Из истории Новороссийска

ПЕРВЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НОВОРОССИЙСКА

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Сергей Шило, краевед 14.10.2011 14:12

Спустя 12 лет после основания первых поселений в Зацемесской стороне (1869 год) на пригородных территориях стали строиться первые промышленные предприятия - заводы. Строили их иностранцы.

***Американский гражданин Герберт Тведль купил обширный участок земли, примыкающий к Цемесской бухте, и организовал строительство первого промышленного предприятия - фотогенного (нефтеперегонного) завода. Строительство было закончено в начале 1882 года. В этот же год американец добивается разрешения основать ... французское акционерное общество по добыче и эксплуатации нефти «Русский Стандарт Петролиум Компани».
***

Второй предприниматель, остзейский немец Виктор Павлович Ливен, один из учредителей «Общества Черноморского цементного производства», стал директором первого в нашем городе цементного завода, открывшегося 3 декабря 1882 года.
***Теперь Зацемесье было уже не таким пустынным, как ранее. К заводам проложили дороги, а недалеко от них на заводской территории стали возникать рабочие поселения. Первоначально это были временные бараки и землянки. Лес и кустарник вокруг возводимых зданий и сооружений вырубался, некогда девственные места отдавались под строительные площадки, склады для оборудования и материалы. Тишину окрестностей стали нарушать стук топоров и ухающие удары парового молота.
***Свои заводы предприниматели выстроили быстро. Для отправки продукции морем заводы обзавелись пристанями для кораблей, и уже в 1882 году нефть из Новороссийска стала отправляться на пароходах в Англию. Не отставал и цементный завод, выпустивший к концу 1883 года 46.000 бочек цемента, большая часть которого также отправилась за границу.
***Успех предприятий окрылил своих основателей, которые не щадили средств к развитию производства. Общество «Русский Стандарт» не только стало главным предприятием по разработке и добыче нефти в Кубанской области, но и делало все для создания современной инфраструктуры производства. В Новороссийск доставлялось современное оборудование, строилось жилье для специалистов. Электричество, телефон и телеграф, водопровод и канализация, - всё это пришло в город вместе с «Русским Стандартом».
***Свою огромную лепту в развитие промышленности города внесла и Владикавказская железная дорога, которой было поручено строительство железнодорожной ветки Тихорецкая-Новороссийск, а также строительство порта и элеватора. На строительство этих крупных объектов потянулись тысячи рабочих из центральных районов России и станиц Кубанской области. Рядом с вокзалом и другими железнодорожными предприятиями стали возникать стихийные барачные поселения, называемые «нахаловками»,  которые  постепенно  переросли в крупнейший рабочий поселок Мефодиевский.
***Развивалась и территория, называемая «Балкой Адамовича». Здесь спустя десятилетие возникли два крупных по тем временам завода: котельный «Макларен, Фрейшист и К» и чугунно-литейный, механический «Миллер, Лампе и К». К заводам проложили железнодорожные пути. Также пришлось построить две эстакадные тоннельки. По ним с железнодорожной станции на заводы подавались грузовые составы.
***В начале нового ХХ века рабочие предместья Новороссийска насчитывали 11.000 рабочих. На железной дороге работало 2.000 человек, на цементных заводах - 1.500 человек, на пристанях трудилось более 1000 грузчиков. На чугунно-литейном заводе было 500, а в железнодорожных вагонных мастерских 600 рабочих. Остальные рабочие числом более 4.000 человек работали на более мелких предприятиях.
***Благодаря строительству и развитию промышленных предприятий Зацемесская сторона начала обустраиваться, превращаясь в промышленный и густонаселенный рабочий район.

 

Я БЫЛ СОЛДАТОМ В ПРАВЕДНОМ БОЮ…

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Пресс-служба Молодежного объединения «КЛИО» 24.09.2011 23:41

***«Я был солдатом в праведном бою…» - эта строчка из стихотворения Петра Васильевич Коренькова, одного из первых директоров школы №14 города Новороссийска, проработавшего в этой должности более 30 лет, послужила названием книги одного из бывших учеников этой школы Дмитрия Василенко. Книга повествует о жизни Петра Васильевича – человека, который, родившись поэтом, прожил жизнь по законам красоты. А став Учителем с большой буквы, успевал дарить тепло не только своим детям, но и детям, которых учил.

***Открывая состоявшуюся в ДК «40 лет Октября» презентацию книги, Александр Соболев, председатель Молодежного объединения «КЛИО», которое поддержало выход книги, отметил, что издание стало первым шагом в реализации проекта по сохранению и развитию местных традиций, совершенствованию системы патриотического воспитания школьников и жителей поселка Верхнебаканского. Жителей до конца года ждет еще несколько подобных акций.

