Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

Поликлиника онлайн

ЛИДЕР ОТРАСЛИ. Государственному морскому университету имени адмирала Федора Федоровича Ушакова - 40 лет!

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

***19 марта 2015 года. Москва. Коллегия Федерального Агентства Росморречфлота, общественный совет объявляют лучших из лучших! Лидером отрасли признан Государственный Морской Университет имени адмирала Федора Ушакова. Уникальность этой победы в том, что все три года с момента учреждения премии она неизменно присуждается ушаковцам!

***Что нужно для того, чтобы стать лидером в отрасли? Соответствовать, как минимум, полсотни критериев: эффективность университета, реализуемые основные образовательные программы, выполнение научно-исследовательской работы, трудоустройство выпускников, рост зарплат профессорско-преподавательского состава и даже военно-патриотическое воспитание курсантов.

***И все же, путь к «Лидеру отрасли» - это не просто блестяще организованный образовательный процесс. Вся история этого уникального вуза на Юге России - это интеллектуальные пути решения государственных задач развития морской отрасли.

******60-е годы. СССР ударными темпами  наращивает добычу нефти и экспорт. Отдать ее транспортировку иностранным компаниям означало бы не только потерю валютной выручки, но и полную зависимость от запада. Советский Союз не мог допустить ослабления своих позиций на мировой арене. Наши конструкторы создают гигантских размеров супертанкеры. Год от года все больше и мощнее. Флот растет небывалыми темпами. Радаром или гирокомпасом уже никого не удивишь. На мостиках новейших теплоходов появляются спутниковые навигационные системы, средства автоматической радиолокационной прокладки, навигационные комплексы, управляемые ЭВМ. На флоте - самая что ни на есть научно-техническая революция. И управлять этой сложнейшей техникой должны отборные, высококвалифицированные кадры. Нет сомнения, что Советский Союз - великая морская держава.

***Экономистам очевидно: самый выгодный морской путь транспортировки нефти - в южном направлении - через Новороссийск. Здесь развивается необходимая портовая  инфраструктура, действует легендарное Новороссийское морское пароходство. А параллельно с ним - Высшее инженерное морское училище.

***Постановление о его создании вышло 30 апреля 1974-го, а принять курсантов ВУЗ должен был уже первого сентября 75-го. Возглавил Новороссийское Высшее Инженерное Морское Училище легендарный Владимир Удалов: превосходный организатор, настоящий профессионал, сумевший предвидеть стратегическое значение вуза, изначально поднявший знамя училища на очень серьезную высоту. Ему удалось продвинуть идею создания кафедры военно-морской подготовки. Именно он настоял на открытии не двух - судоводительского и судомеханического, а и еще одного - третьего факультета – технической эксплуатации транспортного радиооборудования.

***Поступали же в НВИМУ не просто отличники, романтики, мечтавшие о море. Высокий проходной бал требовал от будущих курсантов действительно фундаментальных знаний по физике и математике.

***Несмотря на то, что к осени 75-го года не было ни одного полностью законченного объекта, история «вышки» началась! А начали ее вот такие молодые ребята. Их характер, как и характер нового ВУЗа, только формировался - под неусыпным вниманием и контролем строгих командиров. Их не боялись, а уважали! На них хотели быть похожими! Их фамилии помнят до сих пор, узнавая на старых кадрах хроники…

***Вуз даст этим ребятам не только знания! Он даст им понимание профессии, сделает их одной командой, и при этом каждого - личностью, незаурядной, высокообразованной, стремящейся во всем быть только первой. Наглядно демонстрируя, что в любой момент четко расписанной и дисциплинированной курсантской жизни можно найти повод для творчества.

***Будущие капитаны огромных супертанкеров, старшие механики, руководители крупнейших предприятий были привычны к любой работе. Конечно, они были обычными мальчишками, которые пытались обойти почти военную дисциплину и при этом создавали неповторимый дух и уникальную атмосферу, которую так стремятся сегодня сохранить уже их дети и внуки.

***А в 75-м перед новым вузом стояла задача не только подготовить кадровый потенциал для стремительно развивающейся отрасли, но и обеспечить научными исследованиями  разработку программ развития морских предприятий юга СССР. Необходимо было научное сопровождение внедрения и технической эксплуатации быстро развивающейся, прогрессивной морской техники.

***В Новороссийск были направлены лучшие преподаватели из Ленинграда, Одессы и Владивостока. 33 человека: 17 кандидатов и один доктор наук взялись за дело. Отрасль сразу ставит перед вузом важнейшие государственные задачи.

