Из истории Новороссийска
28 июня 1843 г. утвержден проект постройки в Новороссийске адмиралтейства.
Автор: Источник : https://t.me/Novoros_kultura/ 29.06.2023 21:38
О чем Главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал М.П. Лазарев информировал начальника Черноморской береговой линии генерал-майора А.И. Будберга.
Строительство должно было финансироваться за счет Отдельного Кавказского корпуса и «по возможности, уделить на этот предмет какой-либо суммы от ведомства Черноморского флота». Позже, с целью снижения стоимости работ, к строительству привлекались арестантская № 39 и военно-рабочая № 28 роты.
На фотографии здание адмиралтейства в начале прошлого века - ныне район пересечения улиц Мира и Новороссийской Республики.
КОНСТАНТИН ПОДЫМА: «Я – ПОСЛАННИК ИЗ ВАШЕГО ДЕТСТВА…»
Автор: Administrator 03.02.2023 12:44
***Сегодня в городе Новороссийске проходит в 55 раз военно-патриотическая акция "Бескозырка".
***Ну а мы повторяем интервью основателя novodar.ru Владимира ДАРКИНа с основоположником акции "Бескозырка" Константином ПОДЫМой. Это было последнее их интервью. Светлая память им обоим.
Я – ПОСЛАННИК ИЗ ВАШЕГО ДЕТСТВА… Такой стихотворной строкой и открывается новый поэтический сборник нашего земляка, вышедший на днях в Москве. Это - вторая часть необычной трилогии, посвящённой автором 175-летию Новороссийска. И если первая часть трилогии – пьеса (драматическая поэма «Я ВЕРНУСЬ К ВАМ, ЛЮДИ!..»), то вторая целиком отдана поэзии. «99 стихотворений и одна повесть в стихах», - так и написано на первой страничке книги. Это неудивительно: Подыма издал 8 поэтических книг, более чем 130 песен создано на его стихи… О новой книге мы и говорили с писателем, воспользовавшись всемогущим Интернетом.
***- Константин Иванович, по какому принципу складывалась новая книга?
***- Прежде всего я собрал под одной обложкой большинство своих избранных стихов, сочинённых в Новороссийске. Некоторые из них, ранние, полны юношеского энтузиазма, может даже и наивности. Но я решил всё же дать их, показав, как в юном человеке рождается любовь к миру, родному городу, к тому, что непреходяще и вечно - к матери, Отчизне, прекрасному Чёрному морю…
***- И песни о том же?
***- С песнями чуть по-иному. Большинство из тех, что сочинены в 60-80-е годы, посвящены тем или иным событиям, связанным с комсомолом, его делами. Вы же знаете, Владимир, как много сделала тогда «Шхуна ровесников, существующая и поныне при Морском Университете имени адмирала Ф.Ф.Ушакова, как горячо поддерживал Союз молодёжи большинство её дел и начинаний. Я не раз сейчас ловлю себя на мысли о том, что те 200 героико-патриотических операций, придуманных нами и проведённых комсомолом, и сейчас в арсенале современного отдела по делам молодёжи…
***- Одна «Бескозырка» чего стоит…
***- Да. Конечно. Но кроме этой операции есть так много других. И те, что я помогал проводить - как секретарь-координатор Международного Союза «Мужество и гуманизм» - уже в столице…
***- И на этих акциях так же звучали песни на ваши стихи?
***- Звучали… Я рад, что сорок, сорок пять лет назад главным запевалой, исполнителем тех песен был Виктор Салошенко, признанный лидер молодёжи Кубани, ставший затем министром, главой Департамента по печати Краснодарского края. Салошенко дал жизнь многим моим песням, созданным на музыку талантливого композитора, инспектора МПС на вагоноремонтном заводе Виктора Хмары. Вечная память этим славным людям!
***- Я перелистываю сейчас вашу новую книгу. Вижу здесь имена и других мастеров песни. Олег Чиркун из Минска, Галина Рылеева из Москвы, Надежда Чёрная, Вячеслав Морской и Максим Бондаренко из Новороссийска, Виталий Тимофеев из Самары. Анатолий Ляхов… Это тот, выпускник Саратовской консерватории, ведущий солист и музыкант ансамбля 7-й гвардейской дивизии?