   

История с Флагом-памятником превращается в плохой детектив. Трагическое предсмертное интервью Галины Крымпохи

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

17.09.2011 22:53

Последнее, предсмертное интервью, которое покинувшая белый свет в минувшем августе Галина Крымпоха дала известным новороссийским журналистам Людмиле Шалагиной и Владимиру Зуеву, как оказалось, неожиданно продолжает нашу грустную тему. Четыре предыдущие публикации о судьбе Флага-памятника вы найдете здесь, здесь, здесь и здесь. Дополнительно настораживает и то, что основные средства массовой информации в Новороссийске молчат о случившемся.

«Капитан, обветренный как скалы,
Вышел в море, не дождавшись дня.
На прощанье подымай бокалы
Молодого терпкого вина.»

Павел Коган

Памяти Галины Крымпохи.

22 июня 2011 года. Руины Дворца цементников. Последнее интервью.

***- Галина Алексеевна, а что для вас этот день - 22 июня?
***- Я была маленькая, но очень хорошо запомнила тревожное состояние родителей. Они примкнули к репродуктору, и растерянно слушали передачу. Папа пытался успокоить маму. Он обещал ей, что все очень быстро закончится, а мама была напугана. Она носила третьего ребенка.  Мама, старший брат и я эвакуировались из Ростова с железнодорожного вокзала. Поезд, в котором мы должны были ехать, здесь же, у нас на глазах разбомбили. До сих пор слышу крики детей, крики родителей, которые искали детей. Было безумно страшно. Когда бомбежка закончилась, какой-то взрослый мужчина начал собирать всех, кто остался в живых. Собралось человек пятьдесят. Моя семья вся уцелела. И он нас повел через Калмыкию к Сталинграду. Помню, как на понтонах мы ночью переправлялись через Волгу. Нас было трое - оборванные дети и беременная мама. Без документов, без денег. Голодные, с распухшими ногами.  Какая-то казашка забрала нас всех к себе. Я месила навоз с глиной и помогала ей обмазывать хату и забор. А еще я пасла верблюда. Сначала верблюд был спокойный. Никаких проблем. А потом я, видно, ему надоела, и он на меня плюнул. Домой я пришла с засохшей лепешкой на голове. Пришлось срезать все волосы. А еще запомнился немецкий шелк. На озеро Баскунчак был высажен немецкий парашютный десант. Брат вместе с другими мальчишками лазил на озеро и приносил куски парашютного шелка. Мама пошила нам всем одежду из него. У меня были зеленые платья, у брата - рубашки. И даже наша новорожденная сестричка была в пеленках из зеленого парашютного шелка. Вот таких, зеленых, нас в 1944-м и встретил отец. Я ничего не забыла. Все помню, до мельчайших подробностей. Дети войны - это огромная трагедия.

***- А что, по вашему, Дворец цементников для новороссийцев?
***- Наверное, достаточно уже и того, что автором Дворца был архитектор Алексей Щусев. Знаменитый зодчий, который строил Мавзолей В.И. Ленину. Строился дворец очень быстро. За дворцом располагался великолепный турецкий сад. Открытие готовилось пышное. Никто из цементников понятия не имел о внутреннем убранстве дворца. Это держалось в строжайшей тайне. На открытие были приглашены прекрасные артисты. У меня есть мечта, которую я непременно должна осуществить, -  этот концерт все равно должен состояться. Я непременно сделаю программу того концерта. И здесь, в день открытия - война. Первые самолеты появились над Новороссийском 23 июня 1941 года. Одна из первых бомб упала на Дворец. В довоенном Новороссийске он был самым высоким зданием. Увы, рождение его так и не состоялось.  Но концерт, пусть даже через 70 лет, должен прозвучать!
***- Уже много лет вы руководите легендарной «Шхуной ровесников».  Собственно, благодаря вам сохраняются традиции, Шхуна продолжает свой путь…

***- За моей спиной большая трудовая жизнь. С моим участием в городе появилось четыре музея, а сейчас я создаю пятый, на территории морской академии им.Ушакова. Я преподаю в академии, пишу книги о Новороссийске. За строительство музея цементной промышленности получила самую высокую свою награду  - Заслуженный работник культуры Российской федерации.  Но главная моя цель - донести до молодежи историю города. Они должны любить Новороссийск и гордиться им так, как любит город и гордится им наше поколение. Как-то с центральным телевидением я готовила программу «Стены не молчат». В съемках принимала участие и «Шхуна ровесников».  Я гордилась своими ребятами. И сегодня третье поколение шхуны пошло на Сахарную голову.  Ребята будут салютовать в память о страшном дне начала войны. О дне, который 70 лет назад перевернул жизнь целого поколения Советских людей. Впервые я не пошла с ребятами. Сложный подъем, а я слишком медленно хожу. А вообще я в «Шхуне ровесников» уже  46 год. Начинала я рулевым, а в этом году мне присвоено самое высокое звание - флаг-капитан или адмирал Шхуны.
***- Вы счастливы?
***-  На самом деле я в глубочайшем горе. На днях я узнала, что на месте гибели Павла Когана, где стоял памятный знак -  теперь карьер. Это место стерли с лица земли. И если честно, то я теперь не знаю, как жить. Павел написал: «Бригантина поднимает паруса». А мои паруса после этого известия опустились. И… я не знаю, как жить дальше…