***В 1976 году в НВИМУ открывается научная лаборатория «Комплексных проблем повышения эффективности эксплуатации нефтеналивного флота». Научные коллективы, возглавляемые профессорами Сергеем Ольшамовским и Владимиром Матевосяном, берутся и успешно решают актуальные отраслевые задачи обеспечения безаварийной эксплуатации танкерного флота:

научного обоснования и разработки рекомендаций по маневрированию крупнотоннажных судов;
установления безопасных маршрутов движения и перспективных способов расчета программ маневрирования;
− эксплуатационной надежности технических средств судовождения;
предупреждения столкновения судов с использованием новейших технических средств судовождения и вычислительных машин.

***В этом же году ученым НВИМУ поручена первая хоздоговорная научно-исследовательская тема государственной важности: «Разработка конструктивно-технологических мероприятий по повышению надежности работы пневмоперегрузочных машин». Нужно было разработать технические условия по перегрузке повышенного объема зерна, транспортируемого морскими судами к причалам Новороссийского порта. Руководил работой начальник кафедры «Механики» Борис Высочин.

***Вопреки расхожему мнению, что в СССР не считались с расходами, эффективное использование энергоресурсов было вопросом государственной важности. Перевод судовых дизелей на более дешевое топливо – флотский мазут! Для решения этой задачи понадобилось выполнить целый ряд актуальных хоздоговорных работ. Они проводились под руководством заместителя начальника НВИМУ по научной работе кандидата технических наук Валерия Шишкина.

***С введением в Новороссийском морском пароходстве в эксплуатацию крупнотоннажных судов типа «Маршал Буденный» стали возникать случаи так называемых «задиров» деталей цилиндропоршневой группы. На основе долгосрочных договоров со Службой судового хозяйства новороссийского порта данная проблема была решена авторским коллективом НВИМУ с участием Анатолия Самойленко и Анатолия Полковникова, создавших «Систему централизованного контроля температуры поршней и подшипников». Она была установлена на балтанкере «Маршал Говоров». В дальнейшем эта работа по созданию «Системы контроля рабочего процесса и мощности» была продолжена учеными на судах по договорам с предприятием «Новороссийскрыбпром». Система была внедрена на четырех рыболовных морозильных супертраулерах «Атлантик», «Голдор», «Солнцедар» и «Михаил Борисов». Она обеспечивала контроль нагрузок главного двигателя в условиях эксплуатации и выбор для него допустимого режима. По этой теме Анатолий Самойленко защитил докторскую диссертацию, и был получен патент на устройство измерения температуры подвижного объекта.

***80-е годы. Потенциал вузовской науки востребован на самом высоком уровне. Училищу поручили выполнить целых 10 крупных отраслевых научно-исследовательских работ, заказчиком которых выступило Главное управление Регистра Судоходства СССР. Перед учеными стояла задача усовершенствовать эксплуатацию и повысить надежность паросилового оборудования и вспомогательных турбоагрегатов крупнотоннажных судов. Разработки вела кафедра «Эксплуатация судовых паротурбинных установок» под руководством Николая Николаева.

***О репутации профессуры НВИМУ говорит также и тот факт, что по заказу Министерства морского флота и Академии Наук СССР на радиотехническом факультете под руководством Валерия Чернышева выполнялись научные работы, направленные на исследование методов повышения эффективности гидролокационных станций, создания регионального канала и комплексного центра сбора и передачи океанологической информации. Разработка аппаратуры и программ контроля цифровых блоков морских систем связи стали основным направлением научных изысканий Игоря Бузенкова, Евгения Прозоровского, Александра Волкова.

***Одними из первых в стране в новороссийском училище стали проводить исследования в области цифровой вычислительной техники. Профессором Евгением Духничем и доцентом Виктором Владимировым было получено 17 авторских свидетельств на изобретение периферийного процессора. Ученые решили задачу повышения точности и увеличения шага вращения вектора в трехмерном пространстве.

***По линии того же Министерства и Академии Наук выполняла научно-исследовательские работы и Кафедра Радиоэлектроники. Научному коллективу под руководством Валерия Чернышева принадлежат:

- Создание регионального канала и комплексного приемного центра для автоматической системы сбора и передачи океанологической информации;
- Исследование методов повышения эффективности гидролокационных станций;
- Разработка аппаратуры и программ контроля цифрового блоков морской системы связи. Учеными Валерием Чернышевым и Юрием Редькиным получены патенты и свидетельства государственной регистрации права на разработанные ими анализаторы спектра и дискретные анализаторы амплитуды и квадратурных составляющих гармонического спектра.

