ГУ Отдел вневедомственной охраны при УВД по Новороссийску

Поликлиника онлайн

Законодательство. Законность. Правопорядок

ОПАСНОСТИ ЛУЧШЕ ИДТИ НАВСТРЕЧУ, ЧЕМ ОЖИДАТЬ НА МЕСТЕ. О ТОНКОСТЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И НЮАНСАХ ПРАКТИКИ ПРИ ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ КРЕДИТОРОВ В СЛУЧАЕ ЛИКВИДАЦИИ ДОЛЖНИКА

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Беседовала Елена Егорова

ЗУБР: Защитное Урегулирование Банкротской Разбалансировки

Заметка номер 002. Управляющий партнер юридической фирмы «Эсток-Консалтинг» Андрей Бежан рассказывает корреспонденту портала Новодар о тонкостях законодательства и нюансах практики при защите интересов кредиторов в случае ликвидации должника

ОПАСНОСТИ ЛУЧШЕ ИДТИ НАВСТРЕЧУ, ЧЕМ ОЖИДАТЬ НА МЕСТЕ

Этот известный афоризм величайшего полководца Александра Суворова, оказывается, подходит и для случая, когда юридическое лицо, ваш должник, объявило о добровольной ликвидации.

О ТОНКОСТЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И НЮАНСАХ ПРАКТИКИ ПРИ ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ КРЕДИТОРОВ В СЛУЧАЕ ЛИКВИДАЦИИ ДОЛЖНИКА

***- Итак, допустим, я кредитор, который мечтает об одном: сполна взыскать всю задолженность. Однако время летит, а денег всё нет. И вот уже доходит до ликвидации должника как юридического лица, а долг всё ещё не получен. Скажите, что мне делать?
***- Уклонение контрагента от погашения кредиторской задолженности – одна из серьезнейших угроз для любого субъекта экономической деятельности. Разнообразие юридических механизмов такого уклонения в настоящее время достаточно велико. Начиная от простого затягивания судебных разбирательства по взысканию задолженности и заканчивая использованием различных маргинальных схем, связанных с выводом активов и ликвидацией предприятия. Наиболее популярным среди них является добровольная ликвидация должника – юридического лица.
***- Не знала! А почему именно добровольная ликвидация?
***- В первую очередь потому, что скудость правовых норм, регулирующих данную процедуру (по сравнению, например, с правовым регулированием процедуры банкротства), дают обманчивое представление о ее простоте и прозрачности. И потому еще, что несовершенство законодательства о юридических лицах в части правового регулирования процесса ликвидации не позволяет кредиторам эффективно защищать свои права. На практике из-за существующих правовых тонкостей в данной процедуре, а также пробелов в ее правовом регулировании недобросовестный должник (в худшем для кредитора случае) может полностью уклониться от погашения кредиторской задолженности и освободить ценные активы от долговых обязательств.
***- То есть если тот, кто мне должен, объявил о добровольной ликвидации, мне надо сразу насторожиться?
***- Точнее я сказал бы так. Надо отчетливо понимать, какие существуют правовые риски, возникающие при инициировании должником процедуры добровольной ликвидации. И, соответственно, какие имеются способы противодействия различным злоупотреблениям в процессе ее осуществления.


***Мини-справка от юридической фирмы «Эсток-Консалтинг». В соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридического лица» для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо произвести следующие ликвидационные процедуры. Создать ликвидационную комиссию. Разместить в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица. Составить промежуточный ликвидационный баланс. Рассчитаться с кредиторами. Представить в регистрирующий (налоговый) орган заявление по форме № Р16001, документ, подтверждающий оплату государственной пошлины и ликвидационный баланс.
***С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к последней переходят все полномочия по управлению делами юридического лица и обязанность по соблюдению порядка ликвидации.


***- Из справки понятно, что мне как кредитору придется иметь дело уже не с директором, а с ликвидационной комиссией. Расскажите о возможных нарушениях.
***- Да, вы правильно поняли. Именно намеренные либо случайные отступления ликвидационной комиссии от установленных правил добровольной ликвидации юридического лица могут привести к нарушению прав кредиторов должника на соразмерное удовлетворение их требований в ходе проведения этой процедуры. Все нарушения, допущенные комиссией на том или ином этапе ликвидации, можно условно разделить на несколько типов.

***I. На стадии выявления, рассмотрения либо признания требований кредиторов –невыполнение обязанности по выявлению кредиторов и их уведомлению о том, что в отношении должника вводится процедура ликвидации, уклонение от рассмотрения требований кредиторов либо необоснованный отказ в признании данных требований и т.п.
***II. На стадии формирования и реализации имущества должника – вывод либо сокрытие имущества должника, нарушение правил проведения торгов и пр.
***III. На стадии осуществления расчета с кредиторами – уклонение от расчетов с кредиторами и представление в регистрирующий орган недостоверной информации о требованиях, полное либо частичное необоснованное неудовлетворение требований кредиторов, нарушение их очередности или пропорциональности удовлетворения и др.

**Наиболее опасны для кредиторов нарушения, относящиеся к I и III типу. Потому что недооценка связанного с ними риска, а также ошибки, совершаемые кредиторами в процессе противодействия данным нарушениям, делают дальнейшую борьбу за возврат имущества бесперспективной.

Невыполнение обязанности по выявлению кредиторов должника

***- Тогда давайте по порядку. Насколько я знаю, когда кто-то объявляет о ликвидации, надо обязательно опубликовать сообщение в специализированном журнале. Но ведь его мало кто читает, так что о ликвидации того юрлица, что тебе задолжало, можно и не узнать.
***- На самом деле выявление кредиторов должника и расчет с ними в ходе процедуры ликвидации является основной задачей ликвидационной комиссии. Как раз для этих целей после своего назначения она обязана опубликовать сведения о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации». Это установлено п. 1 ст. 64 ГК РФ и Приказом ФНС РФ от 16.06.2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации».
***Невыполнение ликвидационной комиссией данного требования является основанием для отказа регистрирующего органа во внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации должника, поскольку информация о размещении сообщения о ликвидации должна содержаться в заявлении по форме № Р16001, представляемом ликвидационной комиссией в регистрирующий орган для завершения соответствующей процедуры.
***- Кстати, а какая именно информация должна быть указана в сообщении о ликвидации?
***- В том числе, порядок и срок заявления требований кредиторами для их включения в промежуточный ликвидационный баланс и последующего по ним расчета. Для темы нашего разговора это очень важно. Оговоренный срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации. Выявление кредиторов и их письменное уведомление о ликвидации юридического лица также входит в обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора). Однако на деле ликвидатор должника может случайно или преднамеренно не выполнить эту обязанность, из-за чего кредитор может пропустить срок для предъявления требований к ликвидационной комиссии.
***- Что делать, если комиссия не уведомит кредиторов о ликвидации должника и завершит данную процедуру?
***- Это будет нарушением права кредиторов на удовлетворение их требований в ходе ликвидации. Кредиторы вправе обратится в суд за защитой своего права. На практике кредиторы используют два способа защиты своих прав в случае внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника без осуществления расчета по долгам, обращаясь в суд с иском.
***- Какие именно?
***- Обращение с иском к регистрирующему органу о восстановлении записи о государственной регистрации юридического лица. И иск к ликвидационной комиссии (ликвидатору) юридического лица с требованием о возмещении убытков. Каждый из них нуждается в отдельном рассмотрении.
***- Думаю, тут нужно рассказать все подробности.
***- Пожалуйста. Восстановление записи о государственной регистрации юридического лица позволит «воскресить» должника, однако само по себе не гарантирует погашения требований кредитора. В то же время если при ликвидации должника имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, было направлено учредителям (участникам) должника, то кредитор вправе оспорить данную сделку и обеспечить за счет этого имущества погашение своих требований к должнику. Однако если при завершении ликвидации должника все средства были направлены на удовлетворение требований иных кредиторов, добиться погашения своих требований заинтересованному кредитору будет сложно. Правовые механизмы, гарантирующие эту возможность, следует изучать более глубоко. Давайте коснемся ее частично, иначе ваши читатели вряд ли дочитают текст до конца – настолько он будет длинным.
***- Хорошо. Тогда вернемся к двум способа защиты своих прав в случае внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника без осуществления расчета по долгам.
***- Для восстановления записи о государственной регистрации должника – юридического лица должно быть устранено основание внесения соответствующей записи о ликвидации. Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется на основании решения регистрирующего органа по месту нахождения юридического лица. Поэтому надлежащим способом защиты для восстановления записи о государственной регистрации должника будет оспаривание решения регистрирующего органа о ликвидации должника, которое является ненормативным правовым актом, в порядке особого производства.