***От администрации портала Новодар. От последнего абзаца, честно говоря, идут почти мистические мурашки по коже. Но почему Галина Крымпоха, не прожившая после омрачившего жизнь известия и месяца, ничего не сообщила об этом Константину Подыме? И не только она, а все те в морской академии и за ее пределами, кто знал об этом и запросто мог сообщить? Почему автор легендарной операции "Бескозырка" и многих других патриотических акций "Шхуны ровесников" узнал о ликвидации (по официальной версии - переносе) памятного знака от нынешнего руководителя "Шхуны" капитана первого ранга Ивана Михайловича Сидорова только 12 сентября, а не в июне?

*** Мы попытались прояснить истину у Ивана Сидорова, он обещал перезвонить. На эту минуту еще не перезвонил. Ей Богу, мы не нагнетаем страсти, а основываемся на том, что нам рассказали те, кому мы доверяем. Только, как известно, разговоры к делу не пришьешь. Будем искать что-нибудь посущественнее, чтобы рассказать вам, читатели. Да и, в конце концов, важнее всего не "детектив" с "заговором молчания", а именно то, чтобы Флаг-памятник побыстрее восстановили, как нам обещают власти и "человек в Новороссийске известный - директор музея-заповедника Лариса Колбасина".

Фото Галины Крымпохи: Марина ЭКСТЕР.

   

Константин Подыма: "Мне очень стыдно"

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Константин ПОДЫМА 16.09.2011 00:37

***Это продолжение грустной темы. Три предыдущие публикации по этой теме вы найдете здесь, здесь и здесь.

***Заметка "Продолжаем тему. Памятный знак не уничтожен, а будет перенесен" выдержана в лучших традициях канцеляризма. Как известно, главное в защите чести мундира - показать оппоненту, что он глубоко неправ, туп, некомпетентен.
***Никто не доказывал, господа, что самодельный памятный знак официально зарегистрирован, имеет статус "памятника", находится "в реестре захоронений" и так далее.

***Общеизвестно, что Флаг-памятник, о котором впервые в стране, весной 1967 года, сообщила "Литературная газета" (заметка Альфреда Подольского), явился знаком горячего преклонения молодёжи перед подвигом военного поколения. О нём знали в СССР. СМИ 70-90-х годов не раз рассказывали о памятном знаке, показывая, как в Новороссийске чтят память героев.
***О том, что могила Павла Когана - символическая могила - находится на вершине Сахарной головы, что за нею следит экипаж "Шхуны ровесников", что в создании памятного знака в разные годы участвовали и курсанты Новороссийской мореходной школы, и НВИМУ, и ребята из прежнего ГПТУ № 7 - также знали во многих уголках Советского Союза.
***Трижды экипаж "ШР", его почётные члены (Юрий Левитан, Александра Пахмутова, Константин Коккинаки) просили увековечить память автора песни "Бригантина" Павла Когана на плите братской могилы на площади Героев, где, как известно, обозначена фамилия и фронтового журналиста Луначарского, останки которого не погребены, ввиду того, что молодой воин подорвался на мине, уничтожившей его тело. Однако руководство города и тогда, в 80-е, и в 90-е, отказалось занести имя поэта на плиту братской могилы, ссылаясь на то, что имя Когана увековечено на мемориале(!), созданном на вершине Сахарной. Значит, всё же у этого памятного знака был некоторый статус?

***Странно, почти мистически звучат строки о многотрудном поиске неких археологов, которые тщетно пытались найти останки поэта Павла Когана на вершине Сахарной головы и в её окрестностях. Не там искали, товарищи учёные!
***Надо напомнить, что в ущелье Прищёлок, вблизи Шесхариса, находится безымянная братская могила, в которой похоронены бойцы, умершие от ран в сентябре 1942 года. По версии "Шхуны ровесников", там может быть погребён и Павел Коган.