***Профессорско-преподавательский состав молодого и перспективного вуза стремился обратить на себя внимание не только в стране, но и за рубежом. Работы известного ученого НВИМУ профессора Александра Плонского, посвященные разработкам многоступенчатого кварцевого генератора, были тиражированы и опубликованы на множестве языков мира. Именно он разработал и внедрил устройство для технической диагностики трубопроводов высокого давления.

***Ученые НВИМУ активно сотрудничали с ведущими научными институтами всех союзных республик. Так, кафедра «Механики» совместно с Институтом проблем прочности Академии Наук Украины, работала над «исследованием напряженно-деформированного состояния и усталости тарельчатых пружин при циклических нагружениях на больших базах». Только на эту работу государство выделило 50 тыс. долларов, 33 тысячи составил бюджет других изысканий,- по «Созданию установок и методики исследования процесса возникновения и роста малых трещин электропотенциальным способом». Эту работу ученые НВИМУ выполняли совместно с Всесоюзным институтом авиационных материалов. А с коллегами из Ленинградского политехнического кораблестроительного института они решали другую научную задачу: «Прогнозирования долговечности гребных винтов». В тот период руководство страны целенаправленно инвестировало в науку, осознавая тот практический вклад, который вносят ученые в экономический потенциал Советского Союза.

***За первые 10 лет истории Училища было выполнено более 50 научно-исследовательских работ. Создан хозрасчетный научно-технический и производственный центр «Звезда», обеспечивающий взаимодействие научного потенциала училища с заказчиками – предприятиями морской транспортной отрасли и флота. Ежегодный объем хоздоговорных отраслевых научных исследований, выполняемых НВИМУ с 76-го по 91-й годы вырос с 33 до 915 тыс. долларов.

***Исследования в рамках госбюджетных и хоздоговорных тем стали основой написания 20 кандидатских диссертаций, 10 учебников, 104 учебных пособий, 5 монографий, 18 изобретений и патентов, более 250 опубликованных статей и докладов. Результаты исследований училища были внедрены Морским регистром СССР.

***90-е годы. Золотые времена для науки закончились в девяностые. Огромная, процветающая система была разрушена вместе со всей страной. В государстве, которое принялись реформировать методами «шоковой терапии», науку в одночасье перестали финансировать. Трудности переходного периода существенно сказались, прежде всего, на снижении материального положения научных работников и сокращении финансирования вузовской науки в целом. В наибольшей степени пострадали фундаментальные исследования. В первую очередь, научные коллективы стала покидать молодежь, считая, что в большой науке делать нечего. В одночасье оказались выключенным из малой науки студенты. Интерес к научной деятельности становится только их личным делом. Но именно из таких ребят и выросло будущее руководство прославленного вуза. Выжить в лихолетия 90-х смогли только те, кто сделал упор не на сиюминутное зарабатывание денег, а на разработку новой социально-экономической модели управления. Именно такую, как показало время, успешную модель, начали создать в НВИМУ.

***В стране, которая искала свой путь развития, где полным ходом шла приватизация и либерализация, в условиях финансово-экономического кризиса, государство ставит, казалось бы, невыполнимую на тот момент задачу: создать принципиально новые специальности, соответствующие требованиям морской отрасли новой России. А для ее решения необходимо было сохранить и подготовить научно-педагогические кадры.

***С одной стороны, с распадом СССР подготовка морских кадров осталась в Одессе, с другой, потребовались специалисты, способные работать в рыночных условиях. Потребовались совсем иные научные исследования, направленные на возможность создания программ развития отрасли в иной экономической среде. Нужны были расчеты, проекты, позволяющие увеличить эффективность работы морских предприятий, а порой и обеспечить их выживание. Сама методология организации транспортных перевозок и принципы управления водным транспортом нуждались в немедленной реорганизации. Другими словами, необходима была новая отраслевая экономическая наука!

***Именно появление новых специальностей дало возможность повысить статус НВИМУ. В 1992-м году вуз был реорганизован в Новороссийскую государственную морскую Академию.