***Кроме оспаривания решения регистрирующего органа о ликвидации должника в судебной практике кредиторы заявляют также требования о признании недействительной регистрационной записи в ЕГРЮЛ о регистрации в связи с ликвидацией. Указанные требования чаще всего расцениваются судом равнозначно, но в то же время встречаются и случаи, когда суды высказываются за необходимость применения того либо иного способа защиты.

***Так что оптимальным является предъявление иска, содержащего сразу два требования: а) о признании недействительным решения налогового органа о государственной регистрации в связи с ликвидацией и б) о признании недействительной регистрационной записи в ЕГРЮЛ о регистрации в связи с ликвидацией.- С этим понятно. А что насчет другого способа восстановления нарушенного права кредитора – предъявления иска о возмещении убытков к лицам, входившим в состав ликвидационной комиссии либо к ликвидатору должника?
***- Для удовлетворения подобного иска кредитор должен представить доказательства, подтверждающие наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ликвидационной комиссии и возникшими у него убытками в виде непогашенной задолженности. В то же время даже в случае удовлетворения подобного иска, предъявленного ликвидатору – физическому лицу, кредитор не всегда может рассчитывать на получение взысканных средств по причине недостаточности имущества ответчика.
***- И всё-таки, если сравнить два названных допустимых способов защиты: восстановление регистрационной записи о государственной ликвидации должника и взыскание убытков с ликвидационной комиссии (ликвидатора), то какой из них, на ваш взгляд, эффективней?
***- Эффективность обращения в суд с иском о восстановлении регистрационной записи должника по мотиву невыполнения ликвидационной комиссией (ликвидатором) обязанности по письменному уведомлению кредиторов является низкой. Судебная практика идет по тому пути, что невыполнение ликвидационной комиссией обязанности по письменному уведомлению кредитора не может служить самостоятельным основанием для удовлетворения требований о признании недействительной государственной регистрации, предъявленных к налоговому органу.
***- А чем суды чаще всего мотивируют отказ?
***- Отказывая в удовлетворении подобных требований, суды указывают, что нормы Закона о регистрации не обязывают регистрирующий орган проверять представленные на регистрацию документы, в том числе достоверность данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствие у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию установленным нормативам. Хотя при этом существует также и противоположная практика, когда суды делают вывод о том, что необходимым условием проведения государственной регистрации является не только наличие полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, в том числе подлежащей внесению в ЕГРЮЛ. Однако при количественном и качественном соотношении противоположных по выводам судебных актов приходится сделать вывод о преобладании первого подхода.
Таким образом, если ликвидационная комиссия опубликовала сообщение о ликвидации юридического лица в «Вестнике государственной регистрации», то кредитор с высокой степенью вероятности не сможет оспорить запись о ликвидации должника в связи с невыполнением ликвидационной комиссией обязанности по его уведомлению о ликвидации.
***- И каков же выход?
***- Предельно простой. Для обеспечения собственной экономической безопасности в ходе взаимоотношений с контрагентами необходим регулярный мониторинг информации в ЕГРЮЛ, а также проверка наличия публикаций в отношении контрагентов в журнале «Вестник государственной регистрации». Сведения из ЕГРЮЛ предоставляются регистрирующим органом в установленной форме по запросу любого обратившегося лица (п. 20 Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц»). Кстати, и покупать журнал «Вестник государственной регистрации» вовсе не обязательно. Информацию о начале процедуры ликвидации юридического лица легко можно найти на официальном сайте этого журнала (http://www.vestnik-gosreg.ru/) либо на сайте ФНС РФ (http://www.nalog.ru/index.php?topic=gosreg), что значительно упрощает процедуру мониторинга. Если у вас есть должники – юридические лица – проще мониторить, чем потом «бежать вслед за ушедшим поездом».

Отказ либо уклонение от рассмотрения требований кредиторов

***- А если я осведомлена о том, что мой должник ликвидируется, насколько велики мои шансы на возврат долга?
***- По крайней мере выше, чем если вы в неведении. Для удовлетворения своих требований кредитор обязан в оговоренный срок в рамках процедуры ликвидации обратиться с соответствующим требованием к ликвидационной комиссии. Правда, уже на стадии предъявления требований к ликвидационной комиссии возникают серьезные риски для кредитора, многими недооцениваемые.
*** - Что называется, сюрприз! Какие риски?
***- Прежде всего следует учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 64 ГК РФ требования кредитора в обязательном порядке должны быть первоначально предъявлены непосредственно к ликвидационной комиссии (ликвидатору). Дело в том, что данная норма толкуется судами как необходимость соблюдения досудебного порядка. Если же кредитор подаст исковое заявление о взыскании задолженности с должника вне рамок процедуры добровольной ликвидации, то исковое заявление может быть оставлено судом без рассмотрения. С другой стороны, нередко кредиторы, предъявив требования к ликвидационной комиссии (ликвидатору), ждут ответной реакции и вспоминают о своем заявлении лишь после получения информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.
***- А что надо делать?
***- Важно обратить внимание на то, что если кредитор, требования которого не признаны ликвидационной комиссией или от рассмотрения которых она уклонилась, не обратится в суд с иском к ликвидационной комиссии, то его требования не будут учитываться при составлении промежуточного ликвидационного баланса и итогового ликвидационного баланса. А после внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации должника требования будут считаться погашенными! Это очевидно из п. 6 ст. 64 ГК РФ. В подобной ситуации обращение кредитора в суд с требованием о восстановлении регистрационной записи о ликвидации должника может быть оставлено без удовлетворения.
***Поэтому после получения необоснованного отказа ликвидационной комиссии от удовлетворения требований кредитора или даже при отсутствии ответа от ликвидационной комиссии кредитору необходимо до утверждения ликвидационного баланса должника обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. В этом случае по решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
***- Получается, что достаточно немного «прозевать», не обратив внимания на молчание ликвидаторов в ответ на свои требования, и...
***- И шансы кредитора на удовлетворение его требований в ходе процедуры ликвидации будут значительно снижены. Фактически вас включат «за реестр», если ликвидационная комиссия всего лишь проигнорирует ваши требования, а вы не обратите на этот факт внимания! Тонкостей, о которых кредиторы и не подозревают, много.
***- Какие еще?
***- Например, связанные с тем, что правовые нормы, регулирующие процедуру ликвидации юридического лица, в отличие от норм, регулирующих процедуру банкротства юридического лица, не предусматривают такой категории как текущие или внеочередные требования кредиторов. Это, в том числе, приводит к следующему. Если требования кредитора к должнику возникли после установленного в сообщении о ликвидации срока для предъявлений требований кредиторов, то данные требования автоматически попадают в категорию «зареестровых» и погашаются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
***- То есть, если я правильно поняла, с момента введения в отношении должника процедуры ликвидации любые новые обязательства должника могут быть удовлетворены лишь за счет оставшегося после его ликвидации имущества?
*** - Да, верно. И даже при соблюдении кредитором установленного порядка предъявления таких требований к ликвидационной комиссии! Причем, если же ликвидационная комиссия все же осуществляет расчет по «текущим» обязательствам должника, то ее действия влекут за собой нарушение установленной в ст. 64 ГК РФ очередности удовлетворения требований кредиторов. ***Правда, каких-либо негативных правовых последствий для ликвидационной комиссии при нарушении очередности удовлетворения требований кредиторов закон не предусматривает.