***Удивительно, что о табличке с вершины Сахарной, с места уничтожения памятного знака, ничего не знали ребята "Шхуны", как и о "торжественном акте самой передачи", которые осуществили неизвестные люди. Кто именно, уважаемая Лариса Александровна? Кто "вручил" вам, уважаемому директору музея-заповедника, эти "реликвии"? Уж не начальник ли производства цементного завода "Пролетарий, уже "прославившийся" своим феноменальным украшательством (Красным пятном) самой высокой вершины Новороссийска?..
***Во всей этой истории, которая фактически оправдывается в подготовленной для СМИ заметке, нет одного: имени конкретного человека, отдавшего указание провести дорогу через овеянное славой место. Он ведь не является неприкасаемым? Или он как у Гарри Поттера: "тот, чье имя не называют"?

***Что ж, друзья, мне очень стыдно.

***Стыдно перед памятью о родителях поэта, которые боготворили Новороссийск за этот скромный, неучтённый, самодельный Флаг-памятник.
***И уж если стоять ему вновь, то только на самой высокой вершине города-героя Новороссийска.
***Более высокой высоты Природа и Память не предусмотрели.

***Дорогой Константин Иванович! Простите, пожалуйста, что все эти переживания обрушились на Вас в дни Вашего 65-летнего юбилея. От всей души поздравляем Вас, желаем счастья, удачи, исполнения желаний и, конечно, крепкого здоровья!

***Почти не сомневаемся, что эта печальная история завершится благополучно. Потому что, уверены, в Новороссийске нет ни одного здравомыслящего человека, который хотел бы умалить память воинов, погибших, защищая нас, нашу Родину, от жестоких агрессоров. Непонимание ситуации, увы, налицо. Но, слава Богу, всё можно поправить. Хорошо бы побыстрее, чтобы не доводить "абсурд до маразма".

   

В ПЕРВЫЕ ДНИ ОСВОБОЖДЕНИЯ НОВОРОССИЙСКА ОТ ФАШИСТОВ

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Сергей Шило, краевед 15.09.2011 16:10

МПВО - местная противовоздушная оборона - была развернута сразу же после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Уже 16 сентября 1943 года в 22.00 в Новороссийск прибыла оперативная группа МПВО в составе 18 человек. Остальной состав прибыл в город 23 сентября. Прибывшая оперативная группа начала выполнение плана развертывания МПВО.

***На день прибытия МПВО имело две поломанные сирены, одну из которых еще можно было исправить, если бы в городе была электросварка, а другая требовала заводского ремонта. Бывшие в распоряжении МПВО электросирены были уничтожены. Также имелось 2 комбинезона, около 10 противогазов, 3 неисправных ВДП и 2 РДП. Поэтому в первые дни велась работа по розыску оснащения в городе.
***На 25 сентября 1943 года в рядах МПВО состояло 27 человек личного состава. Из них 7 человек были работники штаба, а остальные 20 человек состояли в формированиях. В числе последних 13 человек были малопригодны для службы в формированиях МПВО. Однако людей для пополнения формирований взять было негде. Также не было и надежды на поступление в ближайшее время. Местный военкомат контингента не имел, а население состояло из прибывших в город 800 человек – преимущественно женщин с малыми детьми.

***Несмотря на трудности МПВО Новороссийска уже в первые дни располагало оперативной группой руководящего состава и тремя милиционерами, только что начавшей развертываться службой связи, противопожарной службой, имевшей 2 автомашины с расчетами, и медико-санитарной. Правда, последняя пока еще была без медицинских учреждений. Службу возглавляли заведующий горздравотделом и заведующий аптекой.
***В это же время начали развертываться категорированные объекты: цементные заводы, СРЗ, электростанция, железнодорожный узел , хлебозавод, но везде имелся только руководитель и два-три рабочих. Только на хлебозаводе удалось пустить производство и начать выпекать небольшое количество хлеба. Остальные объекты, да и город в целом еще не были разминированы, так что к работе не приступали.

***В этой обстановке МПВО начало развертывать свою систему. В виду сильного заминирования центральной части города, здания Горисполкома, дворца пионеров, штабу МПВО пришлось разместиться в маленьких зданиях.
***В кратчайшие сроки была налажена система связи с Горисполкомом, Горкомом, НКВД, НКГБ и прокурором. Следующим шагом в работе было восстановление связи с базовым районом ПВО и службой ВНОС. Все средства артиллерийско-зенитного огня еще находились в Геленджике, а в Новороссийске имелись только оперативная группа и две зенитные батареи. Телефонной связи с оперативной группой не было, и неотложной задачей была её установка в ближайшее время.

***В последующие дни работа продолжалась, учитывались убежища и укрытия, нужно было добиться от Крайисполкома выделения автотранспорта, без которого невозможно было ничего сделать. Также остро стоял вопрос о противохимическом оснащении, выделении из других военкоматов хотя бы небольшого количества личного состава и хотя бы трех ручных сирен.

   

Страница 6 из 11