***В этот период командование Академии сосредоточилось на открытии диссертационного совета. Для начала, в 1992-м году при НГМА появилась аспирантура, а вслед за ней, в 1994-м - диссертационный совет. Для молодых ученых стали проводится занятия по организации научного труда и принципам построения диссертационных исследований, основам библиографии и патентоведения и многие другие. Были сформированы научные школы по новым актуальным направлениям развития, в том числе три экономические:

«Проблемы экономики и управления на транспорте». Здесь руководила исследованиями профессор Светлана Иванова;
Профессор Виктор Деружинский возглавил направление «Транспортная логистика и финансы на транспорте»;
«Актуальными проблемами экономической теории и практики Российской трансформационной экономики» ученые вуза занимались под руководством профессора Виктора Кашицына.

***В НГМА начали вести научные исследования, отвечающие современным мировым тенденциям развития отрасли. А это:

- разработка информационных технологий и автоматизированных систем управления технологическими процессами работы порта;
- инжиниринг конструктивных схем морских портов и причальных сооружений;
- формирование новых подходов управления рисками морских компаний и программ технико-экономического нормирования, прогнозирования развития флота и портов;
- создание новых механизмов управления транспортно-экспедиционной деятельностью в сфере морских перевозок, новых технологий управления работой флота и порта.

***Также в Академии занимались развитием логистики на водном транспорте, созданием новых механизмов управления транспортно-экспедиционной деятельностью в сфере морских перевозок.

***В этот период ученые Академии разработали основные направления совершенствования технической эксплуатации и повышения надежности морских портовых перегрузочных комплексов и причальных сооружений. Были предложены новые подходы технологического проектирования основных инфраструктурных объектов морской транспортно-логистической системы и механизмы повышения эффективности работы транспортных предприятий отрасли. А также новые адаптивные средства эффективного функционирования водного транспорта.

***Эффективно функционировать нужно было и самой Академии! Одних долгов к 99-му году накопилось больше 2 миллионов долларов! Но нагляднее всего об удручающем положении дел свидетельствовал внешний вид «вышки». То, что вуз нуждался в срочном капитальном ремонте, которого не делали с момента основания, было видно невооруженным взглядом. А самым главным был вопрос, как обеспечить достойный уровень для жизни и работы профессорско-преподавательскому составу вуза. На этом фоне мечты о покупке тренажерного оборудования, не говоря уже о развитии вуза как инновационной площадки казались далекой перспективой. Выход был один – учиться зарабатывать! И эту науку руководство Академии освоило достаточно быстро. Акцент был сделан на развитие всех востребованных направлений подготовки дополнительного профессионального образования.

***По тому, как развивалась НГМА, можно судить о том, как менялась страна. Предвидя острую необходимость в высококвалифицированных экономистах, в 96-м в Академии открывают новый мощный факультет – экономики и управления.

***Параллельно с выстраиванием учебного процесса ученые выполняют научно-исследовательские работы в области экономики. Только одно Новороссийское морское пароходство и Центральный научно-исследовательский институт морского флота заказали Академии 23 отраслевые научно-исследовательские работы. Коллектив во главе с профессором Светланой Ивановой сделал обоснование пополнения флота НМТП судами для перевозки светлых нефтепродуктов. Также ученые работали и над определением оптимальных технико-эксплуатационных характеристик судов нового поколения, оптимизацией распределения флота между пароходствами, разработкой транспортно-технологических схем использования танкеров, расстановкой наливного флота Черноморского бассейна, расчетом и обоснованием нормативов для рейсового планирования, учетом и анализом перевозок иностранных фрахтователей.

***По заказу Министерства транспорта под руководством профессоров Виктора Демьянова и Виктора Кашицына была реализована работа по эволюции механизма интермодальных перевозок в мировой экономике.

***К концу 90-х годов наметился рост научных заказов, но уже не со стороны государства, а со стороны отраслевых компаний, заинтересованных в решении своих прикладных научных задач. Этот период в истории Академии ознаменовался значительным ростом специальностей. Однако, в отличие от хаотичного появления новых направлений подготовки в большинстве российских вузов, специальности в НГМА открывались исключительно исходя из потребностей экономики морской отрасли и всего региона в целом.

***Главный итог перестроечных девяностых - создание новой отраслевой экономической науки. В 92-м НВИМУ реорганизовано в Новороссийскую государственную морскую академию. Повышение статуса стало следствием открытия новых специальностей. В этом же году при НГМА появилась аспирантура, а вслед за ней в 94-ом – диссертационный совет. В 1996-м открывается факультет экономики и управления, а также создаются три мощные экономические школы.