Уклонение ликвидационной комиссии от расчета с кредиторами и завершение ликвидации должника

***- Вы упоминали о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Что надо знать об этом документе кредиторам?
***- После истечения срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ). Он должен включать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также информацию о результатах их рассмотрения. ПЛБ утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
***- А если стоимость имущества юридического лица, по данным промежуточного ликвидационного баланса, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов?
***- В этом случае ликвидация юридического лица должна проводиться в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). В частности, ликвидационная комиссия обязана совершить действия по подаче в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица. Невыполнение ликвидационной комиссией указанных норм является основанием для отказа регистрирующим органом во внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
***- Но ведь существует риск того, что ликвидационная комиссия не учтет или скроет задолженность перед кредитором и не обратится в суд с заявлением о признании должника банкротом, а завершит процедуру добровольной ликвидации, подав заявление в регистрирующий орган о внесении записи в ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией должника.
***- Вы абсолютно правы! Для пресечения подобных действий со стороны ликвидационной комиссии предусмотрена возможность после удовлетворения судом требований, предъявленных кредитором к ликвидационной комиссии, направить в регистрирующий орган информацию о наличии соответствующего судебного решения с приложением его копии. Это позволит налоговому органу реализовать предусмотренное законом право на отказ о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.
***- Ну, а если финальная регистрационная запись о ликвидации должника все же была внесена?
- Оспорить ее можно только в том случае, если кредитор реализовал установленный законом порядок предъявления требований к ликвидационной комиссии. Это мы уже подробно обсуждали. Пойдем дальше. Признание недействительной регистрационной записи о ликвидации должника влечет за собой восстановление регистрационной записи о государственной регистрации и восстановление полномочий ликвидационной комиссии. Теперь она будет обязана учесть задолженность перед кредитором при осуществлении процедуры ликвидации и в связи с отсутствием имущества у должника направить заявление о признании должника банкротом.
***- Скажите, это эффективно? Что показывает практика?
***- Увы, даже если кредитор добьется успеха и вынудит ликвидационную комиссию обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом, то положительный эффект от затраченных усилий может оказаться минимальным. Если с заявлением о банкротстве обращается сама ликвидационная комиссия в ходе процедуры ликвидации, то банкротство должника осуществляется по упрощенной схеме, предполагающей признание должника банкротом и открытие процедуры конкурсного производства. При этом в заявлении о признании должника банкротом ликвидационная комиссия обязана указать кандидатуру конкурсного управляющего либо наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий. Учитывая высокую на сегодняшний день коррупционную составляющую института арбитражных управляющих, велик риск того, что такой конкурсный управляющий будет защищать исключительно интересы должника, игнорируя или нарушая права его кредиторов.
***- Очень убедительно. Но что делать?
***- Для пресечения подобных действий со стороны ликвидационной комиссии эффективным считается превентивное инициирование в отношении должника процедуры банкротства по заявлению кредитора. Соответствующее право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у кредитора по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств. Правда, при этом размер взысканных денежных средств должен быть не менее 100 тыс. руб.
Но и, подчеркну, нахождение юридического лица в стадии ликвидации, работа ликвидационной комиссии не лишают заявителя-кредитора права ставить вопрос о признании в судебном порядке должника банкротом при наличии внешних признаков банкротства.
С момента введения в отношении должника процедуры конкурсного производства и утверждения конкурсного управляющего полномочия ликвидационной комиссии прекращаются, а шансы кредитора на удовлетворение его требований к должнику увеличиваются, поскольку правовые механизмы Закона о банкротстве позволяют вернуть выведенное должником имущество и осуществить его реализацию для удовлетворения требований кредиторов.
***- Наконец-то, хоть что-то обнадеживающее...
***- Да, и, кстати, в соответствии с новой редакций Закона о банкротстве конкурсному управляющему предоставлено право оспаривать сделки должника, подпадающие под критерии подозрительных. Практика применения указанных положений Закона о банкротстве еще не получила широкого распространения. Но, в то же время, критерии отнесения сделки к категории подозрительных позволяют включать в эту категорию практически любые сделки, совершенные должниками за соответствующий период времени, и эффективно их оспаривать. Оспаривание подозрительной сделки позволяет восстановить данное имущество в составе конкурсной массы должника, за счет стоимости которой будут погашаться требования кредиторов.


Вместо постскриптума.

 

***- Вы рассказали немало, но я так и не услышала о том, как мне, кредитору, можно эффективно контролировать действия ликвидационной комиссии.
***- Дело в том, что рассказывать тут, увы, особо нечего. Существующее правовое регулирование процедуры ликвидации должника не предусматривает для кредитора приемлемых механизмов контроля за действиями ликвидационной комиссии. Существующие способы защиты могут быть реализованы лишь после фактического нарушения прав кредиторов!
***- Да уж...
***- Именно поэтому кредиторам требуется уделять пристальное внимание каждому действию ликвидационной комиссии, пресекая возможные нарушения своих прав. А если нарушение будет допущено, то необходимо незамедлительно использовать оптимальные способы защиты. Ну, и, как рассказывалось, в некоторых случаях кредиторам следует переводить ликвидацию должника из правового поля добровольной ликвидации в правовое поле процедуры банкротства, поскольку правовые механизмы процедуры банкротства позволяют гораздо эффективнее осуществлять защиту интересов кредиторов.
***- В связи с рассказанным вами вспоминается известный афоризм Александра Суворова «опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте».
***- Хороший афоризм. И вполне применимый в юриспруденции.



Беседовала Елена ЕГОРОВА

 

ВСЁ, ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО ЗНАТЬ О БАНКРОТСТВЕ

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Беседовала Мила ЛЕБЕДЯННИКОВА

ЗУБР: Защитное Урегулирование Банкротской Разбалансировки

Заметка номер 003. Управляющий партнер юридической фирмы «Эсток-Консалтинг» Андрей Бежан рассказывает корреспонденту портала Новодар об азах законодательства, регулирующего процедуру несостоятельности (банкротства):

ВСЁ, ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО ЗНАТЬ О БАНКРОТСТВЕ

 

***- Андрей Викторович, судя по недавнему всероссийскому опросу общественного мнения, более 80% граждан до сих пор не понимают, что слова «банкротство» и «крах» вовсе не синонимы...
***- Действительно, до сих пор к вопросу банкротства не сложилось правильное понимание со стороны общественности. Большинство считает банкротство чем-то вроде объявления юридической смерти с последующей потерей всего имущества и при высоком риске привлечения к уголовной ответственности. В действительности это далеко не так.
***В условиях финансового кризиса в бизнес-сообществе случилась массовая несостоятельность, что не является ни постыдным, ни необычным для российской действительности. Самым неправильным вариантом поведения в подобной ситуации является попытка скрыться от кредиторов и забыть о проблеме. Именно в этом случае появляется высокий риск возбуждения в отношении должника уголовного дела и последующего привлечения к уголовной ответственности по заявлению одного из кредиторов. Кроме того, если уклоняется от проблемы вместо ее решения индивидуальный предприниматель, то помимо привлечения к уголовной ответственности он может лишиться всего своего имущества, на которое будет обращено взыскание в ходе процедуры исполнительного производства.
Именно для того, чтобы защитить должника от подобных последствий и не нарушить права кредиторов, как раз был придуман правовой институт банкротства.
***- Выходит, процедура банкротства является всего лишь механизмом для цивилизованного выхода из затруднительной финансовой ситуации?
***- По сути, именно так. А точнее - оптимальным механизмом защиты активов предприятия или предпринимателя и собственного имущества в условиях невозможности продолжения хозяйственной деятельности и продолжения расчета с кредиторами.
***- Тема банкротства ведь поистине неисчерпаемая...
***- Вы правы. К сожалению, даже краткое изложение общих вопросов процедуры банкротства представляет собой значительный объем информации и не может быть представлено в одной заметке. Поэтому давайте попытаемся раскрыть лишь ту часть информации, которая необходима для понимания основных вопросов процедуры банкротства и определения целесообразности ее использования.