***- Да, да, из ВИА «Синева». Кстати, мы совсем недавно сделали с Анатолием Ляховым песню «Если ты мужчина». О времени, когда не один юноша считает за счастье «откосить» от службы в армии. Толя сочинил музыку. И впервые спел для меня эту песню – сразу после «Бескозырки», прямо в номере «Бригантины»!
***- Здорово! Представляю, какую вы испытали радость! Уж не знаю, как сразу выразить… Говорят, книга для писателя, как ребёнок, она – обычно – рождается в муках, зато какое счастье держать её потом в руках… А вот с новой песней как? Похоже?
***- Да. Похоже, Володя. Мне вот как-то - лет 30 назад - Александра Николаевна Пахмутова почти так же и ответила, когда я «донимал» её вопросами, делая интервью с нею для «Новороссийского рабочего». Спросил её: «А какие свои песни вы считаете самыми родными?» Она подумала, негромко сказала: «Сейчас – «Нежность»…» Потом добавила ещё тише: «Ну ведь, Костенька, они же все, как дети…»
***- Недаром вы, Константин Иванович, так преданы песне. Я знаю, что вы виделись, знакомы чуть ли не со всеми «звёздами» песенной советской эпохи. Дружили со Львом Ошаниным, бывали у Роберта Рождественского и Евгения Долматовского, не раз созванивались с Михаилом Матусовским…
***- Это когда мы собирались с Ольгой Васильевной Лепешинской, прославленной балериной Большого театра, встречать в Жданове теплоход «Юрий Левитан», имя которому дала наша «Шхуна ровесников»…
***- А ведь вашей «Шхуне» - скоро исполнится 50 лет! Ноябрь 2015-го – не так и далёк. Будем отмечать славную дату? 5 ноября 1965-го… Мне вот подумалось: уж не воспрянут ли ваши, мягко говоря, «доброжелатели»? Уж не будут ли «трепать» свои «длинные языки», говоря, что «Подыма не имеет никакого отношения к «Шхуне», и не он придумывал её?» А кто? Фамилии у них могут быть наготове. Пожалуйста: Смеюха, Иващенко, Куров, Крымпоха?
***- Ну, Вячеслав Смеюха лишь четыре месяца был капитаном «Шхуны» (с сентября по декабрь 1972 года). Тогдашнего литературного сотрудника «Новороссийского рабочего» избрали на эту должность наши ребята (вот истинная демократия в действии!) и затем утвердил Совет «ШР». Ныне Вячеслав Сергеевич – глава Краснодарского отделения Союза журналистов России, главный редактор краевого печатного издания. Галина Алексеевна Крымпоха стала капитаном-наставником только в 1998-м - через 33 года после основания «ШР». (А ведь многие кубанские СМИ уже поспешили назвать этого известного краеведа основателем «Шхуны ровесников» и даже «адмиралом».) Специальным приказом Г.А.Крымпоху назначила на должность капитана-наставника «Шхуны» вперёдсмотрящий «ШР» Александра Пахмутова.
***- Вот как у вас строго, Константин Иванович! Как на настоящем корабле. Но нашлись же «деятели», уже в этом году, дававшие весьма серьёзные указания не считать вас основателем «Бескозырки»? Как просто у них - взять и .о.т.м.е.н.и.т.ь. вас… В итоге - ни вашей знаменитой «Шхуне», ни вам - даже грамоты от города-героя не дали. Пожалели господа двух листков бумаги со цветного принтера… Тридцать тысяч человек - как один! - прикоснулись к великому подвигу защитников города-героя. А тому, кто разработал операцию, впервые провёл - на главном митинге даже слова не дали!.. Я чувствую, что вы там горько улыбаетесь, Константин Иванович… Как просто у чиновников - отменить вас, перечеркнуть полвека, прожитые для города…
***- Я подумал о другом, Владимир. Мне жаль тех, кто в своём рвении, желании прислушаться к начальственному «особому мнению», полностью «теряет лицо». После «Бескозырки» отсмотрел телевизионные сюжеты о ней. В них-то, в сюжетах, я - профи, и в кино, и в телевидении, поверьте, разбираюсь. Увидел, с каким недовольством смотрели на меня некоторые чиновники. В вашем славном НОВОДАРЕ как-то дали мои стихи, это про то, как непросто пробиться «в калашный ряд». Я пробиваться никуда и не стремлюсь. Я - работяга.