***2000-ые годы. Для нашей Академии это не просто смена веков и тысячелетий, это поистине начало новой эпохи развития, эпохи «большого рывка». Действуя по принципу «только тот достигает цели, кто знает куда идти», руководство вуза выработало, как показало время, жизнеспособную стратегию. Её суть - интенсивное расширение образовательных и научных услуг, увеличение объемов исследований, а главное - их актуализация. Вот только две цифры, которые демонстрируют эфективность программы выхода из кризиса. Уже к 2010-му году бюджет Академии вырос в 17 раз, а зарплата профессорско-преподавательского состава увеличилась в 11 раз!

***На фоне, начинающей свой рост экономики возникает необходимость в технологиях, инновациях, своих «силиконовых долинах». Благо, что в «вышке» все эти годы, несмотря на почти полное отсутствие финансирования, не снижали темпов научных исследований.

***Экономика России переживает бурный рост. Предприятия усиленно начинают развивать свою техническую базу, приобретая новейшее оборудование. А при его использовании неизбежно  появляются те или иные конструктивные и технологические недостатки. Пришло то время, когда возникла исключительная востребованность в ученых-эксплуатационщиках, в их разработках в области снижения  затрат на обслуживание новой техники и повышения ее надежности.

***Эта ситуация показала, насколько дальновидными оказались управленческие подходы, выбранные вузом еще в конце девяностых. Здесь сохранили научные школы и специалистов, подготовили инновационные методы исследования и анализа технического состояния нового морского оборудования. Огромную роль сыграло то обстоятельство, что Академия все эти годы не теряла связи с производством. Молодые ученые, что особенно ценно - выпускники вуза, со знанием дела включаются в такую важную для морской отрасли работу. Все это по-хорошему напоминало отношение к науке в Советском Союзе. В очередной раз убеждаешься – история развивается по спирали. Правда, на новом витке спрос на научные исследования возник как со стороны государства, так и со стороны частных компаний.

***В 2000-х вновь становится актуальной тема – нефть! А точнее увеличение объемов ее перевозки Южным маршрутом - через Турецкие проливы. К этому времени Черноморские проливы исчерпали свою пропускную способность. И необходимо было вооружить правительство РФ научно обоснованными методами увеличения пропускной способности на переговорах с Турцией. В Академии провели ряд научных исследований по этому стратегически важному для государства направлению. Также специалисты вуза рассчитали оптимальные технические характеристики судов для такой перевозки. Но и это далеко не все. Практически все экономические программы развития большинства морских транспортных предприятий создавались при участии ученых академии. Вот здесь и пригодились те научные результаты, которые были достигнуты ранее экономической научной школой вуза.

***Одновременно с задачами, которые перед учеными НГМА ставила экономика, им необходимо было еще направить свои усилия на то, чтобы помочь морскому транспорту России соответствовать всем международным требованиям.

***Глобальная система связи на море при бедствиях – это один из базовых элементов обеспечения безопасности мореплавания.  Россия вводила ее на Черном и Азовском морях в конце 90-х. Для реализации этого важного международного проекта потребовалось большое количество испытаний, измерений, нестандартных технологических решений. Под руководством  морской администрации порта Новороссийск научный коллектив Академии во главе с профессором Виктором Демьяновым самым активным образом включился в эту работу. И уже 27 апреля 97-го состоялся первый выход в эфир, а в 98-м проект был окончательно завершен.

***Виктором Владимировичем опубликовано в отечественных и зарубежных изданиях более 300 научных трудов, среди них уникальные монографии, трехтомник «Эвалектика ноосферы», затрагивающий стержневые научные аспекты бытия природы и общества. Благодаря работам профессора Виктора Демьянова вуз добился существенных результатов в фундаментальных исследованиях. Занимаясь вопросами влияния человеческого фактора на безопасность мореплавания, он и его ученики провели исследования, результаты которых стали предметом мировых научных дискуссий и значительно опережают существующие научные подходы к современному пониманию специальной теории относительности.

***Начало 2000-х ознаменовалось еще одной, не менее важной госзадачей. России необходимо было войти в «Белый лист международной морской организации». Для признания дипломов во всем мире морским вузам России потребовалось предъявить зарубежным аудиторам свою систему подготовки, свое тренажерное оборудование, методические комплексы. Проведение этой важнейшей для морского образования России работы было доверено только двум академиям страны: Новороссийской и Санкт-Петербургской. В кратчайшие сроки коллективу НГМА надо было подготовиться и продемонстрировать все возможности российского морского образования. Результат этого масштабного процесса говорит сам за себя: Россия с первого раза вошла в «Белый лист IMO». Саму же Новороссийскую Академию председатель специальной комиссии Евросоюза Жан Трестуар охарактеризовал так: «Содержание программ Академии  позволяет считать ее одним из самых перспективных морских вузов Европы».