***В ходе процедуры банкротства, при отсутствии оснований для восстановления платежеспособности, происходит продажа имеющегося у должника имущества, средства от реализации которого направляются на расчеты с кредиторами. После этого, даже в случае недостаточности имущества для полного расчета с кредиторами, все требования кредиторов считаются погашенными, и каких-либо иных требований к должнику со стороны кредиторов предъявлено уже не будет.

***- А кто вправе подать заявление, инициирующее процедуру банкротства?
***- Банкротство может быть введено как по заявлению кредитора, так и по заявлению самого должника. В зависимости от того, кто первый заявляет о банкротстве (должник или кредитор), зависит то, у кого будет находиться инициатива и кто будет контролировать ход процедуры - по крайней мере на первом ее этапе.
***- Расскажите о сроках, необходимых затратах и других деталях.
***- Это вопросы общего порядка ведения процедуры банкротства должника – юридического лица. Заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) подается в арбитражный суд по месту нахождения должника. Так, если должник находится на территории Краснодарского края, то заявление должно подаваться в Арбитражный суд Краснодарского края.
К заявлению кредитора о признании должника банкротом должно прилагаться решение суда о взыскании задолженности в размере более 100 000 руб., вступившее в законную силу (ст. 40 Закона о банкротстве).
***Если заявление о признании должника банкротом подается самим должником, то к заявлению должника должны быть приложены документы, подтверждающие наличие и основание возникновения задолженности, учредительные документы, а также финансовые документы (ст. 38 Закона о банкротства). Требования к заявлению должника более мягкие по сравнению с заявлением кредитора. Так, даже в случае отсутствия некоторых документов, которые должны быть приложены к заявлению, суд должен принять данное заявление и указать в определении о принятии список документов, которые следует принести в суд позже.
***- Что должно быть указано в заявлении о признании должника банкротом?
***- Все данные, вся информация в соответствии с требованиями Закона о банкротстве. В противном случае суд может оставить заявление без движения и установить срок, в течение которого необходимо будет устранить все допущенные нарушения. Если все нарушения будут устранены, тогда суд возобновит производство по делу и назначит дату судебного заседания. Если же в установленный срок нарушения устранены не будут, то суд вернет заявление о признании должника банкротом заявителю, и его придется подавать заново.
При подаче заявления о признании должника банкротом следует учитывать, что в заявлении указывается, в том числе, кандидатура арбитражного управляющего, который будет сопровождать первую из процедур банкротства, либо наименование саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой будет выбираться арбитражный управляющий. В этой связи, если у заявителя имеется информация об арбитражном управляющем (компетентном, надежном и стойком к возможным коррупционным посягательствам), то желательно указать непосредственно эту кандидатуру в заявлении. Это позволит получить определенную гарантию безопасности и контролировать проблемы, возникающие в ходе сопровождения процедуры.
***Добавлю, что от момента подачи заявления в суд до момента рассмотрения данного заявления, по закону, должно проходить не более чем 35 дней. В действительности же, из-за высокой загруженности судов, заявление может быть рассмотрено и через два месяца.

***- Что происходит в том случае, когда суд усмотрел основания для признания должника банкротом?
***- В случае, если на судебном заседании по рассмотрению заявления о признании должника банкротом суд установил наличие признаков банкротства, тогда он вводит в отношении должника первую процедуру банкротства – процедуру наблюдения и утверждает временного управляющего.
***Подчеркну, что именно с этого момента можно говорить о признанной судом несостоятельности должника.
***С момента введения в отношении должника процедуры наблюдения наступает целый ряд правовых последствий, необходимых для защиты имущества должника. В частности, с указанной даты прекращается исполнение по исполнительным документам (то есть судебные приставы-исполнители в установленном порядке приостанавливают осуществление исполнительных действий), снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника. Одновременно наступают последствия, необходимые для защиты интересов кредиторов. В частности, становится невозможным выплата выходящему участнику его доли в имуществе должника, приобретение акционерным обществом–должником акций своих акционеров, не допускается выплата дивидендов и др.
***- Что должен делать временный управляющий? Кстати, в процедуре наблюдения полномочия руководителя должника прекращаются?
***- Нет, не прекращаются, а временный управляющий может лишь собирать финансовую информацию о деятельности должника для проведения анализа финансового состояния должника, для чего направляются запросы должнику и в различные государственные органы, обладающие соответствующей информацией (Федеральная регистрационная служба, ГИБДД и пр.).
***В функции временного управляющего входит проведение анализа финансового состояния должника и выявление признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства. На основание его же заключения принимается и решение о введении в отношении должника очередной процедуры банкротства. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника и целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
***С этим обоснованием временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которое на основании заключения временного управляющего принимает решение о введении в отношении должника следующей процедуры банкротства: финансового оздоровления, внешнего управления либо конкурсного производства.

***- Каков срок процедуры наблюдения и что надо сделать кредиторам для присутствия на упомянутом вами первом собрании?
***- Это два разных вопроса. Начну с второго. На первом собрании кредиторов присутствуют только те кредиторы, которые успели включить свои требования в реестр требований кредиторов должника. Если же они не успевают это сделать, то их требования будут рассмотрены в следующей процедуре банкротства. Чтобы включить свои требований в реестр требований кредиторов должника, кредиторы должны обратиться в суд с заявлением о включении в реестр. Если суд посчитает эти требования обоснованными, то он включает их в реестр требований кредиторов. После включения требований в реестр кредиторы получают право участвовать и голосовать на собрании кредиторов по вопросам повестки дня.
***Ну, а срок процедуры наблюдения составляет до 7 месяцев. Обычно 7 месяцев, но процедура может быть завершена и ранее. Самое время рассказать о затратах.
***- Да, я как раз спрашивала об этом.

***- В ходе этой процедуры затраты должника заключаются в расходах на выплату вознаграждения временного управляющего и компенсации его расходов, связанных с получением сведений об имуществе должника (почтовые расходы, пошлины и сборы, связанные с получением этих сведений), а также расходов на опубликование сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдения и проведения собрания кредиторов. Кроме того, для проведения анализа финансового состояния должника временный управляющий может привлекать компетентных специалистов или организацию с оплатой их услуг за счет имущества должника. Размер оплаты специалистов, привлекаемых арбитражным управляющим, имеет определенные ограничения, установленные в Законе о банкротстве, что позволяет не допускать неконтролируемых расходов.
Вознаграждение временного управляющего состоит из фиксированной суммы в размере 30 000 руб. в месяц, а также процентов от стоимости имущества должника, которые могут составлять от 3% стоимости имущества до 80 000 руб. плюс три десятых процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над десятью миллионами рублей (п. 10 ст. 20.6 Закона о банкротстве).
***- Что происходит, если кредиторы не заинтересованы в восстановлении платежеспособности должника?
***- В этом случае в процедуре наблюдения на первом собрании кредиторов они голосуют за введение в отношении должника процедуры конкурсного производства и определяют кандидатуру конкурсного управляющего.
***- Расскажите о ее отличиях от процедуры наблюдения.
***- Срок процедуры конкурсного производства составляет один год, хотя может продлеваться практически неограниченное число раз при наличии достаточных к тому оснований.
В процедуре конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника. Они переходят к конкурсному управляющему. Главным последствием введения в отношении должника процедуры конкурсного производства является блокирование процедуры обращения взыскания на имущество должника даже по текущей задолженности.
***В процедуре конкурсного производства конкурсный управляющий ищет имущество, проводит его инвентаризацию, оценку и выставляет это имущество на торги.
***Затраты в процедуре конкурсного производства достаточно большие. К ним относятся вознаграждение конкурсного управляющего, расходы на выплату заработной платы работникам должника, деятельность которых необходима для обеспечения сохранности имущества, расходы на оплату услуг лиц, привлеченных конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности (юрист, бухгалтер, оценочная компания), а также на опубликование сообщений:

- о введении в отношении должника конкурсного производства,
- о проведении собраний кредиторов,
- о проведении торгов по продаже имущества должника.