***- Это - сороковая ваша книга!
***- Дай Бог, чтоб не последняя… Задумано ведь немало. Надо закончить свою юбилейную, третью - повесть-хронику о Вите Новицком. И - к 50-летию «Шхуны» - новое издание книги о ней. Я уже попросил наших ветеранов-шхунатиков присылать мне свои воспоминания…
***- Успехов вам, Константин Иванович! И до новых встреч! В том числе и на презентациях новых книг...
Беседовал Владимир ДАРКИН 13.04.2013 года. Фото из архива @novdar
Р.S
В июле 2019 года Константину ПОДЫМе посмертно было присвоено звание «почетный гражданин» города Новороссйска.
Зимние сказки Новороссийска: иногда они похожи на страшный сон
Автор: Евгений РОЖАНСКИЙ 10.01.2023 18:39
Автор фото: Евгений РОЖАНСКИЙ.
***Для жителей Новороссийска и его окрестностей норд-ост — настоящее стихийное бедствие, регулярно обрушивающееся на город. В конце ноября 2018 года, словно предвещая суровую зиму, ураганный северо-восточный ветер силой до 40 метров в секунду при морозе в минус 5 градусов по Цельсию вновь испытал горожан на прочность.
***Шквал приходит из-за гор и «прижимает» город на два-три дня, иногда на неделю или еще дольше. Бора привычна для новороссийцев, поскольку задувает почти каждый месяц в любое время года. Но примерно раз в пять лет, как правило — зимой, ветер набирает силу необузданной стихии.
***Вспоминаются подобные бедствия 1997, 2002, 2007 и 2012 годов, когда ураган особенно свирепствовал в городе-герое и когда, к сожалению, были человеческие жертвы. В городе на несколько дней останавливались многие предприятия, были закрыты детские сады и школы, нарушилось движение общественного транспорта, пострадала городская инфраструктура. Ветер выбивал стекла и срывал с домов кровлю. Имелись порывы газопровода. Многие кварталы городского частного сектора и пригородные поселки на несколько суток оставались без тепла и света.
Фото: из архива Новороссийского исторического музея-заповедника.
***В 2002 году у причала морвокзала затонул на глубине 7 метров гидрографический катер, а обледеневшее гидрографическое судно «Арктика» легло на борт. К счастью, никто из моряков не пострадал. Когда стало ясно, что суда не удастся удержать на плаву, экипажи были своевременно выведены на берег.
***Тогда ураган не стихал несколько дней. Еще не остывшее море парило, испаряло тепло, и как будто покрылось пеленой тумана. Цемесскую бухту почти не было видно. Лишь изредка огромные воздушные массы клочьями срывали этот молочный покров, обнажая бушующую пену волн. Вся набережная на расстояние более ста метров от уреза воды покрылась толстым слоем льда, который с каждым часом продолжал нарастать за счет сильного морского прибоя. Ледяными наростами покрылись причалы и стоящие у них суда. И такая сказочная картина, похожая на страшный зимний сон, наблюдается всякий раз, когда норд-ост перерастает в стихийное бедствие.
Автор фото: Евгений РОЖАНСКИЙ.
***О злом норове боры, дующей из-за Маркотхского хребта, Россия узнала давно. Еще в феврале 1831 года, когда на самом высоком уровне рассматривалась идея об основании укрепления на берегу Суджукской (нынешней Новороссийской) бухты, впервые в Российской империи стало известно о жутких ветрах в этом регионе. Доклад Николаю 1 делал князь А. С. Меншиков, который посчитал нецелесообразным воспользоваться глубоководной бухтой: «…Береговой северо-восточный ветер свирепствует столь же сильно, как и бора у Адриатических берегов. Суда при действии сего ветра, ежели не ошвартованы вплоть к северо-восточным берегам, подвергаются обыкновенно крушению, быв выброшены на противоположную сторону залива».