***То, как бурно развивалась экономика, морская отрасль России, наглядно иллюстрирует объем и тематика научных работ. Именно в этот время в вузе защищено более полусотни диссертаций. Это намного больше, чем даже в благополучный советский период. Спектр востребованных научных исследований значительно изменился, появились новые научные школы. Их количество и разработки свидетельствуют о том, что для вуза это было не просто вопросом престижа, а пониманием того, что скоро станет стратегически важным для государства. Морской отрасли нужны были исследования в области повышения эффективности и безопасности судовождения, управления судном на основе перспективных технологий, влияния человеческого фактора на безопасность сложных эргатических систем. Этим занимается научная школа «Обеспечения безопасности плавания и эффективного управления судном в различных условиях эксплуатации. Руководят разработками профессора Анатолий Васьков, Сергей Кондратьев, Александр Плонский, Евгений Прозоровский, Юрий Песков, Виктор Попов.

***Другая научная школа «Функциональной надежности главных и вспомогательных элементов судовых энергетических установок» работает в области повышения эксплуатационной, функциональной надежности, технологии снижения риска эксплуатации главных и вспомогательных элементов судовых энергетических установок. Ведут эти исследования профессора Борис Башуров, Федор Васькевич, Анатолий Самойленко.

***Разработками в таком стратегически важном для государства направлении как развитие отечественных судоходных компаний, предприятий судостроения и двигателестроения в Университете занимаются профессора Николай Николаев, Владимир Туркин, Александр Файвисович, Владимир Бушланов. Ключевая задача – повысить эффективность эксплуатации судовых среднеоборотных двигателей, турбокомпрессоров методами контроля вибрации винторулевых колонок морских судов. Как показала практика, внедрение результатов исследований существенно снижает непроизводственные затраты судовладельца. Так, был проведен анализ причин отказов вспомогательных дизелей судов компании «Совкомфлот Новошип», предложены математические методы оценки напряженного состояния элементов судового пропульсивного комплекса и оригинальная технология окислительно-восстановительных реакций между твёрдыми реагентами при воздействии на них ударных волн.

***В Университете действует старейшая научная школа в области технико-экономического нормирования и работы портовых комплексов, родоначальник которой - профессор Светлана Иванова.

***Сегодня здесь решают важнейшие научные задачи профессора Анатолий Бачище, Сергей Кондратьев, Евгений Хекерт, Геннадий Зеленков, Борис Штефан, Татьяна Тимченко, Геннадий Панамарев.

***Группой профессора Геннадия Зеленкова была построена перспективная математическая модель совершенствования процесса погрузо-разгрузочных работ. А сейчас разрабатывается система управления водными и мультимодальными перевозками с учетом развития «Северного международного транспортного коридора Евразия» и «Южного транспортного кольца России».

***Кадровый потенциал Института морского транспортного менеджмента, экономики и права сформировал несколько направлений исследований. В частности, здесь изучаются проблемы правового регулирования международных морских перевозок и предпринимательской деятельности на объектах морского транспорта.

***«Исследования проблем правового регулирования транспортной системы» возглавляют профессора Сергей Дмитриев, Леонид Рассказов, Алексей Жеребцов. Этой научной школой ведутся теоретические разработки и прикладные исследования по судебно-арбитражной практике, рассмотрению морских споров, связанных с перевозкой грузов и аварийных ситуаций на море. Для России сегодня – это перспективнейшее направление.

***Научную школу «Актуальные проблемы экономической теории и практики в условиях глобализации» возглавляет профессор Виктор Кашицын. Тематика исследований имеет широкий спектр интересов: это рынок энергоносителей в системе мирового хозяйства, транспортный комплекс России в системе макроэкономического равновесия.

***Профессор Кашицын задолго до экономического кризиса 2008-го года в своих научных изысканиях обосновал факторы цикличности экономического развития, по сути, предсказав мировой финансовый кризис. Сегодня Виктор Валентинович занимается вопросами научного прогнозирования экономических отношений Евросоюза и России в условиях санкций.

***Создание в Новороссийской Академии специализированного докторского диссертационного совета по проблемам военной педагогики и психологии стало ответом на потребность государства в обучении и воспитании кадров в морских вузах закрытого типа. Советом уже подготовлено 14 кандидатов наук, пяти преподавателям присвоено звание доцента по военной специальности.