***- Андрей Викторович, когда и чем завершается конкурсное производство?
***- После продажи имущества должника и распределения вырученных средств процедура конкурсного производства подлежит завершению. На основании решения суда о завершении процедуры конкурсного производства происходит исключение должника из Единого государственного реестра юридических лиц и ликвидация. При этом все требования, не погашенные за счет имущества должника, считаются погашенными, в связи с чем должник освобождается от каких-либо обязательств перед кредиторами.
К сожалению, в ходе процедуры банкротства довольно часто случаются злоупотребления со стороны конкурсного управляющего. В связи с этим лишь знание специфики закона и наличие практического опыта сопровождения процедур банкротства позволяет контролировать деятельность конкурсного управляющего, не допускать с его стороны каких-либо злоупотреблений.

***- «Эсток-Консалтинг», как понимаю, как раз может в таких случаях помочь?
***- Мы имеем значительный опыт работы в данной сфере, так как сопровождали более шестидесяти проектов в сфере несостоятельности, в том числе банкротство градообразующих предприятий. Работу начинаем с предварительного анализа сложившейся у клиента ситуации, а также оценки затрат и рисков введения процедуры банкротства. И лишь после этого непосредственно начинаем правовое сопровождение. Я как руководитель Практики в сфере несостоятельности (банкротства) могу перечислить некоторые из основных услуг.
***- Это будет интересно.
***- В том числе, мы проводим детальную оценку рисков при инициировании процедуры банкротства, разрабатываем заявление о признании должника банкротом с предложением кандидатуры компетентного арбитражного управляющего. А далее начинается само правовое сопровождение процедуры банкротства в интересах клиента. Важно, что клиенты компании получают не абстрактную юридическую помощь, а имеют полное представление о перспективах разрешения проблемы, подходах и правовых механизмах выполнения поставленных задач. Не менее важно и то, что клиенты компании полностью контролируют развитие событий и могут предвидеть исход любого из них.
***- Спасибо за такую подробную и вразумительную консультацию.

Беседовала Мила ЛЕБЕДЯННИКОВА

 

ЖКХ НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ. ЗАКОНЫ МЕНЯЮТСЯ!

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Сусана КИРАКОСЯН 16.11.2010 00:45

МОРЖ: Многоквартирные дома. Организационно-консультативная помощь управляющим компаниям. Работа с участниками рынка жилищно-коммунальных услуг. Жилищно-коммунальное хозяйство.


Заметка номер 002. Партнер юридической фирмы «Эсток-Консалтинг» Сусана Киракосян провела по просьбе главного редактора нашей электронной газеты «Новороссийские известия» Владимир Даркина

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖКХ


***Предлагаем нашим читателям сокращенную стенограмму последовавшей за аналитическим исследованием беседы. Для облегчения восприятия она скомпонована по таким четырем темам:

1. Изменения в Жилищном кодексе РФ,
2. Изменения в законах и подзаконных актах в сфере ЖКХ,
3. Информационные письма,
4. Комментарии и экспертные мнения.

Ковали медали, а вышли детали...

Всякие изменения прокладывают путь другим изменениям. (Никколо Макиавелли)

1. Изменения в Жилищном кодексе РФ

***- Сусана Арсеновна, когда вступили в силу последние изменения в Жилищном Кодексе РФ и в чем их суть?
***- 13 августа 2010 года. Новшеств – четыре.

***1) Нормативы потребления коммунальных услуг, а также тарифы на коммунальные ресурсы (услуги) теперь утверждаются не на муниципальном, а на региональном уровнях. Однако органам местного самоуправления могут передаваться отдельные полномочия в области установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.
***Напомним, что ранее за установку тарифов на холодную и горячую воду, услуги водоотведения отвечали муниципалитеты. Предполагается, что перераспределение полномочий сможет сдерживать рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Правда, эксперты предостерегают, что факт передачи полномочий на региональный уровень власти вряд ли реально сможет повлиять на тарифообразование. Ведь, в любом случае, исходные данные и обоснования готовятся самими коммунальщиками.

***2) Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или ТСЖ, ЖК договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.

***3) Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации теперь устанавливается Правительством РФ.
Ранее было так: «Орган местного самоуправления проводит открытый конкурс в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти».

***4) Введено раскрытие информации управляющими компаниями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством РФ.

***- Последнее требуется пояснить.
***- Да, конечно. Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации:

- об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения договоров управления МКД),
- о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД,
- о порядке и об условиях их предоставления,
- о стоимости данных услуг и работ,
- о тарифах на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

2. Изменения в законах и подзаконных актах в сфере ЖКХ


***- Жилищный кодекс один, а законов и подзаконных актов, регулирующих сферу ЖКХ, много.
***- Это точно. И свежих изменений в них внесено предостаточно.
***- Тогда давайте коснемся всех по очереди.
***- Хорошо. Начну с федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ».

***1) Создается государственная информационная система, обеспечивающая оперативный сбор и обработку информации об устанавливаемых тарифах, надбавках организаций коммунального комплекса и нормативах потребления коммунальных услуг.
Для целей функционирования такой системы Федеральная служба по тарифам вправе запрашивать и получать, а РЭК, муниципальные органы власти, а также организации коммунального комплекса обязаны предоставлять в установленном для них формате информацию и необходимые материалы по вопросам:
- установления, изменения и применения цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию,
- платы граждан за коммунальные услуги и жилое помещение.

***2) Орган исполнительной власти субъекта РФ (на Кубани это администрация Краснодарского края) вправе:

- запрашивать и получать у органа местного самоуправления информацию и иные необходимые сведения по вопросам применения предельных индексов для данного муниципального образования,
- осуществлять сбор информации о соответствии размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексам, установленным для соответствующего муниципального образования,
- выдавать предписание органу местного самоуправления о приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными для соответствующего муниципального образования.

***3) Органы местного самоуправления (в рамках переданных им полномочий) вправе запрашивать и получать у организаций коммунального комплекса информацию и необходимые материалы по вопросам применения цен (тарифов) в формате, определяемом органом местного самоуправления.

***4) Ужесточается административная ответственность за непредставление или представление заведомо недостоверных сведений о тарифах. Размер штрафных санкций для должностных лиц – до 10 тыс. рублей; для юридических лиц - до 150 тыс. рублей. Это предусмотрено ст. 19.7.1 КоАП РФ.