***Черная летопись крушений российских судов в Цемесской бухте, прозванной моряками «кладбищем кораблей», начинается уже через год после основания будущего города — 21 ноября 1839 года, когда в штормовую погоду со свирепым норд-остом потерпел крушение люгер «Геленджик». Он в течение суток выдерживал жестокую бору, заливался волнами, причем вода замерзала на палубе, получил сильную течь и начал тонуть. Команда обрубила якорные канаты, люгер был выброшен на берег и разбит стихией, словно щепка.
Автор фото: Евгений РОЖАНСКИЙ.
***Часто будет встречаться в истории новороссийских норд-остов число 13, как символ бед и несчастий. 13 ноября 1844 года в окрестностях зарождающегося города разыгралась жестокая морозная бора. В это время не рейде Цемесской бухты стоял транспорт «Дооб». По словам командира судна капитан-лейтенанта Клюшникова, транспорт «так занесло и заморозило льдом», что он «погрузился на 2 фута ниже обыкновенного своего состояния, но выстоял»
***После тех трагических событий был издан приказ военного министра Российской империи «О Всемилостивейшем пожаловании наград офицерам, нижним чинам и другого звания людям за особенное усердие и самоотвержение, оказанное при спасении экипажей с судов, претерпевших крушение на Новороссийском рейде во время сильных ветров в ноябре месяце 1844 года». Награждено более 11 человек, в том числе и будущий бургомистр Новороссийска, а тогда харьковский купец Карп Кавалерский — золотой медалью «За спасение погибавших».
***За всю историю города новороссийцам еще не раз придется проявлять отвагу, решительность и мужество в противостоянии разбушевавшейся стихии. Не будь наших норд-остов, думается, и история Новороссийска выглядела бы иначе.
Фото: из архива Новороссийского исторического музея-заповедника.
***Надолго запомнился первым жителям города день 29 ноября 1847 года, как начало самого страшного и самого продолжительного урагана. Тогда норд-ост дул без перерыва полтора месяца. Очевидец стихийного бедствия описывал увиденное: «Бора была так сильна, что одиночки не могли ходить и падали с ног. В одну минуту брызгами с моря покрывались, как корой, люди и все, на что попадали брызги, мгновенно превращающиеся в лед».
***Хронология стихийного бедствия поражает изобилием жутких событий. С 1 по 3 декабря ветер перешел в ураган, городу причинены большие повреждения, со многих домов снесены крыши. 13 декабря ураганом около укрепления выброшена на берег турецкая кочерма, которая привезла товар из Трапезунда. Экипаж и грузы, доставленные на ней, спасены гарнизоном Новороссийска. 13 января 1848 года ветер перешел в сильнейший ураган. К ветру добавился мороз, доходивший до минус 5 градусов по Цельсию. Сильно пострадало здание госпиталя.
***Стоявшая на рейде эскадра Абхазской экспедиции в составе пяти кораблей и суда Отдельного Кавказского корпуса получили большие повреждения. Ураганом были выброшены на берег транспорт «Гостогай», корвет «Пилад», в щепы разбит бриг «Паломед». Тендер «Струя» под тяжестью намерзшего на него льда утонул вместе со всем экипажем. Капитан парохода «Боец» приказал притопить судно на отмели, чтобы его не разбило о берег. Пытаясь спасти терпящий бедствие бриг «Паломед», погибли 5 матросов. 15 января норд-ост утих, буря прекратилась. Стихия унесла жизни 57 человек. Многие военные моряки поступили в Новороссийский госпиталь с обморожениями. Восстановление пострадавшего от стихии города продолжалось целый год.
***Бора с холодным постоянством беспощадно терзает город на протяжении всей его истории. 2 марта 1851 года ураганный ветер выбросил на берег Цемесской бухты транспорт «Буг». На следующий день такая же оказия приключилась со шхуной «Ласточка». К счастью, обошлось без жертв. 23 февраля 1864 года во время шторма, вызванного мощным норд-остом, погибло три азовских баркаса… Бесчисленная вереница дат.
Фото: из архива Новороссийского исторического музея-заповедника.
