ОАО "Черномортранснефть"

ДАВНО И НЕПРАВДА? Руководящий чиновник в Новороссийске признался в существовании второго штурмовика "ИЛ-2". Что кроется за этим фактом? Анонс публикации

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

***С почти детективной историей столкнулись журналисты нашей электронной газеты "Новороссийские известия", исследуя казалось бы простую тему. Речь о ремонте памятника - самолета "ИЛ-2", установленного на пересечении улиц Героев Десантников и проспекта Ленина.

***Ну, и что тут детективного? - спросите вы. Согласны, конечно, так бывает: изучили памятник повнимательнее, и поняли, что ремонт на месте не сделать - надо отправлять штурмовик для реконструкции на авиазавод.

***Странности начались с рассказа одного из бывших сотрудников Южного внутригородского района  города-героя. Напомним, что легенда военной авиаистории установлена именно в Южном районе. Экс-чиновник, потребовавший от журналистов анонимности для себя, поведал, что еще несколько лет назад, когда главой в городе был не Дяченко, а Синяговский, а районом руководил Владимир Шило (сейчас он возглавляет ООО «ТК “Чистый город”», оказывающее услуги по транспортировке отходов) был приобретен второй самолет "ИЛ-2" за 5 миллионов рублей. Якобы им хотели заменить обветшавший памятник, но не получилось. За памятниками - строгий контроль со стороны соответствующих организаций, а дорогостоящая покупочка не тянула на памятник ни по каком параметрам. Почему об этом не подумали, когда покупали, он не знает. Самолет №2 куда-то убрали, и о нем будто забыли..."

***Мы нашли и сумели встретиться в последний день перед отпуском с тем чиновником, который, по идее, должен знать всё до деталей. Это Вячеслав Матвейчук. Во-первых, состояние и содержание памятников - это сфера, за которую отвечает именно горуправление культуры. Во-вторых, Матвейчук уже занимал нынешнюю должность, когда купили второй самолет.

На фото: В.Матвейчук на пресс-конференции, посвященной "Морскому узлу"-2017

***Ну, сразу к сути и итогам! Вячеслав - чиновник молодой и очень талантливый. Он ни капельки не удивился, что журналисты прознали про второй самолет. Сказал, да, стоит пока, скрытый от глаз, но вскоре будет публично установлен на радость новороссийцам и гостям города. И это, мол, не памятник никакой, а пластиковый макет в натуральную величину. Правда, в какую сумму обошлась такая покупочка, Вячеслав Батькович, дескать, не в курсе.

***При этом в администрации рассказали "Нашей газете-Новороссийск", что "на время проведения ремонтных работ постамент (самолета №1 - ред. НИ) будет пуст и огорожен забором, на ремонт памятника выделено пять миллионов рублей". Интересное совпадение или что-то иное? И самолет №2 приобрели, если верить бывшему чиновнику Южного района, за 5 "лимонов". И ремонт самолета №1 обойдется ровно в ту же самую сумму...

Сегодня, 6 июля газета "Новороссийский рабочий" напечатала интервью с мэром И.Дяченко, где тот четко сказал: "К 12 сентября "Самолет" будет в лучшем виде". Ох, сомневаемся, если на табличке не менее четко значится: окончание работ в лучшем случае в октябре, а то и в декабре. И В.Матвейчук на вопрос о сроках ремонта опять-таки уверенно сказал: "Хотелось бы, конечно, к Дню города работы окончить, но все-таки важнее сделать реставрацию в лучшем виде, с надлежащим качеством"...


На фото: В.Матвейчук участвует в образовательном проекте "Наше время"-2015, фото предоставлено участниками проекта, из архива "Новороссийских известий

***А потом господин начгорупркульта с еще более душевной интонацией признался, что вчера уехал с места, где установлен памятник (самолет №1), в 4 часа ночи. Мол, разборка - дело ответственное, каждую клепочку аккуратно вынимают, чтобы ничего не повредить. Дескать, требования со стороны контролирующих охрану памятников органов очень жесткие. Это касается и разборки памятников, и даже транспортировки. А сколько новороссийцев интересуются процессом! Многие, как и он сам, в детстве залезали на самолет. А теперь его увезут на ремонт... Короче, трогательная и воспитательно поучительная история, с какой стороны ни зайти.


***Всё сходится! Если, конечно, не задать те вопросы, которые так и вертятся на языке. Почему о приобретении второго самолета нигде не сообщалось в течение нескольких лет? Почему его не установили сразу после покупки, чего ждали до сей поры? Во сколько реально обошлось это приобретение, кто отдал распоряжение купить и, главное, зачем? Тем более, если и правда речь идет о макете? Какой смысл было выкидывать деньги из бюджета, какой в этом военно-патриотический смысл? Ну, зачем тратить солидные деньги, а потом несколько лет скрывать покупку от народа? Может, это такой эксперимент? И почему Матвейчук предложил газете обратиться к читателям насчет места установки макета только сейчас, когда эта история стала достоянием гласности, почему не раньше?

***Кстати, напомним, у нас немало зависших проектов памятников. Например, Хамсе, не говоря уж о монументе Николаю Чудотворцу. Администрация и "верноподданные" СМИ "прокричали" о установке памятника Хамсе на набережной, и где он? По имеющимся данным, которые предстоит проверить, более трех лет пылится в Краснодаре - нет денег выкупить. А вот второй штурмовик - это, пожалуйста. Может, и третий тогда купить, ведь три число совсем хорошее? Даже Бог любит Троицу. Или по одному на каждый из пяти районов города, чтобы никто не обиделся...

***После беседы с Матвейчуком мы с нашим фотокорреспондентом поехали на место разборки авиапамятника. Там обнаружили двух доблестных рабочих (вы их видите на фото) и полуразобранный штурмовик за красивым забором.


***Не знаем, что там с ювелирным вытаскиванием клепок, но вот ржавый и ветхий, местами почти прозрачный металл увидели воочию. Куда и к чему приваривать при реставрации восстановленные части, нам, неспециалистам, непонятно. Может, проще новую внешнюю оболочку самолета изготовить на заводе, чем пытаться реанимировать то, что пришло в негодность? Напомним, что самолет подняли со дна моря, а потом он 37 лет после первого ремонта подвергался агрессивным норд-остам в опасной близости от открытой морской воды.

Это лишь анонс, а полный текст - ЗДЕСЬ.