***- Насчет тарифов понятно. Хотя вряд ли какие-то кардинальные перемены в связи со всем этим ждут нас, рядовых жильцов. Тарифы у нас понятие не только экономическое, но и во многом политическое... Люди сильно обижаются, когда происходит резкое повышение тарифов. А власти стараются лишний раз народ не обижать... Простите, отвлекся. Давайте продолжим.
***- Важное изменение появилось в ФЗ РФ от 27 июля 2010 года № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» С 2012 года вводится обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии или инцидента на нем.
***- Опасные объекты? О чем именно речь?
***- К опасным объектам относятся лифты в МКД. Поскольку на ТСЖ и управляющих организациях лежит обязанность по обеспечению надлежащего содержания лифтов как объектов общего имущества домов и их безопасную эксплуатацию, постольку на них ложится и обязанность обеспечить страхование гражданской ответственности.
***Установлена административная ответственность за эксплуатацию опасного объекта в случае отсутствия договора обязательного страхования. Штраф для юридических лиц очень серьезный: 300-500 тыс. рублей.
***- Это все насчет опасности в родном доме?
***- Нет. Надо еще сказать о Постановлении Правительства РФ от 03.09.2010 года № 681. В нем определены правила утилизации электроламп, содержащих ртуть. Правила обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений МКД, а также физических лиц.
Потребители ртутьсодержащих ламп – юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением;
***- Что нам надо знать из этого постановления?
***- Потребители ламп с содержанием ртути не менее 0,01 % (кроме физических лиц) должны осуществлять накопление отработанных ламп. Подчеркну, что оно производится отдельно от других видов отходов. В частности, потребители ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару.
***Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений МКД.
***Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации.
***Организовать сбор ламп и информирование юридических лиц, ИП и физических лиц о порядке такого сбора обязаны органы местного самоуправления.
***Интересно, что многие изменения в разных правовых актах связаны примерно с одним и тем же.
***- С чем именно?
***- С раскрытием информации.
***- Эта тема близка нам, журналистам.
***- Рассказываю. 09.08.2010 года внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 года № 24. С 24 августа нынешнего года действуют новые Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ. Думаю, тут стоит привести точное определение термина. «Раскрытие информации» представляет собой обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных случаях – предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
***- И как надо раскрывать информацию по новым стандартам?
***- Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
***- опубликования в печатных изданиях,
***- опубликования в электронных средствах массовой информации,
***- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
***- Отлично. Значит, можно сэкономить на типографских расходах, раз предусмотрена публикация в электронных СМИ. Только надо понимать, что Интернет сам по себе не является средством массовой информации. Любое СМИ должно быть официально зарегистрировано. Как например, наше электронное периодическое издание «Новороссийские известия». А кто осуществляет контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации?
***- Федеральная антимонопольная служба. Федеральная служба по тарифам. А также и органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов (РЭК).
***- Понятно. А в Постановлении сказано, какую именно информацию надо раскрывать?
***- Да, есть исчерпывающий список. Он длинный, приведу лишь малую часть. Субъектами рынков электрической энергии раскрывается, в том числе, следующая информация:

- годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение - в случае, если осуществлялась аудиторская проверка,
- структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг),
- отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года.

***- Вы сказали, что изменения в разных правовых актах связаны с одним и тем же - раскрытием информации. Значит, одними субъектами рынков электроэнергии дело не ограничивается...
***- Именно так. 8 октября 2010 года вступил в силу новый стандарт, регулируемый Постановлением Правительства РФ «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». В нем установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к способам и срокам ее раскрытия. Я вкратце уже упоминала об этом.
***- Так как это наверняка заинтересует рядовых жильцов, расскажите, пожалуйста, подробнее.
***- Дано определение понятия «управляющая организация». Это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления в соответствии со ст. 162 ЖК РФ. Дан подробный перечень данных, которые управляющие компании должны размещать в открытом доступе. Это:

- общая информация об управляющей организации,
- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности в части исполнения организацией договоров управления,
- сведения о выполняемых работах и оказываемых услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме,
- порядок и условия оказания таких услуг,
- сведения об их стоимости и о ценах на коммунальные ресурсы.
- А в этом случае каковы способы раскрытия данной информации?
- Они несколько иные. Перечисляю:
- публикация на официальном сайте управляющей компании или соответствующего органа власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления,
- публикация в официальных печатных СМИ, в которых публикуются акты органов местного самоуправления территории, на которой организация осуществляет деятельность,
- размещение на информационных стендах в помещении организации,
- ответы на запросы, поданные в письменном или электронном виде.

***В Постановлении описаны требования к обработке письменных и электронных запросов данной информации и порядок ответа на них. Причем, управляющие организации обязаны предоставить вышеуказанную информацию в открытый доступ в течение двух месяцев со дня вступления в силу данного Постановления.

***- У темы под условным названием «интересно для рядовых жильцов» будет продолжение?
***- Да. Обречено на успех Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 года № 612 «О внесении изменений в Положение о паспорте гражданина РФ».
***- Обречено на успех? Почему вы так выразились?
***- Потому что теперь в процедурах по выдаче и замене паспортов гражданина РФ больше не будут участвовать жилищно-эксплуатационные организации. Для получения или замены паспорта граждане могут обратиться:

- непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы,
- подать необходимые для получения или замены паспорта документы через многофункциональные центры оказания муниципальных услуг (в частности, по адресу: г.Новороссийск, ул. Бирюзова, 6).

***Заявление о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной ФМС РФ, и личная фотография могут быть представлены гражданином также в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
***Конечно, же рядовым гражданам это понравится. Но есть и некоторая доля грусти – для ЖЭКов. Потому что ведь исчезает привычный рычаг давления на должников, которые месяцами не платят за жилье и полученные коммунальные услуги. Но, конечно же, в правовом государстве вопросы получения, замены паспорта и взыскания долгов за ЖКУ не могут быть в одной связке. Пусть даже мы и говорим о чем-то, что и без того не существовало на официальном уровне.
***- Как говорится, давно пора было отделить мух от котлет... У нас, кстати, многое все-таки еще осталось от старых подходов. Например, касательно того же пользования электричеством. Особенно подключения к сетям.
***- Вы прямо в воду смотрите. Как раз этому вопросу посвящено Постановление Правительства РФ от 24.09.2010 года № 759 «О совершенствовании порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям».
***- То есть порядок не абсолютно новый?
***- Да, прежний просто уточнен. В Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электроэнергии, а также объектов электросетевого хозяйства внесены изменения, касающиеся процедур заключения договоров на присоединение к сетям, а также порядка присоединения к электросетям при отсутствии технической возможности присоединения.
***- Стало вдвойне интересно.
***- Уточнен перечень документов, прилагаемых к заявке на присоединение. Уточнены порядок подачи заявок отдельными категориями потребителей, мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 100 кВт, и процедуры направления и подписания проекта договора, в том числе при присоединении мощных объектов по производству электроэнергии. Подробно регламентирован порядок внесения платы за присоединение потребителями, суммарная присоединяемая мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВт (установлены этапы внесения платы). А вот порядок представления сетевыми организациями системному оператору информации о суммарной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых сетевой организацией выданы технические условия, предусмотрен новый. В «Правила» теперь включены пункты, содержащие подробную регламентацию технологического присоединения по индивидуальному проекту, осуществляемого в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке.
***- Наверное, чтобы с этим до конца разобраться, надо быть специалистом, разбираться и в проектах, и в электричестве. Хотя в общих чертах всё вполне понятно.
***- Пора перейти в самому «животрепещущему» - к оплате за жилье и коммунальные услуги.
***- Ага! Расскажите, что нам «подкинули» новенького.
***- Владимир Вячеславович, юристы предпочитают строгие слова и точные формулировки.
***- Виноват, исправлюсь.
***- Принято Постановление Правительства РФ от 28.09.2010 года № 768 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011-2013 годы». В этом правовом акте установлены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг - как для федерального, так и для регионального уровней. Утвержденные стандарты вступают в силу с 1 января 2011 года.