***А один из первых снимков, запечатлевших последствия норд-оста, был сделан в начале ноября 1888 года. Тогда ураган продолжался 5 дней. Бурей было выброшено на берег турецкое судно, потоплена баржа, принадлежавшая строителям порта, оторван от причала и выброшен на мель пароход «Эденька». Вот как описано стихийное бедствие в прессе того времени: «Яростный ветер поднял в бухте большое волнение. Бухта ревела и клокотала. Катер „Эденька“ был отнесен к городскому берегу и поставлен на мель вблизи казармы пограничной стражи; команда из четырех человек, будучи не в состоянии переносить холод и опасаясь гибели вместе с судном, перебралась на берег, кто в плавь, кто по канату… Собралось много народу, желавшего спасать погибавших…».
***Невиданной силы норд-ост новороссийцы пережили 6-11 декабря 1899 году. Скорость ветра доходила до 35 метров в секунду при 20-градусном морозе. Именно тогда впервые замерзла считавшаяся никогда не замерзавшей Цемесская бухта.
Фото: из архива Новороссийского исторического музея-заповедника
***Во льду бухты были затерты английский и греческий пароходы, а несколько парусных судов отбросило к берегу. Большой пассажирский пароход Русского Общества пароходства и торговли «Игорь» выбросило на мель у городской набережной. Экипаж и пассажиры в количестве около 35 человек спаслись только благодаря энергичным действиям капитана и вовремя подоспевшей помощи с берега. Вздыбленные брызги и снег покрыли толстой ледяной корой цепь домов вдоль набережной.
***Ближайшие к морю строения превратились в волшебные замки с фантастической архитектурой, из которых — ни выйти, ни войти, все окна и двери обложены громадными ледяными наростами. Бора стала причиной многих бед в городе и его окрестностях.
Фото: из архива Новороссийского исторического музея-заповедника
***Газета «Кубанские областные ведомости» описывала стихийное бедствие очень красочно и трагично:
***«Дома и магазины были заперты, а со стороны моря занесены и забиты снегом и льдом. Кто что имел дома, тот должен был тем и довольствоваться. Был хлеб - прекрасно; было топливо - еще лучше. Для Новороссийска наступила фактическая голодовка, зимняя спячка, продолжительность которой никто достоверно не мог указать.
***В этой неопределенности было нечто ужасное и бесконечно томительное. Обыватель покидал комнату за комнатой и теснился в конуре, в каком-либо закоулке дома, где он мог поддерживать температуру в 5-10 градусов. Печи дымились с утра до вечера, несли с собой угар, а от дверей и окон шла простуда. Люди сбились в кучи, как животные; на окраинах соседи перебирались в одну хату, перегоняли скот в один хлев, все, чтобы было теплее, чтобы дольше прожить на наличные запасы. В сутолоке, в тесноте наполненного смрадом очага и табачного дыма пищали дети, работали матери, ругались отцы.
***Во второй день норд-ост достиг своего апогея. Обывательские крыши, ворота, заборы и окна разлетались в щепки под его напором; шатались и трещали стропила, падали фронтоны и парапеты, оконные стекла задавали невыносимо однообразную музыку, дрожали полы. Мерзли птицы, собаки и кошки, мороз шел до 32 градусов, ветер валил с ног самых сильных...»
Фото: из архива Новороссийского исторического музея-заповедника
***Не менее жестоким выдался норд-ост 9 января 1907 года, когда при 25-градусном морозе скорость ветра достигала 35 метров в секунду. Суровая и одновременно затейливая работа природы превратила здание корабельной конторы Новороссийской таможни в бесформенную глыбу льда, а маяк на восточном молу - в ледяной монумент.
***И снова не повезло некоторым судам, в том числе и мощным океанским пароходам. Тогда вновь замерзла Цемесская бухта, да так, что это позволило не только ходить через нее пешком, но, по воспоминаниям старожилов, даже ездить по льду в экипажах.
***После потрясений Первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войн для Новороссийска наступила мирная пора. Но нет покоя городу-герою и в наше время. Раз за разом в его размеренную жизнь вторгается разрушительный ветер, в героическую (без преувеличений) борьбу с которым приходится из года в год вступать новороссийцам. И нет этому конца. Потому что нельзя изменить природу.
Автор фото: Евгений РОЖАНСКИЙ.