***Ученые университета занимаются не только теоретическими изысканиями, но и конструкторскими работами. Крупный проект системы телеуправляемого необитаемого подводного комплекса – это новое перспективное направление, выполняемое совместно с институтом "Южморгеология" по заказу Министерства обороны России. На разработанный промышленный учебно-тренажерный комплекс получен Сертификат соответствия Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии.

***Сейчас проводится эксплуатация опытного образца подводного комплекса. Электромагнитные движители для него изобретены и запатентованы ученым нашего университета Фаридом Уразовым. О том, насколько важны эти разработки для государства, говорит тот факт, что вуз получил долгосрочный контракт с Министерством обороны. В рамках данного проекта группой молодых ученых М.Лопатиным, Ю.Метривели, И.Изюмовым под руководством Игоря Данцевича реализована компьютерная программа ODVSim (Симулятор динамики судна).

***Разработанный необитаемый подводный аппарат уже использовался в районе Сочи при поиске бортовых самописцев затонувшего аэробуса А320. Следующим этапом проекта будет создание тренажерного программно-аппаратного комплекса для подготовки высококвалифицированных кадров способных управлять беспилотными подводными аппаратами.

***Исследования по целому спектру важных экологических тем стало следствием тех изменений, которые происходили в обществе. Пришло осознание своей ответственности за охрану окружающей среды. И ученые Академии не могли оставаться на периферии этого процесса, уверено заняв место в его авангарде.

***В 2001 году здесь открывается новая специальность «Инженерная защита окружающей среды» и формируется передовая научная школа - «Обеспечение экологической безопасности на водном транспорте». Возглавил её профессор Владимир Туркин. Научный потенциал школы представляют профессора Ирина Береза и Галина Страхова.

***Ученые вуза сконцентрировали свои усилия на разработках, которые играют важную практическую роль, особенно в вопросах снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Инновацией в этой области стала новейшая технология лазерного сканирования с целью обнаружения загрязнений окружающей среды. Это перспективная технология, до конца еще не раскрывшая свой потенциал.

***В развитие этой новации кафедрой «Техносферная безопасность на транспорте» разработана судовая лидарная станция мониторинга отработанных газов судовых силовых установок. Она позволяет уменьшить вредные выбросы в атмосферу и расходы на техническое обслуживание и ремонт двигателей.

***Университет предлагает совершенно новые технологии, не имеющие аналогов в мире и что актуально – не столь затратные в производстве. К таковым можно отнести, в том числе, устройство очистки выхлопных газов. Эта технология позволяет кратно удешевить очистку. Опытный образец уже проходит испытание. Кроме того, разработаны технология и программно-аппаратный комплекс, дающий возможность автоматизировать процесс проводки и швартовки в акваториях морских портов, оценивать в режиме реального времени нагрузки на причальные сооружения. Это не только значительно повышает безопасность мореплавания, но и увеличивает грузооборот морских портов, их пропускную способность, снижает затраты на содержание причалов.

***Такие комплексы уже устанавливаются на новых терминалах Российской Федерации. Так, профессором Виктор Сенченко смонтированы подобные комплексы в портах Ванино и Козьмино. У нас, в Новороссийске, лазерная швартовка используется на первом и втором причалах нефтерайона Шесхарис.

***Важно заметить, что научные разработки преподавателей вуза ложатся в основу всей образовательной деятельности Академии. Курсанты самостоятельно проводят эксперименты, приобретая не только знания, но и навыки научно-исследовательской деятельности.

***И, пожалуй, главная составляющая таких практических занятий в том, что проводятся они на лабораторном оборудовании, изобретенном самими преподавателями Академии. Благодаря подобному подходу курсанты по-настоящему заинтересовываются наукой. Многие уже опубликовали свои первые научные труды и даже защитили первые диссертации. Ученый совет спокоен: без ученых-преподавателей Академия не останется!

***Реализовать столь масштабные проекты, совершить этот самый «большой рывок» было бы невозможно без резкого увеличения собственных доходов. И руководство вуза это прекрасно понимало, так усиленно развивая новое подразделение – Южный Региональный Центр Дополнительного Профессионального Образования. Перед ним поставлена задача - обеспечить тот уровень собственных доходов, который необходим для успешной реализации программ развития университета.

***Достаточно сказать, что только за один год в институте проходит более 50 тысяч так называемых человеко-подготовок по 180 образовательным программам! Причем, кафедры университета постоянно обновляют свое тренажерное оборудование, не только закупая самые современные образцы, но и самостоятельно создавая уникальные, единственные в своем роде тренажеры.