Справочная информация, полезная для всех.

Федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц:

- на 2011 год установлен в размере 81,2 рубля,
- на 2012 год - 88,3 рубля,
- на 2013 год - 96 рублей.

Федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц:

- в 2011 году составит 5,6 рубля,
- в 2012 году - 6,1 рубль,
- в 2013 году - 6,6 рубля.

Федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья по Краснодарскому краю:

- на 2011 год определен в размере 60 рублей в месяц,
- на 2012 год - 65,3 рубля в месяц,
- на 2013 год - 71 рубль в месяц.

Федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья по Краснодарскому краю:

- в 2011 году составит 6,1 рубля,
- в 2012 году - 6,6 рубля,
- в 2013 году - 7,2 рубля.

***- Любопытно, что при этом никто точно не знает, какая нас ожидает инфляция в ближайшие три года.
***- Надо понимать, что речь идет как раз о предельной, то есть максимально возможной стоимости. То есть «ниже можно», а «выше нельзя». И, кстати, издан еще и новый Приказ Минрегиона РФ от 23.08.2010 года № 378 «Об утверждении методических указаний по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги». Они вступили с 4 октября нынешнего года. Предельные индексы – это устанавливаемые в среднем по субъектам РФ и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги, действующих на конец предыдущего периода регулирования. Это точное определение, как понимаете.
***- Приказ принят на благо рядовых жильцов со скромным достатком?
***- Именно так. В 2009 году были утверждены основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Основным принципом установления предельного индекса стала как раз доступность для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги (в том числе водо-, электро-, газоснабжение, отопление), рассчитанной с учетом этого предельного индекса. В развитие данного документа Минрегион РФ издал методические указания. В них описаны:

- процедуры расчета прогнозируемой совокупной платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании,
- алгоритм определения доступности для граждан платы за коммунальные услуги,
- основные критерии доступности,
- процедура корректировки платы за коммунальные услуги при ее несоответствии критериям доступности,
- механизм расчета предельных индексов изменения размера платы в соответствии с уровнем благоустройства жилищного фонда.

***- Убедили. Приятно, что о нас, жильцах, все-таки заботятся. Есть еще другие примеры?
***- Да, имеются. В частности, приказ Минпромторга РФ от 07.09.2010 года № 769 «О категории товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках…». Приказ вступит в силу поэтапно, начиная с 1 января 2011 года, и он как раз полон заботы об интересах потребителей.
***- Расскажите, в чем суть.
***- Пожалуйста. В приказе утвержден Перечень категорий товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках. В том числе, с 01.01.2011 года в него входят такие группы товаров:

- бытовые электроприборы для отопления, нагрева жидкостей,
- бытовые электрические лампы,
- бытовые холодильники, морозильники, стиральные машины,
- бытовые кондиционеры и электровоздухоохладители,
- бытовые посудомоечные машины и электроплиты,
- жарочные электрошкафы,
- бытовые микроволновые печи,
- телевизоры.

***А с 1 января 2012 года в Перечень включены, в частности, такие специфические товары как лифты, предназначенные для перевозки людей (за исключением лифтов, предназначенных для использования в производственных целях) - пассажирские; грузопассажирские и другие.
***- Это все об изменениях в законах и подзаконных актах?
***- Хочу еще рассказать о Постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10».
***- Ну, номер даже и запоминать не стоит. Лучше сразу к сути.
***- С 15 августа 2010 года введены в действие санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Они должны учитываться при проектировании систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, энергоснабжения помещений, а также при строительстве, реконструкции и эксплуатации жилых зданий и помещений. Многие положения нового документа продублировали требования СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» от 2000 года. По-прежнему содержатся требования к:

- участку и территории жилых зданий при их размещении,
- жилым зданиям и помещениям общественного назначения, размещаемым в жилых зданиях,
- отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений,
- естественному, искусственному освещению и инсоляции (поступлению солнечных лучей),
- уровням шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электрических и электромагнитных полей и ионизирующего излучения в помещениях жилых зданий,
- строительным материалам и внутренней отделке жилых помещений,
- инженерному оборудованию,
- содержанию жилых помещений.

***Однако СанПиН 2.1.2.2645-10 содержит и новые нормы. Вот они. Советую прочесть и скопировать.
***- Уборка территории должна проводиться ежедневно, включая в теплое время года – полив территории, в зимнее время - антигололедные мероприятия (удаление, посыпание песком и другое).
***- Установлен запрет на размещение на территории дворов жилых зданий любых предприятий торговли и общественного питания (палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви), а также автостоянок общественных организаций.
***- Установлен запрет на транзитное движение по внутридворовым проездам придомовой территории. К площадкам мусоросборников необходимо предусматривать подъезд для специального транспорта.
***- Отменено ограничение на минимальную высоту потолков помещения (в ранее действовавшем документе минимальная высота устанавливалась в 2,5 м).
***- В квартирах не допускается размещать ванные и санузлы над жилыми комнатами и кухней. Исключения предусмотрены для двухуровневых квартир, где туалет и ванная могут находиться над кухней. Также установлен температурный режим в комнатах: зимой – 18–24°С, летом – 20–28°С.
***- Немалое внимание должно уделяться требованиям к устройствам систем освещения, вентиляции, водоснабжения и канализации квартир. Утверждены предельные уровни шума, вибрации, ультра- и инфразвука, электрических и электромагнитных полей, ионизирующего излучения.
***- Установлена нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых зданий (устанавливается на определенные календарные периоды дифференцированно в зависимости от типа квартир, функционального назначения помещений, планировочных зон города и географической широты местности). Для нашей южной зоны (южнее 48' с. ш.): не менее 1,5 часа в день с 22 февраля по 22 октября.

3. Информационные письма

***- Информационные письма можно отнести к особому бюрократическому жанру?
***- Ну, почему же бюрократическому? Скорее уж к правовому.
***- Понятно, спорить не буду. Что новенького в этом правом жанре появилось?
***- В том числе, информационное письмо Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 02.08.2010 года № ЕП-6425/14. Оно обусловлено выявлением ФСТ России случаев ненаправления регулирующими органами принятых решений об установлении тарифов в организации, осуществляющие регулируемую деятельность. ФСТ России обращает внимание руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ (в частности, внимание РЭК) на следующее:
***«Пунктом 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ предусмотрено, что решение об установлении тарифов доводится до сведения организации, в отношении которой принято это решение, в недельный срок (семь календарных дней) с даты его принятия.
***Также указанным пунктом установлено, что одновременно с решением об установлении тарифов до регулируемой организации доводится и протокол заседания правления (коллегии) регулирующего органа, на котором принималось это решение».
***ФСТ России подчеркивает, что:

- пунктами 21, 22 Правил регулирования тарифов установлена обязанность регулирующего органа отражать в вышеуказанном протоколе заседания правления (коллегии) основания, по которым регулируемой организации отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных этой организацией, и основных показателей деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования,
- в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ решения об установлении тарифов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

***- Отлично.
***- Другое информационное письмо - ФНС РФ от 09.08.2010 года № ШС-37-3/8663 – называется так: «О налогообложении ТСЖ».
***- Что в нем?
***- Позиция ФНС РФ такова:
***- средства членов ТСЖ, поступившие в оплату коммунальных услуг, а также стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, подлежат налогообложению в общем порядке.
***- Почему?
***- По мнению ФНС РФ указанные платежи не являются целевыми поступлениями на ведение уставной деятельности некоммерческой организации, не подлежащими налогообложению налогом на прибыль организаций на основании п. 2 ст. 251 НК РФ, поскольку обязанность их внесения возникает не в связи с членством в ТСЖ, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме. Таким образом, суммы оплаты услуг (работ) по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилого дома, а также суммы оплаты коммунальных услуг, поступающие на счет ТСЖ, учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.Отмечено также, что в случае, когда ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) соответствующих услуг (работ), т.е. исходя из договорных обязательств выступает посредником, то, в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, налогообложению подлежат только суммы вознаграждения за посреднические услуги.

