывал он и многодетным рабочим.
***Принятие на работу, перевод с одного места на другое, отдых и лечение железнодорожников, а также устройство их детей в школу Владикавказской железной дороги не обходилось без его участия. Вопросы более сложные, которые требовали решения на вышестоящем уровне, не обходились без его участия и ходатайств. Заботясь о рабочих, он писал и в управление учебным отделом, и в управление службы пути и зданий и другие службы Владикавказской железной дороги.
***Добивался А.Н. Щенснович единовременного пособия и по смерти, и по рождению ребенка, ходатайствовал о принятии на службу учителей в железнодорожные школы, добивался пособия на лечение рабочих. Являясь попечителем железнодорожных школ, просил о выдачи самым бедным ученикам, проживающим на линии дороги, годовых ученических билетов для бесплатного проезда по железной дороге.
***Инженер А. Н. Щенснович пользовался заслуженным авторитетом не только рабочих, коллег по службе, но и городских гласных. Для решения многих трудных проблем, связанных в первую очередь с техническими задачами, он неоднократно приглашался на заседания городской Думы. Вместе с другими инженерами и архитектором города участвовал в разработке проектов по устройству водопровода.
Угловой штамп для служебных документов.
***Для обеспечения паровозного депо (служба подвижного состава и тяги) технической водой для заправки котлов паровозов построил водосборные тоннели штольни, действующие и по ныне.
***Принимал участие в проектах по освещению улиц, прокладке подъездных и шоссейных дорог, устройству тротуаров.
***Много времени отдавал общественной деятельности, являясь почетным попечителем 2-х классного училища «Общества Владикавказской железной дороги» и членом попечительного совета Ремесленной школы.
***В 1917 году в возрасте 72 лет он уехал из Новороссийска в Хабаровск, где умер в 1922 году.
***Почти вся трудовая жизнь инженера А.Н. Щенсновича прошла в нашем городе. Его имя и дела не забыты.
Еще статьи...
Страница 18 из 20