***Не случайно в 2013 году именно Ушаковке было доверено представлять Россию при проверке Европейским агентством морской безопасности на предмет соответствия уровня подготовки моряков требованиям Евросоюза.

***Сегодня ушаковцы по праву гордятся тем, что их Институт повышения квалификации работников отрасли является крупнейшим в стране и по набору учебного оборудования, и по объему подготовки.

***Все последние 15 лет Академия модернизировала свою жизнь, в ответ на все изменения и новшества, происходящие в морской отрасли. Так, когда в стране началась очередная реформа образования и стартовала компания по присоединению всех ко всем, - колледжей к академиям, академий к университетам, - НГМА удалось сохранить независимость. А сделать это она смогла, только изменив, точнее, повысив статус. Ученый совет принимает судьбоносное для ВУЗа решение: «Мы сами станем университетом!» Тем более, благодаря принятой еще в 1998-м году программе стратегии развития все необходимые для этого показатели уже были достигнуты. А главный из них – количество и объемы образовательной деятельности и научных исследований - к этому моменту были превышены.

***В 2012-м НГМА была реорганизована в Государственный Морской Университет. Это дало вузу не только независимость, но и позволило усилить существующие темпы развития, наполнить самым современным содержанием образовательный и научный процесс. А в итоге – стать лидером отрасли! И этот статус говорит о том, что Университет идет в авангарде всех процессов жизнедеятельности морской отрасли - как России, так и всего мира.

***Вот один из последних примеров. Имплементация поправок к Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 2010 года стала поводом не просто пересмотреть, а заново создать самую современную методическую базу и обновить учебное оборудование и образовательные технологии. Прошедшая в 2014 году проверка Европейского агентства по морской безопасности и независимая аудиторская проверка по требованиям Международной морской организации подтвердила самый высокий уровень готовности Университета к выполнению международных требований.

***Сегодня морским транспортным компаниям не обойтись без расчетов подходных каналов, систем обеспечения безопасности мореплавания, схем швартовок, обработки логистической информации, разработки различных технологических схем и операций. На Юге России всё это - зона ответственности ученых нашего Университета.

***А дальше темпы развития будут только наращиваться. Сегодня уже никого не удивишь спутниковыми и автоматическими информационными системами, электронной картографией. В нашу жизнь мощно, лавиной входит электронная навигация, новые горизонты для научных исследований открывают принципиально новая, сложнейшая техника и оборудование следующего поколения, революционные транспортные технологии. На этом фоне растет целая плеяда молодых талантливых ученых. Можно не сомневаться в том, что у морского транспорта на Юге России всегда рядом будет надежное плечо – плечо науки. И Университет, встраиваясь в этот процесс, будет штурмовать все новые вершины, будет совершенствовать  учебный процесс и удивлять своими научными достижениями, патентами и изобретениями.

***Да, все меняется - одно остается неизменным - и сегодня Государственный Морской Университет имени адмирала Федора Ушакова – главный форпост России в области морской транспортной науки.

***«Большой рывок» двухтысячных – это:

- более сотни монографий,
- 50 учебников,
- 17 патентов на изобретения,
- тысяча научных работ,
- 32 свидетельства на полезные модели и программы,
- 30 млн. рублей - ежегодный объем научных исследований.

***На первом этапе количество преподавателей с учеными степенями и званиями составляло менее 50%, сегодня - более 80%! Сейчас каждый десятый преподаватель вуза - это бывший курсант Университета. Ежегодно 150 выпускников становятся аспирантами. Количество программ аспирантуры выросло с двух до девяти. В 2000-х защитились 12 докторов и 85 кандидатов наук.

***В начале пути в НВИМУ готовили кадры лишь по трем специальностям, а сегодня - по 26! Ушаковка - единственный вуз на Юге России, обладающий военным факультетом.

***Если изначально вуз готовил только инженерные кадры для флота, то теперь здесь создана многоуровневая система подготовки. Среднее образование – это навигацкая школа, средне-профессиональное - морской колледж, высшее образование, программы аспирантуры,  магистратуры и докторантуры.

***Выпускники Университета занимают ключевые посты не только в морской отрасли, но и по всей России, возглавляют международные компании по всему миру! Уже в третий раз ГМУ имени Федора Ушакова становится лидером отрасли!

А ЗДЕСЬ вы можете прочитать и посмотреть фоторепортаж "Новороссийских известий" о торжественно-праздничном посвящении в курсанты, которое прошло в университете в год его 40-летия.