4. Комментарии и экспертные мнения

***- Мы с вами ведь разговариваем не только о вступивших силу законах, актах, но и проектах тоже?
***- Вы же именно так поставили задачу аналитического обзора законодательства. Я подготовила соответствующую выборку. В том числе, интересен законопроект о саморегулировании в жилищно-коммунальной сфере. Он внесен в Государственную Думу РФ и имеет такое название: «О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами». Планируется принять закон к концу года.
***- Каковые его цели и основные положения?
***- Их несколько. В том числе:

I) - убрать «непрофессионалов» с рынка управления МКД;
II) - создать для потребителей услуг возможность выбора управляющей организации, исходя из показателей эффективности деятельности различных саморегулируемых организаций. При этом минимальный взнос каждого члена саморегулируемой организации в компенсационный фонд должен составлять 100 000 рублей, а минимальное количество членов такой СРО – 100;
III) - создать систему отраслевых стандартов качества для управляющих организаций. Согласно стандартам по управлению МКД могут устанавливаться:

1) условия и перечни работ, услуг, подлежащие включению в договор управления МКД,
2) требования к управляющим организациям, ТСЖ относительно предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с собственниками и нанимателями помещений в МКД, лицами,
3) требование о наличии сертификации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) при управлении МКД, сертификации системы управления качеством таких работ (услуг),
4) порядок привлечения управляющей организацией третьих лиц для выполнения работ (оказания услуг), связанных с управлением МКД,
5) требования к ведению технической документации на многоквартирный дом,
6) правила и требования к организации содержания и текущего ремонта общего имущества в МКД,
7) порядок определения размера платы за управление, содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги;

IV) - создать систему профессиональной ответственности управляющих организаций, в том числе имущественной (формирование компенсационного фонда СРО и обеспечение страхования ответственности управляющих организаций–членов СРО на сумму не менее 500 000 рублей);
V) – устранить неопределенности со статусом и положением управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, их функциями и ответственностью с учетом сложившейся практики, в том числе путем ограничения выбора неэффективных способов управления;
VI) – обеспечить публичность и прозрачность деятельности управляющих организаций, ТСЖ, ЖК за счет обязательности раскрытия информации согласно соответствующим стандартам, утверждаемым Правительством РФ;
VII) - предлагается обязать ТСЖ обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности.

***- Что говорят эксперты? Будет польза от такого закона, если его примут?
***- По мнению специалистов ЖКХ, деятельность компаний, управляющих МКД, сегодня неэффективна и никак не регламентируется. Саморегулирование должно положительно сказаться как на расценках, так и на качестве обслуживания жилья.

-
 

БАНКРОТСТВО. БЫСТРО! ЕЩЁ БЫСТРЕЕ!

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Беседовал Владимир ДАРКИН

ЗУБР: Защитное Урегулирование Банкротской Разбалансировки


Заметка номер 001. Управляющий партнер юридической фирмы «Эсток-Консалтинг» Андрей Бежан рассказывает, как сделать

БАНКРОТСТВО ПО-БЫСТРОМУ



***- Андрей Викторович, лет семь тому назад по моему исковому заявлению была подвергнута банкротству птицефабрика в станице Ленинградской.
***- Довольно странно слышать это от журналиста.
***- В то время помимо журналистики я занимался продовольственным бизнесом. И что было делать, если фабрика не поставила продукцию на весьма крупную сумму? Тогдашние руководители этого предприятия многих обманули. И, кстати, в результате иска арбитражный управляющий сумел выплатить все долги, так что птицефабрика вновь вернула к себе уважение, стала производить продукцию. Я это всё рассказываю к тому, что удивился, когда услышал от вас, что банкротство можно осуществить без лишней потери времени. Процедура в Ленинградской заняла около двух лет. Приходилось туда постоянно ездить, как и в Краснодар. Расскажите о «банкротстве по-быстрому».
***- Удивляются, когда впервые слышат об этом, почти все. По общему мнению, процедура банкротства является достаточно сложным и высокозатратным механизмом урегулирования задолженности. Однако Закон о банкротстве содержит механизмы, позволяющие максимально быстро и наименее затратно провести банкротство должника.
***- Какие именно?
***- Банкротство может быть проведено в упрощенном порядке в следующих случаях. Если имущество должника заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве. Если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника. А также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
***- А нет ли тут опасности, что такой схемой может воспользоваться должник, чтобы провернуть фиктивное банкротство?
***- Нет. Потому что обратиться с заявлением по упрощенной процедуре может именно кредитор, а сам должник таким правом не обладает. В противном случае суд возвращает указанное заявление должнику. Если все же арбитражным судом введена процедура наблюдения по заявлению должника и указанное обстоятельство выявилось впоследствии, арбитражный суд прекращает производство по делу.
***- Насколько я понял, «быстрая» процедура может быть сразу введена только по заявлению кредитора, подавшего заявления о введении в отношении должника процедуры банкротства в упрощенном порядке?
***- Нет, не только. Еще по ходатайству временного управляющего после введения в отношении должника процедуры наблюдения. Иными словами, при наличии у должника лояльного кредитора должник может рассчитывать на введение процедуры банкротства в упрощенном порядке.
***- А если обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской деятельности и невозможности покрытия судебных расходов выявились уже при рассмотрении заявления кредитора о признании должника банкротом?
***- Тогда суд в течение месяца с даты принятия заявления принимает решение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства.
***- Ого! Очень интересно!
***- Если же соответствующие обстоятельства выявлены именно в ходе процедуры наблюдения, то временный управляющий ОБЯЗАН обратиться в суд с ходатайством о переходе к упрощенной процедуре банкротства. Как показывает практика, указанные обстоятельства могут быть выявлены временным управляющим в течение трех-четырех месяцев с даты введения процедуры наблюдения.
***- Итак, «не успели оглянуться», а уже конкурсное производство?
***- После введения процедуры конкурсного производства конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве всех известных ему кредиторов должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему для включения данных требований в реестр требований кредиторов. По истечении указанного срока, если не будет выявлено имущество должника, достаточного для покрытия судебных расходов, возможно завершение процедуры конкурсного производства и ликвидация должника. Таким образом, введение в отношении должника процедуры банкротства в упрощенном порядке позволяет минимизировать затраты на сопровождение процедуры и сроки процедуры банкротства. Конечно же, при завершении процедуры конкурсного производства требования кредиторов, не погашенные за счет имущества должника, считаются погашенными.
***- Можно спросить о опыте по сопровождению проектов в сфере несостоятельности (банкротства), который наработан юридической компанией ООО «Эсток-Консалтинг»?
***– Без лишней скромности скажу, что этот опыт значителен. Речь о сопровождении более шестидесяти проектов в сфере несостоятельности (банкротства). В том числе, по особо крупной категории должников.
***- Если схематично, как вы действуете?
***- Методика работы Практики по сопровождению проектов в сфере несостоятельности (банкротства) заключается в предварительном анализе сложившейся у Клиента ситуации, а также в оценке затрат и рисков введения процедуры банкротства. Лишь после этого начинается правовое сопровождение. В состав услуг Практики может, в том числе, включаться:

- детальная оценка рисков при инициировании процедуры банкротства;
- разработка заявления о признании должника банкротом и предложение кандидатуры компетентного арбитражного управляющего;
- правовое сопровождение процедуры банкротства в интересах Клиента.

Беседовал Владимир ДАРКИН