***Норд-ост — довольно уникальное природное явление. Причина его возникновения заключается в том, что невысокие — 500–700 метров — горы Маркотхского хребта до поры до времени сдерживают потоки холодного континентального воздуха с северо-востока. Огромные воздушные массы скапливаются в степной зоне у горных кряжей и, достигнув критического предела, всей своей чудовищной силой обрушиваются на побережье от Анапы до Геленджика. Новороссийск на этом аномальном участке находится как бы в самом эпицентре, поэтому на него и приходится основная мощь ударов стихии.
***Долгое время ученые пытались решить неразрешимую задачу — как избавить Новороссийск от боры. Среди множества проектов были и такие, что их в пору отнести к разряду научной фантастики. Так, например, предлагалось срубить одну из гор Маркотха, чтобы континентальный воздух круглый год равномерно выдувал через эту «дыру» в морские просторы. Но ученые мужи быстро разобрались, что все их проекты — утопия. Если бы что-либо подобное удалось реализовать, то в экологии южного региона Кубани, а может быть и всего края, произошли бы непредсказуемые тотальные изменения. Сродни тем, что случились после поворота Сибирских рек.
Автор фото: Евгений РОЖАНСКИЙ.
***Так что к норд-осту надо относиться как к неизбежности. Что, впрочем, и делают новороссийцы. По просьбе горожан не так давно знаменитый творческий дуэт Пахмутова — Добронравов даже написали песню, которая так и называется — «Новороссийские ветра». Бору воспевают, несмотря на все то зло, которое она несет. Видимо так уж устроен человек, что ему все нипочем.
06 декабря 2018
Источник: https://www.vkpress.ru/
Морской культурный центр отметил 55 лет со дня основания
Автор: Источник :https://admnvrsk.ru/ 01.11.2022 13:55
***История этого учреждения берет начало в 1967 году, когда на берегу Цемесской бухты был построен первый в истории города Новороссийска Дворец культуры моряков. В период с 1967 года по февраль 1993 года Дворец культуры моряков подчинялся Новороссийскому бассейновому комитету профсоюза работников водного транспорта России. В 1993 году приказом Новороссийского морского пароходства Дворец культуры моряков реорганизован и с 1 марта начал свою работу как Морской культурный центр, включенный в структуру «Новороссийское морское пароходство».
***В 2012 году Морской культурный центр приобрел новый статус - муниципального автономного учреждения. Сегодня директором МАУ «Морской культурный центр» является заслуженный работник культуры Кубани Олег Евгеньевич Кузин.
***На базе учреждения 3 коллектива имеют звание «Народный самодеятельный коллектив» и 2 коллектива - «Образцовый художественный коллектив»: Народный Молодёжный театр-студия «Сорванец», Народный танцевальный центр «ПРОдвижение», Народный ансамбль кавказского танца «Арагви», образцовая театрально-эстрадная студия «Контраст» и образцовый ансамбль эстрадного вокала «Форте». Каждый год творческие объединения центра завоевывают призовые места на международных, всероссийских, краевых и городских фестивалях-конкурсах.
***Сегодня МКЦ - это многофункциональный досуговый центр, который ежедневно посещают дети и подростки.
***Юных новороссийцев, молодежь и взрослых ждут 35 студий и творческих объединений, спортивных секций и кружков по интересам: театральное искусство, современная хореография, балет, вокал, спортивные бальные танцы, боевые виды искусств, художественная гимнастика, авиастудия, группы раннего развития и подготовки к школе, обучение английскому языку, гончарное мастерство, группа «Здоровье» для пенсионеров и Новороссийский джаз-клуб.
***- Поздравляю творческий коллектив и благодарю за труд и профессионализм. Желаю успехов и новых творческих достижений! - поздравил на официальной странице в социальной сети ВКонтакте глава Новороссийска Андрей Кравченко.
Где ж ты белый пароход…
Автор: Андрей Андреев 04.10.2021 17:25
***Начало дня, жаркое утро 5 августа 1987 года, на городском пляже уже людно. Взор отдыхающих обращен в сторону Шесхариса. На фоне гор величественного Маркотха по Цемесской бухте, издавая кратковременные гудки, замедляя свою крейсерскую скорость, торжественно плывет красавец-лайнер «Грузия». Корабль входит в акваторию порта, на самых малых оборотах разворачивается, с абсолютной точностью своей громадиной, бортом приближается к каботажной пристани. Последний протяжной гудок извещает и пассажиров и уже проснувшийся город о том, что процесс швартовки в очередной раз, безупречно выполненный капитаном и командой судна, завершен, трапы к спуску.. Московское время ровно 9.00.
Утопающий в зелени Новороссийск, пляж, Бочка.
***Плавающая комфортабельная гостиница «Грузия» осуществляет вот уже не первый десяток лет очередной шестидневный круиз по маршруту: Одесса - Новороссийск - Сухуми - Батуми - Сочи - Ялта - Одесса. Ночью идут, днём заходят в порты...
***Рабочий день начинается в 7.00. По местной радиосети звучит музыкальная побудка, утренняя гимнастика, а у бассейна гимнастика для желающих под руководством инструктора. До завтрака, туристы, удобно расположившись по бортам, слушают радиопрограмму о городе-герое Новороссийск, рассматривают берега Цемесской бухты и утопающие в зелени тополей и акаций набережные города (не то, что ныне, каменно-брусчатые плацы прежних бульваров и алей). С 8.00 до 9.00 завтрак. В меню входят разнообразные каши с маслом, сыр, ветчина, свежие булочки, джемы и напитки.. . В 9.00 на причале уже выстроились комфортабельные экскурсионные автобусы. Туристы ознакомятся с историческими местами города, посетят легендарную Малую Землю, мемориал.. В 13.00 автобусы подвозят туристов, полных впечатлений и эмоций от увиденного и услышанного от гидов к трапу судна. Обед. Меню: салаты, пицца "по-милански", борщ, бризоль в яйце и так далее, голодным не уйдешь.
Каюта "Грузия"
***В послеобеденное время до ужина путешественникам предоставлена возможность самостоятельно отправится на прогулки по городу, на борту судна бассейн, соревнования по теннису, в музыкальном салоне фильм для детей, игры и забавы, скучно не будет. В 19.00 ужин, который также по меню разнообразен и изыскан, от блинчиков со сметаной до рыбных и мясных ассорти...
"Грузия" у причала.
***В 19.30 звучит гудок, призывающий всех пассажиров быть на борту. 20.00 трапы подняты отход. «Грузия» также величественно, как и поутру, медленно отваливает от причала каботажной пристани, разворачивается, покидает порт, увеличивая обороты, разгоняется по Цемесской бухте, выходит в открытое море. Вечерняя жизнь на судне в полном праздничном разгаре. Курс на Сухуми, причалит в порт назначения ровно в 8.30 следующего дня, 6 августа 1987 года… Туристов ожидают насыщенные экскурсионные программы по всем дальнейшим городам Сухуми, Батуми, Сочи, Ялта и, наконец, Одесса. Приход в порт Одесса 10 августа ровно в 7.30 по московскому времени. Капитан с экипажем прощается со всеми, для кого заканчивается тур. Для туристов, продолжающих путешествие - экскурсии по Одессе, разнообразные мероприятия на борту и, конечно, сытный и вкусный обед и ужин. Опустевшие каюты заполняются вновь прибывающими гостями, в 18.00 звучит гудок, призывающих всем быть на борту, ровно в 19.00 «Грузия» отваливает от причала и берет курс в порт «Ялта». Путешествия продолжаются…
Послесловие:

Владимир Высоцкий с Мариной Влади у берегов Пицунды на борту «Грузии»…
***Это третье по хронологическому счету судно Черноморского Морского Пароходства под названием «Грузия» финской постройки 1975 года. В 1995 году новыми хозяевами «незалежной» Украины было продано иностранным компаниям, в настоящее время как круизное судно бороздит моря и океаны под названием SALAMIS FILOXENIA. Весь внутренний интерьер советского периода жизни судна полностью сохранен. ЖИВА НАША «ГРУЗИЯ»! Судьбы предыдущих двух кораблей под тем же названием отдельная страница повествования.. Владимир Высоцкий "круизничал" на "Грузии" второй по хронологии по тем же маршрутам...Надо отметить, что по свидетельству современников, "Грузия" всегда точно по расписанию пришвартовывалась и отваливала от пристани в любом порту Чёрного моря советского времени...
Жива наша "Грузия"
Источник : malazem.ru
Еще статьи...
Страница 4 из 20